Представители «Яндекса», «Альфа-банка» и других компаний — о совместном предприятии от «Сбербанка» и Mail.ru Group Статьи редакции

Новую платформу создадут на базе «Ситимобила» и Delivery Club и инвестируют в проект до 100 млрд рублей.

25 июля 2019 года «Сбербанк» и Mail.ru Group договорились о создании компании в сфере транспорта и доставки еды. Они планируют инвестировать в неё до 64 млрд рублей, получив в совместном предприятии равные доли в 50%.

К моменту закрытия сделки площадка получит 45,5 млрд рублей, рассчитывают партнёры. Дополнительно компания может получить до 18 млрд рублей.

«Сбербанк» и Mail.ru Group оценивают стоимость компании в 100 млрд рублей при условии, что за год:

  1. Будет создана лидирующая о2о-платформа (online to offline — системы, побуждающие потребителей из цифровой среды делать покупки у физических предприятий — vc.ru) на двух крупнейших цифровых потребительских рынках России: еды и транспорта.
  2. Расширится география покрытия Delivery Club.
  3. Произойдёт ускорение региональной экспансии «Ситимобила», и его позиция на московском рынке усилится.
  4. Повысятся эффективность работы и качество обслуживания потребителей. Увеличатся количество и скорость обработки заказов, а технологическая база станет мощнее (в том числе в направлении искусственного интеллекта, используемого сервисами).
  5. Будет создан качественный бизнес с потенциалом выхода платформы на IPO через несколько лет.

«Сбербанк» внесёт в совместное предприятие долю в «Фудплексе» (35%), а Mail.ru Group — свои доли в Delivery Club (100%) и «Ситимобиле» (22,69%).

«Сбербанк» вложит в платформу около 38 млрд рублей и ещё 13 млрд рублей в течение года, если Delivery Club и «Ситимобил» выполнят годовой план. Mail.ru Group вложит 7,7 млрд рублей и 5,1 млрд рублей дополнительно, если цели будут выполнены спустя год после заключения сделки.

По нашим оценкам, убыток Delivery Club на уровне EBITDA составляет до 1,5 млрд рублей в квартал, 45 млрд рублей, вложенные партнёрами при создании совместного предприятия, позволят финансировать развитие сервисов на протяжении ближайших двух-трёх лет.

Анна Курбатова, аналитик «Альфа-банка»

В компаниях рассчитывают, что после заключения соглашения совместное предприятие станет ведущей российской платформой о2о-сервисов в сфере еды и транспорта и будет расти на 30% в год.

Delivery Club и «Ситимобил» — основные конкуренты «Яндекс.Еды» и сервиса «Яндекс.Такси», на фоне возможного IPO которого создаётся новое совместное предприятие. По словам бывшего главы «Яндекс.Такси», управляющего директора группы компаний «Яндекса» Тиграна Худавердяна, компания готова к конкуренции.

Конкуренция — двигатель бизнеса. Мы уверены, что наш фокус на качество сервиса и технологии позволит нам сохранить лидирующие позиции на рынках. Мы привыкли работать в условиях конкуренции с глобальными и локальными игроками.

Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»

По словам аналитика «Альфа-Банка» Анны Курбатовой, новое совместное предприятие отрицательно скажется на других игроках рынка, в том числе на «Яндексе».

Безусловно, участие «Сбербанка» в качестве финансового инвестора Delivery Club и «Ситимобила» означает получение этими сервисами серьёзных дополнительных финансовых, технологических и маркетинговых ресурсов. Это позволит им вести более агрессивное завоевание целевых рынков, и с большой вероятностью ухудшит ситуацию для других игроков, прежде всего — для аналогичных сервисов «Яндекса».

Анна Курбатова, аналитик «Альфа-банка»

Издание Reuters приводит слова первого заместителя главы «Сбербанка» Льва Хасиса. По его мнению, совместное предприятие «Сбербанка» и Mail.ru Group никак не скажется на отношениях банка с «Яндексом», которые развивают маркетплейс «Беру»: «Мы не видим никакого конфликта в отношении нашего успешного бизнеса с ‘‘Яндексом’’ в области электронной коммерции», — считает Хасис.

По словам сооснователя и руководителя фонда Untitled Ventures Константина Синюшина, именно на российском рынке электронной коммерции компании объединяются чаще всего. На нём пока что нет компаний, которые бы занимали уверенную долю рынка.

Больший интерес представляет, как мне кажется, сегмент электронной торговли. В нём ни «Яндекс», несмотря на совместное предприятие со «Сбербанком» (маркетплейс «Беру» — vc.ru), ни Mail.ru Group, несмотря на площадку с Alibaba Group (на базе «AliExpress Россия» — vc.ru), уверенной доли рынка пока не занимают.

А на рынке логистики произошла крупная консолидация, и там, в итоге, случится раздел его большей части между «Яндексом» и Mail.ru Group. Я считаю, что консолидация продолжится в течение ближайшего года за счёт пока что независимых мелких игроков.

Константин Синюшин, сооснователь и руководитель фонда Untitled Ventures

По словам руководителя отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павла Стенникова, в компании не ожидали, что партнёрство «Сбербанка» и Mail.ru Group может состояться: компании не афишировали свои планы и ранее инвестировали в других участников рынка такси. По его словам, новому совместному предприятию будет сложно быстро захватить большую долю рынка.

Новая платформа нужна для того, чтобы объединить ресурсы и увеличить долю на рынке, которую прогнозировать пока преждевременно. Одних инвестиций мало, чтобы быстро стать федеральной компанией с большой долей рынка в каждом городе. Думаем, что конкуренция усилится. На рынке такси действуют «Максим» и другие крупные компании, которые просто так не отдадут свои доли. Мелкие компании ещё более гибкие и тоже составят конкуренцию.

Павел Стенников, руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»

Основатель и генеральный директор Gett также считает, что конкуренция будет только усиливаться.

Ценовая война на массовом рынке будет длиться ещё долго. Сейчас она выходит на новый виток. Более того, мы не исключаем, что будут появляться и новые игроки. Именно поэтому Gett ещё несколько лет назад принял решение сфокусироваться на качестве сервиса с лучшими водителями и стал лидером на рынке корпоративного такси.

Дэйв Вайсэр, основатель и генеральный директор Gett

На сегодня создатели совместного предприятия подписали только соглашение о намерениях, теперь они должны получить разрешения регуляторов. После этого они смогут заключить обязывающее соглашение — по планам, это произойдёт уже осенью 2019 года.

С точки зрения Mail.ru Group, сделка в первую очередь позволит разделить с партнёром будущие инвестиции в развитие Delivery Club и «Ситимобила», так как обе компании находятся в фазе интенсивного завоевания рыночной доли, особенно в регионах.

Анна Курбатова, аналитик «Альфа-банка»
0
18 комментариев
Написать комментарий...
Danila Danilaa

Лучше бы сбер кредиты под 2% годовых на развитие бизнеса давал и иотеку, и процентные ставки по вкладам повысил хотя бы для пенсионеров, и не брал бабло за карту с пэй пас 900 р. В месяц, и комиссию не брал за перевод на карту в другой город, и вот так можно до завтрака продолжать. Ростовщики поганые, сатанисты.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

кредит под развитие бизнеса вам не дадут нигде под 2% и под 5% и под 10%.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

бабло за карту с пэйпас не берет. моментум с бесконтактом в вологодской обл. точно бесплатная

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Изучайте: https://www.sberbank.ru/ru/person/bank_cards/debit

Все карты платные. Спрашивается - для чего? Я им принес свои деньги, а они еще берут с меня оплату за их пользование?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Хм, да, интересно. Их минусы только в том, что есть ограничения на снятие и оплату в сутки. 100к руб. А так всё то же самое. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

я в конце июня менял карту моментум, получил взамен старой визы без пэйпаса новую с пэйпасом. Так что сами изучайте:)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

100%!

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

Ну мы же не коммунизм строим.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Моисеев

А как по мне, так это очень интересный и долгий переход к монополии :)
Сбер вложился в сервисы Яндекса, Сбер вложился в сервисы Mail, потом столкнул лбами-сбил цену и выкупил все права.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Чего ВТБ, Альфа и другие тормозят и не инвестируют, непонятно

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

Альфа всё думает, как из России свалить. Банк продать выгодно. Сырьевых активов в доступном поле не осталось, а IT они не умеют.

Ответить
Развернуть ветку
StargazerXIII

Видимо, там умеют считать

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Нет. Просто не понимают перспектив

Ответить
Развернуть ветку
Egor Tarasov

Бери кредит на еду, зарабатывай на платеж в такси

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Grebenev

Mmm
Ov

Ответить
Развернуть ветку
Алфред Васин

"Мы привыкли работать в условиях конкуренции с глобальными и локальными игроками" (Яндекс).

Угу: https://vc.ru/legal/74871-ticketland-i-drugie-biletnye-servisy-obyavili-o-gotovnosti-prisoedinitsya-k-zhalobe-kassir-ru-na-yandeks-v-fas

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Ситуация следующая. У Сбербанк большие амбиции. McKinsey им все уши прожужжал, что нужно становиться экосистемой, как WeChat. Сбер сначала ломанулся сам все делать, запустил Agile House, нанят сотни Agile коучей, а ничего не произошло. Стало понятно, что сами ничего создать не способны. Тогда им в голову пришла гениальная мысль, а зачем вообще самим что-то делать? Давай ка мы баблоса дадим, а работать будут другие. Бабла много, поэтому сразу в Яндекс пошли. Сбер сразу занял позицию, типа мы баблосы дали, поэтому будем говорить, что делать. А сказать, то нечего. Талдычат свое – «Хотим экосистему». Их спрашивают, а что конкретно? Репу чешут и создали SberX. Поставили ученого кота из Китая. Ну, он то точно знает, как WeChat работает. А китаевед умные слова произносит, но что делать так никто и не понял. Прошло время. Яндекс все отработал, запустил. Беру, трафика нагнал. Спрашивает у Сбер, ну чего дальше? А те опять в ступор. Быкуют. Не, Яндекс ни хрена не знает, пойдем Рабмлер купим. А заодно и Mail.ru. Вот, ща точно попрет.

Все конечно закончится никак. Цифровые продукты быстро тухнут. Важно их не запускать или скупать, а развивать. А для того, чтобы развивать, нужно быть экспертом в цифровой экономике. А в Сбере никого нет. Греф харизматичный лидер, а Хасис парень старой закалки – фишку сечет, но по-новому жить не умеет. Те что ниже, так там у ребят своя жизнь течет – корпоративная политика, изображение активности, фейковые инновации и само-PR.

Сберу все же нужно осознать, что если они хотят стать экосистемой, то прежде всего должны сами стать цифровой компанией с новой структурой, процессами и людьми. Консультанты — это конечно полезно, но все же в команду нужно привлечь профессионалов из цифрового мира и поставить их вровень с Борд -1.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда