{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему налоговые льготы не помогают малому бизнесу в России?

Минфин выяснил, что почти 70% налоговых послаблений для бизнеса не принесли результата и лишь треть из них эффективна. Такой вывод основывается на том, что регионы выделили на льготы свыше 250 млрд. рублей, а получили с них всего 87 млрд. По этой причине ведомство намерено в будущем урезать объем льгот на треть. Мы в Credits попытались разобраться, почему льготы для бизнеса не работают в России.

Минфин остался возмущен тем, как мало налогов поступило в казну, и теперь подумывает о том, чтобы отменить часть льгот в 2021 году. Но прежде чем рубить льготы с плеча ведомству следует задуматься о том, сколько денег вернулось бы в бюджет, если бы льгот не было вовсе.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК Teletrade, полагает, что без льгот предприятия не сохранили бы те же темпы производства и могли бы упасть на более низкие уровни, в результате чего и прибыль предприятий, и налоговая база опустились бы ещё ниже.

По словам Алексея Коренева, аналитика ГК “Финам”, ответственность за использование льгот растворена между множеством чиновников. “На каждом уровне есть способы хотя бы часть собранных налогов обратить не в пользу государства, а направить в собственный карман”, - говорит аналитик.

Кто больше, того и льготы

Как отмечает Алексей Коренев, сейчас немалая доля преференций, направленных на поддержку частного бизнеса, в итоге потребляется гигантами отечественной индустрии. Во-первых, это связано с тем, что примерно 70% российского ВВП создаётся госпредприятиями. Во-вторых, в этом виновата неэффективная система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП).

“Яркий тому пример – попытка выделения льготных кредитов фермерским хозяйствам и малым формам сельхозпроизводства. Малые предприятия просто не могли соответствовать заявленным требованиям, и в итоге льготные кредиты оказались разобраны агрохолдингами, а малые и средние сельхозпредприятия просто физически не смогли их получить”, - рассказывает Алексей Коренев.

Пётр Пушкарёв также считает, что вместо необоснованных льгот для крупных компаний справедливее будет полностью освободить от налогов любые малые и средние стартапы. Как минимум в течение двух-трех лет, пока они будут выходить на прибыль.

“Часто компании-гиганты стартуют именно как малый бизнес, поначалу балансируя на грани окупаемости. И даже отчисления в социальный фонд из зарплат сотрудников, которые, по сути, являются налогом на еще не полученную стартапом прибыль, являются для них лишним грузом”, - говорит он.

Не можешь помочь - не мешай

Государство сильно поможет развитию МСП, даже просто снизив давление на малый бизнес, не мешая ему встать на ноги. Алексей Коренев полагает, что для повышения эффективности льгот необходимо коренным образом изменить сам порядок их предоставления.

“Достаточно посмотреть на пример иных стран, столкнувшихся с проблемами поддержания достаточных темпов роста, например, на Китай, где для стимулирования экономики используют не «закручивание гаек», а их ослабление”, - добавляет Алексей Коренев.

Таким образом, государству достаточно на первом этапе полностью убрать налоги на МСП и снизить его обязательные расходы, чтобы добиться роста налоговой базы для бюджетов. На данный момент государство может предложить небольшим компаниям и предприятиям перейти на упрощенную схему налогообложения или обнулить им арендную плату, если они располагаются на территории специальных бизнес-инкубаторов.

Однако такие льготы могут быть актуальны разве что IT-компаниям, которые не завязаны на постоянном взаимодействии с клиентами. Пётр Пушкарёв считает, что региональные бюджеты могли бы осилить субсидирование арендной платы для стартапов или ввести предельные ставки по аренде для начинающих компаний. “Это сразу повлекло бы приток капиталов, инвестиционного интереса в том числе из соседних регионов, ускорило бы создание новых рабочих мест и рост доходов”, - полагает Пётр Пушкарёв.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жалнов

"Не можешь помочь - не мешай" - это мне кажется самым важным... Во много те кто могут и хотят работать сами вырулят. Главное не мешать. И экономика встала бы на ноги... А тут давай всякие НДСы повышать, добро причинять и пользу наносить.
Мне вот интересно когда просчитывали доплату в бюджет от поднятия НДС просчитали что часть орг-ий просто закроется или скрывать доходы начнёт? Ну и про то что граждане покупать меньше станут вещей из-за роста стоимости, они это всё учли мне интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

Малый бизнес конкурентен сейчас исключительно за счет применения УСН. Пример у меня брат закрыл 2 своих ООО и перешел на ИП 6%. Бухгалтерию при этом сам ведет, и при выручке 1 млн. в месяц у него 50 т.руб. / месяц чистая экономия.
Правда бухгалтером наша двоюродная сестра была, но это совсем другая история....

Ответить
Развернуть ветку
Леван Какубава

Скажите хоть, она жива?

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

да

Ответить
Развернуть ветку
Валера Докин

"такие льготы могут быть актуальны разве что IT-компаниям" ну уже и это было бы не плохим решением, но чувствую кол-во it компаний резко возросло бы))

Ответить
Развернуть ветку
Карина Шаповалова

ага, у нас любят искать лазейки что бы получить льготы)

Ответить
Развернуть ветку
Oxana Blagodareva
Автор

Одни любят искать лазейки, чтобы получить льготы, другие - чтобы их сократить)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда