{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Летние фестивали и гениальный регресс

Если этим летом вы были на музыкальном или арт фестивале в Европе, то скорее всего вы заметили, что на многих из них не принимают ни карты, ни наличные. Вместо этого вам нужно купить токены. Нет, не цифровые токены, не криптотокены, а олдскульные пластиковые.

Организаторам open-air фестивалей и прочих массовых мероприятий много о чем есть беспокоиться. И одна из их проблем – это платежи.

Наличные требуют времени. Времени для подсчета сдачи, для сбора сдачи, для обмена крупных купюр. Наличные - это люди, которые теряют свои кошельки, крадут чужие, умоляют подождать вот чуточку, пока друг сбегает за деньгами. Это означает, что и у самих продавцов немало возможностей для кражи, что в свою очередь означает все больше затрат.

Платеж банковской картой требует время на процессинг. На то, чтобы поймать хороший сигнал, на то, чтобы понять, что карта отклонена. И будем честны, некоторые мероприятия проводятся так далеко от цивилизации, что там попросту нет никакого мобильного сигнала, а значит и картой заплатить не выйдет.

В любой обычный день в любом в обычном месте все эти временные издержки привели бы к небольшой, но движущейся очереди. Но когда мы говорим о тысячах людей, которые именно сейчас хотят именно этот бургер и до концерта осталось 10 минут, вот тогда проблема очереди становится главной проблемой организаторов. Очереди могут стать причиной краха фестиваля. Они главные враги любого массового мероприятия.

В начале 2000-х появилось очень простое и потому гениальное решение для таких мероприятий. Закрытая денежная система - валюта фестиваля. Реальные деньги обмениваются на физические токены у кассира или в специальных машинах, которые позволят купить их наличными или банковской картой.

Токены делают преимущественно из легкого пластика. Квадратными или круглыми и в дизайне мероприятия, что зачастую превращает их в отличные сувениры. Токены легко разламываются пополам. А цены всей еды и напитков, а иногда и мерчандайза, переведены в токены – один токен или половинка токена. С неплохой наценкой, как можно догадаться.

С токенами продавцам не нужно давать сдачу. Ее просто нет, ведь покупатель сам сможет собрать нужное число полных токенов и половинок. Цены понятны и в них сложно ошибиться.

Нет кражи, потому что токены чаще всего не обмениваются назад на реальные деньги. Они нигде больше не пригодятся, кроме как здесь и сейчас. На наценке можно заработать маржу выше. А сами посетители с радостью будут тратить еще больше, ведь это же теперь одноразовые фантики.

И таким вот образом пластиковые фантики помогают спасать массовые мероприятия от очередей и заодно повышают продажи. Они дешевые в изготовлении и очень простые в обиходе. Все могут понять, как ими пользоваться. Если это все звучит, будто я восхищаюсь такой варварской вещью как пластиковыми монетами в эпоху инноваций и бесконтактных платежей, то вы правы. Именно восхищаюсь. Иногда регресс до простейших вещей намного лучше, чем сложные технологии.

Ни RFID браслеты, ни мобильные приложения фестивалей не могут сравниться с фантиками. Они слишком дорогие для организаторов, слишком требовательные к мобильному сигналу, и слишком сложные для не очень трезвых людей.

Однако, есть одна вещь, которая круче фантиков для массовых мероприятий. Это QR-коды. Но только не просто какие-либо, а конкретно в Китае. Где они умеют работать в офлайне и абсолютно все ими пользуются вместо наличных. Но что до западного мира, влюбленного в летние фестивали, то лучше пластиковых токенов пока ничего нет.

Что за деньги (What the Money) — авторский канал Ани Кузьминой о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях, ну и деньгах. Подписывайтесь на канал в Телеграме, и read in English on Medium.

Анна Кузьмина, Банк 131
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Дима Попов

зашел почитать про летние фестивали и генитальный герпес

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Да это же чатлы! )))

Ответить
Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

1. Токены не спасают от очередей. 2. Например, на AFP нету токенов и везде можно оплатить по карте, и очереди такие же как в Европе с токенами ))) Секрет успеха, наверное, в том что Билайн всегда ставит вышку и проблем с инетом нету.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Isaev

Как-то не ново :)
или это я любитель фестивалей получаюсь?

Ответить
Развернуть ветку
Марк Шидловский

согласен)Такими темпами можно листиками березки платить)

Ответить
Развернуть ветку
Яна Яна

Такие токены не вызывают раздражения только в том случае, если нормально организованы точки их покупки. На недавнем гастрофесте Мартини, например, было организовано очень плохо – около часа стоять нужно было за токенами, а потом еще полчаса за их обменом на напитки. Всё для людей, ага... Проще было все-таки сделать виртуальные плюшки, а не заставлять стоять посетителей в 2 очереди, чтобы сэкономить время барменов.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда