{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тайны продаж авиабилетов: кому уходят деньги

Кому достаются ваши деньги, когда вы покупаете авиабилет? Почему у одних и тех же билетов в разных сервисах разные цены? Неужели каждый продавец просто добавляет к изначальной стоимости столько, сколько вздумается?

Я не смогу раскрыть вам все тайны ценообразования в рамках одной статьи, иначе остальные масоны меня поругают, но об одной тёмной лошадке этого бизнеса мы всё-таки поговорим.

Если бы самолеты работали так же, как маршрутные такси, пассажиры приходили бы на борт и платили стюардессам деньги за проезд.

Авиакомпания рассчитывала бы себестоимость полётов исходя из зарплат сотрудников, затрат на покупку самолетов, амортизации, топлива, огромного количества налогов и сборов и прочих затрат, добавляла наценку и получала в результате, скажем, 5000 рублей.

Как известно, авиабилеты продаются несколько иначе: на сайтах перевозчиков и онлайн-сервисов или, для староверов, в авиакассах. Поэтому перевозчик закладывает некоторую сумму денег на оплату этих услуг: для нашего гипотетического примера предположим, что это 100 рублей.

Однако не будем забывать, что никто не мешает конкретному сервису или кассе увеличить эту сумму в свою пользу, если агентское вознаграждение их не устраивает.

Но на этом цепочка не заканчивается, потому что договориться со всеми онлайн-сервисами и авиакассирами довольно проблематично, а, продавая только на своём сайте, непросто охватить всех желающих долететь из точки А в точку Б.

И тут в дело вступают дистрибьюторы.

Об этом не самом очевидном участнике процесса я сегодня и хотел рассказать. А ещё о том, почему тревел-сервису бывает непросто продавать билеты по цене официального сайта, откуда в этой цепочке могут возникнуть неожиданные наценки и почему мы в Smartway были вынуждены заключить прямые договоры с некоторыми авиакомпаниями.

Пункт перепродажи

Итак, вы владеете авиакомпанией. Вы закупили самолеты, обучили пилотов, набрали стюардесс, составили расписание полётов (согласен, несколько упрощённая схема). Теперь надо продать билеты, причем крайне желательно ещё и добиться полной загрузки.

У вас два пути: самостоятельно наладить продажи и найти своих клиентов, либо обратиться за помощью к глобальным распределительным системам (Global Distribution Systems, GDS), которые предоставляют услуги по хранению информации о билетах, доставке этой информации авиакассирам и онлайн-сервисам по всему миру и синхронизации данных о доступных билетах и ценах.

Инструменты, с помощью которых эти билеты может выписать кассир или сервис, также представляют GDS, отчего иногда их называют глобальными системами бронирования.

Инструментарий GDS. Выглядит мило

Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения пользователя, ему бы, конечно, удобнее было найти билеты где-то в одном месте, а не спрашивать у всех перевозчиков по отдельности. Да и авиакомпаниям проще пользоваться уже готовыми механизмами хранения и синхронизации, которые десятилетиями оттачивали распределительные системы.

Таким образом, для старта продаж вам как авиакомпании проще всего воспользоваться услугами дистрибьюторов. Как мы уже выяснили, они хотят за это свою копеечку, которая в мире гражданской авиации совсем даже не копеечка, но выгода очевидна: это позволит достучаться до всех, кто заинтересован в покупке авиабилетов.

Однако все ваши продажи будут зависеть от GDS, и, как следствие, у неё будут мощные рычаги влияния в переговорах и установке условий.

Другая сторона вопроса

Онлайн-сервису или авиакассе, в свою очередь, необходимо найти оптимальный набор поставщиков услуг: это могут быть дистрибьюторы или сами авиакомпании.

Возникает резонный вопрос: к чему вообще такие сложности. Давайте разбираться.

Почему нельзя работать напрямую со всеми авиакомпаниями

Во-первых, далеко не все авиакомпании поддерживают прямое взаимодействие. Например, из топ-10 российских перевозчиков по прямому подключению работают только S7 и «Победа» (технически такую возможность поддерживает и «Аэрофлот», но пока что у компании нет открытой агентской программы).

Во-вторых, в мире несколько сотен коммерческих авиалиний, интеграция с каждой стоит немало ресурсов, а результат в абсолютном большинстве случаев не отличается от интеграции с парой-тройкой GDS.

Почему нельзя обойтись одним дистрибьютором

В принципе можно: популярные системы бронирования предоставляют доступ более чем к 95% билетов, но не всегда по оптимальной цене. Если попытаться объяснить просто, получится примерно так: если GDS приходится совершать лишние телодвижения, чтобы достать вам тот или иной билет, они возьмут дополнительную наценку.

На практике российскому сервису по продаже авиабилетов нужны как минимум две системы: отечественная «Сирена» и кто-то из крупных иностранцев, например Amadeus или Sabre. Такой набор можно считать оптимальным по соотношению затрат на разработку и отдаче в виде полноты ассортимента.

Зачем вообще искать оптимальную цену

Очевидно, для прибыльности бизнеса. Если на официальном сайте билет стоит 5000 рублей, а ваш онлайн-сервис не может поставить цену ниже 6000 рублей только из-за своей цепочки поставщиков, скорее всего, вы потеряете пользователя и не получите даже агентского вознаграждения.

Итак, авиакомпании решили, услугами каких GDS будут пользоваться для распространения билетов, онлайн-сервисы прошли необходимые аккредитации и заключили договоры с этими же системами бронирования. Казалось бы, у всех теперь будут одинаковые цены, но, как говорил персонаж старого анекдота, «есть нюанс».

Продам билеты лоукостеров. Дорого.

— Давайте мы тоже будем продавать ваши билеты.

— Хорошо.

— Это будет вам стоить €16 за каждый выписанный перелет.

— Ну, дорого. Мы не будем платить.

— Тогда мы будем брать эти деньги с покупателей.

— Ок.

— В смысле ок?

Из ранних переговоров GDS с лоукостерами

Первыми экономить на взаимоотношениях с дистрибьюторами придумали авиакомпании-лоукостеры (Low-Cost Carriers, LCC). Собственно, они придумали экономить на всём, поэтому они так называются и поэтому могут предложить перелёты за совсем смешные деньги.

Статей для сокращения расходов у них огромное количество. Есть очевидные: например, отказ от бизнес- и первого классов, отсутствие питания и багажа в базовом тарифе, минимальное расстояние между креслами в пользу большего количества мест.

Но есть и менее очевидные приёмы. К примеру, весь флот такой авиакомпании состоит из одинаковых самолётов, что позволяет экономить на обучении пилотов, техников и стюардесс. Кресла в этих самолетах не раскладываются, что позволяет экономить на их покупке и ремонте, а ещё в них может не быть карманов, что сокращает стоимость уборки.

К тому же, как правило, запрещены стыковочные рейсы — можно купить только два отдельных перелёта, а это значит, что в случае задержки первого рейса второй билет просто сгорит. Но даже если этого не случится, вам придётся самостоятельно забирать багаж и регистрировать его на второй полет, что позволяет компании немного сэкономить на услугах грузчиков в аэропорту.

Это только верхушка айсберга, и, как вы уже поняли, дистрибуцию лоукостеры тоже берут на себя. У них есть важный козырь — цена, поэтому пользователи придут за билетами и к ним на сайт. Однако GDS не против перепродать и эти билеты, поэтому нередко в переговорах приходят к тому, что будут это делать, но с наценкой для пользователя, так как бюджетный перевозчик не горит желанием оплачивать услуги по распространению.

В результате билет по изначальной цене перевозчика можно купить только у перевозчика и агентов, заключивших с ним договор о прямой продаже в обход глобальных систем бронирования. Все попытки приобретения через GDS (а следовательно, и через большинство онлайн-сервисов) неизбежно приведут к наценкам.

В Сибирь

Маленькие хитрости лоукостеров иногда перенимают и классические компании. Например, безбагажные тарифы или продажа мест Extra Space, где можно чуть больше вытянуть ноги, уже стали обычной практикой у большинства перевозчиков.

Так и авиакомпания «Сибирь», более известная как S7, тщательно всё подсчитав, частично решила взять дистрибуцию в свои руки. Начиная с октября 2018-го ни в одной GDS нельзя купить билеты по той же цене, что на официальном сайте S7.ru — лучшее, на что можно рассчитывать, это наценка примерно в 270 рублей за сегмент.

Сегмент — это взлёт и посадка, то есть при покупке перелёта туда-обратно с одной пересадкой доплата за услуги GDS уже переваливает за 1000 рублей.

Поэтому теперь в большинстве случаев покупать билеты непосредственно у S7 дешевле, и дело здесь не только в наценке онлайн-сервисов.

Помимо авиакомпании, такую же цену могут предложить агенты, интегрированные с S7 напрямую, без GDS и их наценок. В прошлом году примкнули к этой группе и мы.

Помимо уже упомянутой цены как на официальном сайте, прямое взаимодействие упростило и ускорило реализацию дополнительных функций — например, поддержку договоров корпоративной лояльности.

Программы корпоративной лояльности предполагают зачисление бонусных миль на счёт организации за полеты её сотрудников, а для очень крупных клиентов дополнительно предусмотрены скидки на билеты.

При этом бонусные мили по программам для физических лиц продолжают накапливаться, как и прежде.

Нам нужна «Победа»

Как мы уже говорили, лоукостеры много считают и хорошо знают, где сэкономить. В результате могут появиться неожиданные последствия: например, в популярных системах бронирования билеты «Победы» можно купить только в базовой комплектации, которая не включает в себя ничего, кроме права войти в самолет с одной маленькой сумкой и сесть туда, куда скажут.

При этом на официальном сайте есть опции с багажом и с возвратом:

Внимательный читатель уже заметил, что тариф один, а всё остальное — пакеты дополнительных услуг. Не будем гадать, почему компании выгоднее было сделать так, просто отметим, что в большинстве GDS и онлайн-сервисов из-за этого трюка можно купить только тариф «Стандарт» (и тот с наценкой 185 рублей за сегмент), а всё необходимое придётся оформлять дополнительно через авиакассира или сайт перевозчика.

Для путешественников это не является большой проблемой, но не забывайте, что, например, командированным надо отчитаться по расходам, и покупка билета по частям в разных местах этот процесс совсем не упрощает.

Практика показывает, что половина наших пользователей, летающих этой авиакомпанией, выбирает тарифы с багажом. Поэтому в июле 2018 года мы перешли на прямую интеграцию с «Победой» и получили возможность продавать все доступные варианты перелетов, тем самым избавив тревел-поддержку от необходимости добавлять багаж вручную, а пользователей — от необходимости об этом просить.

Что не так с официальными сайтами

Зачем вообще пользоваться услугами сторонних сайтов, если можно на сайтах агрегаторов найти подходящее предложение, а потом на сайте авиакомпании купить по лучшей цене? Не готов детально ответить за сервисы b2c, хотя их немалое количество отчетливо даёт понять, что и им есть, чем порадовать пользователя.

В b2b ценность более очевидная: безналичный расчёт, закрывающие документы, отсрочка платежей, возврат НДС, интеграция с 1С и прочие истории, неведомые счастливым туристам в отпуске.

Тем не менее даже понятное удобство для клиента — не повод расслабляться и переставать искать лучшие предложения.

Порой это непросто, но так даже интереснее.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Попов

Потому что ржд монополист и им не нужны системы бронирования. Они сами по сути выполняют роль gds для иностранных составов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр не первый

При этом, насколько я вообще понимаю, они так и не вышли на прибыль. И пассажирские перевозки для них это скорее социальная нагрузка, чем источник дохода. Зарабатывают на грузоперевозках

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор

Это отдельная песня, конечно.
Причем ситуация патовая, потому что делать тревел-сервис в России без РЖД невозможно. Либо вкладываешься в разработку и поддержку решения, на котором не зарабатываешь, либо что ж это у тебя за сервис такой, в котором даже ж/д билетов нет.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Камышный

Зарабатывать можно и на рекламе:)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор

Зарабатывать можно на чем угодно, конечно.
Просто ж/д билеты в тревел-сервисе - это как третий сын-наркоман при том, что двое старших нобелевские лауреаты. Не выгонять же.

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Раньше покупал билеты на купи билет.ру, но однажды рейс задержали и следующий рейс сгорел. Оказалось, что обмен билетов из-за комиссии купибилета (около 3к за билет, плюс 15% вроде бы, помимо комиссии авиакомпании тоже в районе 3к) обойдётся дороже, чем покупка новых.
С тех пор я всегда смотрю цены в таких сервисах, а покупаю на сайте авиакомпании

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор
около 3к за билет, плюс 15%

Вот это от души.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин

Мы когда начали парсить сайты мета-поисковиков билетов, чтобы для клиента делать сводную табличку по ценам на одни направления у разных мета-поисковиков услышали, что каждый поисковик платит за запросы. Это действительно так и насколько парсеры финансово влияют на сервисы?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор

Не расскажу, как построена экономика у метапоисковиков, но очень вероятно, что так же, как у баннерных сеток, где клиенты (т.е. поисковики) платят за показы и переходы. За запросы к GDS поисковики не платят, если вопрос в этом.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор

Вспомнил еще важный момент: у GDS есть требуемый показатель look-to-book, то есть, например, на 50 поисков от одного агента должно приходиться минимум одно бронирование, иначе платится штраф.
При парсинге это может быть ощутимой проблемой.

Ответить
Развернуть ветку
Платон Щукин

Не понял, а в чем тайна-то?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Вот оно чё, Михалыч.
Поднасрали вы агрегаторам, но за инфо спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор

У агрегаторов всё будет хорошо.
Во-первых, напрямую авиакомпании они тоже опрашивают, а, во-вторых, билеты зарубежных компаний не всегда дешевле у перевозчика из-за курса валют, как уже упоминали в комментариях.
Это только навскидку - там еще много интересного будет.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Федоров
> в популярных системах бронирования билеты Победы можно купить только в базовой комплектации, которая не включает в себя ничего, кроме права войти в самолет с одной маленькой сумкой и сесть туда, куда скажут. При этом на официальном сайте есть опции с багажом и с возвратом

Совсем недавно столкнулся с этим фокусом у Аэрофлота: через интегрированный сервис приобретения авиабилетов в банке были доступны лишь новые безбагажные тарифы. Пришлось отправиться на сайт Аэрофлота и купить нормальные билеты там.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

А про IATA NDC не будет?
А то статья по данным 3-5 летней давности.

Один лайфхак: у некоторых авиакомпаний отстойный обменный курс валют, хуже, чем у барыг-менял.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор

А что поменялось за 3-5 лет?
Вот S7 по NDC работает, об этом прямом доступе и шла речь в статье. У Победы другое решение, но с точки зрения финансовых потоков это никак не влияет на описанное в статье - что NDC, что не NDC.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Да непонятно о чем статья то, где тайны? То, что все работают с amadeus, sabre и galileo?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор

Вы об этом знаете, поэтому и про NDC не было бы тайн. Для широкой публики этот процесс неочевиден.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

все и так понимают, что через инет покупать дороже, но тратить время, и нервы, которые тоже чего-то стоят не все готовы, вот и переплачивают за удобства, это все знали и без статьи

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

А вы кого представляете? Дали бы хоть ссылку. За статью спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Александр Батищев

В статье есть ссылка, либо добавили после вашего коммента

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Съедугин
Автор

Потерялась ссылка в тексте - https://smartway.today/

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда