Финансы Sergey Parshikov
2821

Как сделать b2b расчеты такими же удобными, как переводы "физиков"

Хочу рассказать про новые paytech сервисы, которые позволят сделать взаиморасчеты между компаниями такими же удобными, как переводы «физиков», а корпоративные закупки – такими же классными, как привычный нам онлайн-шопинг.

В закладки
Аудио

А начнем мы с мира платежей физических лиц

Чтобы перевести деньги другу, больше не надо идти в отделение банка. Мы просто открываем мобильное приложение, выбираем человека из списка контактов, вводим сумму, и он моментально получает СМС о поступлении денежных средств. Нет реквизитов, очередей, ожиданий.

Когда вы в последний раз платили наличными в магазине? Я – давно. Сегодня почти везде есть терминалы с бесконтактной оплатой, а если вдруг нужны наличные, то можно приложить телефон к NFC–ридеру в банкомате и снять деньги, не доставая пластиковую карту.

Сегодня мы перестали пользоваться кошельком. Мы прикладываем телефон к POS-терминалу, чтобы оплатить кофе, билет в метро, бензин – да что угодно. Эти технологии стремительно завоевали мир b2c–расчётов, и просьба оплатить наличными или через квитанцию оплаты уже кажется анахронизмом. Но только не в расчётах между компаниями. Сегодня чаще всего обычный перевод денег от компании другой компании сопровождается сложными ритуалами. Юрлицо просит реквизиты получателя, выставляет счёт на оплату, на котором обязательно должна быть синяя печать. Бухгалтеры вручную перебивают реквизиты из счета в платежное поручение.

Я считаю такие процессы рудиментом. Это просто не соответствует духу времени. Когда мы платим, как обычные покупатели – все очень просто и удобно. Как только мы начинаем платить как представители юридических лиц, взаиморасчеты сразу же становятся сложными. Это рутина, которая отнимает у нас время и ресурсы.

Мы захотели сделать b2b расчеты такими же классными, как p2p-переводы, а корпоративные закупки – такими же удобными, как привычный онлайн-шоппинг.

Для этого мы (Сбербанк и партнеры) предложили клиентам сразу несколько революционных способов улучшения опыта взаиморасчетов для бизнес сегмента. Расскажу о каждом из них, потому что считаю, что они заслуживают того, чтобы придти на смену синей печати, ручному вводу реквизитов и мучительному ожиданию поступления денег на счет.

B2B Corp Checkout

Первый способ называется B2B Corp Checkout. Это набор методов API, которые позволяют установить кнопку «оплатить через Сбербанк Бизнес Онлайн» (интернет-банк Сбербанка для юр. лиц, сокр. СББОЛ) на сайте продавца. Покупатель нажимает на кнопку, вводит СМС-код для подтверждения платежа – и всё. Продавец сразу же получает информацию о факте оплаты. Это похоже на интернет-эквайринг, но для юридических лиц.

Чтобы было понятнее, приведу пример. Как сейчас выглядит процесс корпоративной закупки: у вас сломался ноутбук, вы заходите на какой-то интернет-сайт, кладете новый ноутбук в корзину и нажимаете на кнопку «Оплатить как юридическое лицо». Дальше вы ждёте, когда менеджер интернет-магазина перезвонит вам и направит счет на оплату. После долгожданного звонка вы получаете счет, передаете его бухгалтеру. Бухгалтер в течение дня заводит платёжку и только после этого генеральный директор (например, вы) ее акцептует. После этого вы ждете еще сутки–трое, пока деньги придут продавцу. Только после этого вам отправят вожделенный ноутбук. Если ноут нужен вам срочно (а когда что-то важное ломается, это нужно нам срочно), то вы бежите в интернет-банк, качаете платежное поручение с отметкой банка об исполнении и пытаетесь уговорить продавца выдать товар на основании документа об оплате. Если сумма небольшая, продавец может поверить и выдать вам покупку. В сухом остатке ваша закупка занимает 1-3 дня и сопровождается метаниями и уговорами.

С точки зрения продавца плюсы тоже есть. Бухгалтер не загружен выставлением счетов и отслеживанием их оплаты. Конверсия в покупки растет: по сравнению с работающими «по старинке» конкурентами вы предлагаете покупателю более удобный способ оплаты и, как следствие, забираете этот платеж.

B2B-Платежи

Второй сервис идеально подходит тем, кто хочет подключить B2b Corporate Checkout максимально быстро и без масштабных доработок. Например, если вы не готовы инвестировать в интеграцию с банковским API и разбираться с прямой интеграцией.

И тут к нам на помощь пришли наши друзья из Яндекс.Денег. Компания Яндекс.Деньги интегрировала наш "b2b-эквайринг" в платежную витрину Яндекс.Кассы – и теперь более 106 тыс. мерчантов могут в один клик добавить в свой магазин ещё один платежный метод - оплату через Сбербанк Бизнес Онлайн. Для этого не нужно высаживать команду разработчиков и дорабатывать интернет-магазин, достаточно просто войти в личный кабинет Яндекс.Кассы, поставить галочку напротив поля «B2B-платежи», и к списку платежных методов (Visa, MasterCard, оплата с мобильного телефона и др.) добавится пункт «Оплата через Сбербанк Бизнес Онлайн».

Когда этим способом вам начнут платить другие компании, информация о факте оплаты сразу появится в CRM – точно так же, как любой другой платёж от физического лица. Да и просто здорово иметь возможность быстро продавать не только «физикам», но и «юрикам», особенно если у вас не очень большой интернет-магазин.

Бизнес-Профиль

Мой любимый платежный сервис, которого мне, как физическому лицу, очень и очень не хватает.

Уверен, что многие из вас сталкивались с проблемой, когда надо за что-то заплатить картой:

  • За смузи и фалафель, но у продавца нет терминала

  • Перевести аванс за ремонт автомобиля или предоплату за монтаж окон
  • Оплатить товар в интернет-магазине, на который вам сделали персональную скидку. Этой индивидуальной позиции нет на сайте, поэтому оплатить стандартным способом, через «корзину», не получается

Как выяснилось, на практике очень немногие организации (не говоря об ИП) готовы предоставить возможность онлайн-оплаты товаров на произвольную сумму.

Разумеется, можно вернуться «к истокам» и сделать перевод на реквизиты юридического лица, но это не удобно и не выгодно, если у вас кредитная карта или вы фанат программ лояльности и копите, например, бонусные мили.

И что же мы сделали? «Бизнес-Профиль» – инструмент, который позволяет любому бизнесу получить все, что нужно для приема онлайн-платежей: в пару кликов создается страница с реквизитами компании и формой приема платежей. В личном кабинете необходимо подключить Яндекс.Кассу для включения функции отправки электронных чеков и соответвсия 54 ФЗ. Ваш виртуальный терминал – готов к работе. Теперь любой из ваших клиентов сможет зайти и оплатить вам произвольную сумму денег (например сделать предоплату), вы также сможете формировать индивидуальные платежные ссылки (по сути мини-счета) с указанием конкретной суммы. Это удобно при продажи стокового товара. В личном кабинете можно удобно отслеживать оплату по выставленным ссылкам (счетам).

Весь ключевые функции этого сервиса будут доступны прямо с главной страницы Сбербанк Бизнес Онлайн сразу после подключения сервиса.

При этом ваши клиенты смогут платить вам всеми популярными методами оплаты – картами, из интернет-банков, Яндекс.Деньгами и WebMoney и даже B2B-платежами со своих расчетных счетов, если ваши клиенты – юридические лица.

Фактически мы предоставили всем клиентам нашего интернет-банка встроенный интернет-эквайринг и даже больше. Чтобы начать принимать безналичные платежи, предпринимателям не нужно создавать собственный сайт с каталогом, заводить товарные позиции и прикручивать к нему эквайринг. Все работает «из коробки».

Корпоративные подписки

И на десерт – самый прогрессивный метод, Корпоративные Подписки. Многие из вас прекрасно знакомы с моделью подписок на облачные сервисы для физических лиц: Apple Music, Яндекс.Плюс, Evernote, Google.Drive, IVI, Netflix и др. Единожды подписавшись, мы используем сервисы годами – это отличный способ удержания клиента. А просто невероятные безакцептные платежи в Яндекс.Такси и Aliexpress? Последние барьеры для расставания с деньгами сняты. Мы «залипаем» на discovery-ленте с товарами, и для того, чтобы совершить покупку, нужно всего лишь нажать на кнопку «Купить». Один клик, и товар уже едет к нам. Подписка, или заранее данный акцепт – это гениальное решение для увеличения конверсии продаж. Но удобные инструменты есть только для клиентов-«физиков»….

А что же делать b2b saas сегменту? Смотреть и завидовать?

Спокойно. И эту историю мы тоже сделали (ещё в ноябре прошлого года мы выкатили API), и уже вовсю тестируем её с партнёрами. Как это работает?

Мы реализовали электронную форму банковского документа, который на языке юристов называется «Заранее данный акцепт». Теперь наши партнёрские сервисы могут через собственный сайт вызывать отдельный метод нашего API, который отобразит клиенту интерфейс соглашения между ним и провайдером сервиса.

После подписания этого соглашения провайдеру будет достаточно отправлять платежные требования по факту оказания услуги. Это всё техническая сторона вопроса. А на стороне клиента вы просто ставите галку и подтверждаете её кодом из СМС. Всё, у вас есть подписка на один из сервисов для развития и ведения бизнеса. Вам не надо озадачиваться своевременной оплатой – деньги списываются автоматически. А сервису не нужно бегать за вами и вытрясать «300 рублей за предыдущий месяц».

Ура.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Parshikov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 22, "likes": 30, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 73728, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 17 Jul 2019 13:45:29 +0300" }
{"average":25922,"one":95,"ten":75}
Сколько денег вы откладываете в месяц?
Ответьте и узнаете, сколько копят другие.
0 ₽
70 000+ ₽
0 ₽
{ "id": 73728, "author_id": 3480, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/73728\/get","add":"\/comments\/73728\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/73728"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
22 комментария

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Здорово. Хорошее решение!

Ответить
3

Я правильно понял , чтобы все это взлетело у контрагента должен быть счёт в Сбере?

Ответить
0

В части b2b кейса, да. Мы тестируем и прививаем новые паттерны расчетов на нашей аудитории. Когда станет новый пользовательский опыт будет востребован внутри, начнем тираж за периметр банка.

Ну а сервис бизнес профиль, который позволяет принимать оплату от физ.лиц, работает без ограничений.

Ответить
0

И каким образом вы собираетесь все это тиражировать за периметр Сбера? По сути потребуется сделать то же самое, что СБП, только для бизнеса. Как все это будет соответствовать требованиям законодательства и документооборота? Если это не подписки, все равно каждый раз придется вводить назначение платежа и пр. данные.
Но самое главное, что меня бесит в платежах b2b - это не ввод реквизитов, а как раз низкая скорость и определенный график проведения платежей. Само понятие "банковский день" (с наличием выходных!) просто рудимент в цифровую эпоху. Вот почему не сделать так, чтобы платежи по счетам юр.лиц проходили моментально и в любое время любого дня, как у физ. лиц?
Также важен вопрос комиссии. Ведь сейчас банковские переводы между юр.лицам обычно имеют фиксированную и относительно небольшую стоимость. А платежи между р/с внутри одного банка часто вообще бесплатны. Если вы собираетесь брать комиссию в своей реализации платежей, тем более в % от суммы, то это будет не интересно в большинстве случаев. Разве что для очень срочных или мелких покупок.

Ответить
0

Ваши вопросы правильные и как только мы проверим свои продуктовые гипотезы, доточим UX на основе полученной обратной связи (благо у нас достаточно большая клиентская база) и в целом убедимся в востребованности описанных механизмов, то обязательно начнем идти в тираж за периметр банка.

Негатив по части скорости перевода полностью принимаю. Мне это тоже не нравилось, когда я был предпринимателем. Именно поэтому мы в своих методах реализовали моментальный ответ об успешном переводе. Это занимает считанные секунды. Да, работает только в периметре Банка, т.е. моментальные расчеты для b2b уже есть среди клиентов Сбербанка. И у нас есть идеи как сделать этот кейс с другим банком, пока без подробностей :) но это все после того, как мы обкатаем технологии внутри.

По вопросу ценообразования согласен с вами полностью. Готовой модели нет. В первую очередь мы хотим изменить опыт взаиморасчетов, сделать новые механизмы оплат популярными и уже потом искать правильную модель монетизации.

Ответить
2

Отличное решение!

Ответить
1

Насколько взлетят B2B платежи зависит еще от размера комиссии. Мы, например, B2B через Яндекс Кассу отключаем, потому что платить комиссию как с карточных платежей от физиков неприкольно.

Ответить
2

У нас акция идет. Комиссия 0%

Ответить
1

Это у кого такая акция?)
Подключаемся к Яндекс.Деньгам и там комиссия)
Или можно напрямую к Сберу подрубиться?

Ответить
1

Здравствуйте, я из поддержки Я.Кассы.
0% было при подключении до 15 июня. Если подключили Кассу позже — 🤷‍♀️, если раньше, но с комиссией — скажите shopID, разберемся!

Ответить
0

Добрый день! Такую акцию проводят наши друзья - Яндекс.Касса. Можно принимать B2B-платежи за 0% три месяца. Оставьте мне свои контакты в личку. Мы всегда только рады новым клиентам)

Ответить

Комментарий удален

1

Неплохо, прям вот нужно!

Но вопрос - физику достаточно ввести карту, и оплатить

Что в данном случае должна заполнять компания-плательщик (Покупатель)?
Это некая авторизация разовая, которая потом подтягивается везде где есть кнопка СББОЛ?

Или оба контрагента должны иметь счет в Сбере?

Не совсем понятен этот моментт

Ответить
0

все правильно. физик вводит карту из любого банка. B2B сценарий пока реализован только для покупателя, который отслуживается в Сбербанке

Ответить
0

ОК, спасибо!

Вот такой вопрос - появится ли у Сбера опция (не только для ЮЛ, но и ФизЛ) "сцепленных" платежей? Или уже есть, просто я не в курсе? ))

Дропшиппинг и маркетплейсы уже набрали обороты, да и в принципе много где это будет востребовано

А то комиссия (с покупателя) за провод денег на свой счет, потом
комиссия при переводе этих денег дальше контрагентам/подрядчикам участникам....
М.б. даже не как самостоятельная опция, а часть будущих смарт-контрактов?

Ответить
0

Если мы увидим востребованность рынком, то обязательно реализуем.
А пока в планах сделать традиционные b2b расчеты удобными и простыми.

Ответить
1

Очень круто! Молодцы!

Ответить
1

Вопрос - с каким основанием приходит оплата в бухгалтерию? Сейчас платежи разносятся по выставленным счетам, с Corp Checkout возможен сценарий когда по нажатию на сайте "Оплатить через Сбер.Онлайн" вместе с оплатой нам прокидывается счет, который подставляется в основание платежа?

За корпоративную подписку отдельное спасибо! Зрите в корень!

Ответить
1

Подписки b2b могут стрельнуть хорошо)

Ответить
0

Уже. Средний рост продаж по пилотным сервисам х10

Ответить
0

х10 от чего?

Ответить
0

Пилот по подпискам идет 6 недель. Я сравниваю 6 недель продаж по стандартной схеме (trial с последующим выставлением счета + последующие оплаты) против продаж по модели подписок.

Ответить
0

Очень удобно!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }