Кому и зачем нужны убыточные стартапы?

Приверженцам юнит-анализа часто суют под нос примеры американских планово-убыточных стартапов, привлекающих инвестиции, продающихся за бешеные деньги и всякими другими способами демонстрирующие признаки успеха, с криками: «И где же тут ваш юнит-анализ?».

В американской экономике публичных компаний юнитом является не единица проданного товара/оказанной услуги, а одна акция. «Прибыль» публичной компании в упрощенном виде = стоимость акций на конец периода – стоимость акций на начало периода – убытки от операционной деятельности. Капитализация компании выросла на $100M, убытки на продажах товара составили $50M. Вот вам $50M «прибыли», которую можно обкэшить, продав свои же акции.

Для компании стоимостью $500M, например: вложили в разработку нового продукта $10M, запустили рекламу на $10M, продали миллион единиц товара с убытком $10 на каждый, но в результате повысили стоимость акций на 10%. Считаем в плюс $50M от роста стоимости компании. В минус $10M (разработка) + $10M (реклама) + $10M (убытки на продажах). В сухом остатке — $20M в плюс.

Та же компания купила стартап за $50M, отрапортовали о «синергии», «новых рынках и возможностях». Стоимость акций подросла на 15%, вот вам $25M ($500M*15% – $50M) в плюсе.

Это и есть причина того, почему крупные компании методично скупают стартапы. Если компания крупная, то органический рост на ее рынке — уже не может быть большим. Небольшой рост — меньше ожиданий. Меньше ожиданий — меньше рост стоимости акций. Меньше рост — меньше «прибыль», которую можно получить на продаже акций. Значит, для увеличения «прибыли» надо сильнее растить ожидания. Проверенный способ растить ожидания и стоимость акций — покупать стартапы.

Вот почему создаются убыточные стартапы, и почему в них инвестируют. Потому что есть обоснованная надежда на то, что когда пусть и убыточный проект попадет на радары крупняков, то они задумаются о том, нельзя ли для роста своих акций купить вот эту штучку. При этом смотрят не на то, можно ли на этом стартапе операционно заработать — а покроет ли рост стоимости своих акций затраты на покупку стартапа и операционные убытки от его деятельности.

Как говорится: «понты — те же деньги». Но только в том случае, если их можно продать на бирже.

PS. Простите за кучу упрощений в тексте. Финансистов прошу «в пианиста не стрелять, играет, как умеет» :)

Больше публикаций на тему бизнеса и инвестиций можно найти в Telegram-канале «Тёмная сторона» и блоге в Instagram.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Marevskiy

Только одно "но". Акции стартапов не котируются на бирже - иначе они уже прошли IPO и это уже не стартапы. Акции стартапов продаются на внебиржевом рынке, но для того чтобы их покупали нужен спрос. Поэтому в статье только теория.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Ну, пусть не акции, а доли. В аспекте статьи суть одна.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Для аспекта статьи нужно сформировать спрос на эти доли. Потому и написал, что это только теория.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Стартапы благополучно перепродаются без официального выхода на биржу, разве нет?
Закрытость компании для SEC снижает привлекательность инвестиций, но вовсе не отменяет их.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Это снова слова теоретика....
1. С каждым инвестором придется говорить лично
2. У многих инвесторов есть ограничения
Одно дело когда это FB - там уже была всемирная известность, и чуть иное когда это малоизвестный стартап.

Ответить
Развернуть ветку
АрхФото Студия

Кажется что спрос - это и есть популярность

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

интересно, какой по вашему смысл в спросе на чужие убытки и долги?

Ответить
Развернуть ветку
АрхФото Студия

Купить хайп?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда