Каким должен быть роялти франшизы?

Что такое роялти?

Роялти это один из основных платежей во франчайзинговых отношениях между правообладателем франшизы и франчайзи. Роялти является регулярным платежом и вносится как правило ежемесячно. Наша команда занимается упаковкой франшиз и в этой статье попробуем описать, какими соображениями мы руководствуемся при назначении размера роялти для той или иной франшизы.

Для начала поймем, за что платит франчайзи, когда вносит роялти.

Оплачивая роялти, франчайзер компенсирует затраты, понесенные правообладателем на сопровождение партнера.

Поддержание сети связано с различными тратами: модернизация технологий, изучение рынка, ввод новых позиций, маркетинговые нововведения, развитие сервиса. И чтобы сеть могла развиваться и поспевать за конкурентами нужны постоянные доработки и улучшения.

Перечисленные расходы обычно не включают федеральных рекламных компаний и финансируются отдельно в виде рекламных сборов.

Кризис первого года.

Любая франшиза сталкивается с этим явлением. Кто-то проходит безболезненно, а для кого-то это заканчивается разводом. Франчайзи ведет бизнес в течение года, своевременно выплачивает роялти, работает по правилам и исполняет свои обязательства, но по прошествии одного года (видимо просто круглая цифра), по собственной инициативе или по рекомендации консультантов и помощников франчайзи проводит переоценку ценности вашей франшизы, ставя на одну чашу весов сумму оплаченных роялти, а на другу весь объем получаемых от правообладателя выгод и преимуществ.

Неудачный исход такой проблемы - разделение брендов и уход франчайзи под собственную вывеску.

Чтобы не столкнуться с описанной проблемой правообладатель должен сразу четко соотносить объем передаваемых благ и оказываемой помощи в пользу франчайзи с тем роялти, что партнер оплачивает. Начинающие франчайзер зачастую просто «загружают» партнера платежами, руководствуясь принципом «куда они денутся с подводной лодки» . Такой подход недальновидный и обычно заканчивается крахом сети. Ничего из описанных проблем обычно не наступает если при разработке франчайзинговой программы назначен корректный размер роялти.

А именно:

Роялти сбалансирован с финансовой моделью бизнеса,

а конкретно с объемом ежемесячных расходов предприятия вашего франчайзи. В противном случае платеж будет вгонять в минус, забирая прибыль вашего франчайзи. Франчайзи находится в уязвимом положении и если он будет вынужден платить вам с собственных убытков, он очень быстро закроется или уйдет от вас. Оба исхода для вас катастрофичны, поэтому назначайте роялти только после скрупулезного анализа финансовой модели.

Роялти соответствует объему оказываемого сопровождения.

Спланируйте все мероприятия, направленные на сопровождение и помощь франчайзи в длительной перспективе: полгода-год. Определите себестоимость этих мероприятий для вас и распределите между партнерами франчайзинговой сети. Естественно, чем больше партнеров, тем больший масштаб вам доступен.

Роялти учитывает норму прибыли основателя.

Естественно, вы создали франшизу не только для того, чтобы развивать российское предпринимательство, но и для того, чтобы извлекать прибыль. Определите, какую долю роялти вы кладете непосредственно себе в карман и не превышайте этой доли.

Роялти должно соответствовать преимуществам, которые ваш бренд дает партнеру.

Простыми словами, раскрученный бренд может устанавливать завышенный роялти потому что вывеска сама по себе дает преимущество.

Стоит еще пару слов сказать про каникулы роялти. На этапе запуска бизнеса правообладатель может дать небольшую «фору» и освободить франчайзи от уплаты роялти на какой-либо период: месяц, два, полгода. Обычно я против таких мер потому что это в первую очередь снижает дисциплину в сети, ведь роялти надо платить и лучше к этому привыкать сразу. А во-вторых, так как это происходит на старте бизнеса, то это так или иначе завуалированная скидка, которую можно просто сделать, избежав лишних усложнений.

Роялти, пожалуй, самый сложно-определяемый платеж. Но если задать себе правильные вопросы, и настроиться на игру в долгую, вместо стратегии «срубить как можно быстрее прямо сейчас», возможно построить сеть, где все стороны остаются в выигрыше.

Ну и традиционно, предлагаю вам порассуждать небольшим кейсом: Ресторан паушальный взнос 1 млн. Рентабельность 30%. Себес: 30% Фот: 10% , каким должен быть роялти ? (уточняющие вопросы задавать можно)

0
4 комментария
Alexander Veekram

Спасибо за подробную статью! Для тех, кто не знаком с понятием франшиза и франчайзинг, стоит посмотреть это видео https://www.youtube.com/watch?v=GEi-VKS5gFc 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Дедешко

Спасибо за статью! Как раз актуальный вопрос. Я думаю роялти должен быть процентов  6 от прибыли. Что скажите?И как думаете 30 % это целесообразно?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev
Автор

В абсолютных цифрах сложно оценить. 
Нужно смотреть в контексте бизнес-модели. Для каких-то бизнесов это мало, для каких-то очень много. В ресторанах 3-5%,  но, это не панацея, нужен глубокий анализ. Неверно назначенный роялти душит бизнес франчайзи и ограничивает развитие сети в итоге. Слишком маленький роялти ограничивает основателя в ресурсах на развитие и контроль сети. Пишите - обсудим. [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Business Cat

Коротко и ясно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда