{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как инвесторы используют снимки из космоса и зарабатывают больше

Инвестиционные компании ищут креативные методы, чтобы точнее прогнозировать динамику цен акций. Один из них — покупка спутниковых снимков. Статью The Atlantic перевела редакция DTI Algorithmic.

The Atlantic

RS Metrics: автомобили на парковках и прибыль компаний

В 2009 году, одним летним днем, Том Даймонд сложил в свой черный Infiniti запас недельной одежды, синтезатор и усилитель. Только что он уволился с поста директора компании, занимающейся инвестиционным консультированием. Том собрался съездить из Чикаго в город Буэна Виста, в штате Колорадо, чтобы навестить своего брата Алекса. Тот работал на фирму DigitalGlobe – компанию, которая продает снимки со спутников, в основном – правительству.

Финансовый кризис больно ударил по бизнесу Тома, и он был готов начать новый этап в жизни. Путешествие было запланировано, чтобы взять тайм-аут и вернуться наконец к старому хобби: рок-обработке классической музыки вместе с Алексом, который с легкостью мог воспроизвести «Зулейку» Шуберта на электрогитаре. А еще Том очень хотел обсудить с братом спутники. Он никак не мог перестать думать о тех восьми фотографиях, которые ему прислал Алекс несколько месяцев назад. Один из клиентов Тома хотел купить фабрику в Малайзии и нуждался в доказательствах того, что она соответствует описанию продавца. Том использовал фотографии из космоса для презентации о фабрике – грузовики, служебные автомобили и склады были хорошо видны на территории завода. Клиент был потрясен, а в конференц-зале раздались аплодисменты. И Том подумал: «А в этом явно что-то есть».

Томас подъехал к дому Алекса, и братья вышли на заднее крыльцо полюбоваться видом на гору Колумбия. Алекс принес несколько снимков, сделанных спутником DigitalGlobe WorldView-1, а Том открыл годовые отчеты нескольких розничных сетей. Существует известная история о Сэме Уолтоне, основателе сети Walmart: в первые дни работы он отслеживал, как работают магазины, подсчитывая автомобили на стоянке. Осознав всю значимость спутниковых снимков для своей сделки с фабрикой, Том пришел к аналогичной идее, но в масштабах, которые Уолтон не мог себе представить. Он спросил брата: «А что, если мы пересчитаем машины на каждой парковке сети Walmart?»

Парковка у Walmart

После недели, проведенной вместе в Скалистых горах, у братьев появился план. Алекс покинул DigitalGlobe, предварительно договорившись с компанией о продаже ему архивных снимков за три года. Том загрузил программу, считающую клики мыши. Это позволило ему считать автомобили на фотографиях, нажимая на каждый из них. После нескольких месяцев прочесывания парковок — в Home Depot, Lowe's, Mcdonald's и, да, Walmart — у братьев был огромный набор данных для тестирования. И действительно — оказалось, что количество автомобилей на стоянках розничных магазинов довольно точно предсказывало доходы компании.

Братья Даймонд основали свою собственную компанию RS Metrics. Их первым клиентом стал биржевой аналитик, который попросил их подсчитать автомобили на парковке Mcdonald's, используя спутниковые снимки. Сеть Lowe's наняла братьев следить за их собственными магазинами и магазинами конкурентов Home Depot тоже.

Главный прорыв произошел в середине 2010 года, когда Нил Карри, аналитик инвестиционного банка UBS, заказал подсчет машин на парковках для 100 магазинов Walmart. Он опубликовал результаты в ежеквартальном предварительном расчете прибыли. Количество машин на стоянках, писал он, наводит на мысль, что акции Walmart недооценены.

Предсказание Карри оказалось верным. Слава компании распространялась, а спутниковые снимки становились все более точными. Ряд инвестиционных фондов начал покупать данные по розничному трафику на основе показателей RS Metrics. Компания расширилась и начала отслеживать не только автомобили, но и расположение солнечных батарей, запасы пиломатериалов на лесопилках и добычу металлов. Сегодня фирма, наряду с такими стартапами, как Descartes Labs и Orbital Insight, использует все разнообразие аэрофотоснимков и данных, чтобы помочь инвесторам принять решение о покупке акций.

Однажды утром в ноябре прошлого года поезд перевозил 268 вагонов железной руды. Поезд сошел с рельсов в пустыне Пилбара, в Западной Австралии. Цены на железную руду взлетели, учитывая, что материал используется во всем: от мебели до скрепок. Однако некоторые трейдеры тщательно проанализировали спутниковые снимки аварии и увидели руду, сваленную в кучу на ровном месте, где ее можно было легко перегрузить на другой поезд. Они утверждали, что цены скоро вернутся на прежний уровень, и были правы — паника очень быстро утихла.

Информация — ценный ресурс

Использование аэрофотосъемки может показаться несправедливым преимуществом инвесторов, которые могут себе это позволить — спутниковые данные в реальном времени стоят десятки тысяч долларов в год. Однако эта практика совершенно законна. Еще в 1960-х была предпринята попытка законодательно закрепить идею равного доступа к информации при торговле ценными бумагами. Но сейчас суды обычно интерпретируют законы о ценных бумагах как законы, которые запрещают торговлю информацией в двух случаях: когда вы являетесь истинным инсайдером — если, скажем, вы являетесь менеджером и имеете доступ к особой информации о деятельности компании — и когда вы «незаконно присваиваете» информацию, что означает ее кражу.

Теоретически, инвесторы, которые ищут хитроумные методы получения новой и полезной информации, приносят пользу рынку в целом, так как их прогнозы точны. Однако в последние годы информационный разрыв значительно увеличился. Сегодня инвестиционные компании тратят сотни миллионов долларов в год на так называемое «альтернативное отслеживание» потребительских тенденций, используя все — от геолокации до онлайн-слежки.

Мэтью Гранад, главный сотрудник маркетинговой разведки компании Point72, занимающейся управлением активами, говорит, что его сотрудники ежегодно ведут переговоры с более чем с 1000 поставщиками таких данных. Поскольку «гонка вооружений» альтернативными данными набирает обороты, исследователи начали более внимательно изучать то, какой ущерб это может нанести. Некоторые считают, что сегодняшние трейдеры используют нестандартные источники в целях извлечения личной прибыли, без особой пользы для рынка в целом. Вопрос, который здесь поднимают критики, фундаментален: в мире, где информация далека от того, чтобы быть полностью свободной, как можно соотнести цели бизнеса и принципы честной игры?

Чтобы ответить на этот вопрос, полезно обратиться к практике: какую пользу на самом деле могут принести альтернативные источники информации для инвесторов, которые могут себе их позволить? И есть ли преимущества в этой ситуации у обычных инвесторов?

Недавно два профессора бизнес-школы в Калифорнийском университете попытались это выяснить. Они запросили у братьев Даймонд их данные по парковкам. Братья согласились отдать им почти весь свой архив: ежедневные подсчеты количества автомобилей, проведенные с 2011 по 2017 год в 67 000 магазинах, представляющих 44 крупнейших розничных сетей США, среди которых Costco, Nordstrom, Starbucks, Target, Walmart и Whole Foods.

Исследователи обнаружили, что при покупке акций за несколько недель до того, как розничный магазин сообщал о квартальной прибыли, когда трафик на автостоянке увеличивался, и продаже акций, когда трафик снижался, можно было заработать на 4,7 процента выше, чем обычно. Это значительное преимущество: если фонд может стабильно опережать рынок даже на долю процента, инвесторы будут вкладывать в него деньги.

Больше машин на стоянках — больше заработка за квартал, больше заработка — повышение цен на акции. Подсчет автомобилей работает.

Готов ли рынок к новой информации

Исследователи также обнаружили, к своему удивлению, что цены на акции не менялись даже тогда, когда инвесторы использовали спутниковые данные для получения прибыли от торговли акциями. В течение периода до отчетов о доходах, информация оставалась в замкнутом круге тех, кто заплатил за нее, никак не воздействуя на рынок. У экономистов нет объяснения тому, почему новая информация не всегда влияет на цены акций, но многие люди стали миллиардерами, потому что это не так. Аналитики Уолл-Стрит по ценным бумагам — хорошо информированные наблюдатели за рынком, которые регулярно рекомендуют акции и которые были одними из первых, кто принял подсчет автомобилей — не всегда обновляли свои квартальные прогнозы.

Хедж-фонды, которые торговали на основе анализа спутниковых данных, были правы: аналитики, которые не корректировали свои прогнозы (либо потому, что у них не было данных, либо они к ним не прислушивались) ошибались, как и инвесторы, которые следовали советам.

Панос Н. Пататукас, один из соавторов исследования, сказал, что он считает использование спутников дает преимущества для опытных инвесторов за счет мелких индивидуальных инвесторов. Покупка и продажа акций на основе данных со спутников напоминает инсайдерскую торговлю. Одна из причин, по которой инсайдерская торговля незаконна, — она приносит пользу тем, у кого есть информация, и обманывает аутсайдеров, у которых нет такого преимущества. Конечно, количество автомобилей на стоянке технически является публичной информацией, но на практике у немногих инвесторов есть ресурсы, чтобы её получить. «Разве торговля на основе спутниковой информации не похожа на торговлю на основе значимой инсайдерской информации?» — уточняет Панос Пататукас.

Технология будет постепенно становиться дешевле и станет доступна широкому сегменту рынка — так часто бывает с новыми технологиями. Сначала это дорого, и ни у кого нет, но потом они становятся дешевле. А значит, все больше людей будут ими пользоваться. В конце концов, каждый будет иметь доступ к спутнику в реальном времени на своем телефоне.

Маниш Сагар,

генеральный директор RS Metrics

Если так будет, то рыночные цены будут отражать информацию быстрее. Пока мы живем в капиталистическом обществе, короткие периоды серьёзного неравенства — это цена, которую мы платим за эффективный рынок в будущем.

Аэрофотоснимки, безусловно, становятся более доступными. Planet, спутниковая компания, основанная тремя учеными НАСА, предлагает продукт под названием Planet Explorer. Я подписался на бесплатную пробную версию и через несколько минут уже смотрел на фотографии магазинов возле моего дома — это было похоже на версию Google Earth в реальном времени. Но большинство инвесторов не могут позволить себе такие услуги — по крайней мере, пока. К тому времени, когда они смогут, ценность изображений уменьшится. Некоторые богатые инвесторы говорят, что преимущества от подсчета автомобилей уже почти незаметны. Самые искушенные инвесторы перешли к стратегиям, основанным на более широких диапазонах данных. «Сами фотографии дают лишь небольшую картину», — говорит Алекс Даймонд.

Менеджеры хедж-фондов теперь полагаются на электронные алгоритмы, которые включают не только подсчет автомобилей, но и другие типы альтернативных данных. Группа Thasos использует возможности геолокации мобильных телефонов для мониторинга потребительского поведения. Другие компании отслеживают анонимные потребительские транзакции.

Сочетание спутниковых снимков с анализом структуры расходов и данных о транзакциях дает более объемный и дорогой портрет поведения потребителя.

Чем больше людей на рынке – тем лучше он будет работать: цены будут отражать прогнозы и намерения более широкой группы инвесторов. Но это не означает, что каждый должен открыть брокерский счет и начать скупать акции. Один менеджер хедж-фонда преподал мне урок: суть бума на альтернативные данные в том, что рынки должны регулироваться, а индивидуальные инвесторы должны избегать ставок на отдельные акции. «Если средние инвесторы неизбежно окажутся в невыгодном положении от торговли, они не должны ничего делать, кроме как покупать и держать пассивный индексный фонд», - сказал он мне. Если вы не можете быть конкурентоспособными, не играйте.

Конечно, это исходит от типа инвестирования Уолл-Стрит: играть и выигрывать. Но это не просто группа инвесторов, которые придерживаются такой точки зрения. По словам Джилл Фиш, эксперта по регулированию ценных бумаг из Пенсильванского университета, идея равного доступа к информация — это миф.

Некоторые люди всегда имеют больше информации, и тот факт, что они хорошо информированы, фактически защищает остальных. Это помогает сделать рыночные цены более точными. Нам, как участникам рынка, будет только хуже с неосведомленными предпринимателями.

Джилл Фиш, эксперт по регулированию ценных бумаг из Пенсильванского университета

По поводу временного лага между покупкой хедж-фондами спутниковых данных и выпуском отчетов о прибылях, в которых цены на акции меняются, Фиш все еще спокойна:

Задержки в получении данных — это больше проблема для богатых инвесторов, чем для нас . Они — это те, кто больше рискует в течение этого времени. Успех не гарантирован, даже с самыми сложными альтернативными данными под рукой.

Джилл Фиш, эксперт по регулированию ценных бумаг из Пенсильванского университета

Неясно, разделит ли Комиссия по ценным бумагам и биржам эту точку зрения. Их миссия — защита инвесторов. Только вот каких?

0
3 комментария
Nanokassa_ru

Кейс из сериала «Миллиарды»

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Самсонов

В реутерсе можно отслеживать танкеры с нефтью в реальном времени, где-то в вебе можно смотреть за ураганами, кто-то смотрит за засухой на плантациях с зерном или кофе, тема стара как мир. Скорее всего уже есть какие нить нейронные сети которые отслеживают все эти параметры и строят модели, каждый дрочит как он хочет кароче. я вот пойду ща в бинарных опционах бабла подниму на тех анализе

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Galt

Я бы сказал, что это кейс про заносчивость профессоров из Беркли. Им стоило задать вопрос какому-нибудь трейдеру с Уолл-Стрит. https://t.me/toxicopinion/189

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда