«Сладкий сон» частных инвесторов: влияние инвестиционного уровня на технологический скачок страны

Ситуация в регионах

В закладки

Низкая инвестиционная привлекательность регионов, малая производительность труда, кризис внутри агропромышленного комплекса, недостаток отраслевых экспертов, нет поддержки инновационных идей, которые предлагают разработчики. Наличие этих проблем сильно снижает экономический уровень каждого из регионов в отдельности и России в целом.

Каждая отстающая область — это “дыра” в технологическом плане. Это означает, что для решения конкретной проблемы нет эффективных инструментов либо какие-то инструменты есть, но сейчас они уже неэффективны. Отсюда вывод: чтобы залатать “дыры”, необходимо усилить инновационный уровень каждого региона и начать активно внедрять современные технологии для роста всех отраслей.

Чтобы понять глубже понять суть статьи, необходимо общими мазками обозначить картину, близкую к идеальной. Что мы ожидаем, повышая технологический потенциал каждого отдельного региона?

  • Эффективное использование имеющихся ресурсов и производство большего количества продукции при тех же затратах.
  • Повышение конкурентоспособности за счет разработки и вывода на рынок принципиально новых продуктов и освоение новых ниш, повышения качества выпускаемой продукции, снижения издержек на производство и повышение спроса.
  • Усиление экономики региона за счет увеличения количества доходов в бюджет. Развитие малого и среднего предпринимательства повышает рентабельность и прибыльность бизнеса, что позволяет им быть финансово устойчивыми и своевременно исполнять свои финансовые обязательства.
  • Повышения эффективности образовательных, медицинских и других учреждений.
  • Приток и активизация деятельности частных инвесторов.
  • Активизация деятельности экспертного сообщества и создания возможностей для их роста, а также снижения оттока талантливых разработчиков за рубеж.

Как усилить региональную экономику? Необходима поддержка малого и среднего бизнеса, а также корпоративного сектора. Повышение технологического уровня в отстающих инфраструктурах и содействие повышению общего уровня жизни граждан за счет внедрения инноваций в различные области деятельности.

Поддержка — это, конечно, поток инвестиций, если необходимо играть “по-крупному”. Возлагая надежды только на государство, мы должны согласиться на медленный прогресс. Но медленный прогресс на фоне тех стран, кто “оседлал самого быстрого жеребца”, означает топтание на месте. Решение есть, но сейчас рассмотрим пример реализации подобной задачи правительством США.

Зарубежная практика усиления экономики

После запуска в СССР первого спутника американское правительство обеспокоено отставанием в научно-технической гонке. Решением проблемы стала помощь в развитии мелких, малых и средних инновационных предприятий. В качестве главного инструменты выступил SBIS.

О программе SBIS

Это государственно-частная разновидность фондов private equity, в том числе венчурных, в которых значительная часть капитала (до 75%) образуется за счет государственных средств, а управление имеет исключительно частную природу, ничем не отличаясь от любого венчурного фонда с полностью частным капиталом. Основная проблема, которую должна была решить SBIS — недостаточное количество средств для ускоренного развития предприятий и повышения экономического уровня страны.

SBIS избирательно распределяет внутренний частный капитал по недофинансированным частным и географическим нишам. В результате программы только за 2014 год силами SBIS было привлечено инвестиций на сумму 5,46 млрд долларов в 1085 малых предприятий. Именно SBIS положило начало быстрого развития венчурной индустрии и роста частного венчурного частного за счет вложений частных инвесторов.

Почему работа ведется именно в направлении мелких и малых предприятий? В малые предприятия природой вещей заложена пониженная прибыльность: условно-постоянные издержки (управление, учет, охрана, конторское помещение) распределяются на меньший объем изделий (услуг), отчего доля таких издержек в себестоимости выше, чем у крупных предприятий. Поэтому развиваться за счет собственной прибыли им сложнее. Отсюда повышенная потребность в привлечении долгосрочного капитала со стороны.

Задача управляющих SBIS — поиск малых предприятий, которым необходим дополнительный капитал, и после изучения их профиля на предмет обоснованности ожиданий от вложений и потенциала следует принятие решения об инвестировании.

Результатом внедрения программы стало то, что спустя время SBIS не нуждается в финансировании своих фондов из государственной казны США, а функционирует только за счет средств частных инвесторов. Сейчас SBIC представляют собой наиболее совершенный способ согласования разнообразных частных и государственных экономических и иных интересов. Правительству РФ следует изучить опыт программы SBIC и использовать ее и как частное средство финансирования научно-технического развития, и для ускорения экономического роста, резервы которого в области малого и среднего предпринимательства велики.

Вывод

Поддержка предпринимателей и оснащение предприятий инновациями — сегодня ключевой фактор, влияющий на рост экономики страны в целом. Мало обладать ресурсами, необходимо уметь их эффективно и быстро осваивать. Государственная казна не резиновая, а внедрение инноваций, к тому же предполагает определенные риски, поэтому единственное на что можно рассчитывать — это правильное управление капиталом частных инвесторов и создание комфортных условий для включения их в общую структуру технологического роста в качестве одного “из трех китов”. Первый — это проекты и разработки, а о втором мы узнаем дальше по тексту. Кто создаст такие условия? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберемся почему такие условия необходимо создавать и что заставляет инвесторов вести себя пассивно?

Частное инвестирования в России. Все сложно

Чего “боится” инвестор?

Санкции медленно, но верно стимулируют отток иностранных инвесторов. По итогам первого полугодия 2018-го и данным Банка России, прямые инвестиции нерезидентов в небанковский сектор экономики РФ снизились в 2,4 раза и составили 7,3 млрд долларов. Для сравнения в аналогичный период 2017-го года активность иностранных инвесторов оценивалась отметкой в 17,5 млрд долларов. Приток прямых инвестиций второго квартала текущего года снизился в 3,3 раза и составил 1,7 млрд долларов по сравнению с 5,6 млрд долларов в первом квартале.

Это приводит к тому, что МСП (малое и среднее предпринимательство) не получает достаточного финансового стимула для развития и вынуждены сокращать бюджеты на развитие инновационной и технологической базы компаний. Этому же способствует снижение цен на нефть и газ, девальвация рубля, а также медленный рост инфляции и снижение покупательской способности россиян.

При отсутствии внешнего инвестирования компаниям приходиться самостоятельно усиливать позиции, а в условиях постоянных экономических колебаний остается только “заморозить” обновление производственно-технического аппарата в ожидании улучшения экономического климата.

Низкая инвестиционная привлекательность России в сочетании с вышеуказанными факторами сигнализирует отечественным инвесторам об осторожности при вложениях в российские компании и стартапы.

“Голод” МСП и медленный экономический рост страны

Важность МСП для экономике сложно переоценить. Малые и средние предприятия открывают рабочие места и обеспечивают существенную часть населения доходами, повышая при этом социально-экономический уровень страны.

Другой важный момент — рост количества МСП приводит к повышенной конкуренции между ними внутри государства. Слабые компании уходят, а сильные корпорации становятся лидерами ниши и делают все, чтобы не только удержаться в списке первых, но и значительно оторваться от конкурентов. Такой соревновательный процесс повышает общую производительность труда в экономике, росту доходов населения, освоению новых рынков, созданию более качественных товаров и услуг и выход на международного потребителя.

Согласно данным исследования, чтобы угнаться за крупными игроками, МСП примерно в 16 раз активней ведет инновационную деятельность выступая в роли главного поставщика технологий и техники для различных отраслей страны.

Из-за отсутствия нужного количества стартового капитала и агрессивной внешней среды МСП вынуждены не расширяться, а “прятаться под панцирем”, чтобы не потерять созданное. В итоге соревновательный процесс “слабо тлеет” и главный двигатель экономики страны в лице малого и среднего предпринимательства “порыкивает и задыхается”.

Чтобы посмотреть на ситуацию глобально, обратимся к статистике:

Число МСП на 100 человек населения в разных странах ОЭСР, ООН, ФНС России

По показателям характеризующим МСП Россия уступает другим странам. Россия опережает США по числу субъектов МСП, но это связано со следующим фактов. В России преобладают микропредприятия, в том время как в США основной акцент идет на малые и средние предприятия — их меньше, но число работников в каждом из них больше и именно это дает добавленную ценность экономике страны.

Доля малых и средних предприятий в ВВП Российская венчурная компания

Из приведенных диаграмм видно, что сектор МСП имеет огромный потенциал, но до сих пор остается нереализованным.

Вывод

Страна — это автомобиль, который везет пассажиров в светлое будущее, предоставляя все необходимое для жизни по пути. Колеса — это малое и среднее предпринимательство, а инвестиции — воздух. На потрепанных и спущенных колесах далеко не уедешь и, если не успеть добраться до ближайшей заправки, пассажирам придется идти пешком без еды и воды. Для каждого конец пути будет разным.

Как обеспечить достаточное количество “воздуха” для МСП? Вопрос риторический, но ответ есть.

“Пробуждение” частных инвесторов

Сомнение частных инвесторов — не хроническое заболевание, от которого невозможно избавиться. Сомнение — лишь сигнал, что необходимо переходить на качественно новый уровень повышения инвестиционной привлекательности страны и регионов в частности. Правила игры рынка изменились, старые модели убеждения уже не работают. Чтобы оживить инвестиционный рынок, необходимо использовать инструмент оценки объектов инвестирования, которому инвесторы будут доверять.

Для инвестора уверенность это контроль и прозрачная система оценки объекта инвестирования. Когда инвестор видит, что происходит с объектом в каждый момент времени, у него есть четкое понимание динамики роста и видение будущего проекта. Ему остается только принять решение.

Но сейчас этого мало. Инвестор видит динамику, принимает решение, но может ли он повлиять на сам рост объекта инвестирования? Нет. Поэтому важным элементом для связи инвестора и объекта инвестирования является структура, которая, непосредственно, занимается развитием проекта и переводит его с одной стадии на другую с закономерным повышением капитализации объекта. Для реализации этой задачи и существует бизнес-акселератор.

Связь инвестора и акселератора

Известно, что стартапу без инвестиций не выжить. Он подпитывается инвестициями и растет. По мере развития, капитализация стартапа увеличивается, а именно это и есть ожидание инвестора. Момент, когда капитализация стартапа вырастет — момент его победы.

Есть одно но. Самостоятельно стартапу крайне сложно добиться результата. Для наиболее безопасного продвижения в каждой из стадий для стартапа существуют бизнес-акселераторы. Это особая среда, где стартап не только обучается работать с рынком как полноценный бизнес, но и одновременно растет при поддержке инвесторов и экспертов. Акселератор учитывает все подводные камни в процессе продвижения и фокусирует команду на результат с минимальными отклонениями.

Для инвестора акселератор — “термометр”. Он показывает температуру стартапа, и когда шкала доходит до нужного значения, инвестор понимает, что можно входить в долю или продавать ее.

На практике это происходит следующим образом.

Функционал для инвестора

Для инвестора главное — минимизировать риски. Можно поверить стартапу на слово и воодушевиться огнем в глазах основателя, а можно использовать компетенции предметных экспертов и видеть состояние стартапа “без розовых очков”.

Каждый стартап, попадая в акселератор, проходит регистрацию и верификацию. Это важно, чтобы на первом этапе отсеять идеи, которые не имеют никакой связи с реальностью. Успешные проекты попадают в базу верифицированных стартапов.

На втором этапе профили каждого проекта оцифровываются и выводятся в виде понятных для инвестора критериев. Для каждого проекта формируется история развития, где можно отследить на какой стадии находится проект, и что от него ожидать, вкладывая деньги сейчас. Результат каждого следующего шага развития проекта подтверждается предметными экспертами. Только в результате соответствия заявленным показателям проект допускается на следующую стадию. Если нет, менторы и трекеры фокусируют команду в правильном направлении до получения требуемых показателей. Для реализации этого процесса используется метод скоринговой оценки проекта.

Метод скоринговой оценки проекта

Для оценки состояния бизнеса используют несколько подходов. Первый — финансовый. Он включает ряд инструментов, но для оценки стартапов не подходит, потому что большинство стартапов не сформированы и еще не приносят прибыль, либо она нерегулярна и непредсказуема.

Чтобы максимально точно спрогнозировать перспективы стартапа, используют факторы, которые влияют на успех и снижают риски инвестора. Такая система оценки позволяет не только снять розовые очки с основателей стартапа и инвесторов, но и найти между ними золотую середину. Ведь владельцы хотят больше денег, а инвесторы — меньше вложить, но повысить отдачу инвестиций.

Краткое описание ядра, лежащего в основе скоринговой модели оценки проекта, выглядит так: есть 4 группы факторов, где каждый из факторов разбивается по нескольким критериям, которые сравниваются с пороговым значением.

Основные группы факторов:

  • Команда. Это главный ресурс компании. Именно от качества команды зависит, насколько быстро, эффективно и уверенно проект будет расти.
  • Продукт и разработка. У рынка есть потребность или проблема, поэтому задача стартапа — закрыть эту потребность или разрешить проблему. Этому и должен соответствовать проект при оценке.
  • Рынок. Чтобы потребитель обратил внимание на товар и увидел в нем ценность, необходимо выстроить эффективное взаимодействие между рынком и стартапом. Для обеспечения качественного обмена между покупателями и продавцом выстраиваются ряд процессов и процедур. На каждом этапе развития стартап получает доступ к определенному сегменту и размеру рынка. Эта группа факторов показывает, насколько эффективно и полно реализована данная задача.
  • Факторы роста. Данная группа отражает темпы роста и масштабируемость проекта — показатель уровня отдачи от финансирования. Размер инвестирования напрямую зависит от факторов роста.

На основе этих показателей формируется отчет об оценке, где отражается этап развития проекта, стоимость, доля инвестора и максимально возможное количество инвестиций на данном этапе.

Скоринговая оценка помогает определить степень готовности проекта, но это лишь одна сторона медали.

Точка входа и выхода из сделки

Если нам потребуется купить продукты, но непонятно, где вход и выход из магазина, вряд ли захочется туда идти. Мы будем искать другой. Это упрощенная метафора, но сделка отражает тот же принцип.

Для инвестора важно понимать, где именно он может войти в сделку и на каких условиях и, что еще важнее, когда ему выходить. Именно выход решает сколько заработает инвестор и заработает ли вообще. Это его “свет в конце тоннеля”.

Проекты ранних стадий, прежде чем попасть в акселерационную программу, проходят интенсивное обучение, верифицируются экспертами, формируют ценностное предложение и готовятся к презентации проекта инвесторам. DemoDay — это день Х для стартапов и инвесторов. Стартапы, успешно завершившие интенсивное обучение, презентуют свои проекты инвесторам. Инвесторы выбирают лучшие и оплачивают обучение в акселераторе в обмен на долю в будущей компании. Это точка входа для инвестора и возможность приобрести долю в перспективном проекте за минимальную стоимость.

Путь роста стартапа от идеи до бизнеса, который приносит прибыль имеет четкую последовательность шагов. Каждый шаг — это определенный этап на этом пути. При переходе с этапа на этап стартап приобретает конкретную форму и растет в капитализации. Именно момент перехода и есть возможность для инвестора продажи своей доли другим инвесторам, корпорациям либо самой компании. Схема общая, но на практике акселератор и инвестор оговаривают точки входа/выхода в индивидуальном порядке.

Таким образом, профиль стартапа и цикл его жизни переводится на язык инвестора, где в качестве переводчика выступает акселератор. Инвестор видит картину в целом и получает все необходимые данные для принятия правильного решения. Для минимизации рисков дополнительного кредита доверия акселератор зачастую становится соинвестором в конкретном стартапе и берет на себя дополнительную ответственность.

Вывод

Государство, малое и среднее предпринимательство, стартапы, инвесторы — игроки внутри своих игр, но каждая из этих игр преследует одну цель — развитие экономики страны и улучшение качества жизни. Коммуникация даже между двумя людьми не всегда бывает гладкой и понятной, а когда речь заходит о глобальных проектах и крупных рисках, то сложность взаимодействия возрастает многократно. В таких условиях не может быть доверия друг другу, поэтому нужен посредник, который сможет объединить каждый из участников игры и сделать общение приятным.

Акселератор — это результат эволюции каждой из сфер жизни. Это возможность для общества перейти на новый уровень коммуникации, где каждый плывет в одной лодке. Кто-то получает рыбу, кто-то наслаждается видами, кто-то хочет переправиться на другой берег, а кому-то нужна вода. Акселератор — это и есть лодка.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Анастасия Панина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 0, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 71164, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 16 Jun 2019 22:20:30 +0300" }
{ "id": 71164, "author_id": 266323, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/71164\/get","add":"\/comments\/71164\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/71164"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
3 комментария

Популярные

По порядку

Комментарий удален

0

"Акселератор — это и есть лодка." Вопрос только один: лодка построена где? Если в США, то поплывет, если в РФ, то скорей всего нет. Там это уже налаженный поток скоростных катеров, а тут это плоскодонка на веслах.

Ответить
0

Интересный вывод. Благодарю.

Ответить
0

— Правительству РФ следует изучить опыт программы SBIC

Что можно изучить про SBIC, порекомендуете ресурсы?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }