Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции Статьи редакции
Главные проблемы, основные ниши работы, портрет среднего основателя и другие выводы исследования «Стартап барометр», в котором приняли участие более 500 стартаперов.
Венчурный инвестор Алексей Соловьёв вместе с консалтинговой компанией EY и Фондом развития интернет-инициатив провели второе ежегодное исследование «Стартап барометр», посвящённое состоянию российских стартапов. Партнёрами выступили также МТС и венчурный фонд АФК «Система» Sistema VC.
В 2019 году эксперты опросили более 530 основателей стартапов в России. Они ответили на 56 вопросов об источниках финансирования, отношениях с инвесторами, уровне доходов, планах по развитию за границей и так далее.
Среди основателей — всё больше людей с опытом работы
Среднестатистический основатель — 36-летний москвич с высшим техническим образованием (64% респондентов). Большинство (27%) до запуска собственного стартапа работали в крупных компаниях, у 24% был собственный бизнес (в 2018 году таких было 30% опрошенных).
Меньше всего среди участников опроса оказалось студентов, только 5% запустили стартап после учёбы. Всего предпринимателей в возрасте 18-25 лет среди ответивших — 10%.
Количество основателей, у которых был негативный опыт, связанный с провалом стартапа, сократилось с 64% до 56%. При этом большинство предпринимателей (63%) совмещают работу над стартапом с другой деятельностью: работают по найму, развивают другой стабильный бизнес или пытаются параллельно построить несколько стартапов.
Как выглядят российские стартапы
Средний российский стартап запущен один-три года назад, имеет двух и более основателей. 15% компаний работают больше пяти лет. Основной фокус — на продуктах и услугах для бизнеса в разных отраслях, внедрение искусственного интеллекта и больших данных.
Почти четверть опрошенных (23%) считают, что их решения не имеют аналогов в России. 19% полагают, что аналогов нет не только на российском, но и на международном рынке. При этом основным регионом сбыта остаётся Россия.
Четверть предпринимателей объяснили отсутствие продаж за рубежом нехваткой ресурсов на продвижение и отсутствием понимания работы за границей. 21% хотят сначала протестировать бизнес в России, 19% считают, что пока не готовы для экспансии новых рынков.
Топ-10 ниш, которые выбирают предприниматели
- Продукты и услуги для бизнеса — 16%.
- Искусственный интеллект — 13%.
- Big Data — 11%.
- Технологии в образовании (EdTech) — 10%.
- Интернет-приложения и сервисы — 9%.
- Интернет вещей — 9%.
- Маркетплейсы — 8%.
- Мобильные приложения и сервисы — 8%.
- Электронная коммерция — 8%.
- Финтех — 6%.
Половина стартапов работают по модели b2b, только 14% продуктов и решений создаются для конечного потребителя.
Треть стартапов не получают доход
Готовые прототипы и первые продажи есть у 45% стартапов, 18% компаний находятся на стадии разработки прототипа. Количество стартапов со стабильными продажами сократилось с 20% до 15%.
Треть компаний (33%) пока не получают дохода, 22% стартапов имеют выручку не более 1 млн рублей в год. Ещё 22% получают до 10 млн рублей, 16% — больше 10 млн рублей в год.
Почти половина стартапов (46%) зарабатывают на прямых продажах, 20% предпочитают модель с подписками.
На что живут стартапы
63% основателей ответили, что запустили стартапы на собственные деньги, в 2018 году их было больше — 71%. На второе место вышли стартапы, основанные на гранты — 16% против 2% в 2018 году.
По мере развития бизнеса 33% стартапов продолжают работать на начальном финансировании, 30% существуют на собственную выручку от продаж. 14% основателей продолжают поддерживать проекты на собственные деньги.
Несмотря на то, что у 77% стартапов нет внешних инвесторов, больше всего предпринимателям нужны деньги — на первое место финансирование поставили 51% опрошенных.
Четверть стартапов рассчитывает привлечь до $1 млн инвестиций до конца 2019 года, 13% надеются на более значительные суммы. 14% компаний до конца года не планируют привлекать финансирование, 17% пока не определились.
Главные проблемы российских стартапов
- Нехватка денег для развития — 63%.
- Низкая заинтересованность стратегов в инновационных продуктах и компаниях — 45%.
- Нехватка квалифицированного персонала — 37%.
- Текущее состояние экономики и положение России на международной политической арене — 34%.
- Недостаток знаний у предпринимателей и возможности их получить — 34%.
- Нет или мало помощи со стороны государства — 19%.
Ключевая фраза: "Среднестатистический основатель — 36-летний москвич с высшим техническим образованием". За МКАДом стартапов не предвидится, простите.
Логично, как по мне. Работать на местный рынок - так его (рынка) в провинции попросту нет, весь стартап будет на грани самозанятости с нулевым масштабированием. Выходить на Москву - единственный выход, но там и вход дороже, а у стартапера-провинциала трешки в Москве нет по определению.
Остается "господдержка", если есть подвязы, немного слепой удачи или умерший дядя из США.
Тут ведь сайт про стартапы, инновации, технологии. Интернет, он же глобальный, можно делать глобальные проекты. Конечно, если предприниматель изначально хочет делать булочную или поставки щебня - это история не глобальная, но... Интернет, он же глобальный, можно делать глобальные проекты сидя в Ижевске, Костроме или Владивостоке.
Сидя в Ижевске погруженным в провинциальные реалии РФ человек вряд ли сделает успешный стартап для цивилизованной страны. Просто потому что не будет понимать ни ее реалий, ни потребностей ее населения, ни особенностей местного рынка.
Не совсем согласен с утверждением. Только из Перми: Miro, Promobot, Xsolla.