Финансы Vladimir Ignatev
1144

Три простых трюка, которые сделают ваши презентации для инвесторов лучше

Несложная арифметика стартапа способна рассказать многое. Знаете ли вы, что примерно у 6% населения Земли проблемы с арифметикой?

В закладки

В недавнем материале Александра Горного приведены советы для инвесторов про оценку юнит-экономики стартапа, размеров рынка и движения денег. Инвесторы постоянно сталкиваются с презентациями проектов, наполненными нереалистичными цифрами и оценками. Возможно, причина не только в желании побыстрее привлечь в проект чужие деньги.

Дискалькулия — это особая неспособность к изучению математики. Нет, не высшей математики! По данным различных исследований от 3 до 6% людей в общей популяции имеют проблемы со счётом, обусловленные особенностью строения мозга.

Проще говоря, каждый двадцатый человек из трудоспособного населения не способен совершить в уме простейшие арифметические действия либо испытывает с этим ощутимые трудности!

Компания конкурента заработала 96 млн рублей выручки, а ваш стартап — в восемь раз меньше. Сколько выручки заработал ваш стартап?
48 млн рублей.
8 млн рублей.
12 млн рублей.
Не знаю, открою калькулятор.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Этот пост — маленькая шпаргалка. Она призвана помочь вам «прикидывать в уме» быстрее калькулятора и создавать презентации на салфетках более убедительные, чем сделанные в «Пауэрпоинте» с красивыми картинками и шрифтами.

Быстро расти, много зарабатывать

По определению стартап — это компания, призванная быстро расти. Расти либо по количеству юзеров (медийный стартап вроде Instagram или Twitter), либо по выручке, профиту.

Если бы это было не так, при всей «инновационности» и вкладе в развитие цивилизации и интернета, стартапы были бы мало интересны инвесторам, венчурным фондам, финансовой прессе; стартапы не проводили бы публичного размещения акций; продуктами таких компаний никто бы не пользовался, и о них никто бы не знал. Но их продолжали бы делать.

Стартап — не обязательно технологическая компания или компания, в которую вложил венчурный фонд

Пол Грэм
Startup = Growth

Пол Грэм, один из 25 самых влиятельных людей в Интернете по версии BusinessWeek, основатель венчурного фонда Y Combinator, рассказывает о росте в своём очерке "Startup = Growth".

Если кратко, чтобы быстро расти, компании необходимы всего две вещи:

  • делать что-то, что хотят очень много людей
  • достичь и обслуживать всех этих людей

Любой бизнес ограничен либо первым пунктом, либо вторым.

В оригинальном примере Грэма, у барбершопа или парикмахерской всё хорошо с первым пунктом (очень много людей нуждаются в стрижке), но плохо со вторым (чисто физически один объект может обслуживать очень ограниченное количество людей).

Напротив, в случае с программным обеспечением, у софта всё хорошо со вторым пунктом (софт можно продавать по всему миру, коробками или через интернет; кому, где и когда угодно), но плохо с первым (например, «программа для китайцев, помогающая изучению венгерского языка»).

Ваш стартап растёт на 12% в месяц. Это быстро или медленно? Много или мало?
Это — норма.
Много, быстро!
Мало и медленно!
Не знаю, давайте разберемся!
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

В идеализированном мире этого опроса, капитализация вашего стартапа растёт, а инвестор может сделать exit через год.

Если инвестор вложит сегодня $100 000, при росте в 12% в месяц, сколько будет стоить его доля через 12 месяцев? Если вы думаете, что $144 000, вы ошибаетесь, не учитывая сложного процента.
Если вы считаете, что это достаточно хорошая оценка, продолжайте читать этот пост!

Если инвестор вложит сегодня $100 000, за год его доля увеличится в (1 + 0,12)^12 = 3,89 раза и превратится в $389 000. (Если вы на Маке, просто введите 1,12**12 в Spotlight и получите точную цифру; на Линуксе python -c "print 1.12**12")

Здесь, при вычислении стоимости доли инвестора мы использовали «сложный процент». Сложный процент это такая схема начисления процентов на депозит, при которой в конце каждого периода начисленные проценты пополняют основную сумму, и в следующем периоде проценты начисляются на эту «пополненную сумму».

Простым языком это вклад с периодической капитализацией процентов. Если бы не было инфляции, то вклад под 5% годовых за 30 лет мог бы учетверить ваши вложения!

Обратите внимание. «12% в месяц» воспринимается совсем иначе, чем «сегодня $100 000, а через год $389 000». Учтите это, делая свою презентацию.

Чувствуете разницу между «12% в месяц» и «сегодня $100 000, а через год $389 000»?

Если сегодня у вас 1000 пользователей, через месяц их должно стать 1000 + 12% * 1000 = 1120, а через 2 месяца 1120 + 12% * 1120 = 1254, через три — 1254 + 12% * 1254 = 1404 и так далее.

Вам может показаться, что это — сверхприбыльная инвестиция под 289% годовых. В действительности же это так и есть: ни один депозит в банке не предложит такие условия, и даже Биткоин не всегда способен на такой рост.

Не лучший год Биткоина: январь 2016 — январь 2017

289% годовых не сможет предложить даже инвестиция в ломбард или МФО.

Оценки времени и денег

Чтобы понимать «быстро» или «медленно» что-либо растёт, необходимы «отправные точки» для формирования оценок.

Некоторые сомнительные «инвестпроекты» предлагают вкладчикам от 48% до 192% годовых. Финансовые пирамиды, HYIP и другие мошенники, очевидно, могут предложить и более «выгодные» вклады.

Российские «голубые фишки» могут предложить инвестору 7-15% годовых. Американские акции группы S&P 500 — до 18% годовых. «Взаимные фонды» могут показать бо́льшую доходность, но даже рискованные спекулятивные стратегии едва ли могут достичь отметку в 100% годовых.

Фондовые рынки и финансовые инструменты это обширная тема. Если вам интересно, как на этом делаются состояния, о чём на самом деле говорит Уоррен Баффет и где вращаются триллионы американских долларов, я предлагаю вам прочитать книгу Эдварда Торпа «Человек на все рынки: из Лас-Вегаса на Уолл-стрит. Как я обыграл дилера и рынок».

К сожалению, в рунете говорят о Торпе, как о человеке, создавшем метод подсчёта карт в блекджеке или как об отце «носимых компьютеров», но часто забывают, что он отец «алгоритмической торговли» и основатель крупнейшего хедж-фонда в мире.

В инвестиционном деле оценка компаний делается достаточно сложно. Метод «дисконтированного денежного потока», метод «хоккейной клюшки», анализ мультипликаторов и др. в итоге требуют непростых арифметических операций, вроде вычисления сложных процентов, умения считать нижние и верхние границы величин, а в итоге эти методы построены вокруг усредненных оценок взятых из опыта поколений и массивной экономической теории.

Хотя эти методы служат финансистам и экономистам долгие годы, и многие из этих формул есть у вас в Excel, для «прикидок на пальцах» они явно не подходят. Расчёты, которые мы делали сверху хороши, когда под рукой калькулятор, Excel, ноутбук или смартфон.

Ваш стартап растёт на 12% в месяц. За сколько месяцев он вырастет вдвое?
Примерно за год
За шесть месяцев
За 6,11.. — я — гений!
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Правильно ответить на вопрос из опроса можно двумя способами:

  • Просто несколько раз умножить выражение (1+0,12) на само себя до тех пор пока полученное значение не приблизится к 2, и подсчитать сколько раз мы это сделали, ответом и будет количество повторений
  • Записать уравнение вида (1+0,12)^n = 2 и решить его с помощью логарифмирования на калькуляторе, в Excel, математическом пакете или в Python REPL

Первый способ прост и удобен, но как только в задаче меняются переменные, например вместо роста «вдвое» мы хотим получить рост «в 30 раз», нам придется довольно много раз повторять монотонные действия.

Второй способ требует знаний и либо калькулятора/компьютера, либо математического справочника.

Но есть и третий способ, которым вы можете воспользоваться, не имея ни калькулятора, ни Excel, ни математического пакета, ни таблиц, ни знания правил логарифмирования.

Правило 72

Ежемесячно более 6000 запросов в Яндексе приходится на калькулятор сложных процентов. А простое правило 72 ищут только 2000 раз. Вероятно, треть людей не знают о простом способе?

Правило 72 это эмпирическая закономерность, позволяющая с некоторой практической точностью, совладать с вычислением «сложного процента».

Если число 72 разделить на «рост» в процентах за период времени, мы получим количество периодов времени, необходимое для роста вдвое

Пример использования 72 : 12% в месяц = 6 месяцев. За 6 месяцев стартап, растущий на 12% ежемесячно вырастет вдвое. За 12 месяцев — примерно в четверо.

Пример с депозитом под 5% годовых 72 : 5% в год = 14 лет. За 14 лет депозит под 5% годовых вырастет вдвое. За 28 лет — примерно в четверо.

«Упрощенное» умножение

Вы встречали людей, которые с легкостью и без ошибок перемножают в уме трёх- и четырёхзначные числа? С одним из таких я учился в средней школе.

Фишка не в том, что они вундеркинды или их мозг сильно отличается от вашего. Просто они считают по-другому, с помощью специальных методов, о которых не всем рассказывают со школьной скамьи. Родители таких детей обычно очень горды.

На самом деле, несколько страниц «Быстрого счёта» Я. И. Перельмана, способны поднять вашу арифметику до небывалых высот.

Что такое «быстрый счёт»? Чтобы «умножить на 12» достаточно умножить число на десять и прибавить удвоенное число.

Несколько подобных эвристик и правил, которые легко запомнить и применять, и вы — ходячий калькулятор!

В заключение

Когда вы работаете над ИТ-стартапом, вы окружены миром чисел — конверсии, метрики, деньги, комиссии, проценты и т.д. В тоже время, деньги принадлежат людям — юзерам, рекламодателям, партнерам, инвесторам. Фантазии и «блестящие» идеи разбиваются о камни фактов и чисел.

Некоторые числа вы легко можете представить себе, потому что сталкиваетесь с ними в повседневной жизни. Другие способны ввести вас в заблуждение.

В эпоху Big Data и развития ИИ, мы вынуждены быть окруженными невообразимыми числами и их закономерностями.

Если ваш инструментарий обуздания чисел ограничен только калькулятором, Excel, математическим пакетом или языком программирования, вы легко можете потерять силу, оказавшись без всего этого.

Развивая навыки аналитического и абстрактного мышления, приближенных вычислений и оперируя фактами, вашу силу не отнимет никто.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Vladimir Ignatev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 11, "favorites": 65, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 77138, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 29 Jul 2019 19:15:43 +0300" }
{"average":26034,"one":95,"ten":75}
Сколько денег вы откладываете в месяц?
Ответьте и узнаете, сколько копят другие.
0 ₽
70 000+ ₽
0 ₽
{ "id": 77138, "author_id": 333735, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/77138\/get","add":"\/comments\/77138\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/77138"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
12 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

"В недавнем посте Александра Нагорного.."
Он Александр Горный. Исправьте, пожалуйста.

Ответить
0

Простите за досадную опечатку! Уже изменено. Спасибо редакторам!

Ответить
0

что самое главное для основателя стартапа?

Ответить
0

чётко всё делать и читать этот пост!

Ответить
0

Если серьезно — важны личные качества, экспертиза в той области где делается стартап и умение либо продавать, либо делать продукт. Этот вопрос очень ясно изложен в посте, на котором ссылка в начале статьи

Ответить
0

а если экспертизы нет, скажем человек делает то в чем еще экспертизы не существует из за новизны

Ответить
0

Тогда важны личные качества, кругозор, доступ к ресурсам.

Ответить
0

Щас кругозор и ресурсы в любой деревне через интернет, это есть у всех, но почему то единорогов больше не становится

Ответить
0

Наверное, чтобы сделать единорог нужно иметь практический кругозор? Тот же Тикток мог сделать любой школьник. А чтобы понять как его вывести в топы Аппсторов и как построить стратегию для его роста — на это могли уйти годы экспериментов до этого.

Ответить
0

тик ток вырос приобретя musical.ly за миллиард но это не важно, вы так и не ответили про самое важное качество для стартапера

Ответить
0

самое важное качество для стартапера — быть unstoppable

Ответить
0

в принципе согласен...

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }