Почему банки отказываются от SMS и переходят на мессенджеры и push-уведомления Статьи редакции

В начале 2014 года правительством России были внесены изменения в федеральный закон «О национальной платежной системе», которые обязали все банки и платежных операторов информировать клиента о любых операциях по его карте. В то же время операторы «большой тройки» в несколько раз подняли цены на SMS для юридических лиц — в том числе, и для банков.

ЦП узнал, как банки сокращают возросшие расходы на SMS и как на их деятельности сказались принятые поправки к закону.

В мае 2014 года Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в федеральный закон “О национальной платежной системе”». Поправки к федеральному закону коснулись деятельности банков и платежных операторов: теперь они обязаны уведомлять клиентов о любой операции по их картам.

Как отмечает издание «Эксперт», теперь банки вынуждены идти на ухищрения: некоторые предоставляют пользователям самостоятельно выбрать, каким именно образом получать уведомления — по SMS, при помощи пуш-оповещений или через интернет-банк, обязывают клиентов самостоятельно оплачивать SMS (во многих банках услуга «SMS-информирование» — платная).

Как сообщили издания «Ведомости» и «Банки.ру», в конце 2013 года операторы «большой тройки» («Билайн», «МегаФон» и МТС) существенно подняли цены на SMS для юридических лиц, объясняя это тем, что по низкой цене в пять-шесть копеек большинство банков рассылали своим клиентам спам. Повышенная цена на одно сообщение должна была это предотвратить. Как рассказал «Эксперту» бывший сотрудник одного из крупных банков Владислав Королев, цены на SMS сначала поднялись с пяти до 40 копеек, а затем — и до 80.

«Эксперт» попросил представителей крупнейших операторов рассказать, насколько на самом деле выросли цены на SMS для юридических лиц, и с чем это связано.

«МТС не повышала цены на информационные и рекламные SMS-рассылки, — говорит руководитель направления по работе со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. — Еще с июля 2013 года в целях борьбы со спамом мы стали переводить взаимодействие с банками на прямые договоры (минуя SMS-агрегаторы) и установили новую тарифную шкалу, в рамках которой средневзвешенная цена за SMS для банков оказалась даже ниже прежней — для большинства банков одно SMS обходится в среднем примерно в 25-30 копеек».

По словам Солодовникова, конечная цена в каждом конкретном случае зависит от объемов рассылок.

«Естественно, что ранее при наших тарифах банкам было выгоднее заказывать рассылку через других операторов или SMS-агрегаторов, специализировавшихся на массовых рассылках, по демпинговым ценам — пять-шесть копеек за SMS. При такой схеме нашим абонентам поступал спам, при этом были случаи, когда банковские рассылки шли через агрегаторов, не имеющих лицензии на оказание услуг связи или сертифицированного оборудования. Такие посредники не несли никаких обязательств по сохранности банковской тайны».

«В конце 2014 года “МегаФон” пересмотрел шкалу цен на услугу “Мобильное информирование”, но цена на рассылки либо осталась прежней, либо снизилась по ряду значений шкалы, — рассказала «Эксперту» пресс-секретарь «МегаФона» Алия Бекетова. — Для банков же существует специальная опция в рамках данной услуги, которая распространяется на транзакционный трафик банка (рассылку обязательных уведомлений банка о состоянии счета клиента). Ее стоимость — 0,30 копеек, и условия данной опции не менялись до настоящего момента».

Банки стараются сократить возросшие расходы на SMS-оповещения. Они пытаются перевести абонентов на альтернативные способы получения оповещений: при помощи USSD-команд или пуш-уведомлений, некоторые и вовсе переходят на мессенджеры. Избавиться от SMS оказалось не так просто, как рассказал ЦП начальник управления по развитию мобильных сервисов «Альфа-Банка» Андрей Алексахин.

Андрей Алексахинначальник управления по развитию мобильных сервисов «Альфа-Банка»

Операторы в конце 2013 года существенно подняли цены на SMS-сообщения. Раньше одно SMS нам обходилось примерно в три копейки, сейчас — в 35. Мы оптимизируем расходы — убрали лишнее и опциональное, переходим на USSD, пуш-уведомления, смотрим на всякие мессенджеры — вроде WhatsApp или Telegram.

Есть свои сложности, но в перспективе от SMS мы, конечно, откажемся. До конца этого года SMS-трафик сократим существенно, в разы.

Из сложностей, например, можно выделить статус доставки. По SMS он всегда понятен. Для каких-то маркетинговых рассылок это непринципиально, в случае паролей — важно.

Как взаимодействовать с клиентом через мессенджеры, банки пока не придумали. Возникает масса проблем — начиная с того, что у пользователя на смартфоне может быть не установлено нужной программы.

Украинский «Приватбанк» уже пользуется мессенджерами — у банка есть соглашение с Viber, и клиент, у которого установлено приложение Viber, может получать уведомления через него. Право банка самостоятельно выбирать способ отправки уведомлений прописано в условиях предоставления банковских услуг «Приватбанком».

Существуют и другие программные решения — например, разработанный бывшим банковским сотрудником сервис TIM Connect, при помощи которого банки могут посылать уведомления на смартфоны своих клиентов, и который оценивает одно уведомление в 10 копеек. Проблема с такими проектами та же самая, что и с мессенджерами — банку потребуется, чтобы на телефоне клиента было установлено специальное приложение. Если программа не установлена, сервис автоматически оправит пользователю SMS — такое сообщение обойдется банку дороже.

0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Veronika Michailova

Ок, а как же города РФ, где не такое проникновение смартфонов и мобильного интернета как в миллионниках? Даже за 160 км от Москвы не у всех постоянно включен интернет.

Ответить
2
Развернуть ветку
Chubaka Odnako

А это другая Россия, она никому не нужна

Ответить
4
Развернуть ветку
Veronika Michailova

Насчет этого не уверена, но без смс-уведомлений там никак.

Ответить
0
Развернуть ветку
Anton Filatov

И как банки определят что я удалил свой Вайбер или телеграмм?

Вот пуши от приложения банка - круто, вот только я пока не встречал примеров использования

Ответить
2
Развернуть ветку
Андрей Мима

Райффайзен - отличный пример.

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Artemyev

Там только код для подтверждения операции, совершаемой внутри приложения на авторизованном устройстве, реализован через пуш.

Ответить
0
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Рокетбанк же.
Но только уведомления об операциях, коды для 3D-Secure по смс. Думаю, это во многом технический вопрос, связанный с тем, что завязано на процессинг Интеркоммерца. Ну и интернет не всегда есть на телефоне, а оплатить надо.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Федько Куракин

Лол, написали бы просто.
"Мы тут с главным посидели, увидели счет за смс и решили что лучше я себе каен куплю"
А не "улучшение сервиса бла бла бла

Ответить
2
Развернуть ветку
Andrey Artemyev

Проблемы с пушами начнутся в роуминге. Универсальный вариант с точки зрения пользователя - это как в iMessage, отправлять в виде смс, если не удалось отправить через интернет. С точки зрения технической реализации - не знаю.

Ответить
1
Развернуть ветку
Владислав Королёв

TIM Connect отправляет смс, если клиенту не доставлен push.

Ответить
2
Развернуть ветку
Andrey Artemyev

А, ну значит, и с реализацией проблем нет. Спасибо за инфо!

Ответить
0
Развернуть ветку
Katerina Gorelova

Цены на СМС поднялись в 5 (пять) раз. Обычные юр.лица платили 10 коп за смс с именем, а теперь 50 копеек. За коротенькое сообщение.

А главное прикрытие у МТС, Мегафона и проч - защита от спама - не сработало. Спам как приходил, так и продолжает падать. Только теперь с цифровых номеров - и не узнаешь, кто ж тебя закидывает, пока не позвонишь по указанному телефону (такие смс стоят сейчас 25 копеек).

Зато у операторов счастья полные штаны. И денег тьма. На воздухе такой заработок!

Ответить
1
Развернуть ветку
True Man
Ответить
0
Развернуть ветку
A Glevsky

А в Райфайзенге меня поразила верификация операции - в самом приложении появляется уведомление с кодом и этот код автоматически подставляется в поле. Непонятно зачем его мне вообще показывать, раз от меня ничего не требуется. Было бы понятно, бери он код из смс, но здесь сам показал, сам проверил и сам взял

Ответить
0
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Потому что в телефоне ваша симка. Если бы злоумышленник пытался вас взломать, то ему бы код не пришёл, с его симкой.

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Мима

Могу ошибаться и что-то путать, но вроде бы оно раньше не всегда работало идеально и иногда пуш мог придти в другое приложение. Я открыл приложение на айпаде и на андроидном телефоне, запросил пуш с айпада, а пришел он на андроид. Сейчас такой проблемы у них нет, но раньше в такой ситуации я мог бы взять код из андроида (который мне показали) и ввести в айпаде в поле, которое пуша так и не дождалось.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander Popov

Это можно назвать замыканием цепи. Один конец - приложение с интернетом, другой - SMS по телефону (ну или не SMS, но по номеру телефона). И когда цепь замыкается - всё проходит успешно максимально автоматически. К сожалению, вы наблюдаете этот процесс при правильном использовании. Но, к счастью, вам ничего не нужно вводить. В то же время при любом разрыве цепи (номер телефона в другом аппарате - вашем или злоумышленника, номер телефона заблокирован и так далее) операция не пройдёт, что обеспечивает безопасность. Вроде как-то так.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexey Novov

Альфабанк не информирует об операциях по карте, если отключен Альфа-Чек. Это противоречит ФЗ?

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Artemyev

По идее нет, если существует хотя бы один способ бесплатного получения этой информации. Например, обратиться в отделение/банкомат/ИБ за выпиской. Другая сторона закона о том, что банк вправе установить срок оспаривания совершенной операции по карте, например, мошеннической. И если в случае с смс об этом можно узнать сразу, то в случае с выпиской - уже после установленного срока.

Вообще, закон странный, интересно, были ли уже какие-то прецеденты исков о том, что не проинформировал и т.д.

Ответить
0
Развернуть ветку
True Man

Выше написано, в случаи отсутствия возможности отправить push, то отправляется СМС... молодцы ребята, что такое сделали наши ребята.
Надеюсь, что эта инновация не встретит противодействия.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Timofey Kravtcoff

Лишний пример того, как операторы прохлопывают выручку и возможности. Ну пришел к тебе оптовик, банк или толпа банков ну сделайте для них цену ниже, и еще ниже) 2 копейки например.
Интересно как это реализовано в USA и по какой цене. Кто-то знает?

Ответить
0
Развернуть ветку
蛇火狼

В SMS никогда не было и не может быть никакой банковской тайны вообще. Берешь оборудование и читаешь их, они не зашифрованы никак.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Читать все 22 комментария
"Американский" Высоцкий

Концерты запрещали, но за границу пускали – и даже дали жениться на француженке. С Мариной Влади в Америке Высоцкий ходил на вечеринки с Барышниковым, ездил в Диснейленд и учил Бродского любить гитару.

Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

Revolut запустил в США сервис для торговли акциями без комиссии Статьи редакции

До этого пользоваться приложением могли только жители Евросоюза и Великобритании.

На кого поставить при развороте рынка вверх
Почему спрос создать нельзя и что с этим делать

«Рекламируем паркетную доску темного цвета… она не пользуется спросом… люди спрашивают светлую… По опыту темную доску покупают люди… Вопрос: какую стратегию применить для привлечения покупателей?»

Avito доставка: Покупатель не принял товар, но при возврате он был выдан неизвестному лицу

Доброго времени дня. Вот и у меня произошла неприятная ситуация с Авито и Boxberry: вернувшийся мне товар в виде видеокарты GTX1070 стоимостью 35.000 руб. был вручен постороннему человеку без проверки документов.

Авито и участники IT-коалиции подписали мировое соглашение с Яндексом
В новогоднюю ночь клиенты Yota переписывались в Viber и WhatsApp

По данным Yota, в период с 31 декабря по 1 января объем трафика мессенджеров Viber и WhatsApp среди пользователей оператора вырос более чем на 50% по сравнению с периодом 24-25 декабря.

null