{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Споры с налоговой. Стоит ли их затевать и какие ошибки мы совершаем?

Добрая часть проблем с налоговой происходит оттого, что не только сотрудники, но и руководители организаций не особо представляют как вести себя в спорных ситуациях и изначально ставят себя в положение жертвы. Здесь, разумеется, я бы для начала предложил поднять вопрос грамотности в вашей компании и превентивно провести просветительскую деятельность, но речь сейчас не о том. Сегодня поговорим о ситуациях, когда спор уже есть и рассмотрим несколько основных ошибок.

Ошибка №1. Мне поможет только суд

Лучше всего избежать обращения в суд, т.к. статистика не слишком утешительная - все больше дел проигрываются, заставляя владельцев организаций не только удовлетворять все требования налоговой, но и раскошелиться на услуги юристов.

С момента получения решения от налоговой, вам дается месяц на то чтобы подать апелляцию. Свои аргументированные возражения со всеми необходимыми доказательствами вы подаете в налоговый орган, не суд!

Помните, в суд идем только, если вы перебрали все возможные остальные варианты, но не были восприняты и услышаны.

Важно знать! Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя.

Ошибка №2. Уже поздно что-либо менять

Когда до подачи апелляции остается слишком мало времени, руководитель компании может решить, что все равно уже опоздал и принять решение об обжаловании в суде или... просто исполнении требования налоговой. Да, подобные ситуации тоже бывают, когда предприниматели просто смиряются с требованием, т.к. считают, что сделать ничего уже нельзя, а ввязываться в судебные тяжбы слишком уж не хочется.

Здесь хочу напомнить, что согласно № 130-ФЗ, исполнение решения налогового органа приостанавливается до принятия итогового решения по обращению.

Ошибка №3. Да мой сотрудник разберется

Оказывается, множество предпринимателей не в курсе, что есть налоговые юристы. Это ребята, которые специализируются именно на взаимоотношениях с налоговыми органами, а значит имеют за плечами очень полезный для вас багаж знаний.

Своевременное обращение к налоговому юристу сильно увеличивает шансы как на досудебное урегулирование, так и на победу в суде. Не пожалейте денег, обратитесь к специалисту хотя бы за консультацией.

Важно при этом понимать, что не все юристы будут для вас одинаково полезны. Я понимаю, что очень хочется сэкономить и доверить дело штатному юристу, который обычно занимается составлением и проверкой договоров, но если у него не было значительной практики по налоговым спорам, толку будет немного.

Ошибка №4. Легкомыслие при хранении документов

Легкомыслие при хранении документов может стоить вам дорого!

Обязательно храните резервные копии всех документов в электронном виде. Помните, что оригиналы могут изымать в рамках расследования.

Когда возникает налоговый спор, приводить в порядок документооборот бывает уже поздно. Хаос только усиливается на нервах и в спешке, что редко когда приводит к чему-либо хорошему.

Как я уже писал, как только вы начинаете "вырастать из штанов" и обрастаете сотрудниками, документами, отделами и т.п. стоит повнимательнее подойти к вопросу организации документов.

Не лишним будет и периодически устраивать внутренние проверки, чтобы вовремя обнаружить имеющиеся дыры.

Ошибка №5. Непроверенные контрагенты

Вы не проверили контрагента? А вот налоговая может быть повнимательнее.

В результате вам могут припаять мошеннические схемы, уход от налогов и целый вагон не самых приятных обвинений.

Проверяйте списки на сайте nalog.ru, информацию о судебных спорах, реестр недобросовестных поставщиков и т.д. и т.п. Сегодня у нас есть море возможностей по поиску данных, не поленитесь воспользоваться ими!

Вам кажется, что здесь перечислены прописные истины? Согласен. Только вот каждая из перечисленных ошибок - реальный случай из практики моих клиентов, коллег или знакомых.

Увы, мы часто не обращаем внимание именно на очевидные вещи, т.к. считаем, что именно с нами ничего не случится, именно мы защищены от любых неприятностей, а наш главный бухгалтер просто гений и стоит на страже финансов горой.

Что и как делаем?

На основной вопрос статьи отвечу так - в досудебном порядке решать вопрос нужно обязательно. Более того, перепрыгнуть этот этап вам все равно не дадут, т.к. до суда вы должны будете доказать, что были попытки урегулировать вопрос. Так что лучше подготовиться заранее и выступить первыми при поддержке налогового юриста.

Что касается суда, то это тема очень непростая и здесь стоит оценить возможные потери в обоих случаях, а также собственные силы и наличие времени на судебные тяжбы. Кроме того, не забывайте, что судом вы можете выкопать себе могилу, т.к. есть риск того, что всплывет информация, пока еще не раскопанная налоговыми органами. Прежде, чем даже принимать решение об обращении в суд, сто раз подумайте сами и проконсультируйтесь с юристом максимально откровенно.

В любом случае, адекватный порядок действий представляется следующим:

  • анализируем полученное решение от налоговой, консультируемся с налоговым юристом;
  • вместе с юристом готовим доказательную базу, составляем апелляцию, подаем в налоговый орган по месту регистрации (в вышестоящий орган апелляцию передают уже они);
  • получаем решение по результатам рассмотрения обращения;
  • при отрицательном решении готовим обращение в суд;
  • подаем заявление в арбитражный суд.

Напишите, если у вас были налоговые споры - как решали, чем дело кончилось, можете ли что-то посоветовать по данной теме?

Как всегда, буду рад вашим комментариям!

Дмитрий Румянцев, руководитель ООО "ПРОГРАММЫ 93"

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда