Пенсия в долларах: зачем, почему и как правильно инвестировать с минимальным риском

Статья будет полезна тем, кто живёт в России и имеет доход в рублях. Я расскажу о том, почему нужно копить в долларах и как обеспечить вложениям хорошую доходность при минимальных рисках.

Меня зовут Валентин, я владелец и руководитель небольшой веб-студии в Петербурге. Хочу поделиться своим подходом к будущей пенсии.

Мне 33 года, мои родители недавно вышли на пенсию, и их знакомые и родственники тоже постепенно выходят на пенсию. Реальный размер пенсии, которую сейчас назначают людям, которые всю жизнь работали, — 15–20 тысяч рублей. Достойно на эти деньги жить невозможно, поэтому я задумался о том, какие есть варианты решения проблемы.

Для оптимистов: возможно, через 30 лет, после десятка пенсионных реформ, люди начнут получать пенсии, на которые можно жить, а не существовать, — прекрасно, в этом случае у меня просто будут две хорошие пенсии.

Простое консервативное решение — откладывать деньги. Давайте поймём, сколько нужно откладывать и какие есть подводные камни.

Вариант первый — негосударственный пенсионный фонд

На финансовом рынке есть компании (негосударственные пенсионные фонды, инвест-компании), которые предлагают различные пенсионные продукты, однако меня смущают некоторые моменты:

  • Я должен доверить деньги какой-то компании на 30 лет, но внутренний голос говорит: «Что ты делаешь, прекрати».
  • Раз в пять-десять лет в стране происходит кризис, девальвация, рецессия или что-то подобное. В любой из таких кризисов фонд или инвест-компания могут разориться или исчезнуть.
  • Деньги могут украсть (хитрый менеджмент или собственники).
  • Деньги могут работать неэффективно (посмотрите последние отчёты негосударственных пенсионных фондов).

В общем, вариант «плати нам регулярно в течение 30 лет, а потом, если мы не разоримся и не прогуляем твои деньги, мы начнём тебе платить» мне не подходит.

Вариант второй — копить самому

Более разумный вариант — копить самостоятельно, общая схема выглядит так:

  • Ежемесячно откладываем X рублей.
  • Инвестируем деньги в какие-либо инструменты, чтобы обгонять инфляцию и получать доход.
  • Продолжаем откладывать, инвестировать и реинвестировать.
  • Выходим на пенсию и начинаем тратить. Поскольку мы не тратим всё сразу, то деньги ещё какое-то время работают.
  • Пенсию тоже индексируем на величину инфляции.

Преимущества подхода

У подхода «копить самому» есть ряд преимуществ относительно варианта «отнести деньги в НПФ»:

  • Я контролирую свои деньги сам. Единственный, кому мне нужно доверять, — биржевой брокер, но они более-менее прилично контролируются.
  • Если в моей жизни изменятся приоритеты (например, я решу, что я хочу умереть молодым, потратив все деньги на Ибице) или появятся чрезвычайные обстоятельства (любые), то эти деньги доступны мне в любой момент, и мне не нужно думать, как выковыривать их из НПФ. Очередная ипотека, путешествия, «последний iPhone» к чрезвычайным обстоятельствам не имеют отношения.
  • Всё, что не будет потрачено, унаследуют мои близкие.

Переходим к математике

Для всех расчётов я использовал такие вводные:

  • Копить начинаю с завтрашнего дня и до 2046 года (мне будет 60).
  • Желаемый размер пенсии — 120 тысяч рублей в сегодняшних деньгах (этого должно хватать на медицину, разумные путешествия, блэкджек).
  • Тратить буду в течение 20 лет (я оптимист).
  • Если вдруг все будут жить до 120 лет и менять старые органы, как запчасти в авто, буду тратить поменьше.

Для расчёта критически важны следующие цифры:

  • Уровень инфляции.
  • Доходность инвестиций.

Чем выше положительная разница между уровнем инфляции и доходностью инвестиций, тем меньше нужно откладывать ежемесячно.

Инвестиционные инструменты

В качестве инструмента для вложений я использую рублёвые облигации, доступные на ММВБ через любого брокера.

Эта статья не про облигации, поэтому предлагаю принять, что на рынке существует множество облигаций с хорошей доходностью и приемлемым риском. В целях расчётов считаем нормальной доходность в 12% годовых.

Под такой процент можно дать в долг компаниям второго эшелона: не «Сбербанк», но и не микрозаймы. Облигации в компании, которым рынок даёт под 12%, имеют определённые риски, поэтому не стоит вкладывать в одну облигацию более 5% портфеля. Лучше — 2–3% портфеля, тогда отдельный дефолт не станет большой проблемой.

Считаем инфляцию

Уровень инфляции за последние месяцы брать не стоит, так как за последние 20 лет она менялась в очень широких пределах. Вот график инфляции в России по годам за последние десять лет.

Инфляция в РФ за последние десять лет «Статбюро»

Для базового расчёта используем следующие данные «Статбюро»:

  • Инфляция за пять лет (2014–2018 годы) — 41,64%, средняя — 7,18%.
  • Инфляция за десять лет (2009–2018 годы) — 101,77%, средняя — 7,27% (её и возьмём).

Считаем пенсию в рублях

Итак, если я хочу в 2046 году получать эквивалент нынешних 120 тысяч рублей, мне нужно ежемесячно откладывать около 27 400 рублей, увеличивая эту сумму каждый месяц на величину инфляции. Расчёт актуален для доходности в 12% годовых.

Эквивалент 120 тысяч с учётом инфляции в 2046 году составит 856 тысяч рублей, а на счету в момент выхода на пенсию будет почти 135 млн рублей. Поразительная цифра, но инфляция в 7% на дистанции в 30 лет так и работает.

График накоплений и трат выглядит так, если копить в рублях

В момент выхода на пенсию 135 млн рублей продолжают приносить доход, а я начинаю тратить эти деньги, причём с ускорением (так как пенсия тоже увеличивается вместе с инфляцией). 120 тысяч рублей сегодня превращаются в 3,6 млн рублей в 2066 году.

А теперь немного здравого смысла

Тут нужно остановиться, чтобы сформулировать пару важных вопросов:

  • Верите ли вы в официальные данные о том, что цены за десять лет выросли вдвое (+101%), или ощущается как «прилично побольше»?
  • Сколько кризисов переживёт рубль за следующие 30 лет и сохранится ли он в неизменном виде?

Я скептик.

Первое: официальная инфляция хорошо учитывает капусту, кабачки и ремонт обуви, но плохо учитывает электронику, автомобили и медицину.

Второе: у меня нет уверенности в покупательной способности рубля на дистанции в 30 лет, поэтому переходим к плану Б.

План Б: пенсия в долларах США

Основные сомнения по поводу рубля такие: что это будет за валюта, каков будет её курс и покупательная способность, поэтому я решил посмотреть на более стабильную валюту, а именно на доллар США.

Официальная накопленная инфляция в РФ за десять лет составила 101,77% (7,27% в год в среднем). В США за тот же период инфляция составила 19,51%, в среднем это 1,79% в год.

У доллара есть и другие плюсы: широкая поддержка по всему миру и максимальная стабильность как платёжного средства.

Достаточно сказать, что если у вас есть доллар 1861 года, то вы можете им расплатиться где угодно (на территории США как минимум). Это означает, что с 1861 года с ним ничего не происходило, кроме инфляции. Рубль за это время пережил отмену крепостного права, несколько революций, деноминаций и дефолтов.

Расчёт пенсии в долларах

Доллар сегодня стоит 66,79 рублей, пенсия в 120 тысяч рублей эквивалентна $1800. Инфляция — 1,79%, доходность — 6% годовых, ежемесячно необходимо откладывать $480.

В 2046 году у меня на счету будет $485 тысяч, а пенсия — $2958.

Баланс пенсионного счёта, если копить в долларах

Люди, знакомые с рынком облигаций, вправе тут задать вопрос: где ты нашёл стабильные 6% в долларах США, да ещё и с рисками, характерными для облигаций?

Эту проблему я решал так: сначала я покупал доступные на ММВБ еврооблигации российских компаний, получалось 5–6% годовых, а с учётом роста их стоимости в последний год даже выше, ближе к 8% годовых, но есть две проблемы:

  • Стоимость облигаций за последний год выросла, и доходность упала до 2–3% годовых для тех, кто захочет их купить сейчас.
  • Облигаций крайне мало, 10–20 подходящих бумаг от десятка эмитентов.
  • Высокий порог входа. Вы не сможете ничего купить на сумму меньше $1000.

Немного магии: фьючерс

Это, конечно, не моё изобретение, на бирже вообще трудно придумать что-то новое, но для человека не из мира финансов это может оказаться свежей идеей. Итак, вот что я делаю сейчас:

  • Покупаю фьючерс на доллар США, например Si-03.20, с датой исполнения (экспирации) 19 марта 2020 года, за это на моём счету блокируют гарантийное обеспечение (ГО) в размере около 5000 рублей (цифра плавающая, но для расчётов это не очень важно). Эти деньги я также учитываю в общем объёме инвестиций, так как они не бесплатные и могли бы работать, если бы не были блокированы.
  • Расчётная цена этого фьючерса в момент покупки — 68 566 рублей за $1000, то есть 68,56 рублей за доллар. Если доллар в марте 2020 года будет стоить меньше, я понесу убыток, если больше, получу прибыль.
  • Покупаю рублёвые облигации с доходностью 12% годовых на 59 590 рублей. Сумма подбирается таким образом, чтобы в дату исполнения фьючерса выполнялось уравнение: (стоимость облигаций + доход + размер ГО + доход или убыток фьючерса) ÷ курс доллара = $1000.

Вложения 59 590 рублей + ГО в 5000 рублей = 64 590 рублей. По текущему курсу это $967.

59 590 рублей под 12% годовых к дате экспирации фьючерса (19 марта 2020 года) превратятся в 63 540 рублей. Прибавим гарантийное обеспечение в 5000 рублей, в сумме — 68 540 рублей. Это «рублёвый» результат вложений, а теперь давайте прибавим к нему результат фьючерса:

  • Если доллар будет стоить 58 рублей, убыток по фьючерсу составит 10 566 рублей. Вычитаем его из «рублёвого» результата и получаем 57 974 рублей, то есть $1000 по курсу в 58 рублей.
  • Если доллар будет стоить 65 рублей, то убыток по фьючерсу составит 3566 рублей. Вычитаем его из «рублёвого» результата и получаем 64 974 рублей, то есть $1000 по курсу 65 рублей.
  • Если доллар будет стоить 75 рублей, то доход по фьючерсу составит 6434 рублей. Прибавляем его к «рублёвому» результату и получаем 74 974 рублей, то есть $1000 по курсу 75 рублей.

Результат — мы превратили $967 в $1000 за 201 день, что соответствует доходу в 6,09% годовых.

Магия этого подхода в том, что вы превращаете рублёвые облигации в долларовые облигации. Фьючерс не бесплатный, курс экспирации всегда отличается от курса в момент покупки, тем самым в него заложена плата за его использование, поэтому 12% в рублях превращаются в 6% в долларах, но цель достигнута.

В биржевой терминологии это называется хеджированием. Вы платите понемногу каждый день владения фьючерсом, чтобы «зафиксировать» приемлемый для вас курс доллара в будущем.

Плюсы описанного подхода:

  • В отличие от еврооблигаций, рублёвых облигаций на бирже море, с разной доходностью и разным уровнем риска.
  • Обычный номинал рублёвой облигации — 1000 рублей, облигации в долларах — $1000, поэтому покупать и продавать рублёвые облигации намного проще. На $1000 я могу купить максимум одну облигацию в долларах, тогда как в рублях на ту же сумму я могу собрать портфель из 5, 10, 20 бумаг.
  • Рублёвые облигации в основном более ликвидны, чем еврооблигации.

А что если

Что если облигация подорожает к моменту погашения

В этом случае я получу дополнительный доход. Я могу продать эту облигацию с дополнительной прибылью и заменить её на другую.

Что если облигация подешевеет к моменту экспирации фьючерса

Для себя я выбираю облигации со сроком погашения в около трёх лет и учитываю доходность к погашению, поэтому это не страшно. Когда истечёт действие фьючерса, я пересчитаю портфель и куплю новый фьючерс, а облигацию продолжу держать. В конечном счёте она заработает нужные мне 12%, если не случится дефолт.

Что если случится дефолт по одной из облигаций

На дистанции в 30 лет это рано или поздно случится. Я не держу больше 2,5% портфеля в одной облигации. Даже если её стоимость снизится до нуля (а чаще она снижается до ненулевых значений вроде 30% от номинала), мой портфель серьёзно не пострадает.

Или я вложу в него дополнительные средства, или у меня будет поменьше пенсия, или я смогу какое-то время получать повышенный доход (6% — не предел), что компенсирует потери.

Что если вкладывать в облигации под 15% вместо 12%

Каждый сам определяет для себя приемлемый уровень риска. От дельты между инфляцией и доходностью зависит только сумма, которую нужно ежемесячно вкладывать.

Например, если вместо 6% годовых я смогу получать 7%, то вместо $480 можно вкладывать $375 (учитывайте, что это +1% каждый месяц на протяжении 30 лет).

Вкладывать нужно меньше, но и риски возрастают. Под 12% можно дать деньги лизинговой компании или цементному заводу, под 15% — микрофинансовой организации или сети маникюрных салонов. Больше доходность — выше риски дефолта.

Что если случится идеальный всемирный кризис или дефолт

В этом случае я продам все бумаги и посижу немного в долларах, а потом разберусь, как действовать в новых условиях.

Что если я хочу получать пенсию в другой валюте

Без проблем, на ММВБ есть фьючерсы на евро, швейцарский франк и другие валюты. Считайте инфляцию и действуйте. Кстати, инфляция в Еврозоне за десять лет — 13,83%, в среднем 1,3% в год.

Что если доллар рухнет и превратится в фантики

Ну-ну.

Итоги

Я поделился своим подходом к пенсионным накоплениям, он заключается в следующем:

  • Копить самостоятельно вместо надежды на государственную пенсию.
  • Копить в долларах вместо рублей.
  • Использовать связку «облигации в рублях + фьючерс», чтобы получать 6% в долларах с рисками не выше облигационных.

Описанная стратегия не запрещает инвестировать в другие инструменты (в себя, в акции, в недвижимость) Для каждого способа инвестиций существует свой уровень риска. Данная стратегия реализует минимальный риск.

Ссылки

0
349 комментариев
Написать комментарий...
Evil Pechenka
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Бабин

Спорно!
1. Высокий уровень «входа» (не у всех есть возможность взять новую квартиру «завтра»);
2. Учитывайте расходы на содержание. Если квартиру сдавать в аренду, то ремонты придется делать чаще;
3. Учитывайте геморрой от временных жильцов. Он обязательно будет;
4. Учитывайте, что если временные жильцы внезапно съезжают и вы быстро не находите новых, то вы потерпели большие убытки;
5. Решили не платить 13% со сдачи в аренду? Пока прокатывает, но на дистанции в 30 лет лавочка обязательно прикроется;
6. Стоимость жилья не растет ежегодно на уровень инфляции, не говоря уже о стратегии заработать 6% годовых в долларах;
7. В кризисы жилье обесценивается, так что это тот еще «инструмент».

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Юрий Михалыч

В России-то недвижку покупать?
За 30 лет это здание дважды заберут по очередной "реновации" и ночи длинных ковшей, в лучшем случае заменят на равнозначное, а равноценностью предложат подтереться и писать трампу в спортлото.
Без судов и СМС, руководствуясь сознанием "государственной необходимости".

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Валентин Баранов
Автор

И да, "покупайте недвижимость" это отлично, когда у вас есть на нее деньги. А если у вас есть 10-20-30 тысяч рублей в месяц для накоплений, то как вы ее купите? Ипотека в инвестиционных целях?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Роман Тютюнов

Посмотри, что стало в долларах с ценами на недвижимость в России в 2014 г.
И ликвидность низкая, быстро не выйдешь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Artem Bondar

Да просто ту-зе-мун, пасаны налетайте. Александр хуйни не скажет. (кстать хорошо бы там учесть накопленную инфляцию за этот период 60%, и существенно изменившееся соотношение квадратных метров/количество населения)

Ответить
Развернуть ветку
К X

Цены на недвижимость в РФ не растут последние несколько лет а в валюте и вовсе сильно упали. Сам формат недвижимости возможно поменяется за 30 лет и огромные многоквартирные дома с грязными подъездами уйдут в прошлое. Население сейчас сокращается и не факт что вместе с этим и не упадёт спрос на недвижимость

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Oleg Oleg

"Богатый папа, бедный папа", как же, почитывали. Хорошо быть богатым и здоровым на пенсии.
Остаётся решить вопрос как даже с зарплаты тыщ в 150 купить вторую квартиру миллионов за 5 к пенсии и при этом жить полноценной жизнью уже сейчас.
Правда в том, что идеальных рецептов на все случаи не бывает и что должны быть в государстве инструменты для пенсионного накопления. Но их пока нет надежных у нас.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Олег Нечаев

Пока помойку рядом не построили или пепятка не распылила гадость какую. И тогда актив превращается в пассив. Причем в такую хорошую гирю. Знаю случаи, когда дома дешевели в разы после того как рубили рядом лес и строили отель или цех.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Валентин Баранов
Автор

Промахнулся веткой по неопытности) ниже написал что думаю про недвижку.

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Babovnikova

Был расчёт на каком-то сайте — с 1998 года хранить деньги в долларах при среднем проценте в банках России было выгоднее, чем покупать недвижимость.

Потому что цены на недвижимость обоснованы только спросом и завышены в миллиард раз.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Rudolf Cunningham
В жопу все эти валюты - покупайте недвижимость. Что будет с валютами через 30 лет, никто не знает.

Ну смотри, национализация частного имущества, реновация с отжимом недвижки, которая не является основным местом жительства - как минимум два способа, просто из головы, которые имеют ненулевую вероятность произойти за эти 30 лет и от которых вы никак свое имущество не спасете. В случае кризиса они еще и будут висеть мертвым грузом, потому что имущество надо обслуживать, а покупать его никто торопиться не будет. Как источник пассивного дохода - ну сойдет, как способ сохранить деньги - лучше сразу забыть.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Far8

С провалом рождаемости на переломе мировоззрений, когда новое мировоззрение тяготеет к частному сектору? скупать квартиры в монолитных домах? Энштейн бы поспорил. Но для мегаполисов-да. И то, если они не будут "ужиматься" , когда будет несколько точек притяжения богатства. Но это теории, а так-вы правы.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Тут тоже есть риски.
Уже нередки сносы домов, с несоразмерными компенсациями.
Во многих регионах цена и жилья и аренды снижается уже лет 10.
Есть риск залил/сжег.

У меня тетя поменяла квартиру на депозит в 3 валютах. Ибо в старости сил мало, а доходность депозита выше.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Шубин

я купил квартиру за 1,8. В день сделки сдал за 12 в месяц. Очередь стояла из желающих "выбери меня"... Спустя два года жильцы сказали, что съезжают в соседний подъезд в "двушку" за 11... Начались поиски новых жильцов.. Хату к тому моменту порядочно "разбомбили"..  2 месяца простоя.. Согласился на 9.. за один месяц заплатили, второй морочили голову и сбежали... еще через два сдал за 8.. 
Решил продать - выше чем 1.2 реальных предложений нет.. 1.6 висит на авито полгода - звонки только от риэлторов - хотят обуть на "контракт"..
Причина в том, что застройщик продолжает активно застраивать район.. Таких умников вроде меня еще полно.. Люди же говорят "кризис". Работы нет, зарплаты маленькие и не платят.. 
Вот такая вот надежность в недвижке.. Квартира в Адыгее... 15 минут от центра Краснодара.. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

15-20 тыс средняя пенсия? В Москвабаде может, но если про Россию говорить, что средняя 13, а то и ниже. Стаж и должность играют слабую роль. Если вы в прошлом судья или зам.министра то да, а мелкие вариации не играют роли.

Однако бывшие прапоры получают 25-30 пенсию, мой знакомый еще и в Чечне был и ему 35 платят (да-да, воен суровый, привез оттуда пару телевизоров и курить бросил,на войне).
Вывод служи родине в галстуке или форме и ее главарь тебя не обидит.
А все прочие попытки организовать стабильность в бандитском вертепе больше напоминают игру в рулетку, есть шанс удачи

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

13, 15, 20, 25, 30 - все это мало для нормальной жизни. Выживать можно на 25 тысяч, жить достойно - нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Ware Wow

13 имхо медианная все же, большинство получает меньше

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Anton

Всё так. Стаж в Советах никакой особой роли не играет. Играет то, где вы работали. Более того, стаж и сейчас играет весьма опосредованную роль при выходе тех, кто вот только сейчас становится пенсионером

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

Лучший подход, как мне кажется, это движение!) Финансовое активное движение вперёд, не сидеть на месте, постоянно открывать стартапы, пробовать новые активы, бизнес идеи и прочее. Превратить это в образ жизни. Такой активный подход и есть гарант вашей финансовой обеспеченности. А куда конкретно вкладывать и чем заниматься зависит от множества факторов, ваш возраст, место жительства, знания, размер капитала, рентабельность вложений и прочее. Кроме вас самих о вас никто не побеспокоится! К сожалению многие это забывают, надеются на кого -то и теряют драгоценное время!Автор молодец-дал информацию для размышления, провёл анализ и дал правильные выводы.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Demidko

хороший комментарий, на самом деле, лучший в ветке

многие думают, что пенсия это такая штука - бросил работу и стал дряхлеть на накопленные деньги(ну, в Европе, допустим, или в кафешках в Москве)

но с чего сразу активность прекращать?

у меня знакомые 60+ рулят такими делами и бизнесами, что нам, молодежи 30+ только мечтать
и при этом, очевидно, денег достаточно для всего, в том числе и для отдыха где угодно и когда угодно

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Недвижка это один из "пенсионных планов", но у него есть свои минусы:
- может упасть в цене, если экономика идет вниз
- может расти в цене медленнее инфляции
- низкая ликвидность (из бумаг в деньги можно за сутки выйти, а из недвижки можно полгода выходить)
- вы привязаны к локации, в которой у вас недвижимость, уехать или переехать не можете
- если квартир не одна, а десять, то у вас не "инвестиции", а "работа", т.к. каждый день кто-то выезжает или заезжает, каждые 5-7 лет вы ремонтируете убитые арендаторами квартиры, что-то ломается и пр. В Т-журнале есть прекрасная статья "Сдавать квартиру: ожидания и реальность".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Байкин

Есть риелторы которые ведут квартиры. Ты можешь быть на островах, а риелтор будет искать тебе квартирантов. И чем больше квартир тем больше тебе будет рад риелтор.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Кирилл Стенцов

Если у Вас несколько квартир, для их управления находится доверительный управляющий.
Так, к слову.
И, смотря, как Вы относитесь к своим квартирам. За 5-7 лет они будут в прекрасном состоянии, если кого-попало не заселять.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sergeev

Интересная статья. Хороший и полезный опыт. Но на мой взгляд эффективне инвестировать в ETF через американского брокера. Это и проще, и дешевле, и менее рискованно. На российском рынке мне интересны только евро облигации минфина, по которым нет валютной переоценки. Их я планирую купить, когда доходность возрастёт. А это произойдет скоро, так как кризис не за горами.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Это альтернативный вариант, да. При этом нужно учитывать, что ETF вам не гарантирует доходность, а американский брокер сегодня работает с вами, а завтра может попросить на выход, т.к. у вас "неправильное" гражданство. Плюс гонять деньги через границу не так просто, как кажется, у нашей налоговой может возникнуть много вопросов к вам.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Valentin Zverev

Илья, раскрой плз тему, через какого брокера можно купить ETF?
Почему через наших брокеров не купить?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sergeev

Поддерживаю. Я уже писал, что проще и выгоднее собрать ETF портфель через InterActive Brokers. И не мудрить с фьючерсами и "мусорными" российскими облигациями.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Пасютин

3) при держании бумаг более 3 лет владелец не платит ндфл, в том числе насчитанный при валютной переоценке

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Yan

Два вопроса получше:
- Как не платить пенсионные отчисления, а копить их к примеру по вашей схеме?
- Или как не платить часть пенсии в НПФ, а опять копить их к примеру по вашей схеме?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Создать свой НПФ.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Увы, никак. От государственной пенсии отказаться нельзя, и от отчислений нельзя, тк из ваших отчислений получают пенсии нынешние пенсионеры.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Roman Smirnov

Придётся на предпринимательскую деятельность перейти.. ИП платит взносы в ПФР, но они вычитаются из налогов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

О каких рисках вы переживаете? Дефолт отдельных эмитентов? Просадка рынка в целом?

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру

Давай и тут заминусуем?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шилов

Пенсионный калькулятор. Может кому пригодится
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1xviatwXw1F5OHvrqhx22cbMdSkYTvES7WTeE4uDDPsg/edit#gid=757029327

Подробно, как пользоваться, здесь:
https://pikabu.ru/story/kak_ya_zaplaniroval_uyti_na_pensiyu_v_43_goda_ili_magiya_slozhnogo_protsenta_v_deystvii_6896279

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Супер, значит я не один такой )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пасютин

С работы так же могут уволить, а дети так же могут умереть

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leonidos Makolkin

мне 34 и я тоже много думаю об этом, имхо надо вкладывать в себя, свою семью, растить и воспитывать детей. при наличии способностей открыть свое дело, чтобы к пенсии заработать достаточно, либо развиваться самому в том, что нравится, не в деньгах счастье.
если вам нравится откладывать по 500$ в месяц и заниматься расчетами, то ок, у всех свои радости и дай бог ваша фишка сыграет.
с любыми деньгами неизвестно что будет, особенно в ближайшие 30 лет, как бы нас в этот период не ждала мировая война, давно их не было, этот период большого мира длится необычно долго.
а в рф вообще риски большие, с частной собственностью тяжело, законы буксуют, завтра все сгорит, смоет, война (сколько статей было, от тех кто вкладывался в восточную Украину и все потеряли), политическая система совсем теряет связь в гражданами, завтра закроют границы и будем жить в лагере, валюту отберут, а на фантики можно будет купить хлеба и 54 метра в один слой.

имхо самая надежная стратегия на старость, это уехать и проработать достаточно лет для получения государственной пенсии в Швеции, например. туда и ракеты скорее не запустят, в отличии от мск )

Ответить
Развернуть ветку
Avdotii Pedishnii

Смешно было читать в первых абзацах сочетание: пенсии и через 30 лет..
Пенсионная система потихоньку катится к своему логическому завершению.
Будучи придуманной в период расцвета промышленного производства, когда было 13 рабочих и один пенсионер, в 2020 году соотношение 1,5к 1, уже лет через 5-10 будет один к одному, что естественно обрушит все суть пенсионной системы. Это общемировая статистика, Россия тут не причем)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

135 млн ЧЕРЕЗ 30 лет, цены на все тоже скорректируются к тому времени. Сейчас у автора нет таких денег, иначе бы действительно купил бы 12 двухкомнатных квартир и получал бы 500 000 рублей чистого ежемесячного дохода.

Внимательней :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anton Chukanov

Допустим, ваши расчет верны, и квартира за 2.3 млн в 2010 стоит от 4 млн в 2019.
Вот только автор при своем подходе (перевести в доллары под 6%) к 2019 году заработал бы в два раза больше - 8.6 млн рублей.
Более того, рублевый депозит под 7% превратился бы в 4.2 млн рублей.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Валентин Баранов
Автор

Меня нет 135 млн сейчас) Когда что-то такое замаячит, буду думать. Недвижимость это один из вариантов, со своими плюсами и минусами.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тютюнов

И бензин? )

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Валентин Баранов
Автор

Разные товары дорожают по-разному. Производимые внутри страны - меньше, импорт - больше. На многие товары сильно увеличились налоги / акцизы. И даже 101% это много.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Konstantin Zhivenkoff

Если вы такой умный, то почему не хотите заняться бизнесом? Там доходность сильно выше чем 12% минус инфляция. Есть шанс накопить на пенсию быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Chester Rush

доходность всегда коррелирует с риском, чем выше доходность, чем выше риск. Человек не хочет рисковать, он хочет наоборот минимизировать риски и обеспечить себе спокойную старость.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иван Иванов

Вы фантастически сильно верите в доллар.
Хотя даже многие из руководителей банков США (допустим Goldman Sachs https://rg.ru/2019/08/12/goldman-sachs-sprognoziroval-recessiiu-v-ssha-iz-za-kitaia.html ) или JP Morgan (https://www.vestifinance.ru/articles/122471) верят в скорую рецессию доллара.
Китай активно борется с США в торговой войне, и сейчас ещё не понятно кто победит и как это скажется на долларе.
Также вы не учитываете, что возможно очередной кризис аналога 2008 года США могут экономически не выдержать. Ещё не стоит забывать реальный размер долга США https://www.usdebtclock.org , как основного держателя и гаранта доллара США (а теперь сравните с внешним долгом России https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешний_долг_России ).

"Это означает, что с 1861 года с ним ничего не происходило кроме инфляции."

Ага, только вы забыли упомянуть, что как реальная резервная валюта пользующаяся популярностью и доверием доллар США стал по настоящему использоваться после второй мировой войны, потеснив британский фунт стерлингов (из-за тяжёлого экономического положения Великобритании), а закреплён только после 1970-х годов. Так что стоит рассматривать стабильность доллара как мировой валюты на отрезке 1970 - настоящие дни. Но тем не менее я всё равно не умаляю его стабильность, рубль колебался и падал значительно чаще.

Касательно основной темы, считаю что лучше всего на пенсию накапливать деньги на пенсию в ОФЗ на ИИС. Надёжность ОФЗ гарантированна государством, а если уж государство не сможет выполнить свои обязательства, то доллары вывести вы и подавно не успеете (разве что хранить в кеше под подушкой). А вообще в долгосрочной перспективе дефолт государства видится крайне маловероятным.
Доходность ОФЗ около 7-8%, что как раз покрывает среднюю величину инфляции, указанную у вас. Да, прирост околонулевой, но поскольку первым приоритетом мне видится надёжность, то данная схема максимально безопасна.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

новую порцию сказочников подвезли

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Петр Иванов

кстати. если США не выдержат следующий кризис, то про РФ придется вообще забыть. любой удар по потреблению в развитом мире ударит по потреблению нефти и газа и дальше что останется.
экспорт вооружений и атомной энергетики из РФ идет в основном за счет денег самой же РФ, вырученных от продажи нефти. деньги даются в кредит Венесуэле забесплатно и безвозвратно, Венесуэла закупает оружие.
так что любой серьезный кризис потребления - дефолт РФ. даже сделка ОПЕК перестанет спасать.
остается надеяться что такого кризиса не будет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Петр Иванов

нене, ОФЗ это азартная игра напрямую с государством РФ. выгодно ему чтобы брали ОФЗ и их втюхивают всем подряд. будет невыгодно, придумают как всех кинуть без дефолта. уж свое население точно, иностранцев не тронут.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nick Sidorov
ОФЗ на ИИС

Наркоман детектед

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Пивкин

«Стратегия с минимальным риском» и «12-15% по облигациям», для меня понятия не совместимые.

Лучше просто в портфель из ETF и спать спокойно.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

ETF в долларах на ММВБ по пальцам можно пересчитать, и доход вам в них не гарантируют. Почему вырос или почему просел - никак не понять, с облигациями все сильно проще. Когда вы что-то держите до погашения, то «просел» может быть только в случае дефолта.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

"Сразу" вкладываться во все может денег не хватить)

Цель статьи - показать, как можно вкладываться в доллар с приличной доходностью. Рубль - тоже можно, но в него итак все умеют вкладываться, кто хочет. Квартиры и золото - тоже да, если есть деньги на это.

А на счет 30 лет - разумеется, за портфелем и ситуацией в мире нужно поглядывать. Если реальные основания будут считать, что с долларом что-то не то - так просто переложитесь в другие активы.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Аффтар, стандартный номинал еврооблигашек не 1К, а 100К EUR/USD/CHF etc. Отдельные бывают по 50К, но это КРАЙНЕ редко. То, что Вы берете по 1К, - это не еврооблигашки, а русские бумажки Пупкин энд Ко.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Еврооблигация - это когда российская компания (или государство) выпускает облигации в валюте, отличной от рублей. Номинал при чем здесь?
GAZPR-34 (XS0191754729) - облигация Газпрома с номиналом 1000$. Что с ней не так?)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ilya Lesnyak

Автор на самом деле рискует значительно больше чем думает.
Вложения в акции безопаснее. А тут облигации, да еще и фьючерс. 12% купонного дохода в руб пока еще есть, но скоро может и не быть уже при достаточным требованиям к надежности.
Когда вы покупаете облигации, вы - кредитор фирмы. Максимум, на что вы можете надеяться, это то, что фирма будет вам платить установленный процент и в конце срока вернет взятую сумму. Когда вы покупаете акции, вы становитесь совладельцем фирмы, вы участвуете в ее деятельности и зарабатываете прибыль вместе с ней, в том числе и ту прибыль, ради которой она выпускала облигации и, соответственно, занимала деньги. А эта прибыль существенно (часто - в разы) больше, чем выплаченные проценты по облигациям (займу). Иначе не имело смысла брать займ.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Как же сильно вы заблуждаетесь.

1. Акции "фирмы" могут упасть на 70%, в то время как компания продолжит платить по облигациям.
2. Компания может вообще не иметь прибыли (3, 5, 10 лет), но если занимает деньги для роста, то платит по облигациям.
3. Если компания банкротится, то "акционеры" - последние в списке на получение того, что у них осталось. Сначала работники, потом государство, потом кредиторы, а если что-то остается - акционеры.

Изучите тему, правда.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Петр Иванов

с высоты большого стажа на рынке могу сказать что "рискует ли автор больше чем думает" мы точно сможем узнать лет через энцать.
также как и "вложения в акции безопаснее":):)

Ответить
Развернуть ветку
Vasya Davydov

Нет глупее идеи, чем копить себе на пенсию. Можно ещё начать откладывать на свои похорона и место забить на погосте. Лучшая стабильность в старости, это любимое дело, которое будет и морально и финансово поддерживать. Вкладывайте деньги в развитие своих детей. Это надежнее. Автор, отпишись лет через 10-15 как там обстоят дела.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Сорри, но вы не правы. О будущем надо думать заранее. Это даже не говоря о том, что всех нас заменят роботы и грозит потеря трудоспособности.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lesnyak

Я могу заблуждаться конечно. Но это не моя мысль, а Уоррена Баффета и его концепции "гарантированных облигаций". А уж этот человек знает толк в прибыли выше рынка и течении десятков лет.
1. Акции могут упасть конечно и не на 70, а на 99%. Тут вопрос в качестве выбора инструмента инвестирования. Но вероятнее всего вырастут и вырастут хорошо.
2. Не стоит покупать акции компаний у который нет прибыли. Вероятность дефолта по облигациям у них выше средней.
3. Это рынок. Держатели облигаций при банкротстве тоже ничего не получат. Как фонд национального благосостояния не получил выкуп по украинским облигациям. Хотя купоны платились .

тему изучаю уже 24 года.

Ответить
Развернуть ветку
ko dw

Ждал я эту фамилию пока читать комментарии, конечно же в пример Баффет! Человек безусловно знает толк в прибыли выше рынка, но его концепция абсолютно не стыкуется с реалиями гиперроста и развития компаний в рамках бума стартапов и венчурных инвестиций, он как фундаменталист никогда бы не вложился в убер с дикими убытками, и на это есть причины. Любой человек и Баффет в том числе выражает лишь субъективную точку зрения на прибыльность компаний и если его стратегия работает сегодня, не значит, что она будет работать завтра, не значит, что будет работать через много лет.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

1. Да, акции просто другой класс активов. Статья не препятствует и в них вкладывать)
2. Вероятность дефолта зависит намного больше от размера долга к обороту, капитализации и пр. В России есть куча квази-государственных эмитентов, которые убыточны, но никуда не денутся, т.к. их убытки покрываются бюджетом. Есть, например, убыточный Озон, который хоть и не берет на бирже в долг, но если решит - ему с радостью дадут, т.к. это живой бизнес с миллиардными оборотами, и вопрос прибыли там вообще не стоит, они успеют ее заработать.
3. Риски есть везде. Я не гуру рынка, но рассчитываю, что когда у какой-то компании выйдет оочень плохой отчет, или на их собственника / менеджмент заведут уголовное дело, то облигации не упадут одномоментно до нуля. Скорее до 90%, как было недавно с Рольфом. Могли и дальше падать, а в итоге отскочили к 100%, хотя это и ниже, чем они стоили ранее. Те, кто принял решение, что риск больше неприемлем, зафиксировали 10-15% убытка. При позиции в 2% портфеля это 0.3% максимум. Неприятно, но не смертельно.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Novitsky

Когда я слышу слово НУЖНО, я сразу же вспоминаю Леню Голубкова. За статью спасибо. Автора статьи прошу не обижаться. Просто это всего лишь Ваш взгляд и Ваше видение а не истина.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Само собой, только мои выводы, в разделе «личный опыт»)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Кожаев

Биткоин надо брать

Ответить
Развернуть ветку
Марк Авельбаум

Хорошая попытка заманить людей в доллар, если не учитывать сколько годов жизни осталось США с Трампом! Уже сейчас западные банки принимают деньги с отрицательной доходностью! Кто мог в здравом уме представить ТАКОЙ КАПИТАЛИЗМ еще 10 лет назад???? Забудьте про доллары! В ближайшие годы Запад с его лживыми "ценностями" потрясет катастрофически мощный и последний кризис, от которого он уже никогда не оправится- грабить в мире больше некого! Англосакская финансовая система сгорит! ФРС обанкротится, система колониализма рухнет окончательно, весь мир перевернется с головы на ноги, а ценностью в мире будут ресурсы, энергия и драгметаллы! Так что копите золото и другие вечные ценности!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Когда я был маленький у этого анекдота уже была очень длинная борода )

Ответить
Развернуть ветку
Roman Artemev

Не очень понял, как учтены налоги?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Я пользуюсь вычетами и пока «выгребаю» весь свой НДФЛ, поэтому для себя не считаю. А так - будет небольшой налог по облигациям (13% от дохода сверх ставки ЦБ+5% относительно купона облигации) и 13% от плюсовых операций с фьючерсами. Не очень много, в общем.

А вопрос дельный, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ден Пустовойт

Юань обесценивается по отношению к доллару.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Сейчас облигации под 12% в рублях - крайне рискованные .
Реальная цифра около 8.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Дмитрий, что значит "крайне рискованные"?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Arthur Charpentier

это слишком сложно для людей старше 40 лет, не имеющих опыта работы с биржей, брокерами, трейдерами. а в целом схема хорошая. сделай хедж-фонд, я принесу тебе свои деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Мсье тонкий извращенец. много усилий на управление портфелем. Не проще купить долларовые акции или ETF какой-нибудь? Но как чтиво мне статья понравилась. Душевная

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Константинович

инфляция 7% это просто смешно! три года назад я брал творог по 60-70 сейчас он 120-130 та же пачка, тот же бренд, тот же обьем. Инфляция минимум 50%. 100 тыщ рублей сегодня это не 100 тыщ рублей завтра. Грубо говоря даже если вы сегодня во всем будете себе отказывать и накопите себе на пенсию 100 тыщ/мес через 20 лет, то что вы сможете купить на эти 100 тыщ если творог будет по 500-600 рублей за пачку, а молоко по 500 р за литр, а мясо например 5000 рублей за кило.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Вы статью дочитали до конца?) Копите в долларах. Для БигМака в долларах математика поприятнее.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Mednikov

Главная проблема во всём этом - работая на работе в РФ, всё равно приходится платить 22% от своего дохода в пенсионный фонд. И избавиться от этого можно только фрилансом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Василий Пупкин

а почему не опцион на фьючерс?
ведь он дает право купить доллар по старой цене а не обязанность.
те если рубль вырос, можно выиграть на этом

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Я не гуру биржевого дела, но фьючерс и опцион вроде разные вещи, "опцион на фьючерс" - не понял о чем речь.

Я использую расчетный фьючерс, прибыль-убыток фиксируется каждый день. Растет курс доллара -> растет цена фьючерса -> растер разница между моей покупкой и ценой в конце дня. Разница падает на счет. Если цена падает - разница списывается со счета. В комбинации с облигациями работает как облигации в валюте, т.к. хэджирует риски.

И да, если рубль вырос, то я не выиграл, т.к. для меня это не рубль, а доллар. Когда я инвестирую в рублевые облигации + фьючерс, меня курс рубля перестает интересовать, даже если доллар до 100 рублей укрепится. Для меня это все равно доллары, которые мне через 30 лет понадобятся.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Vladimir Chernatkin

Это уже троллинг ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Chester Rush

ага, наш ЦБ рекордно вложился в юань и проиграл $2,2 млрд резервов, помнится, доллар это резервная валюта, не верьте в сказки, что это вот вот изменится, эти сказки пели еще в СССР и это плохо закончилось для тех кто в это верил

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Спивак

Ни у кого не возникло сомнения насчет суммы 135 млн через 30 лет?
Странные расчеты учитывая что ежемесячно откладывается по 30 тыс. Вы никогда 135 млн не накопите даже с учетом неких процентов с ценных бумаг...

Ответить
Развернуть ветку
Deadlock

О, вы математик. Приветствую!

Ответить
Развернуть ветку
dss

Валентин, добрый день.

Поясните, пожалуйста, ваши расчеты. По-моему там есть ряд нестыковок.

1. " Вложения 59590р. + ГО 5000р. = 64590р., по текущему курсу это 967$."
Это значит, что расчет вы производите по курсу = 64590/967 = 66.80 руб/дол.

Далее вы пишите про возможный убыток, если доллар будет стоить 58 рублей, в размере 10566 руб. Такой убыток может получиться, если первоначально курс был 68.56. Но вы использовали курс 66.80 для подсчета первоначальных вложений в долларах.

2. Почему 59590 под 12% годовых превращаются в 63540? Речь не про полный год? Каким образом получилась данная сумма?

3. Даже если мы каким то образом получили сумму с учетом дохода равную 63540, то это лишь означает, что вы вложили первоначально сумму 59590 + доход = 63540 и 5000 ГО, то есть через год ваш рублевый вклад равен 68540. При этом вы купили 1000 долларов год назад, по курсу 68,56, то есть на 68560 руб. Соответственно, через год у вас как была 1000 долларов, так она и останется.
Сколько это в рублях - будет зависеть от курса. Никаких 6% я тут не вижу. Проще говоря, вы на рубли с учетом их будущего дохода и 5000 ГО купили доллары по текущему курсу. Через год вы будете иметь те же самые 1000 долларов.

4. Если в вашей формуле "курс доллара" - это курс фьючерса, то вся формула после математический преобразований сводится к:

Стоимость облигаций*1,12 + ГО = 1000$*Курс доллара в момент покупки облигаций

О чем и написано в пункте 3.

5. Также не стоит забывать, что курс доллара и курс фьючерса это разные величины. Курс фючерса, когда вы его покупаете отличается от реального курса доллара и стремится к нему к дате экспирации.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

1. Все верно, т.к. фьючерс покупается за 68566р.
2. Речь не про полный год, а период с даты расчета до даты экспирации фьючерса, 19.03.2019.
3. Я не купил доллары. Я купил фьючерс и облигации в сумме на 967$.
4-5. Курс доллара и курс доллара во фьючерсе при покупке разные, разумеется.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Денис Присяжненко

Не проще купить FXRU? Это ETF на корпоративные облигации наших крупных компаний в валюте. Будут вам те же 6 % в валюте без геморроя с фьючерсами.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Пробовал, мне не зашло: доходность по еврооблигациям голубых фишек стремится к 3%, из которых ещё и самому фонду платится вознаграждение, и сам etf номинирован в рублях, и корреляция с курсом доллара вызывает сомнения.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ЯжПрограммист

Я вот только одного не понял. Тут говорится про альтернативу "носить деньги 35 лет", но у вас нет никакой альтернативы, с вас и так заберут эти деньги, а вы не в качестве альтернативы, а дополнительно будете ещё выделять и на свои инвестиционные авантюры.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

все будет хорошо, пока правительство не найдет способ добраться до любых коммерческих пенсионных фондов и наложить на них лапу

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

веселее всего копить в швейцарии. у них проценты по вкладам в банках веселые:)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Prokoudine

Матчасть местами слабовата.

Я контролирую свои деньги сам. Единственный, кому мне нужно доверять, — биржевой брокер, но они более-менее прилично контролируются.

Вы не поверите, насколько жёстко регулируются НПФ.

мне не нужно думать, как выковыривать их из НПФ

Так же, как из банка — через агентство страхования вкладов. Это вроде бы не какое-то тайное знание, доступное лишь избранным :)

Алсо загонять ленивых инвесторов во фьючерсы — ну такоэ. Лучше уж открыть ИИС и покупать на него ETF на голубые фишки с долларовым хэджированием.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Федоров

Сейчас 12% в рублях это очень оптимистично.

Аргумент про небольшую долю одной облигации в портфеле, поэтому даже если за 30 лет один эмитент не исполнит обязательства, для портфеля не страшно - очень наивный. А если половина эмитентов дефолтнет? Посмотрите 2008 год для примера, сколько было дефолтов по бумагам с таким кредитным качеством.

Если быть реалистом, то исходя из текущих ставок нужно с такой стратегией (инвестирование в рублевые облигации) рассчитывать процентов 7 годовых в рублях заработать. При этом может даже так не получиться - риск РФ, но отрезке 30 лет, высокая вероятность попасть на серьезный кризис, который сотрет все или почти все.

Про валютную доходность через хеджирование - тоже очень плохой вариант. Создает только иллюзию надежных инвестиций в долларах. А на самом деле - высокий кредитный риск рублевых облигаций с 12% доходностью плюс добавляются еще минусы конструкции с фьючерсами (доп риски, расходы). Зачем это нужно - чтобы в периоды девальвации рубля чувствовать себя немного полегче?

Есть у Ильфа и Петрова классная книга - Одноэтажная Америка. Там герой книги, американец, рассказывал как он планировал защитить свое благополучие в старости, и выбрал для этого две пенсионные программы, в которые делал взносы всю жизнь. На момент принятия решения (конец 19-го века) это были два самых надежных варианта. Одна из них была Германская, другая Российская. Все накопления в первой были стерты почти под ноль гиперинфляцией в марках, во второй - дефолтом.

Не нужно ограничиваться одной страной, это большой риск. Нужно смотреть глобально, сейчас есть возможность составить портфель из зарубежных ценных бумаг. Покупайте акции глобальных корпораций и держите их до пенсии. Можно разбавить портфель бондами глобальных компаний и по мере приближения к выходу на пенсию сокращать долю акций в портфеле. Я думаю что только так можно за 30 лет не "разбазарить" свои накопления

Ответить
Развернуть ветку
Antipov Dmitry

Про ИИС забыли и налоги

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Богатый

Что за танцы с копейками? 6-12% годовых... В России? Вы смеётесь! Почему не бизнес и с доходом мин 10% в месяц - 120 годовых?!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Спасибо, очень интересно и конкретно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Nein

Подскажите, пожалуйста, на какие конкретные источники информации по данной теме стоит обратить внимание? Книги, сайты, курсы и прочее. Что бы информацию формализировать для себя без особых временных потерь. У меня базовые знания есть и хотелось бы из расширить для последующего применения на практике. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов
Автор

Не могу выделить какие-то конкретные источники, я самоучка в этом плане. Техническое образование позволяет самому разбираться.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Сухоруков

Как только США поругается с Китаем в очередной раз, доллар улетит вниз под плинтус.

Лучше всего вкладывать в землю. На ней растет еда, а еда нужна всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

А что с ETF?

Ответить
Развернуть ветку
Аня Волознёва

Интересная статья и подход, даже если зп не в руб. и не в РФ. Спасибо, Валентин!
И хочу вступиться за недвижимость, как способ инвестиций:все зависит от подхода, расчётов, опыта. Не обязательно иметь миллионы чтобы начать. Почитайте о флипах, перепланировках под сдачу, посмотрите как провести хомстэйджинг, мониторьте рынок каждый день, торгуйтесь, кооперируйтесь, будьте начеку в правовых вопросах ( все есть в нете ). На флипах можно спокойно зарабатывать скромные 7-8% чистыми после вычета всех затрат: ремонт, налоги и т.п. в два-три месяца и идти вперёд ничего не замораживая ( признаюсь, я не знаю российских реалий, но мне кажется что не все так плохо, ребята:) и даже может быть очень интересно, поскольку рынок у вас, похоже, не перенасыщен инвесторами с наличкой и новыми идеями, как в случае с моим местом проживания. Сама не инвестор - я их только консультирую и ищу им выгодные варианты...и выплачиваю свою ипотеку в ускоренном темпе:))

Ответить
Развернуть ветку
346 комментариев
Раскрывать всегда