Ищем разработчика, который без ума от JavaScript и клёвых анимаций

Корпоративные акселераторы в России: куда идти стартапам и как попасть в программу Материал редакции

Десять корпоративных программ, где стартапы получат поддержку.

В закладки

Фотография из Facebook акселератора MTS Startup Hub

Интересы корпораций

Корпоративный акселератор — это бизнес-акселератор внутри компании.

Корпорации запускают акселерационные программы, чтобы недорого и быстро получить доступ к инновациям, идеям и командам. С их помощью корпорации увеличивают прибыль и оптимизируют бизнес-процессы в компании.

Например, телеком-рынок ищет технологии, чтобы зарабатывать не только на SMS, звонках, интернет-трафике, но и за счёт дополнительных сервисов для клиентов.

В ритейле низкая маржа, поэтому ритейлеры заинтересованы в продуктах, которые снижают затраты и увеличивают маржу — ускоряют сроки доставки продуктов, оптимизируют логистику, предотвращают хищения в магазинах, сокращают очереди на кассах и многое другое.

Ирина Тарасова
директор департамента корпоративных программ ФРИИ

Выгода для стартапов

Стартапы получают в корпоративном акселераторе отраслевую экспертизу, доступ к ресурсам компании — базам данных, технологиям, лабораториям, производству.

Стартапы идут в корпоративный акселератор, чтобы достучаться до потребителя в крупной корпорации и протестировать продукт. Это выгодно для стартапов тем, что они получают быстрый доступ к заказчику внутри большой структуры и договариваются о запуске пилотного проекта.

Если пилотный проект доказывает эффективность, происходит полноценное внедрение сервиса или технологии в бизнес корпорации (роллаут).

Ирина Тарасова
директор департамента корпоративных программ ФРИИ

Акселератор GenerationS

GenerationS организовывает корпоративные акселераторы для российских и зарубежных компаний: отбирает проекты, обучает команды, запускает пилотные проекты со стартапами.

Generation S запускала корпоративные акселерационные программы для ВТБ, Airbus, Unilever, Michelin, «Алроса», «Илим».

Программа: состоит из образовательной части (лекции и воркшопы по бизнес-моделированию, финансовым моделям, юридическому оформлению сделок). Также акселератор предлагает тестирование продуктов стартапов.

Что получат участники: стартапы упаковывают бизнес-продукт с точки зрения маркетинга, продаж, юридических вопросов. В зависимости от программы финалисты получают денежные призы, инвестиции, возможность сотрудничества и выхода на международный рынок.

Направления: финансы, фарма, промышленное производство, FMCG (продукты питания, бытовая химия) и другие.

Продолжительность: от трёх до шести месяцев.

Требования к участникам: зависят от конкретной программы. Некоторые компании набирают проекты на стадии прототипа и выше, другие работают с проектами на стадии доклинических исследований.

Как попасть: подать заявку и пройти отбор. Узнать о наборах в программы можно на сайте GenerationS. Участие бесплатно, организаторы не вступают в долю к стартапам.

Выпускники: «АнтионкоРАН-М» — онкопрепарат, основанный на генных технологиях, Boft — автоматы для печати фотографий из социальных сетей, IRWAY — автомобильная система ночного видения.

Следующий набор: идёт сбор заявок для стартапов в области репродуктивной медицины Ferring.

ФРИИ провёл более 15 корпоративных акселераторов и запустил более 100 пилотов к 2018 году с компаниями «Камаз», «Сбербанк», «Билайн», «Леруа Мерлен» и другими.

ФРИИ использует акселератор как один из инструментов, который помогает корпорации выстроить работу с инновациями.

Программа: состоит из обучения и запуска пилотного проекта.

Что получат участники: менторская поддержка — команды учатся тестировать гипотезы, проводить проблемные интервью с клиентами, выявлять спрос, рассчитывать юнит-экономику. В зависимости от условий программы лучшие проекты получают финансирование или внедряют продукт в бизнес крупной компании.

Направления: финансы, страхование, фарма, ритейл, телекоммуникации и другие.

Продолжительность: от трёх до шести месяцев.

Требования к участникам: зависит от конкретной программы.

Как попасть: подать заявку и пройти отбор. Узнать о наборах в программы можно на сайте акселератора. Участие бесплатно, организаторы не вступают в долю к стартапам.

Выпускники: WayBot — робот-ассистент, автоматизирующий процесс взаимодействия с клиентами, Ronavi Robotics — складские логистические роботы для автоматизации и фулфилмента, «КамаТара» — маркетплейс по аренде многооборотной тары.

Следующий набор: до 1 августа идёт сбор заявок в акселератор ВТБ.

Корпоративные акселерационные программы «Сколково»

В 2018 году фонд «Сколково» организовал корпоративный акселератор с международной биофармацевтической компанией AstraZeneca для проектов в области онкологии, сердечно-сосудистых и аутоиммунных заболеваний. С системным интегратором «АйТеко» «Сколково» запустил акселератор для высокотехнологичных проектов в сфере ритейла и финансового сектора.

Программа: состоит из обучения и запуска пилота. Может меняться в зависимости от задач корпорации.

Что получат участники: поддержка со стороны отраслевых экспертов и «Сколково». В зависимости от условий программы участники получают финансирование, гранты, возможность выйти на зарубежный рынок и претендовать на получение статуса участника «Сколково».

Направления: энергоэффективные технологии, ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, биомедицинские технологии, ИТ.

Продолжительность: от двух до шести месяцев.

Требования к участникам: зависят от конкретной программы.

Как попасть: подать заявку и пройти отбор. Узнать о наборах в программы можно на сайте фонда «Сколково». Участие бесплатно, организаторы не вступают в долю к стартапам.

Выпускники: Moltech — лекарственный препарат для лечения заболеваний суставов, Crysta — технологическая платформа для создания лекарств нового поколения, стартап M-Discovery, разрабатывающий препарат для борьбы с раком, «Прософт-Биометрикс» — система биометрической идентификации.

Следующий набор: идёт сбор заявок в акселератор AstraZeneca 2019.

«Сбербанк» в партнёрстве с ФРИИ запускал акселерационные программы в области финтеха и робототехники. В 2018 году «Сбербанк» провёл внутреннюю акселерационную программу для сотрудников компании.

Объявление на vc.ru
Чистый маркетинг
Как перед выходом на рынки США проверить нишу на прочность
Управляющий партнер агентства «Чистый маркетинг» Михаил Смирнов делится своим опытом проверки ниш перед выходом на…

В этом году «Сбербанк» совместно с 500 Startups запустили акселератор, задача которого — найти интересные стартапы в нефинансовой области.

Программа: акселерация в Москве, демо-день в Москве, акселерация в Кремниевой долине, питч-сессия в Кремниевой долине.

Что получат участники: обучение у менторов из 500 Startups, возможность найти заказчиков у партнёров — «Россеть», «Магнит», S7, Rambler Group, «Вымпелком» и других, посевные инвестиции в размере до 10 млн рублей в форме конвертируемого займа, оплата расходов на перелёт и размещение в Кремниевой долине, продвижение продукта в экосистеме «Сбербанка», возможность выйти на рынок США.

Направления: электронная коммерция, цифровая медицина, рекламные технологии, облачные b2b-сервисы, робототехника и другие области.

Продолжительность: два месяца длится акселерация в Москве, один месяц — акселерация в Кремниевой долине.

Требование к участникам: регистрация компании на территории России в формате ООО, наличие MVP и первых клиентов, готовность ключевых сотрудников работать в Москве полный рабочий день.

Как попасть: подать заявку и пройти отбор в акселератор, который пройдёт в Москве. На демо-дне жюри отбирает проекты, которые отправятся на акселерацию в Кремниевой долине. Со стартапами, попадающими в акселератор, заключают договор конвертируемого займа.

Выпускники: отправились в Кремниевую долину Heartex — платформа для сбора и разметки данных, Mishka AI — «умная» мягкая игрушка, Yorso — b2b-маркетплейс в сфере морепродуктов.

Следующий набор: нет информации.

Российская ИТ-компания КРОК провела четыре потока корпоративного акселератора. Цель акселератора — поиск новых продуктов, которые решают задачи заказчиков.

В отличие от большинства корпоративных акселераторов, мы ищем стартапы не для себя, а чтобы дать им возможность выхода на рынок больших корпораций из числа наших клиентов. Мы выступаем интегратором инноваций — развиваем стартапы, передаём свою экспертизу, помогаем выйти со своими продуктами на b2b-рынок в России и за рубежом.

Алексей Смирнов
директор по инновациям CROC Digital

В каждый поток корпоративного акселератора КРОК приходит до 25 команд, из которых пять-семь доходят до финала.

Программа: предакселератор — первичная диагностика команд. Затем на питч-дне топ-менеджмент компании КРОК и заказчики отбирают стартапы в очную часть. В течение трёх месяцев стартапы работают с бизнес-моделью, тестируют гипотезы и смотрят, насколько продукт применим в бизнесе заказчиков. Некоторые команды запускают пилотные проекты.

В этом году компания КРОК в рамках основного акселератора запустила трек в Дубаи, где большой запрос на стартапы из России. Среди партнёров трека — государственные компании ОАЭ.

Что получат участники: работа трекерами, бизнес-результаты — увеличение среднего чека, увеличение продаж, сокращение цикла сделки, запуск пилота. По словам директора по инновациям CROC Digital Алексея Смирнова, компания Doczilla за время третьего акселератора в восемь раз увеличила продажи.

Успешные проекты смогут выстроить партнёрские отношение с компанией и её партнёрами, среди которых X5Retail Group, «Альфа-Банк», Adidas, Merсedes-Benz и другие.

Участники дубайского трека выходят на зарубежный рынок и тестируют продукт с зарубежными заказчиками — Dubai Police, Saudi Aremco, Government of Dubai, Schlumberger, STC.

Направления: технологичные b2b-стартапы в ритейле, HR, промышленности, маркетинге, финансах, страховании, телекоммуникациях, сельском хозяйстве.

Продолжительность: три месяца.

Требования к участникам: зрелость — наличие готового продукта и первых продаж в сегменте b2b, команда, в которой закрыты все компетенции — стратегия, разработка, продажи, маркетинг.

Требования к кандидатам дубайского трека: готовое решение для b2b-компаний, которое подтвердило свою ценность на российском рынке, знание английского языка, готовность и бюджет на две-три поездки в ОАЭ.

Как попасть: подать заявку и пройти отбор. Отбор команд происходит на основе оценки анкет и собеседований (питчей) с топ-менеджерами КРОК и бизнес-заказчиками. Участие бесплатно, организаторы не вступают в долю к стартапам.

Выпускники: Doczilla — конструктор для документов, TheWaay — сервис для персональных рекомендаций клиентам банков и страховых компаний, «Инфобот» — система автоматизации звонков, Inspector Cloud — ПО для онлайн-аудита торговых точек.

Следующий набор: осенью 2019 года, заявку можно подать на странице четвёртого акселератора.

МТС проводит третий акселератор MTS StartUp Hub. Его задача — поиск стартапов для интеграции в бизнес компании.

В два первых набора заявки подали 900 команд из 13 стран.

Программа: подготовительный этап — выстраивание бизнес-процессов при поддержке экспертов, обучение, работа с трекерами. По итогам программы проходит демо-день с участием топ-менеджмента МТС и внешних экспертов. Лучшие проекты запускают пилотный проект с МТС.

Что получат участники: обучение, компенсация затрат на запуск пилота до 500 тысяч рублей, доступ к ресурсам компании (облачные сервисы и коворкинг), возможность сотрудничества с МТС.

Направления: цифровые решения для управления персоналом, финтех, киберспорт и онлайн-игры, цифровые решения для b2b.

Продолжительность: два месяца на подготовку, три месяца на запуск пилота.

Требования к участникам: готовый продукт или MVP, подтверждение ценности продукта продажами, прогнозная выручка компании 300 млн рублей в год через три-пять лет, не менее двух ключевых участников в команде, готовых работать в Москве.

Как попасть: подать заявку и пройти отбор в акселератор. На демо-дне топ-менеджмент МТС отбирает проекты для запуска пилотного проекта. Участие бесплатно, организаторы не вступают в долю к стартапам.

Выпускники: AgileBot — система для автоматизации процессов найма, Human+ — «умная» система для контроля персонала, «Энкост» — система для снижения затрат на электроэнергию для компаний.

Следующий набор: сейчас проходит акселерационный этап. Информации по следующему набору нет.

В 2018 году компания запустила первую акселерационную программу Qiwi Universe. Из 250 заявок отобрали шесть команд и успешно запустили четыре пилота.

Акселерационная программа уникальна тем, что участники разрабатывают решения по заказу компании.

Мы занимаемся инновациями с 2013 года. Попробовали все основные форматы работы со стартапами: хакатоны, партнёрские программы, конкурсы стартапов, стандартные акселераторы.

Эффективность взаимодействия между корпорацией и стартапом снижается:
— когда не отлажены бизнес-процессы;
— нет бизнес-заказчика, заинтересованного в запуске совместного продукта;
— у команды нет видения, как адаптировать продукт под задачи корпорации, чтобы обе стороны получили пользу.

Так мы разработали свою концепцию по работе со стартапами — поиск решений для конкретных задач, которые ставят бизнес-заказчики.

Мы открыто говорим про условия программы: какое решение нам нужно, что мы можем дать командам, как оцениваем успешность пилота, что требуем взамен. Так мы отсеиваем нецелевые предложения: 70% заявок в акселератор соответствуют потребностям бизнес-заказчиков.

Ольга Туржанская
директор Qiwi Venture, группа Qiwi

Программа: в течение месяца команды общаются с бизнес-заказчиками, обсуждают детали проекта. В течение пяти месяцев команды запускают пилот, тестируют продукт. У акселератора есть Telegram-чат, где бизнес-заказчики отвечают на все вопросы по программе.

Что получат участники: экспертная поддержка со стороны Qiwi, до 3 млн рублей финансирования, доступ к ресурсам компании (данные, сервисы, помощь сотрудников), запуск пилота. Если пилот успешен, команды договариваются с бизнес-заказчиками о масштабировании продукта и работают по партнёрской модели разделения доходов.

Направления: «Qiwi Касса» — сервис приёма платежей для бизнеса и самозанятых, «Qiwi Кошелёк» — сервис электронных платежей, «Qiwi Копилка» — сервис совместного сбора денег, терминалы самообслуживания Qiwi, Finteen — образовательная программа для подростков, «Соцсети Qiwi Russia», «B2C Платформа» — платформа открытых банковских API.

Продолжительность: акселерация в течение месяца, пять месяцев на запуск пилота.

Требования к участникам: MVP необязателен. Обязательно наличие сильной команды с опытом решения похожих задач и понимание, какую ценность даст продукт компании Qiwi.

Как попасть: предложить решение задачи бизнес-заказчика и подать заявку. Бизнес-заказчики оценивают анкеты и выбирают от пяти до семи команд по каждому кейсу. Далее — защитить проект перед жюри в офисе Qiwi. Одна-две команды по каждому бизнес-направлению запускают пилотные проекты.

Успешность пилота оценивается по критериям: прирост клиентов, увеличение оборота и другие. Гибкие условия взаимодействия — в формате конвертируемого займа в обмен на долю в стартапе или по договору оказания услуг.

Выпускники: «СБС-Гарант» — система для безопасных сделок, Jet121 — CRM-платформа, «Куб» — Программа автоматизации для малого и среднего бизнеса.

Следующий набор: сейчас жюри отбирает стартапы в акселератор. Следующий набор в 2020 году.

В этом году «Северсталь», Global Venture Alliance и НИТУ «МИСиС» запустили промышленный акселератор для проектов в металлургической отрасли.

Акселератор привлекает внешние и внутренние проекты. Внешним поиском компания рассчитывает собрать 150 проектов, отобрать 50 в программу акселерации и внедрить на производстве от трёх до десяти решений до конца 2019 года. Через внутренний акселератор «Северсталь» рассчитывает привлечь до 25 проектов и до пяти проектов внедрить на предприятиях.

Программа: состоит из предакселератора и очной части. До 50 стартап-команд пройдут программу предакселератора — онлайн-обучение. По результатам предакселерационной программы до 30 команд выступят на отборочном дне. Десять проектов попадут в акселератор.

Что получат участники: экспертная поддержка, 80 часов занятий с менторами, доступ к ресурсам компании для доработки своего продукта. Лучшие проекты запустят пилот вместе с «Северсталью». Стартапы получат деньги на запуск пилота, если подготовят и защитят бюджет перед комитетом.

Направления: решения в металлургической отрасли по трём направлениям — инновации продукта, инновации процесса, инновации бизнес-модели.

Продолжительность: один месяц длится онлайн-программа, три месяца — офлайн-программа.

Требования к участникам: ценность решения или продукта для «Северстали», наличие рабочего продукта или прототипа, оформленное юридическое лицо.

Как попасть: подать заявку на сайте по одному из направлений и пройти отбор. Пройти предакселератор, презентовать решение. Лучшие стартапы пройдут в акселератор. По итогам демо-дня акселератора стартапы с лучшими результатами получат контракт с «Северсталью» и интегрируют решения в деятельность компании. Участие бесплатно, организаторы не вступают в долю к стартапам.

Выпускники: в этом году проходит первый набор.

Следующий отбор: сейчас проходит отбор участников в предакселератор. Нет информации о следующем наборе.

ПАО «Кировский завод» — промышленная компания машиностроительного профиля. Предприятие производит металлургическую продукцию, тракторы, дорожно-строительную и буровую технику, энергетические установки для судов, оборудование для АЭС, вагоны метро.

Программа: акселерационная часть в Санкт-Петербурге — участники проходят тренинги, воркшопы, получают обратную связь от экспертов. Затем в пилотной части акселератора команды тестируют продукты на площадке «Кировского завода».

Что получат участники: грант на прохождение акселерации, обучение, оплачиваемый коливинг и коворкинг в Санкт-Петербурге, компенсация затрат на внедрение пилота, предложение о сотрудничестве после успешного окончания пилотного проекта, инвестиции от «Кировского завода».

Направления: индустрия 4.0, технологии в сельском хозяйстве, сельскохозяйственная техника, большие данные, интернет вещей в промышленности, технологии в энергетике.

Продолжительность: четыре месяца длится акселерационная программа, два месяца — запуск пилотного проекта.

Требования к участникам: готовый продукт или MVP, первые контакты с потенциальными клиентами и обратная связь от рынка, не менее двух основателей, готовых участвовать в программе в Санкт-Петербурге.

Как попасть: подать заявку, презентовать решение на питч-сессии в Минске или в Санкт-Петербурге. В финальном отборе из 20 финалистов топ-менеджеры «Кировского завода» отберут десять участников в акселератор.

Выпускники: TDCloud — удалённый контроль и управление из одного центра промышленным оборудованием, Turboinspect — оптическая система для контроля формы ответственных объектов в процессе сборки и эксплуатации, Micotech — оригинальные минеральных покрытия.

Следующий набор: нет информации.

В 2018 году госкорпорация «Росатом» запустила корпоративный акселератор на базе дочерней топливной компании АО «ТВЭЛ» для развития неядерного бизнеса.

Акселератор ищет проекты под задачи бизнес-заказчиков — компаний-интеграторов и дивизионов внутри «Росатома».

В первом цикле акселератора в 2018 году из 42 проектов десять прошли акселерационную программу, три проекта перешли на стадию масштабирования бизнеса.

Мы выступаем в роли стратегического инвестора. Нас в меньшей степени интересует рыночная стоимость компании. Мы не будет перепродавать стартап, а будем развивать его в рамках общей деятельности с «Росатомом». Поэтому в наших интересах сделать так, чтобы выросли бизнес-показатели стартапа — выручка, маржинальность, EBITDA.

Станислав Кречетов
директор бизнес-акселератора АО «ТВЭЛ» Станислав Кречетов

Программа: первый этап программы — бизнес-моделирование. Команды проводят проблемные интервью с клиентами, подтверждают спрос на продукт.

Второй этап — цифровое макетирование. Стартапы в центре инжиниринга создают 3D-модель изделия, проводят цифровые испытания, подтверждают технические параметры.

Третий этап — прототипирование, когда команды изготавливают продукт.

Что получат участники: стратегические инвестиции, доступ к корпоративным ресурсам — научной поддержке, промышленному оборудованию, финансовую поддержку для оплаты проживания, командировок. В зависимости от зрелости проекта — финансирование до 8 млн рублей на прототип, масштабирование в рамках госкорпорации «Росатом».

Направления: топливно-энергетический комплекс, новая энергетика, химия, аддитивные технологии, металлургия, переработка отходов, ядерная медицина, приборостроение, накопители энергии.

Продолжительность: два месяца — бизнес-моделирование, три месяца — цифровое макетирование, четыре месяца — прототипирование.

Требования к участникам: необязательно наличие MVP, минимум два человека в команде, закрыты рыночная и техническая компетенции, прогнозируемая маржинальность проекта 25% в течение пяти лет, необязательно наличие юридического лица.

Как попасть: подать заявку на сайте программы. Эксперты оценивают техническую и экономическую части проекта. Затем проходит питч-сессия, где комитет по инновациям отбирает проекты в акселератор.

На демо-дне в конце программы бизнес-заказчики отбирают команды, у которых есть потенциал масштабироваться в рамках «Росатома». Акселерация происходит в обмен на долю в бизнесе либо по договору, по условиям которого всё, что создаётся в акселераторе, принадлежит акселератору.

Выпускники: система очистки бурового раствора, титановые порошки для аддитивных технологий, FDM — производство пластиковых 3D-принтеров.

Следующий набор: в июле 2019 года, программа начнётся в октябре.

{ "author_name": "Anastasia Tridenezhkina", "author_type": "self", "tags": ["\u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u044b"], "comments": 8, "likes": 19, "favorites": 94, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 70228, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 04 Jun 2019 09:14:47 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

"сокращают очереди на кассах"
Вот такие директора ФРИИ совершенно не разбираются в отраслях, которые курируют. И снова появятся стартапы, которые по факту не нужны на рынке, но инвестиции получат.

Ответить
1

Хотите сказать что очереди специально создаются? Чтобы люди ещё всякой фигни набрали с при кассовых стеллажей?

Ответить
1

Именно!
Только они не специально создаются, они поддерживаются на определенном уровне. Каждая сеть для себя определяет это значение. Кто 3 человека в очереди держит, кто 5 или 7. И за при кассовую зону поставщиками/дистрибьютерами платится высокая арендная плата и лишаться очередей не выгодно ни одной из сторон.
В развитых точках и гипермаркетах есть возможность контролировать очередь, в обычном магазине у дома это конечно же не делается. Там все по наитию.

Суть в том, что ритейлер никогда не будет вкладываться в стартап по избавлению его от очередей. Но акселераторы не разбираются в отраслях для которых отбирают проекты и конечно же инвестиции на такой проект найдутся, потому что это звучит "красиво" для клиента, нужно попасть в тренд.

Ответить
0

Хорошо, когда инвестиции таковыми являются, а не льготным кредитованием под 7% годовых. За обучение платим отдельно!

Ответить
0

c 2011?

Ответить
0

"Корпорации запускают акселерационные программы, чтобы недорого и быстро получить доступ к инновациям, идеям и командам" - очень откровенно))) потом команду пинком под зад и вообще зашибись)))

Ответить
0

"Требования к участникам: зрелость — наличие готового продукта и первых продаж в сегменте b2b, команда, в которой закрыты все компетенции — стратегия, разработка, продажи, маркетинг"
Зачем такому зрелому проекту нужен акселератор тогда? (если не рассматривать вариант создания чисто под быструю продажу своей доли)

Ответить
0

Выдуманные проблемы описывает представитель ФРИИ! Про очереди уже писали - есть категория высокомаржинальных продуктов, которым надо при этом отбивать рекламу - прикассовые товары (например бритвы Жилет). Чтобы их купили, покупатель должен стоять в очереди! А вот еще - маленькая маржа в ритейле?! Чтобы всем было понятно - в стоимости товара на полке маржа ритейла занимает 50%, стоимость логистики - 3%, стоимость производства -15%, маржа производителя - 10%, стоимость дистребъютеров (перекупщиков) 15%, стоимость сырья и /или комплектующих - 7%. И кто здесь самый обделенный? Конечно ритейлу кажется мало, наверно он сравнивает себя с продавцом софта, где стоимость продукта почти равна нулю!

Ответить

Комментарии

null