Если стартапер начинает учить других, можете смело списывать свои инвестиции в убыток

Управляющий партнер AltaIR Capital Игорь Рябенький написал для ЦП колонку о том, почему любители конференций — это сплошная головная боль для инвесторов.

Благодаря многолетнему опыту, у меня в запасе всегда есть несколько хороших историй и советов для начинающих предпринимателей. Некоторыми из них я делюсь на своей странице в Facebook, и в конце прошлой недели я опубликовал там примерно следующее:

Начинающим инвесторам от бывалого ангела: если вы видите, что фаундер стартапа, в который вы вложились, становится «великим гуру» — выступает на стартап-тусовках и учит бизнесу других — знайте, что вы проинвестировали карьеру спикера, а не стартап. Его интересует не успех продукта, а лишь рассказы о своем опыте. Старайтесь на корню пресечь «хотелки» подобного рода, а если не успели — можете смело списывать свои инвестиции в убыток.

Запись вызвала ураган обсуждений, который мне захотелось направить в правильном направлении. За несчетное количество мероприятий и бесед я наблюдал и слышал о подобных ситуациях множество раз, и хочу привести несколько примеров для коллег по цеху.

1. Вы поверили в компанию, проинвестировали, а через несколько дней встречаете запись в блоге или натыкаетесь на ссылку онлайн-вебинара на тему «как привлечь деньги», который ведет тот самый фаундер компании, надеющийся прославиться раньше своего продукта.

Однажды весьма яркая и талантливая девушка организовала платный семинар, на который очень быстро привлекла аудиторию из наивных предпринимателей, готовых выложить небольшую сумму за секрет «Великого таинства привлечения инвестиций». Казалось бы, что в этом плохого?

Предприниматель умеет зарабатывать деньги, но зарабатывает их для себя, а не для компании. Вся энергия и большая часть времени ушла на себя, поэтому результат успеха компании оказался печальным и не в пользу инвестора.

2. Фаундер в роли ментора начинает выступать в каком-нибудь акселераторе.

Красоваться перед публикой на местных конференциях не занимает много времени и даже часто полезно, но не в тот период, когда проект стоит на месте. Нельзя учить людей делать то, что не умеешь делать сам.

Фаундер просто-напросто привлек инвестиции, но часто говорит об этом как о большом достижении — упоминает имена инвесторов, приукрашивает речь, которую он толкнул на встрече, причем занимается этим не только в местных акселераторах, а еще и ездит в ближнее зарубежье, просто потому, что с таким багажом в дальнее, как правило, не приглашают.

Когда у инвесторов появляются вопросы из-за подобного поведения, фаундеры обычно говорят примерно следующее: «проекту это ничего не стоит, наоборот, о компании узнает больше людей, все переезды оплачивает приглашающая сторона» и так далее. Они не понимают простой истины: вложенные средства в этот момент вылетают в трубу, потому что проектом плотно никто не занимается.

И вот как-то раз ты беседуешь с такой «звездой» на тему «почему все грустно в проекте», а тебе отвечают примерно следующее: «виноват не я, а весь мир, в частности, инвестор, потому что помогать больше не хочет, а проект ведь отличный, кстати, может быть вы поможете»? Ответ — нет.

Заточенного на самопиар предпринимателя видно сразу, и он будет продолжать этим заниматься, в том время как ваши средства только отсрочат агонию проекта.

3. Предприниматель пишет «умные» буклеты на тему «Начинающий кандидат в мастера прочитает лекцию о том, как стать гроссмейстером» или организует свой курс в каком-нибудь новом акселераторе.

Это мой любимый тип бездарей и самый нелюбимый у акселераторов, ведь в данном случае площадки рискуют и приглашают неопытных людей, скармливая своей же аудитории этот псевдо-контент, в результате чего на выходе получают непригодные проекты и теряют дважды.

Я знаю истории, когда предприниматели с успехом преподавали и помогали другим, и я склонен считать, что это отличная практика. Но, привлекая деньги других людей на воплощение своей мечты, нужно быть честным с ними и с собой и направлять все свои силы только на достижение успеха.

Став успешным предпринимателем, вы сможете правильно учить людей, или, признав свой проект неудачным, всегда будете иметь возможность рассказать другим о своих ошибках.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Евгений Болтян

Хорошо, что я не привлекал инвестиции, можно со спокойно душой выступать на конференциях))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Болтян

Учить, как правильно выступать на конференциях сразу после открытия стартапа!

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда