Если стартапер начинает учить других, можете смело списывать свои инвестиции в убыток

Управляющий партнер AltaIR Capital Игорь Рябенький написал для ЦП колонку о том, почему любители конференций — это сплошная головная боль для инвесторов.

Благодаря многолетнему опыту, у меня в запасе всегда есть несколько хороших историй и советов для начинающих предпринимателей. Некоторыми из них я делюсь на своей странице в Facebook, и в конце прошлой недели я опубликовал там примерно следующее:

Начинающим инвесторам от бывалого ангела: если вы видите, что фаундер стартапа, в который вы вложились, становится «великим гуру» — выступает на стартап-тусовках и учит бизнесу других — знайте, что вы проинвестировали карьеру спикера, а не стартап. Его интересует не успех продукта, а лишь рассказы о своем опыте. Старайтесь на корню пресечь «хотелки» подобного рода, а если не успели — можете смело списывать свои инвестиции в убыток.

Запись вызвала ураган обсуждений, который мне захотелось направить в правильном направлении. За несчетное количество мероприятий и бесед я наблюдал и слышал о подобных ситуациях множество раз, и хочу привести несколько примеров для коллег по цеху.

1. Вы поверили в компанию, проинвестировали, а через несколько дней встречаете запись в блоге или натыкаетесь на ссылку онлайн-вебинара на тему «как привлечь деньги», который ведет тот самый фаундер компании, надеющийся прославиться раньше своего продукта.

Однажды весьма яркая и талантливая девушка организовала платный семинар, на который очень быстро привлекла аудиторию из наивных предпринимателей, готовых выложить небольшую сумму за секрет «Великого таинства привлечения инвестиций». Казалось бы, что в этом плохого?

Предприниматель умеет зарабатывать деньги, но зарабатывает их для себя, а не для компании. Вся энергия и большая часть времени ушла на себя, поэтому результат успеха компании оказался печальным и не в пользу инвестора.

2. Фаундер в роли ментора начинает выступать в каком-нибудь акселераторе.

Красоваться перед публикой на местных конференциях не занимает много времени и даже часто полезно, но не в тот период, когда проект стоит на месте. Нельзя учить людей делать то, что не умеешь делать сам.

Фаундер просто-напросто привлек инвестиции, но часто говорит об этом как о большом достижении — упоминает имена инвесторов, приукрашивает речь, которую он толкнул на встрече, причем занимается этим не только в местных акселераторах, а еще и ездит в ближнее зарубежье, просто потому, что с таким багажом в дальнее, как правило, не приглашают.

Когда у инвесторов появляются вопросы из-за подобного поведения, фаундеры обычно говорят примерно следующее: «проекту это ничего не стоит, наоборот, о компании узнает больше людей, все переезды оплачивает приглашающая сторона» и так далее. Они не понимают простой истины: вложенные средства в этот момент вылетают в трубу, потому что проектом плотно никто не занимается.

И вот как-то раз ты беседуешь с такой «звездой» на тему «почему все грустно в проекте», а тебе отвечают примерно следующее: «виноват не я, а весь мир, в частности, инвестор, потому что помогать больше не хочет, а проект ведь отличный, кстати, может быть вы поможете»? Ответ — нет.

Заточенного на самопиар предпринимателя видно сразу, и он будет продолжать этим заниматься, в том время как ваши средства только отсрочат агонию проекта.

3. Предприниматель пишет «умные» буклеты на тему «Начинающий кандидат в мастера прочитает лекцию о том, как стать гроссмейстером» или организует свой курс в каком-нибудь новом акселераторе.

Это мой любимый тип бездарей и самый нелюбимый у акселераторов, ведь в данном случае площадки рискуют и приглашают неопытных людей, скармливая своей же аудитории этот псевдо-контент, в результате чего на выходе получают непригодные проекты и теряют дважды.

Я знаю истории, когда предприниматели с успехом преподавали и помогали другим, и я склонен считать, что это отличная практика. Но, привлекая деньги других людей на воплощение своей мечты, нужно быть честным с ними и с собой и направлять все свои силы только на достижение успеха.

Став успешным предпринимателем, вы сможете правильно учить людей, или, признав свой проект неудачным, всегда будете иметь возможность рассказать другим о своих ошибках.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Xiaomi Report

Бизнес Молодость иного мнения)

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Beloushko

БМ больше про молодость, чем про бизнес. Кстати, нож-кредитка никому не нужен?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Semen Alexandrov

По-моему автор полагает, что вложив в кого-то деньги инвестор покупает этого кого-то в анальное рабство. Критерии просты - основатель справляется со своими функциями, либо не справляется. Для первого случая каким опытом, где и и с кем он предпочитает делиться - его личное дело. Ублажение инвестора по всем вопросам вовсе не является смыслом жизни основателя.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Голованов

Денег давай, да побольше, но я че хочу делаю, yeah, fuck! Я правильно понял?)))

То есть инвестор должен дать бабла и заткнуться. Понятно.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Евгений Болтян

Хорошо, что я не привлекал инвестиции, можно со спокойно душой выступать на конференциях))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Valentin Dombrovsky

О, тот самый великий эксперт Евгений Болтян, прям тут в комментах ЦП!

Ответить
Развернуть ветку
Nick Olai Erlan

Радикальненько написано. Когда начинашки так делают, которые ничего кроме привлечения инвестиций лично от вас в жизни не научились, так себя вести правда не круто. Но когда так делает кто нибудь вроде Славы Семенчука, - это ок. Плюс, ряд стартапов нацелены на b2b сегмент, и порой выступления могут быть прекрасным источником продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Rodionov

b2b заказчикам ну воообще сто раз параллельно на то, как проект привлек бабки ))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anthony Marchenko

Однако, г-н Рябенький упускает факт о том, что обучение других является наиболее эффективной техникой саморазвития и приобретения глубокий знаний в какой-либо области.

"Привлечение инвестиций"/"как открыть стартап" — это, конечно, пошлость. Но вот публичные выступления и публикации на профессиональные области — это повышение visablity продукта, способ привлечь новых сотрудников и расширения network. Ну и польза для сообщества естественно. Как мы знаем, все эти митапы в основном полезны лишь колуарными разговорами.

Тоже касается и активностей в социальных сетях, они могут быть бесполезной тратой времени, а могут быть эффективным инструментом.

Когда фаундер — популярный блогер, который делиться своими знаниями, например как правильно юридически оформить стартап в США с вестингом, краткий конспект лекций по competitive strategy, что я понял из A/B Testing нашего продукта и т.д. — это однозначный плюс, а не как красный флаг для инвестора.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Babich

Хорошо написано, но смешались кони, люди.

1) Недовольство тем, что фаундер, получивший деньги, проедает их и тратит время не на стартап вполне оправданно. Однако, он также может тратить время на занятие спортом или хождение по СПА. При таком раскладе "выступление на конференции" можно заменить "носит красный галстук" или "ходит в парекмахерскую". Трата времени не на возвращение инвестиции -- плохо, но конференции тут не при чем.

В итоге главное то, чтобы человек работал и давал результат, а не проедал деньги и терял время, безотносительно того, на что он тратит это время.

2) Однако, если подходить со стороны шеринга опытом и стимулирования правильных процессов на рынке и в экосистеме, особенно на волне, когда разные активные тренеры являются теоретиками, не запустившими ни один стартап и начитавшимся Бленка, все выглядит иначе. Это уже, скорее, попадает в категорию личного роста и коачинга. Что мы и видим на примере фаундеров Y Combinator и их лекций на евентах в Долине и в Стенфорде, к примеру.

3) Если лекции действительно дерьмовые, лучше они не станут от того, что стартап взлетает и показывает КПИ из-за стечения обстоятельств и попадания в нишу. В чем-то фаундер может разбираться в конкретной ситуации, но этот подход может быть применим только в его конкретном случае при конкретно сложившихся обстоятельствах.

Так что лекции лекциям -- рознь.

И в качестве резюме.

Стоит больше общаться инвесторам с фаундерами и быть более открытыми друг с другом, чтобы не копить в себе обиды друг на друга и потом не обвинять друг друга в том, что не взлетает стартап. Даже если фаундер увлекся самопиаром, инвестор всегда может с ним провести беседу, как и фаундер потребовать от инвестора конкретной помощи в конкретном вопросе.

Это дорога с двусторонним движеним.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Orap

I'm with you, Миша

Ответить
Развернуть ветку
Semen Kirilenko

На самом деле, Игорь говорил об очень конкретной вещи. Когда фаундер берет деньги и ресурсы и вкладывает их в себя, а не в проект.

Именно с этим кейсом столкнулся Игорь. Один из альтаировских проектов под руководством питерского коуча (родом, вроде, из Новосибирска) в общей сложности распилил $400k, а на выходе там даже продукт не был сделан. А их СЕО давала сотни выступлений, платных курсов, хотя уже как 2 года проектом не занималась в принципе. Сейчас в спешном порядке пытается мигрировать в Штаты. ))

К сожалению, знакомы со всем этим не понаслышке. Просила у нас однажды деньги на ее очередной проект. Как всегда, $100500M рынок, супер-команда, экзит через 2 года. ))

Проходили. Теперь держимся от таких подальше.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Павел Потапов

Мне вот чего-то имхуется, что суть спича дяденьки была не про публичные выступления, а про тот случай, когда стартапер всего-навсего подняв инвестиции начинает считать, что он уже поймал госпожу удачу за яйца и нииколебически крут. Когда на самом деле еще и сотой доли нужной работы не сделано.

Ответить
Развернуть ветку
Ким Саркисян

Я думаю, что стартапер в праве делать всё, что ему угодно, до тех пор, пока всё идёт согласно плану, который инвестор увидел перед тем, как инвестировать.

Если всё идёт не по плану, то стартаперу нехер шляться где попало.

Если всё идёт по плану, то инвестору нехер требовать что-то большее.

Все воспринимают инвесторов, как людей, которые оказывают услугу бедняжке стартаперу. На самом же деле, найти инвестора проще, чем найти хорошую идею, команду.

Никто никому одолжений не делает и делать не должен. Обе стороны являются заинтересованными и имеют равные права.

Если стартапер не может отвлекаться от проекта, в то время, как всё идёт по плану, то пусть инвестор вкладывает все свои деньги в этот проект, не распыляя свой капитал на другие проекты.

Вообще, откровенно говоря, у меня заочно есть готовность критиковать колонку Игоря, в той связи, что он постоянно пишет либо расплывчато, не конкретно, либо выражает своё весьма сомнительное мнение, да ещё и настолько однобоко.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Тоже тебя дизлайкнул, чтобы было. А ты смотрю дизлайкнул всех, кто лайкнул за правильность поста. Ооок.
"На самом же деле, найти инвестора проще, чем найти хорошую идею, команду." Найти инвестора так же непросто, как и команду. Главное это стоящий проект, наверно. Тут и команда и инвесторы потянутся.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Boris Sokolov

потому что большинство создает стартапы с целью поднять инвестиции, а не заработать деньги своим проектом... По сути в этой схеме одна сторона мошенники, другая лохи..
Стартаперы новые инфобизнесмены )))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Devoops

Ну а что такого? Сейчас модно презентацию продукта начинать словами- Я, Коля Пупкин, стартапами занимаюсь с четвертого класса.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алферов

Мне кажется, тут от специфики проекта сильно зависит все. Если проект узкоспециализированный, то без хороших выступлений и презентаций обойтись сложно. Правда выступления должны быть не на тему "как привлечь денег", а на тему, которая будет интересовать потенциальных клиентов проекта. Тогда все должно быть ОК, потому что каждое выступление будет напрямую приносить денег :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сухарев

Все по делу. Автору спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Egor Rodionov

как раз сейчас за подобными наблюдаю. ребята клёвые, просто ласточки. проект вполне рабочий, инвестиций - по самое небалуйся. везде интервью, выступления, ceo где-то все время катается - сказка. правда, на работу с первыми ключевыми клиентами времени не остается, "но ведь главное - не результат, а процесс"))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mozgin

Бездари

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Согласен на 100% с уважаемым автором.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Orap

Ну не знаю, я готов поспорить. Конечно, примеры вроде проведения фаундером платных семинаров "Как привлечь деньги" - это действительно недекватные ситуации. Но когда практикущие предприниматели делятся опытом с друг другом - это супер-ценно для экосистемы, и в том числе для инвесторов, если конечно они думают не только о сегодняшнем дне, но и о будущем на этом рынке. Посмотрите на Долину в этом плане. Потому что все начинающие предприниматели совершают одни и те же ошибки, сталкиваются с одними и теми же проблемами - кто, если не другой предприниматель, может рассказать о своём опыте, и фейлах, и успехах? И что в этом плохого? Или профинансированного фаундера надо "спрятать в коробочке", пусть не вылазит оттуда и отрабатывает полученное бабло? Повышает ли это шансы на успех проекта?

Короче, проблема надуманная, имхо. Надо верить в людей, в которых инвестируешь. Может у Игоря просто пару проблемных стартапов с неадекватными основателями, из-за которых "болит"? :)

Ответить
Развернуть ветку
Semen Alexandrov

Фишка еще и в том, что проведение семинаров на тему привлечения денег десакрализует таинство получения инвесторского бабла. Растворяются в эфире придыхание и восприятие баблоносцев как неземных существ, творящих судьбы мира. Пропадает пиетет, появляется понимание, что поиск инвестиций это всего лишь технология, которую можно освоить. А ведь в процессе может выясниться еще и факт наличия проблем с пристраиванием кучи денег. Так ведь и до вопроса о том, кто кому нужнее, дойти может. Щетаю это недопустимо!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Петрунин

Вообще, нормальные пацаны по конференциям не ходят, а работают и без понтов на конференциях и инвесторов зарабатывают деньги. Интернет, мать его, не шоу-бизнес, чтобы там своими ебли...ем сверкать.

Ответить
Развернуть ветку
Semen Alexandrov

Не, нучо, нормальные пацаны без лишнего базара к успеху идут, мы все поняли, бро.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Evgeny Ponomarev

Так когда списывать инвестиции в убыток? Когда стартапер начинает учить других, или когда он учит других привлекать инвестиции?

имхо, тут все гораздо проще: если стартапер тратит время компании на какие-то свои цели - уже можно гасить свет. Это могут быть и выступления, и сторонние продукты, и игра в xbox. А просто поход на конференцию еще ни о чем не говорит.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Болтян

А можно ведь и свой проект идти представлять.

Думаю в статье имелось ввиду то, что фаундер идет именно выступать на конференция и рассказывать какой он мастер бизнеса, хотя у самого миллион не решенный проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зимарин

Спасибо, я эту мысль не мог сформулировать. Это правда тонкая грань между, человек пиарит проект и человек пиарит себя. И от последнего надо избавляться с большой скоростью.

Ответить
Развернуть ветку
FrostBite

Проблема автора в извращенном понятии целей конференций. Они нужны для обсуждения и модернизации опыта и иеформации. Просто балаболить конечно во вред проекту, а поиск новых идей используя коллективный разум слушателей только на пользу.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov

Если стартапер начинает не то чтобы учить других, а просто ездить по конференциям и тусовкам - уже тут можно списывать инвестиции в убыток.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Бизнес Механика

В принципе доля правды в этом есть, если такой юный предприниматель, получивший финансирование, сразу начинает проводить тренинги на тему "как привлечь инвестиции", то в глазах этого инвестора авторитет он сразу потеряет.
К вопросу о том нужно ли проводить семинары и рассказывать о проекте?
Да, безусловно нужно это делать, прежде всего среди потенциальных клиентов сервиса, тогда это пойдет на пользу проекту.
Если ты создаешь допустим сервис для отелей, то от спичей в среде "20-летних будущих предпринимателей на тему как привлечь инвестиции", толка для проекта будет мало. Спичи нужно проводить среди персонала и менеджеров отелей.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Yaskevich

У каждого успешного стартапа своя история, а если он не был успешен, то и истории и темы для обсуждения нет .т.е.ничего нет.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Злобный инвестор

В комментах вся суть русской идеи.
Десяток стартаперов спорят с инвестором о том, как правильно инвестировать.

Ответить
Развернуть ветку
Semen Kirilenko

Узнаю героиню рассказа Игоря. Забавный персонаж из Питера.)) Там, как я знаю, все пошло совсем печально - после провала нескольких проектов и слитых инвесторских денег, все скатилось в банальный инфо-бизнес, платные услуги и прочий развод молодой паствы.
Так что Игорь еще очень политкорректен в своих оценках, надо сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Голованов

Игорь Аркадьевич порадовал, как обычно) Спасибо за интересный материал.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Голованов

А порадовал потому что правда порадовал, говорить это в своих интересах резона никакого, так как инвесторов не искал и не буду. Хотя, как тут писали выше, таких отцов надо видеть заранее и ничего им не давать.

Ответить
Развернуть ветку
Bitobi

Не бобло надо искать, а работать. И если прибыль пойдет, то сами инвесторы вас будут искать.

Ищите клиентов в бизнес сети bitobi.org

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда