{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Вот такой риск: когда крупный игрок выходит, а инвестор — нет

Два дня назад газеты написали, что Delivery Club вместе с ресторатором Аркадием Новиковым откроет 24 фабрики-кухни, работающие только на доставку интернет-заказов (теперь эта ниша называется dark kitchen).

Один из хорошо растущих проектов ниши dark kitchen на сегодняшний день — «Кухня на районе». Я знаком с ним поверхностно, на уровне, на котором венчурный инвестор может быть «в теме». По моему мнению, проект — огонь, они молодцы с точки зрения выстраивания процессов маркетинга, visibility и вообще хайпа.

В сегменте «тёмных кухонь» существуют ещё относительно крупные проекты вроде «Варламов есть» и «Много лосося» (оба, кстати, очень крутые), есть игроки поменьше (но это не точно). С выходом на рынок Delivery Club всем им теперь придётся несладко, возможно, сложнее, чем приходилось до этого, когда они хорошо росли в этой новой нише.

Какие выводы из этого кейса могут сделать предприниматели, которые в начале пути?

Конкурентные преимущества сегодня ничего не значат

Во-первых, если ниша реально классная (а dark kitchen — реально классная ниша), скорее всего, через полгода-год она будет переполнена игроками. И сильно повезёт, если там не будет «монстра» вроде Delivery Club.

Тогда у стартапа ещё есть шансы «выжить», продвинуться в топ, построить достаточно большой бизнес, чтобы с тобой начали считаться (например, как BelkaCar успела сделать в сегменте каршеринга).

Сегменты рынка питания​ Алексей Мосолов

К сожалению, такие сегменты, в которые выходят «монстры», становятся почти бесперспективными для новых компаний. Новые проекты не смогут финансово позволить себе такие бюджеты на продвижение и маркетинг, которые есть у крупных игроков, особенно с учётом того, что большая часть трафика у них — внутригрупповая.

Во-вторых, всё изменчиво. Если ещё вчера «Яндекс» не занимался, например, вендинговыми автоматами, то завтра это может измениться. И скорость изменений на таких рынках — фантастическая.

Выбор ниши очень важен, но самое важное — сможете ли вы быстро развиваться на этом рынке и построите ли вы модель, которая выдержит такой удар, как выход крупного игрока на тот же сегмент рынка, что и ваш.

У вас агрегатор запчастей? Как вам идея, что Auto.ru делает то же самое, что у вас?

У вас социальная сеть для геймеров? Как вам мысль, что «ВКонтакте» начинает прицельно работать по этой целевой аудитории?

У вас приложение для любителей бега? Как вам мысль, что такое же приложение запустит совместное предприятие IronStar, I Love Supersport и Grom?

Этот же тезис объясняет, почему на ранних стадиях не имеют смысла всякие там NDA и прочие лицензирования с патентованием. Пока будем их подписывать, рынок убежит вперёд.

Выход не гарантирован

Dark kitchen — это сегмент рынка b2c, то есть продукт для конечных пользователей. Как мы уже сказали, там есть несколько развивающихся игроков, которые между собой конкурируют.

И тут происходит ситуация: несмотря на растущие компании, которые в нише уже присутствуют, крупный игрок решает выйти на рынок не путём поглощения и покупки уже существующих проектов, а путём создания компании с нуля. Компания с нуля с мощностями компании-гиганта. Такое случается.

И основателям нужно понять: если вы запускаете бизнес на каком-то перспективном, хорошо растущем сегменте рынка, это не служит гарантией доходности инвестиций по венчурной модели, которые вы планируете привлечь или уже привлекли от инвесторов.

«Кухня на районе» привлекла инвестиции и могла бы уже оказаться купленной, а инвесторы получили бы «выход», но этого не произошло. «Кухня» появилась раньше, потом появились более мелкие игроки, с которыми нужно конкурировать.

А теперь компания может потерять своё преимущество «первой» и самой быстрорастущей: ребятам придётся конкурировать не только с похожими и более мелкими игроками, но и делить рынок с крупным игроком Delivery Club. Думаю, «Яндекс.Еда» тоже в ближайшее время пойдёт в нишу и скажет своё слово.

Про риск

Это пример, когда у молодой компании, которая была первой на интересной нише, всё хорошо, но «выхода» нет. А если нет «выхода», нет прибыли венчурного инвестора.

Это риск, который берут на себя все предприниматели и который не надо недооценивать. Многие основатели считают, что такого риска как бы нет и если вы молодец по всем фронтам, то успех вам (вам и вашему инвестору, конечно, если вы взяли его деньги) гарантирован. Однако, это не всегда так.

0
4 комментария
Антон Смуров

Как-то вроде и по делу, но весьма поверхностно. Читая заметку, я догадался, что речь идёт только о Москве, но написано это лишь по ссылке, выданной в аннотации. В самой заметке, видимо, априори считается, что бизнес есть только в Москве.

Ну, и весь смысл... конечно, повторять очевидные вещи полезно, для кого-то они могут быть не очевидными. Но... хотя, повторяйте, кто-то ведь реально может сделать для себя полезные выводы.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

Спасибо за статью. Жаль только, что нет ответа на вопрос что делать в данной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goretsky

полезно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Главное чтобы Healthy Food не вышла на этот рынок а то массовый забег до белого друга обеспечен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда