Если стартапер начинает учить других, можете смело списывать свои инвестиции в убыток

Управляющий партнер AltaIR Capital Игорь Рябенький написал для ЦП колонку о том, почему любители конференций — это сплошная головная боль для инвесторов.

Благодаря многолетнему опыту, у меня в запасе всегда есть несколько хороших историй и советов для начинающих предпринимателей. Некоторыми из них я делюсь на своей странице в Facebook, и в конце прошлой недели я опубликовал там примерно следующее:

Начинающим инвесторам от бывалого ангела: если вы видите, что фаундер стартапа, в который вы вложились, становится «великим гуру» — выступает на стартап-тусовках и учит бизнесу других — знайте, что вы проинвестировали карьеру спикера, а не стартап. Его интересует не успех продукта, а лишь рассказы о своем опыте. Старайтесь на корню пресечь «хотелки» подобного рода, а если не успели — можете смело списывать свои инвестиции в убыток.

Запись вызвала ураган обсуждений, который мне захотелось направить в правильном направлении. За несчетное количество мероприятий и бесед я наблюдал и слышал о подобных ситуациях множество раз, и хочу привести несколько примеров для коллег по цеху.

1. Вы поверили в компанию, проинвестировали, а через несколько дней встречаете запись в блоге или натыкаетесь на ссылку онлайн-вебинара на тему «как привлечь деньги», который ведет тот самый фаундер компании, надеющийся прославиться раньше своего продукта.

Однажды весьма яркая и талантливая девушка организовала платный семинар, на который очень быстро привлекла аудиторию из наивных предпринимателей, готовых выложить небольшую сумму за секрет «Великого таинства привлечения инвестиций». Казалось бы, что в этом плохого?

Предприниматель умеет зарабатывать деньги, но зарабатывает их для себя, а не для компании. Вся энергия и большая часть времени ушла на себя, поэтому результат успеха компании оказался печальным и не в пользу инвестора.

2. Фаундер в роли ментора начинает выступать в каком-нибудь акселераторе.

Красоваться перед публикой на местных конференциях не занимает много времени и даже часто полезно, но не в тот период, когда проект стоит на месте. Нельзя учить людей делать то, что не умеешь делать сам.

Фаундер просто-напросто привлек инвестиции, но часто говорит об этом как о большом достижении — упоминает имена инвесторов, приукрашивает речь, которую он толкнул на встрече, причем занимается этим не только в местных акселераторах, а еще и ездит в ближнее зарубежье, просто потому, что с таким багажом в дальнее, как правило, не приглашают.

Когда у инвесторов появляются вопросы из-за подобного поведения, фаундеры обычно говорят примерно следующее: «проекту это ничего не стоит, наоборот, о компании узнает больше людей, все переезды оплачивает приглашающая сторона» и так далее. Они не понимают простой истины: вложенные средства в этот момент вылетают в трубу, потому что проектом плотно никто не занимается.

И вот как-то раз ты беседуешь с такой «звездой» на тему «почему все грустно в проекте», а тебе отвечают примерно следующее: «виноват не я, а весь мир, в частности, инвестор, потому что помогать больше не хочет, а проект ведь отличный, кстати, может быть вы поможете»? Ответ — нет.

Заточенного на самопиар предпринимателя видно сразу, и он будет продолжать этим заниматься, в том время как ваши средства только отсрочат агонию проекта.

3. Предприниматель пишет «умные» буклеты на тему «Начинающий кандидат в мастера прочитает лекцию о том, как стать гроссмейстером» или организует свой курс в каком-нибудь новом акселераторе.

Это мой любимый тип бездарей и самый нелюбимый у акселераторов, ведь в данном случае площадки рискуют и приглашают неопытных людей, скармливая своей же аудитории этот псевдо-контент, в результате чего на выходе получают непригодные проекты и теряют дважды.

Я знаю истории, когда предприниматели с успехом преподавали и помогали другим, и я склонен считать, что это отличная практика. Но, привлекая деньги других людей на воплощение своей мечты, нужно быть честным с ними и с собой и направлять все свои силы только на достижение успеха.

Став успешным предпринимателем, вы сможете правильно учить людей, или, признав свой проект неудачным, всегда будете иметь возможность рассказать другим о своих ошибках.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Michael Babich

Хорошо написано, но смешались кони, люди.

1) Недовольство тем, что фаундер, получивший деньги, проедает их и тратит время не на стартап вполне оправданно. Однако, он также может тратить время на занятие спортом или хождение по СПА. При таком раскладе "выступление на конференции" можно заменить "носит красный галстук" или "ходит в парекмахерскую". Трата времени не на возвращение инвестиции -- плохо, но конференции тут не при чем.

В итоге главное то, чтобы человек работал и давал результат, а не проедал деньги и терял время, безотносительно того, на что он тратит это время.

2) Однако, если подходить со стороны шеринга опытом и стимулирования правильных процессов на рынке и в экосистеме, особенно на волне, когда разные активные тренеры являются теоретиками, не запустившими ни один стартап и начитавшимся Бленка, все выглядит иначе. Это уже, скорее, попадает в категорию личного роста и коачинга. Что мы и видим на примере фаундеров Y Combinator и их лекций на евентах в Долине и в Стенфорде, к примеру.

3) Если лекции действительно дерьмовые, лучше они не станут от того, что стартап взлетает и показывает КПИ из-за стечения обстоятельств и попадания в нишу. В чем-то фаундер может разбираться в конкретной ситуации, но этот подход может быть применим только в его конкретном случае при конкретно сложившихся обстоятельствах.

Так что лекции лекциям -- рознь.

И в качестве резюме.

Стоит больше общаться инвесторам с фаундерами и быть более открытыми друг с другом, чтобы не копить в себе обиды друг на друга и потом не обвинять друг друга в том, что не взлетает стартап. Даже если фаундер увлекся самопиаром, инвестор всегда может с ним провести беседу, как и фаундер потребовать от инвестора конкретной помощи в конкретном вопросе.

Это дорога с двусторонним движеним.

Ответить
Развернуть ветку
Semen Kirilenko

На самом деле, Игорь говорил об очень конкретной вещи. Когда фаундер берет деньги и ресурсы и вкладывает их в себя, а не в проект.

Именно с этим кейсом столкнулся Игорь. Один из альтаировских проектов под руководством питерского коуча (родом, вроде, из Новосибирска) в общей сложности распилил $400k, а на выходе там даже продукт не был сделан. А их СЕО давала сотни выступлений, платных курсов, хотя уже как 2 года проектом не занималась в принципе. Сейчас в спешном порядке пытается мигрировать в Штаты. ))

К сожалению, знакомы со всем этим не понаслышке. Просила у нас однажды деньги на ее очередной проект. Как всегда, $100500M рынок, супер-команда, экзит через 2 года. ))

Проходили. Теперь держимся от таких подальше.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Babich

Душещипательная история. Интересно, как им вообще деньги и в таком количестве дали, если так все печально и даже продукта нет.

Ответить
Развернуть ветку
Semen Kirilenko

Пару лет назад российские венчуры верили не продажам, а ярким презентациям и рассказам о завоевании больших мировых рынков. Но время прошло, волна сошла, а успехов на данном поприще добились единицы.

Но далеко не все готовы свои ошибки признавать. Им же потом опять деньги клянчить да семинары собирать. )

Ответить
Развернуть ветку
Michael Babich

Если често, если брать вешепреведенную историю, я вообще не понимаю с каких хуев инвестировали в принципе. Российский рынок -- это какой-то жесткий атавизм международного рынка. На него не то, что ориентироваться не стоит, а любой, кто претендует на российский рынок, достоин публичного высмеивания. Вот такая позиция. А если какое-то быдло обмануло инвестра, ну значит инвестор лопух.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда