Сколько стоит построить экосистему в банке
Крупнейший российский госбанк инвестировал в развитие небанковской части своей экосистемы $1 млрд за последние три года. Это 3% чистой прибыли Сбербанка за период с 2016 года.
Экосистема на миллиард долларов
На прошлой неделе состоялась телефонная конференция Сбербанка, в ходе которой первый зампред правления банка Лев Хасис отметил, что Сбербанк крайне ответственно подходит к трате денег акционеров.
О таких же показателях — чуть более чем 60 млрд рублей — в мае говорил и глава Сбербанка Герман Греф на годовом собрании акционеров. Тогда приоритетными направлениями в банке назвали развитие экосистемы, технологическое лидерство и качественное развитие человеческого потенциала.
По данным исследования Bloomchain Research, которое сейчас готовится к публикации, в прошлом году Сбербанк потратил на технологическую трансформацию около 108,2 млрд рублей. Примерно столько же госбанк выделил на цифровизацию и в 2017 году.
В первом квартале этого года, согласно ежеквартальному отчету Сбербанка, вложения составили 12,5 млрд рублей. На основе этих данных можно предположить, что расходы непосредственно на «небанковскую часть экосистемы» в течение последних двух лет составляют примерно пятую часть от IT-бюджета госбанка (линейный расчет).
IT-бюджет банка ВТБ, согласно квартальной отчетности, составил в прошлом году 21,7 млрд рублей против 11,6 млрд рублей в 2017 году. Газпромбанк потратил на технологии в прошлом году около 4,9 млрд рублей, Россельхозбанк – порядка 5,4 млрд рублей. Запрос на аналогичные данные по Банку Открытие, Ак Барс Банку, Райффайзенбанку, Альфа-Банку и Тинькофф Банку (члены Ассоциации ФинТех) находится на рассмотрении.
Возможно, слова Льва Хасиса о наличии на рынке более агрессивных «строителей» экосистем, относятся не к банкам, а к российским технологическим гигантам — например, «Яндексу» или Mail.ru Group.
Вместе веселее
Когда финансовая организация строит собственную экосистему, она разрабатывает как банковские, так и небанковские продукты. Глава Сбербанка Герман Греф говорил, что в их экосистему смогут войти и не принадлежащие госбанку компании: например, оператор постаматов PickPoint, который сотрудничает с банком в рамках проекта «СберЛогистика».
Напомним, пилотный проект «СберЛогистика» Сбербанк с партнерами запустили в июне. Суть проекта заключается в том, что в отделениях банка будут принимать и выдавать посылки. В инициативе приняли участие PickPoint и логистический агрегатор Shiptor, который Сбербанк впоследствии купил.
В апреле Сбербанк подписал обязывающие документы о вхождении в капитал Rambler Group; после закрытия сделки доля банка в холдинге составит 46,5%. В обмен на акции банк вложит в развитие компании 11 млрд рублей, в том числе погасит ее долг перед банком «Траст».
Читайте также: кого и зачем покупают российские банки
На прошлой неделе стало известно, что Сбербанк и Mail.ru Group подписали соглашение о создании совместного предприятия стоимостью 100 млрд рублей. Это будет цифровая O2O-платформа (online-to-offline), на которой потребители смогут покупать товары и услуги у офлайн-поставщиков.
В СП войдут активы сервисов Delivery Club и «Ситимобиль», принадлежащие Mail.ru Group. От Сбербанка в СП войдут 35% компании Foodplex, которой банк владеет совместно с Rambler Group. Кроме того, Сбербанк инвестирует в платформу 38 млрд рублей и еще 13 млрд, если проект выполнит ряд целевых показателей.
Банк надеется закрыть сделку с Rambler Group до конца лета, а сделку с Mail.ru Group до конца года — на этом его основные приобретения будут завершены.
Какой отдачи ждать?
По данным все той же презентации для годового собрания акционеров, Сбербанк оценивает ежемесячную аудиторию нефинансовых сервисов своей экосистемы в 67 млн человек. При этом число активных частных клиентов банка составляет 92,8 млн человек, активных корпоративных клиентов – 2,27 млн.
Непосредственно посчитать отдачу от работы таких нефинансовых сервисов по различным аудиториям крайне сложно как по отдельному банку, так и по рынку в целом. По данным аналитической компании Frank RG, в прошлом году общая выручка небанковских сервисов от работы с малым и средним бизнесом, а также индивидуальными предпринимателями составила порядка 20-25 млрд рублей.
С учетом растущего спроса на многофункциональные цифровые платформы в ближайшие годы можно ожидать стремительного роста как абсолютных, так и относительных показателей эффективности небанковских сервисов.
«Оценивать шансы на максимизацию доходов от вложений в расширение экосистемы стоит с поправкой на выбранную метрику. Если говорить о показателе ROI (коэффициент окупаемости инвестиций — прим. Bloomchain), то повышенную отдачу на вложенный рубль получат более эффективные компании. Это компактные команды монолайнеров и необанков. Но абсолютные рекорды поставят банки, которые имеют большую клиентскую базу. Это крупные универсальные банки, в первую очередь с госучастием», — считает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.
По мнению главы Frank RG, наращивание доходов от интеграции дополнительных сервисов в рамках банковских экосистем происходит двумя способами. «Первый вариант – максимизация комиссионного дохода. Но так как сейчас большинство участников нацелены на увеличение своей рыночной доли, вопрос монетизации сервисов остается на втором плане. Второй путь – повышение лояльности клиентов и их вовлеченности в сервисы экосистемы», — считает Юрий Грибанов.
По мнению американской консалтинговой компании McKinsey, банки с успешными стратегиями развития своих экосистем увеличат показатели рентабельности капитала до двузначных чисел к 2025 году. Аналитики McKinsey прогнозируют, что в среднем ROE вырастет до 14%.
В первом абзаце что-то не то: «$1 млрд рублей»
Проверяли на внимательность))) Спасибо за комментарий, благодарим, что читаете:)