Вместо «Синергии»: чем можно помочь российскому бизнесу за миллиард рублей Статьи редакции

Мнения предпринимателей и популяризаторов бизнеса в России.

Университет «Синергия» известен выступлениями Тони Роббинса, Ричарда Брэнсона, Ника Вуйчича, Джордана Бэлфорта и других известных спикеров, а также ежегодным форумом для предпринимателей — Synergy Global Forum.

В июне 2019 года «Синергия» выиграла конкурс Минэкономразвития на проведение информационной кампании по популяризации предпринимательства в России.

Он проходил в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Сумма контракта составила 798 млн рублей.

Также университет победил ещё в двух конкурсах — на обучение региональных чиновников поддержке бизнеса и подготовку бизнес-тренеров.

В общей сложности «Синергия» получит из бюджета около 1,1 млрд рублей.

За эти деньги университет с июля по декабрь 2019 года должен:

  • запустить рекламу на ТВ, радио и в печатных СМИ;
  • создать специальную премию для предпринимателей;
  • провести предпринимательские форумы;
  • провести мастер-классы для начинающих бизнесменов;
  • провести тематические квесты в школах;
  • организовать тематические флешмобы;
  • запустить телеканал для предпринимателей.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии, идея проекта — раскрыть у россиян предпринимательские способности и помочь им запустить свой бизнес. Одна из мыслей проекта: «Предприниматель — национальный герой, который должен получать поддержку государства и общества».

У рекламной кампании будут свои амбассадоры, среди возможных претендентов — Игорь Рыбаков из корпорации «Технониколь» и Евгений Дёмин из Splat-Cosmetica.

На федеральных каналах университет запустит около 40 пятисекундных роликов с рекламой проекта. В интернете «Синергия» планирует продвигать проект с помощью блогеров, YouTube-канала, групп в соцсетях, таргетированной, контекстной рекламы и подкастов.

До конца года о проекте должны узнать более 60 млн человек, а принять участие в нём — не менее 500 тысяч. Сегодня к предпринимательству положительно относится около 68% россиян, до конца года их число должно увеличиться до 72%.

Целевая аудитория проекта — люди до 30 лет, школьники, женщины, безработные, бывшие военные, инвалиды, выпускники детских домов и предприниматели.

«Он [университет] смог представить наибольшее количество сведений о том, какие хорошие информационные проекты они реализовали, кроме того, у него узнаваемый бренд», — пишет BBC со ссылкой на слова замминистра экономического развития Вадима Живулина. Это стало причиной победы «Синергии» в конкурсе.

Популяризаторы бизнеса в России и участники конкурса рассказали, что они думают о победе «Синергии», и представили, что бы они сделали для предпринимательства в России, будь у них миллиард рублей.

Последние годы мы с «Синергией» делаем очень похожие проекты: проводим большие конференции про бизнес и для предпринимателей. Есть даже элемент соперничества. В этом году мы вырвались вперёд и провели крупнейший бизнес-форум на 47 тысяч участников, но «Синергия» обещает осенью наш рекорд побить и собрать 50 тысяч человек.

Поэтому мы понимаем, о чём здесь речь. Надо сказать, что «Синергия» давно сотрудничает с государством. Они проводят бизнес-форумы по заказу Правительства Москвы, проводили форумы в Казани, Волгограде, участвуют в разных инициативах и проектах, в том числе делали недавно премию «Немалый бизнес».

Для них это логичное развитие выбранного пути, и они объективно обладают необходимыми компетенциями. Насколько я понял из публикаций, они должны с пользой потратить миллиард до конца года и добиться каких-то измеримых показателей. На мой взгляд, это почти невозможно.

Нет, они, конечно, проведут свой большой форум осенью, наверное, организуют ещё серию мероприятий и проектов. Но добиться каких-то заметных результатов за полгода просто невозможно. Если бы такая задача стояла перед нами и результат нужно было бы показать не на бумаге, то в первую очередь мы бы попросили больше времени.

А что делать, понятно: разработать стратегию и использовать все медиаресурсы, в том числе проводить форумы, покупать рекламу, работать с лидерами мнений. Из оригинальных идей я бы предложил попробовать снять сериал, но не факт, что получится талантливо (впрочем, это «Синергия» тоже уже делала с фильмом «Временные трудности»).

В общем, я думаю, что мы бы действовали приблизительно одинаково, единственное отличие — мы бы чуть тщательнее выбирали «героев» и старались бы не оплошать.

Михаил Токовинин, основатель amoCRM
Трейлер фильма «Временные трудности»

По последним данным, в России 6,1 млн предприятий в секторе малого и среднего бизнеса. При этом единственный растущий сегмент — это микропредприятия, которых 95,7% от общего числа.

Из-за роста количества микропредприятий мне кажется, что способы популяризации предпринимательства должны быть максимально широкими и охватывать разные категории людей — от олимпиад и деловых игр в учебных заведениях до реалити-шоу на телеканалах. Это и планирует делать «Синергия». Но главное, на мой взгляд, в реализации любых крупных проектов (тем более тех, которые финансирует государство) — измеримые и открытые показатели эффективности, за которыми смогут наблюдать и сами участники программ.

Авторский контент вроде тех же публикаций в Instagram уже давно опережает по охватам централизованные СМИ. Поэтому во время реализации программы мы бы предложили «Синергии» вовлекать как самих предпринимателей, так и их социальные связи.

Живое взаимодействие с теми людьми, которые уже ведут реальный бизнес и нуждаются в поддержке, — та же популяризация. Недостаточно просто заинтересовать кого-то открытием собственного дела, нужно помочь ему остаться на плаву.

Аяз Шабутдинов, основатель группы компаний Like

Строго говоря, из того, что перечисляется, я вижу логичным практически всё. Вся эта история поможет создать инфополе, которое вызовет дополнительный интерес к предпринимательству. Вопрос, конечно, всегда в исполнении. В бизнесе многое зависит от того, как будет сделан execution (достижение целей проекта в срок — vc.ru).

Я бы советовал всё-таки сосредоточиться на каком-то сегменте. Начал бы с какой-то одной, более узкой аудитории, чтобы за счёт фокуса получить максимальный эффект. На мой взгляд, это была бы аудитория молодых людей 20–30 лет, которые только определяются в жизни и могут стать предпринимателями.

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп»

Ничего нового изобретать не нужно. Сейчас в России проводится множество мероприятий по популяризации бизнеса: лекций, семинаров, митапов.

Мы знаем о финансовой поддержке сельхозпроизводителей, без неё не выживут фермеры ни в Америке, ни в России. Наверное, и тут стоит ввести гранты для организаторов таких мероприятий или как минимум вкладывать деньги в их пиар и продвижение.

Конечно, нужны фильмы о бизнесе и достижениях. Я очень рад за спортсменов, но, на мой взгляд, в мире бизнеса намного больше интересных сюжетов для драйвового кино. Не о том, как украли чемодан с деньгами, а о том, как его заработали!

То же и в СМИ — вместо того чтобы поддерживать бизнес, помогать начинающим предпринимателям информационно, они словом убивают всё желание на корню. Ведь когда видишь только негативные примеры и рассказы о том, как всё плохо, желание открывать собственное дело заметно падает или исчезает вовсе.

Михаил Гончаров

,

основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»

Помимо «Синергии», в конкурсе Минэкономразвития участвовали ещё шесть компаний:

  1. Агентство SPN Communications.
  2. «Национальный центр финансовой грамотности».

  3. Агентство «Альянс Медиа Стратегия».
  4. Медиагруппа «Наука».

  5. Центр поддержки одаренных детей «Стратегия».
  6. Агентство «Полилог».

На просьбу прокомментировать победу «Синергии» в конкурсе в «Альянс Медиа Стратегии» ответили отказом. Контакты медиагруппы «Наука» найти не удалось, остальные же участники не ответили на запрос.

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Dan Mishin

Какой смысл очередной раз тратить бюджетные деньги (от части это деньги УЖЕ работающих предпринимателей, изъятых в виде налогов) на "популяризацию", когда основная проблема - системная? Бизнес не нужно популяризировать, ему нужны условия. И все, что может сделать государство, тратя бюджетные средства, это создать этот самый бизнес-климат.
- Прозрачная и понятная система регистрации и администрирования для налогоплательщика без бюрократии, которую способны преодолеть только аффилированные компании
- Убрать госфинансирование совсем. Переформатировать банковскую систему под доступные "длинные" деньги
- Снижение фискальной нагрузки на бизнес
- Минимизация госрегулирования и безосновательных проверок бизнеса
- Переработка налогового законодательства с четким вектором, который будет стабильно удерживаться 15-20 лет.
... и еще множественные шаги.
Только четкие, понятные и ДОЛГОСРОЧНЫЕ правила "игры" смогут развивать предпринимательство, а не бессмысленное вливание госбюджетов в какие-то там программы по популяризации.
Сейчас вести бизнес в открытую крайне проблематично даже в столице. Про регионы всё уже давно очевидно.
Только это всё бессмысленно при текущей систему, где нет закона и суда...

Ответить
Развернуть ветку
Artem Gruzdev

Смысл очередной раз потратить бюджетные деньги состоит в том, чтобы потратить бюджетные деньги. Других смыслов этот режим не генерирует.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Стас Версилов
- Снижение фискальной нагрузки на бизнес

Не снижение (она в России и так не высокая), а выравнивание.

Проблема не в том, что налоги низкие или высокие. А в том, что одни платят, а другие — нет. Поэтому честные игроки либо уходят с такого рынка, либо начинают "схематозить" как все.

В целом эта проблема в последние годы решается довольно бодро (онлайн-кассы, маркировка), но тоже не безболезненно и до финала ещё далеко.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Михаил Похеров

Наша компания уже 3 финановых кризиса пережила. 2008, 2012, 2014, 2016

В каждом году как то менялись условия, как то закручивались гайки, что касались нас

А вы говорите долгосрочные условия. С такой тенденцией горизонт планирования 1.8-2 года. И выводить сразу в кеш (именно так мыслит большинство предпринимателей мсб)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Andrey Shevtsov

Популизм

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Арсений Зябликов

Ваш комментарий гораздо логичнее и разумнее того буллщита, который выдали "популяризаторы бизнеса" в самой статье. Видимо, они тоже спят и видят как бы им кто отсыпал ярд на откровенно бредовую тему, хорошо подлежащую распилу. Какие фильмы, какие инстаграмы, какая покупка рекламы, если проблема надуманная?
Отдельно доставило упоминание Токовининым совершенно скотского фильма "Временные трудности".

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Эта тактика "популяризации" малого бизнеса похожа на МММ, когда главное привлечь нового лоха, а не удержать старого.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Полностью согласен - нужны системные меры. И в первую очередь направленные на формирование среднего бизнеса. Главная проблема у нас в стране - это то, что слишком мало компаний перерастают из малого бизнеса в средний.

А меж тем только на уровне среднего бизнеса у компании появляются ресурсы и возможности для развития на мировом уровне и она может стать конкурентоспособной - чтобы затем перерасти в крупный бизнес.

Собственно весь смысл поддержки малого бизнеса по всему миру ровно в этом и заключается - чтобы из него вырастали более крупные компании - средние, а затем крупные. У нас же всё клином сходится на поддержке малого бизнеса (иногда добавляется "и среднего").

На деле же получается одной рукой "поддерживают", другой доят. По всему миру налоги (реальные, а не номинальные) платит крупный бизнес. Микробизнес от налогов часто вообще освобождают (а не облагают налогом на самозанятых). Но такого барьера как у нас на пути среднего бизнеса не ставят нигде (налоговая нагрузка возрастает в разы - ОСНО, НДС и пристальное внимание налоговой).

Маркетинг и реклама тоже нужны. Весь вопрос только в том - зачем и какие. Отсюда и выбор того, кто может это сделать. И это точно не Синергия и БМ с их весьма специфической репутацией...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Казначеев

Вижу Аяза - иду в комменты

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Шарафутдинов

Одни инфоцыгане критикуют других инфоцыган:) эка невидаль )))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Месси

Есть и приличные люди среди опрошенных. Михаил Гончаров ( Теремок). Читал отчет по рынку 2016 года, Теремок на 3 месте был по оборотам, после Макдональдса и AmRest ( KFC, Pizza Hut..) реально огромный бизнес ребята построили.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Maxim Sergeevich

"Я не понимаю, почему за мои налоги, налоги малых предпринимателей будет пропаганда роликами на 1 млрд, что бизнес-это за**сь.

В целом непонятно, зачем за казенный счет рассказывать, что предпринимательство - это хорошо

А может лучше на этот 1 млрд взять и 10.000 новым предпринимателям 2019 года освободить от налогов на 100.000 руб каждому? (это каждому у кого выручка до 2 млн в год). Например с обязательным условием публичного освещения, как они ведут бизнес, какие проблемы и кто из государства им помогает? Это 10.000 мнений фаундеров - целый год"

Отсюда - https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10214370728522030&id=1232185804

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Месси

Вы хотите реально помочь, но у правительства то другие задачи((

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Селявин

так потапенко тоже пи..з...бол же вымышленный.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Месси

Простите, а Потапенко он чем от Аяза отличается? Градус полемики выше, матерных слов больше, но по сути то тот же Инфоциган, не имеющий к бизнесу реально ни какого отношения!! Ведь у него реально нулевой бекграунд и понимание в бизнесе очень поверхностное. https://www.infox.ru/news/271/social/people/211260-kto-vy-gospodin-potapenko-biznesmen-ili-soumen

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Stas Gladkikh

Попрыгаем и похлопаем!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Лучшее начало ролика Пограничника

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Chelyuskin

"мы бы чуть тщательнее выбирали «героев» и старались бы не оплошать" — Портнягин это, конечно, очень тщательный выбор =)

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Ключевое слово "постарались". Упс, не вышло, но мы старались :)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Viborniy

Лучше бабло молодым стартапа дайте, которые буржуям свой проудкт продают.
Те, кто хотят уже знаю о синергии, бм , нетологи и других школах. Если люди не хотят, то никакая реклама не поможет.

А почему только синергия получает бабки? Лучше взять 5-6 ведущий школ и разделить бюджет. А то получается за гос деньги взяли и потопили другие бизнес школы.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Savoev

сколько можно недобизнесмена форсить

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.
...конкурс Минэкономразвития на проведение информационной кампании по популяризации предпринимательства в России.

Предпринимателям нужно просто не мешать работать, не кошмарить и не отжимать бизнес. И 798 миллионов останутся в казне.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов
есть еще проблема цен на ПО.

По сравнению с налогами это вообще не проблема. Это я вам как микробизнес, активно пользующий разнообразное ПО говорю.

Ответить
Развернуть ветку
Valeriy Roshko

Статья ни о чем без мнения Андрея Ковалёва

Ответить
Развернуть ветку
Timur Sultanov

Университет синергия это Y Combinator который Россия заслужила.

На самом деле проблема не в людях, в США ничуть не умнее, проблема в институте репутации. Когда бывшие коллеги из McKinsey идут делать скам парашу LA Token, а бывший CMO Mail ru Бородич такое же говно под названием Universa - это явный индикатор того, что все очень плохо.

Люди не боятся делать полную хуйню, потому что потом их не выгонят из профессионального комьюнити - некоторые даже считают что наебать кучу народа это вообще высший пилотаж. Как только люди начнут переживать о репутации, потому что Общество будет ее требовать - все ваши Аязы Хуязы исчезнут сами собой.

Ответить
Развернуть ветку
Sophie Simon

Я вот, что поняла. На волне «растащи бюджет по проектам» ты либо стоишь у руля одного из проектов, либо за бортом. Иными словами, либо присосался к кормушке, либо совесть не позволяет.
И чем дальше, тем меньше людей с совестью. Нет, не потому что все плохие, потому что климат такой?!
Честное и справедливое предпринимательство где-то в другом царстве.
Так что, молодцы те, кто приспосабливаемся. Ярд освоить не сильно сложно

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Silnicki

популяризация. бизнеса. в россии. за миллиард.
в этой фразе прекрасно все: и сочетание "бизнеса в россии", и "в россии за миллиард", и "популяризация бизнеса"... как это у Еровфеева? "Первую дозу я не могу без закуски, потому что могу сблевать. А вот уж вторую и третью могу пить всухую, потому что стошнить может и стошнит, но уже ни за что не сблюю"

Ответить
Развернуть ветку
Константин Иванов

Аяз, Синергия - инфоцыгане.

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Краткова

"Недостаточно просто заинтересовать кого-то открытием собственного дела, нужно помочь ему остаться на плаву."...либо вовремя продать)

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Бабин

В понедельник платить налог за 2й квартал...после такой новости не хочется этого делать

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Также университет победил ещё в двух конкурсах — на обучение региональных чиновников поддержке бизнеса и подготовку бизнес-тренеров.

Уже страшно

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Может додумаются ускорить получения справок не с неделю, а до 1 дня.

Да ну не, бред какой то

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Уважаемая редакция! У вас в статье есть комментарий Аяза Шабутдинова. Не тот ли это Аяз, которого обзывает "инфоцыганом" и вызывает на поединок рублёвый миллиардер Андрей Ковалёв:
https://www.youtube.com/watch?v=2bil1ady_5g
Если это "тот самый Аяз", может ли уважаемая редакция стать арбитром в споре этих уважаемых бизнесменов?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

На мой взгляд, если разделить этот самый миллиард на 1000 частей по миллиону, и устроить лотерею, на которую допускать людей с бизнес планами, прошедшими проверку, то по статистике на выходе (то есть лет через 5-7) увидим следующее:
- 5 проектов (0.5%) выстрелят очень хорошо;
- 50 проектов (5%) станут весьма успешными компаниями;
- 200 проектов (20%) станут успешными, хотя и небольшими компаниями;
- остальные потратят деньги в пустую.

Но! Первые 55 проектов (успешные и супер успешные) своими налогами и созданными рабочими местами в разы окупят вложенный в них миллиард. По крайней мере такова статистика по миру.

Если вложить этот самый миллиард в рекламу (и тут не важно даже, кому его дать, разворуют его или сольют на рекламу целиком) - то эффект будет минимум на порядок ниже. Почему? А потому, что этот самый миллион (полмиллиона, пять миллионов) - на оборудование, прототип, запуск бизнеса и т.п. в любом случае нужно где то взять.

Подозреваю, в правительстве это знают. Однако, их больше волнует, что эти деньги могут украсть ... другие. Нежели тот самый повод под который эти деньги разворовываются... ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Zimen Ermakov

Помимо дорогих кредитов для бизнеса и очень не дешового удовольствия оплачивать сотрудникам полностью белую ЗП, есть еще проблема цен на ПО.
Если ты микро бизнес то 95% процентов, что все твоё по, кроме виндоуса, будет пиратским. А это мне кажется не менее важный факт. Если бы у больших компаний которые продают софт была бы деференцированная шкала оплаты за продукт было бы хорошо. Сам принцип и идеология работы микробизнесменов в сфере услуг, проектировки, дизайна и пр заметно поменялись бы в лучшую сторону. Да и компании разработчики мне кажется получили бы больше прибыли

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Рабченок

Бизнес популяризировать надо. Многие не хотят им сейчас заниматься - ждут стабильности и спокойствия на работе чиновником, военным. Кто хочет денег и активен выбирают коммерческую компанию в Москве. Мода на создание бизнеса прошла.

И разговоры про тяжелые условия работы компаний вкладывают свою лепту. А когда они были легкими?

Но первоначально - нежелание молодых людей заморачиваться на сложное действие без гарантий стабильности. 95% людей на продажника то не идут, там зарплата от результата зависит, а это им не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Езерский

Вот это уже прям совсем пи*дец.

Также университет победил ещё в двух конкурсах — на обучение региональных чиновников поддержке бизнеса и подготовку бизнес-тренеров.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Езерский

если конкурс уже другой то я так понял что и средства будут не с миллиарда уже. И опять за наши налоги будут УЧИТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЧИНОВНИКОВ. Учить чему? Как из бизнеса выжимать по максимум денег в карман? Подготовка бизнес-тренеров? Вы с ума сошли?

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

щасбыайаза послушать по этому поводу ) о да )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Camington

«Предприниматель — национальный герой»
Наф сэйд

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Nazaruk

Шварцу там отвалить пару лямов баксов чтобы он сказал речь, норм...норм

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Иванов

Заниматься предпринимательством в России СТРАШНО и РИСКОВАННО. Это закреплено на законодательном уровне.
п. 1 ст. 2 ГК РФ. .... предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой _страх_ и _риск_ деятельность, направленная на систематическое получение прибыли....

До тех пор пока это не изменится - никакие программы не помогут.

Каждый день в новостях рассказывают что бизнесмена посадили/оштрафовали/отжали/обанкротили, а потом реклама "Становись предпринимателем, ты нам нужен".

А если не сработает - значит нужно выделить побольше миллионов.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Финошин

Может что-то из перечисленного и поможет в достижении поставленной цели, но боюсь опять обосрутся по пути и львиная часть денег потеряется. Так и не дав запланированного результата

Ответить
Развернуть ветку
Константин Иванов

Они там балаболы и позорища! Главное чем нужно помочь бизнесу - это забыть о существовании компаний с доходов до 30 лямов рублей в год. Просто знать что они есть и всё. Отменить налоги и онлайн кассы. Давят нас как сапогом муравьев, а поотм кричат про поддержку и "Что делать" "А дувайти поможем бизнесу".

Просто отвалите от компаний с доходом менее 30 млн в год и всё!!!

Ответить
Развернуть ветку
Paul Gamov

Деньги на ветер

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Usachev

Сначала вводят один налог за другим, уменьшая шансы на выживание бизнеса, потом отдают миллиард из этих налогов инфоциганам. Браво! Такие новости отбивают всё желание платить налоги, да и вообще вести дела в России... Тем, кто способен вести предпринимательскую деятельность, мотивация от БМ, Шабутдинова и прочих, не нужна. Тем, кому нужна мотивация, в предпринимательстве не выживут. Как бы было здорово, если бы предприниматели могли сами решать на что пойдут их налоги. Уверен, БМ никогда бы не увидел ни копейки денег... У редакции интересное чувство юмора, пригласили одних мошенников обсудить других 😄 (к Гончарову претензий нет если что ☺️)

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

А потом упс...

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Orlov

Странная популяризация, которая на деле бизнесменов не считает за людей, а только за кошелек с деньгами, который можно доить по налогам/штрафам/пеням и отжимать ссылаясь на мошенничество. Это мои ощущения и реальность, которую наблюдаю вокруг себя. Бизнес в стране делать можно, добиваться, пробивать, зарабатывать. Но все время нужно быть на чеку и тратить время на то, чтобы соответствовать гос. процедуре, бюрократии и странным требованиям, которые только нужны для государства, а бизнес от этого теряет деньги и в некоторых случаях даже свободу...
Поэтому иногда проще согласиться работать на кого-то или уйти в госструктуру, чтобы голова болела у начальства, а не у тебя.

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда