{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Три аспекта низкого сезона в бизнесе

Если говорить о сезонности в бизнесе, важно понимать, что для каждой отрасли низкий сезон наступает в свой определенный промежуток года. Но независимо от того, в какой сфере работает ваш бизнес, есть три аспекта, на которые стоит обратить внимание. Рассказывает исполнительный директор БМ Александр Сагун.

Гибкость

Бизнес должен быть гибким и адаптированным к любому сезону — и к высокому, во время которого ответственность за получение прибыли и возможность потерь возрастают, и к низкому, характеризующемуся снижением входящего потока денег, то есть оборота. Если предприниматель впервые заходит на рынок в низкий сезон, объем оборота может стать для него неприятным сюрпризом, поэтому важно быть готовым к такой ситуации. Особенно, если в бизнесе пока ведется финансовый учет кассовым методом, когда деньгами текущего периода исполняются обязательство предыдущих. Это ведет к риску неисполнения последних.

Постоянная часть расходов должна быть минимальна, а доля переменной части, зависящая от оборотов компании, максимизирована. Таким образом, в случае снижения оборота в низкий сезон, переменные расходы точно так же сократятся, а для бизнеса период пройдет без особого стресса, то есть, будет более устойчивым и безопасным для собственника.

Существует подход к проверке бизнеса и его модели на устойчивость к изменяющимся внешним факторам, «Стресс-тест». Моделируется ситуация возникновения одного или серии критических событий для бизнеса. Это делается для проверки вашей системы, чтобы понять, какой период времени она сможет существовать и выполнять жизненно необходимые функции по исполнению своих обязательств. На случай форс-мажоров компании обычно формируют резервные фонды, позволяющие прожить период от 3 месяцев. При таком раскладе бизнес будет более защищен от непредвиденных рисков. Считайте, что низкий сезон — управляемый риск, тестирующий гибкость вашей системы.

Александр Сагун, исполнительный директор сообщества "Бизнес Молодость"

Подготовительный этап

Можно по-разному относиться к низкому сезону. Он не приносит большой объём денежных средств, но дает возможности для развития к следующему сезону. Самым ярким примером тут может быть ситуация курортных отелей: летом в них огромное количество постояльцев, большое количество персонала, жизнь кипит. Приехав в тот же самый отель зимой, вы заметите, что посетителей и сотрудников стало в разы меньше, а на территории идут подготовительные работы — стройка, починка, покраска, озеленение участков. Отель активно готовится к бизнес-сезону.

Та же ситуация складывается и в строительном бизнесе — в низкий сезон часто готовят новые продукты, тестируют и запускают новые проекты, обучают персонал. Это время можно использовать для улучшения системы продаж, вопросов автоматизации, маркетинга, перенастройки, проектирования новых моделей домов. Таким образом можно выйти с новым объемом продукции, позволяющей делать новый оборот в высокий сезон.

Предприимчивость

Оглянитесь вокруг и подумайте, что еще находится рядом с вашим бизнесом, с вашей деятельностью. Что может быть востребовано в низкий сезон?

Зачастую собственники не задаются этим вопросом из-за того, что полная фокусировка идет на основной деятельности. Например, в строительной отрасли низкий сезон — зима. Складывается следующая ситуация: дома строятся весной, летом и осенью, через какое-то время стройка прекращается, однако отделочные (внутренние) работы продолжаются и зимой. Многие строители помимо того, что занимаются капитальным строительством в летний период, переходят на внутреннюю отделку в зимний период.

В разных отраслях есть масса примеров, поэтому нужно подумать, сориентироваться, пообщаться с какими-то смежными направлениями и решить, чем заниматься в низкий сезон. Важно использовать свои ресурсы, свою ресурсную базу, персонал, для того чтобы они не простаивали.

В целом в бизнесе не должно быть низких сезонов, вопрос лишь в постановке перед собой задачи развития направлений, позволяющих их не замечать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда