Что будет с банками и нужно ли развивать экосистемы: спор топ-менеджеров «Альфа-банка», «Тинькофф банка» и других Статьи редакции

Главное из дискуссии «Банк или экосистема?» Петербургского международного экономического форума.

6 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась сессия под названием: «Банк или экосистема: кто кого переживёт?». Модератором выступил управляющий директор The Boston Consulting Group Макс Хаузер.

В конференции приняли участие:

  • Ашок Арам, главный исполнительный директор Deutsche Bank по Европе, Ближнему Востоку и Африке;
  • Владимир Верхошинский, главный управляющий директор, член совета директоров «Альфа-банка»;
  • Олег Вьюгин, председатель наблюдательного совета «Московской биржи», член совета директоров, независимый директор «Роснефти»;
  • Сергей Монин, председатель правления «Райффайзенбанка»;
  • Илья Поляков, председатель правления «Росбанка», член правления группы Societe Generale;
  • Сергей Солонин, генеральный директор Qiwi;
  • Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка».

Они обсудили, как нужно развивать банки, чтобы остаться жизнеспособными на рынке. Часть банкиров считает, что будущее за созданием экосистемы из банковских и небанковских продуктов. Их оппоненты настроены развивать только основное направление бизнеса, стараясь стать лучшим сервисом для клиентов.

Основная дискуссия развернулась между главным управляющим директором «Альфа-банка» Владимиром Верхошинским, который высказался против развития экосистем, и председателем правления «Тинькофф банка» Оливером Хьюзом, заявившим, что банк добился 9 млн клиентов только благодаря развитию экосистемы.

Мнения оппонентов

Сторона «банков»: Владимир Верхошинский

Владимир Верхошинский

По словам Верхошинского, обсуждение экосистем опоздало на три года — говорить про них уже неактуально, а в экосистемы он «не очень верит». Он сравнил рост технических монополий в России и за рубежом с золотой лихорадкой, когда «кто-то нашёл золотой самородок, и все хотят найти такой же». Но это не означает, что банки старомодные.

Мы провели исследование: клиенты хотят идти в банк, а не в ИТ-компанию, это вопрос доверия. Они не хотят получать ипотеку в экосистеме, а хотят в банке. В России это доминирующее клиентское мнение.

У нас должно быть мощное ИТ, гибкая разработка, крутой бренд, широкая продуктовая линейка и бесшовная миграция клиентов между продуктами. И в этом случае мы точно банк. Противопоставление банка и экосистемы? Конечно, банк, а не экосистема.

Владимир Верхошинский, главный управляющий директор «Альфа-банка»

По его мнению, банк должен оставаться банком и наращивать качество обслуживания клиентов. Он добавил, что победят не банки или экосистемы, а более сильные и слаженные команды. «Чем сильнее развиваются цифровые технологии, тем важнее для победы человеческие компетенции», — заявил Верхошинский.

Темп роста клиентской базы «Альфа-Банка» — 30% рост год к году физических лиц, 50% — юридических лиц. 75% наших клиентов цифровизованы, что для универсального банка топовый показатель мирового уровня. Около 80% расходов покрыто безрисковым транзакционным доходом, такого в России больше нет ни у кого.

Банк сейчас — это что-то другое, чем то, что было десять лет назад.

Основное внимание мы уделяем клиентскому опыту и сервису. Предыдущие пять лет все пытались ответить на вопрос: «Что же будет, что же делать?»

Ответ понятен, что делать. Все сложные термины про продвинутую аналитику, искусственный интеллект, дизайн мышления, открытую архитектуру — все это уже знают. А теперь вопрос: «Кто сможет?» Не «Что сделать?», а «Как сделать?»

Владимир Верхошинский, главный управляющий директор «Альфа-банка»

Сторона экосистем: Оливер Хьюз

Оливер Хьюз

По словам Хьюза, «Тинькофф-банк» — это и есть экосистема, и если бы компания не стала создавать финансовую экосистему, ей бы не удалось набрать 9 млн клиентов за «достаточно короткий срок».

Нам 12–13 лет, шесть лет назад мы диверсифицировали бизнес и последние три–четыре года набираем миллионы клиентов за счёт экосистемного подхода.

Экосистема — это технологии, а без них ты не можешь стать экосистемой. Это общий бренд, это использование данных, это быстрое масштабирование, снижение стоимости привлечения за счёт экосистемного эффекта. Это много сервисов не только в финансовой области, но и за её пределами, чтобы клиент мог бесшовно переходить между ними.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Хьюз считает, что трансформация необходима как для клиентов, желающих получить простой интерфейс услуг, так и для привлечения хороших технических специалистов. А без них «Тинькофф» не сможет конкурировать с другими российскими экосистемами.

Вот почему нужно идти в технологии: если вы будете дальше говорить банковскими терминами — проценты дохода, комиссионные доходы... 99% моих коллег в «Тинькофф» не понимают такие слова.

Вы не привлечёте технологических людей: аналитиков, технологов и так далее, они просто не пойдут к вам работать. Они пойдут в технологические компании, потому что там интересно.

И это проблема, с которой мы боремся. Наши люди не думают про «Тинькофф» как про финансовую организацию, тем более банк — это хорошо.

Если мы их не привлечём, у нас не будет лучших интерфейсов в России, мы не сможем конкурировать с «Яндексом», Mail.ru, «Сбербанком», которые уже экосистемы, а также, разумеется, с зарубежным Big Tech, когда он наконец придёт. А он придёт.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Это западло — работать в банке, если ты ИТ-специалист. Извините, но это так.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

По мнению Хьюза, зарубежные компании — это «страшный сон», так как их технологии лучшие на рынке.

Amazon, китайцы — они для нас страшный сон. У них есть данные, у них сильные бренды, которые интересны не 40-летним, а молодым людям.

Такие технологии некоторым из нас и не снились. Это лучшие интерфейсы с лучшими технологиями. Пришло время голосовых интерфейсов, веб уже не считается, а мобильные приложения устарели.

Вот почему нужно думать про экосистемы — с технологиями в основе. Экосистемы в России есть, некоторые даже best practices, и они сопоставимы с китайцами.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Сторона экосистем: Сергей Солонин

Сергей Солонин

Генеральный директор Qiwi Сергей Солонин также считает, что банкам нужно развивать не только финансовые услуги, потому что в перспективе ближайших 10–15 лет финансы будут «где-то позади».

Получить кредит не то, что нужно клиентам. Им нужно купить кроссовки. И паттерн, при котором нужно сначала идти в одно место за каким-то сервисом или товаром, а потом в другое место за финансовой услугой, скоро закончится.

У нас есть 10–15 лет — прежде чем поколение, которому не нужны банки, станет основным участником. Банки в этом формате будут не нужны, на передний план выйдет удовлетворение нефинансовых потребностей.

Все расчёты будут проводиться незаметно, например, с помощью биометрии. И так будет во всём: человек окажется в месте получения услуги, а банковская система — где-то позади.

Новый бизнес строятся на инновациях, а они возникают, а не делаются силой или государством. Они появляются не внутри банков, а в головах отчаянных молодых и бодрых команд.

Можно поддержать свои разработки на плаву при большой клиентской базе, но я не вижу банка как отдельной сущности, не вижу, что есть потребность в финансовой сущности — она идет на бэкенд.

Сергей Солонин, генеральный директор Qiwi

Нейтральная сторона: Илья Поляков

Илья Поляков

Предправления «Росбанка» Илья Поляков считает, что есть три варианта развития банков:

Первый путь. Ничего не делать, ждать и смотреть, что произойдёт на рынке. Это позволит не ошибиться с быстрыми инвестициями, не тратить много CAPEX и попытаться потом войти в последний момент, используя технологию, которая уже есть на рынке. Риск понятен — можно превратиться в too late adopter, поэтому не самая верная стратегия.

Второй путь. Создание глобальных экосистем, где банки пытаются предложить услуги, которые не связаны с банковскими продуктами. По этому пути пошли некоторые игроки на российском и мировом рынках.

Третий путь. Мы в России идём как раз по этому пути. Это экосистема строится вокруг ипотеки: мы предлагаем клиентам не только её, но и другие услуги, позволяющие клиенту получить всё, что связано с квартирой, домом. Эту концепцию мы продолжаем выстраивать в онлайне и в офлайне — в рамках наших отделений.

Илья Поляков, председатель правления «Росбанка»

По мнению Полякова, оптимальный выбор для банка — развитие нишевых экосистем, в которых он сосредоточен на сильных сторонах, а не на развитии небанковских продуктов.

Я соглашусь с Владимиром [Верхошинским], победит тот, кто предложит более удобный и надёжный сервис для клиента и сможет выделиться.

Мы активно развиваем концепцию нишевых экосистем. Мы переименовали ипотечный бренд: был «Дельта-кредит», произошло слияние с «Росбанком», теперь называется «Росбанк Дом». Это отражает наше видение построения этого бизнеса.

Мы строим экосистемы и в других областях. Например, автокредитование и всё, что касается мобилити. В каршеринге тоже сильные позиции, строим экосистему вокруг малого и среднего бизнеса, стараемся фокусировать инвестиции в наиболее востребованных сферах для клиента.

Илья Поляков, председатель правления «Росбанка»

О конкуренции на рынке

Хьюз не считает «Яндекс» и другие технологические компании конкурентами на финансовом рынке, по его мнению, основная борьба идёт за технических специалистов.

Мы с ними [«Яндексом», «Сбербанком», Mail.ru] конкурируем за кадры. И с западными компаниями, и с Кремниевой долиной. Когда рубль слабеет — наши разработчики смотрят туда, их хантят. Русские разработчики — лучший интеллектуальный капитал в мире, они очень востребованы.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Получить лицензию и конкурировать в банковской сфере можно, так как это более фрагментированная сфера, на которой есть место для многих игроков, считает Хьюз. А вот на рынке услуг точек пересечения интересов становится больше, но только там, где «Тинькофф» может адекватно конкурировать.

Если смотреть на транзакционный бизнес, он достаточно фрагментированный — это не работает, как в уберизации, есть место для многих игроков. Нет такого, что у лидера будет 60% всего дохода, на втором месте — 30% дохода, а 10% делят все остальные игроки.

Про другие сервисы — у нас всё больше конкуренции в области развлечения, контента, путешествий, шоппинга. Здесь как раз то, куда мы инвестируем: цифровые услуги в мобильном приложении. Мы продаем 300–350 тысяч билетов в кино в месяц через приложение — не стараясь.

Но мы не залезем в доставку еды или такси, у нас нет конкурентных преимуществ и способов доставить эти услуги.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Что нужно банкам, чтобы выжить

Мнения разделились и в вопросе развития банков — топ-менеджеры «Росбанка», Deutsche Bank считают, что главное, кроме технологической трансформации, это надежность и качество услуг, которые нужны клиенту.

Новое поколение не знает, что такое риск. Если вы открываете депозит на €5 — это одно, а на €100 тысяч — другое. Человек хочет получить соответствующие услуги и защиту вклада, а это лицензия, которую предоставляет регулятор. Основной аспект управления рисками не исчезает.

Я должен быть уверен в надёжности экосистемы. Если мы сможем сохранить компетенции вокруг вопросов риска и качественных услуг, эти компетенции должны приспосабливаться к новому миру.

Ашок Арам, Deutsche Bank

[Продолжает монолог Ашока Арама] Это те понятия, которые будут ассоциироваться с банками, и если появляется сумма средств, которую хочешь сохранить и преумножить, выберешь надёжную организацию.

Илья Поляков, председатель правления «Росбанка»

С ними не согласились представители Qiwi и «Тинькофф банка»:

Нужно понимать потребности нового поколения — как они живут. Они родились с телефоном, мозг работает иначе, другой тип мышления, другие реакции на события. Старыми методами достучаться до этого поколения невозможно. Кому удастся, тот сделает большой бизнес.

Сергей Солонин, генеральный директор Qiwi

Лицензия не конкурентное преимущество, а пограничный фактор — если её нет, ты просто не работаешь, здесь никак не конкурировать. Бренды? Им [пользователям] всё равно, что за бренд.

Моей дочке не важно, как взаимодействовать с сервисами, от которых она что-то хочет получить. Она уже не тыкает в телефон, она отправляет голосовые сообщения. Если у тебя нет голосового интерфейса, через пять лет тебя не будет, это точно.

А то, что ты сейчас делаешь, разрабатываешь голосовые интерфейсы, — они через пять лет уже устареют. Это гонка вооружений на интерфейсе, и всё, что стоит за ним, идёт полным ходом. А те, кто только сейчас запускают мобильные приложения, уже намного опоздали.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф-Банка»
0
98 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

И ипотека под 1.5%

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
XageRu

Еще скажите что вам и суды независимые нужны...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юрий Б.

Популизм)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов

Разжигаете? Чтобы добиться 2% годовых, нужно перестать печатать деньги и раздавать их своим направо и налево. Если перестать печатать деньги, то придется либо налоги увеличить в два раза, либо длину яхт сократить, трудный выбор...
https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/cb-napechatal-dlya-spaseniya-bankov-6-trillionov-rubley-za-4-goda-1026706506

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Draganov

Рубль дешевеет относительно валюты гораздо быстрее. Если дать людям кредиты под 2% годовых, все наберут кредитов, закупят валюты и все перестанут работать :D

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Как и полагается на Форуме, попереливали из пустого в порожнее без какого-либо смысла. Особенно понравился спор про то, хочет ли клиент идти в банк (или разработчик) или в экосистему.
Открою страшную тайну: клиент идёт за лучшими условиями и удобным сервисом, а разработчик за хорошей зарплатой, а там называйтесь, как хотите.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Литвинцев

мотивация у всех разная. вот только что знакомый разработчик уехал в таллин из москвы, потеряв 2 раза в зарплате

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Valentin Dombrovsky

Кстати, я клиент и «банка» — Альфы, и «эко-системы» — Тинькова. И ещё тройки других то ли банков, то ли эко-систем — фиг их поймёт. :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy S

Профессионалы от IT могут выбирать где работать и в каких условиях. Многие банки воспринимают сотрудников как... кхм, материал и оценку работы ведут по тому, как ты двигал мышью в рабочее время...
Ну о чем тут говорить, какой уважающий себя разработчик пойдет в такой банк работать? Профессионал может сделать свою работу быстро и качественно, показать превосходный результат, а имеющееся в распоряжении время потратить на восстановление сил, кругозор и саморазвитие. В то время как в банке такой специалист будет считаться плохим, ведь он опаздывает на работу! вообще иногда на нее не приходит! и одет в свободную одежду! О, ужас, кошмар!
Ну о чем скажите можно тут говорить, когда людей ставят в состояние зомби, система отключает мозг и интеллект, а потом от него требуют результат. А потом эти дяди в пиджаках на полном серьезе обсуждают почему они могут остаться на обочине технологического прогресса... Потому что его, прогресс, двигают не зомби, а люди с кругозором и не спящим мозгом.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Вы описываете какую то странную работу в банке. Такого в банковском ИТ уже давно нет. Не скажу за все, но очень многие банки предоставляют условия не хуже, а может и лучше чем в ИТ конторах.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Тимофей Литвинцев

странно. Альфа не понимает что банк- это money lending, и это да, будет еще долго. А вот ведение счетов с копеечными остатками и расчеты -это кусок который отгрызли it компании. Разные вещи ж

Ответить
Развернуть ветку
Егор Тарасенок

В том и проблема, что может core банковского бизнеса сводится к money lending, но money lending это далеко не только банки, есть платформы и нелицензируемые p2p и лицензируемые (биржи). И там тех тоже выигрывает.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Колыхалов

Банк для бизнеса, например, это не только кредит. Банк - это быстрый и понятный кредит для бизнеса тогда когда он нужен двумя кликами (как сделал Тинькофф), а не поездки, документы, анкеты, бумаги поручительства. Банк - это очень быстрые и понятные валютные операции. Банк - это лизинг, факторинг для торговли и p2p лендинг. Банк - это краудинвестор. Банк - это структурный инвестор. Банк - это бро инструмент роста бизнеса, помощник, инвестор, поводырь в постоянно меняющемся законодательстве.

Money lending в этой конструкции - малюсенькая составляющая.

В частном банкинге пока банк - это безголовняковые платежи, бесплатная большая сетка банкоматов и дешевый быстрый кредит в два тапа на мобиле, да.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Alexandr Matsenov

Согласен, историческая суть банкинга - кредитование, т.е. управление риском размещения активов в пассивы - остается, а транзакционная часть уходит потому что тех более эффективен там где нужен тех :) Согласен и с Qiwi что сутевой банкинг потеряет интерфейс с клиентом, пойдет в бэкэнд. Но это не значит что это мертвый бизнес. Просто банки привыкли фэйсить клиента и не согласны отдавать взаимоотношения с ним. Вот и пытаются на двух стульях усидеть.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Павел Скиннер

Получил искреннее наслаждение, читая эту ветку комментов, состоящую из высказываний по предмету статьи.
Спасибо )

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav K

Надо открыть пивную и назвать ИТ компанией

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Пиццерию уже открыли.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Скиннер

Если будут наливать в кредит и включать в цену пива проезд до дома на такси, которое будет автоматически вызываться по факту расчета — можно сразу называться экосистемой ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алиев Эльчин

Все предельно ясно, большие банки (Альфа , Росбанк ) против экосистемы им и так хорошо ...
маленькие банки ( Киви ,Тинькофф ) за экосистему , без нее им не выжить ...

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

маленькие банки — это региональные, вроде «Челябинвест», «Солидарность» и прочие. А здесь все крупные игроки собрались

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игорь Самсонов

блеять меня аж бесит, все делают плюс минус одно и тоже, только пиздят по разному

Ответить
Развернуть ветку
tristan ghost

Значение эко-систем, как и нео-банков, кмк, преувеличено. В IT-мире давно уже существуют экосистемы вроде гугла или эплла, но это не мешает сторонним разработчикам конкурировать с ними в нишевых продуктах (например Спотифай и Эппл-мьюзик). Да и ставка исключительно на молодых людей, как это делает Тинькофф, сразу налагает ограничения в росте

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vladimirovich

Зал еле еле на 1/4 заполнен
Это намек, но слепой не видит

Ответить
Развернуть ветку
Артём Никандров

Все участники дискуссии пытаются заглянуть в будущее и по тексту кажется, что только Солонин отталкивается от потребителя финансовых услуг, а остальные хотят быть просто в тренде) В конечно счёте деньги, это товар для обмена, инструмент для получения благ, а финансовая сущность "..идёт на бэкэнд"

Ответить
Развернуть ветку
LETS DO SMTH

Вот реальный вопрос, на который нет ответа: где производство российских смартфонов? Пока нет ответа (уже 20 лет) - все остальное болтовня на постном масле. Объясните мне, почему это не должно стать первостепенным проектом и все молчат об этом?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Суконкин

У банков один товар это Деньги, они должны неохотно брать и охотно их раздавать. Зачем нужны экосистемы, что бы взять на себя часть функции государства?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Зачем нужны экосистемы, что бы взять на себя часть функции государства?

В вашем же вопросе и кроется ответ на него. Именно за этим, чтобы взять на себя часть функций государства. Т.н. "экосистемы" - ни что иное, как новая (старая) форма управления, где всё будет принадлежать одним и тем же людям, соответственно недовольным/несогласным и прочим неблагонадёжным в два счета перекроют кислород через финансовые потоки. Тотальная слежка (в т.ч. и через биометрию) и тотальный контроль (в т.ч. и через искусственный интеллект) - это то, к чему всё и ведут идеологи-архитекторы экосистем))

Ответить
Развернуть ветку
Mark Borisov

Альфа консерваторы и подотстали, хоть и достаточно надежные. Хотя как послушать про их ci/cd у них все достаточно достойно. Не знаю как на самом деле.
Тинькофффф уже действительно it-компания со своими сервисами.
На счет того, что айтишнику не очень хорошо в банке соглашусь, ибо сам в этом варюсь. Айтишнику максимально комфортно в том месте, где IT основа бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Западло — это названивать со своими идиотскими предложениями по 16-30% годовых. Особенно это касается АБ и Росбанка. Экосистема у них блядь.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Извините, если коллеги из Тинькофф побеспокоили звонками. Хотели бы помочь и принять меры. Направьте для этого номер ваш телефона на [email protected] со ссылкой на комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Arnold

Согласен с Мониным

Ответить
Развернуть ветку
Фахреддин Мирзоев

Альфа банк совсем зажрался. Я плачу конские комиссии за переводы, не говоря уже о проблеме оплатить платежку за ЖКХ, потому что нет оплаты по QR коду. А они это считают достижением. Уйду к Тинькову.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Даже смешно слышать от Альфы про клиентский опыт. Я 10-ть лет не мог проверить свой счет онлайн, т.к. они ввели авторизацию по телефону, но чтобы ввести телефон нужно было лично явиться в офис, что я сделать не мог. Когда вернулся, то набежало комиссии $1 (один доллар) и счет на $100 за платные SMS услуги, которых, я естественно не подключал, ведь даже телефон введен не был.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

На вопрос 'экосистема' или 'банк' опосредованно, но давно ответил Сбер, вынужденно создав отдельную структуру - СберТех для лучших и дорогих спецов отрасли со своей культурой работы и управления. Тинькофф это понял, будучи маленькой компанией и переформатировался. А Альфа пытается на 2 стульях сидеть с такой точкой зрения, что будет тормозить её прогресс.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

СберТеху вроде бы конец настал, нет? Специалистов массово переводили же назад в банк, но возможно кто-то в СберТехе еще и остался.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Цой жив

Народ трепится не особо понимая, что вообще происходит в цифровой экономике и что такое экосистемы. Не понятно, как они хотят, чтобы за ними шли талантливые специлисты, которые стремятся создавать уникальные, крутые цифровые сервисы, а не очередную автоматизацию ненужных проецссов или "так же как у....". Цифровым банком должны управлять Продакты наравне с CEO, а не эффективные менеджеры.

Оливер Хьюз : "Если у тебя нет голосового интерфейса, через пять лет тебя не будет, это точно. " В это проблема Тинькофф, они думают, что основноая ценность банка, это красивый интерфейс. Вообще не видят разницы между интерфейсом и сервисом. Все это ненадежно!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Rudolf Cunningham
Это западло — работать в банке, если ты ИТ-специалист.

Западло работать там, где мало платят. А чем заниматься за зарплату уже дело десятое. Один фиг в IT почти никто полезными вещами не занимается и банки как раз из тех, кто решает хоть какие-то проблемы людей.

Ответить
Развернуть ветку
95 комментариев
Раскрывать всегда