O прямом листинге Slack спустя три месяца после его проведения

Компания Slack, разработчик корпоративного мессенджера для общения и управления проектами, 20 июня вышла на биржу Nasdaq под тикером WORK, акции были размещены не через IPO, а посредством прямого листинга.

Это был второй в истории случай такого размещения: первым был стриминговый сервис Spotify в 2018 году.

История компании

Успех платформы можно назвать случайным. Изначально основатель планировал создать игровую компанию Tiny Speck, которая разработала компьютерную игру Glitch. Тогда безымянный мессенджер был создан для коммуникации внутри команды.

Несмотря на усилия, игровой проект оказался коммерчески неуспешным. Основатель в октябре 2012 года решил закрыть игру. Напоминает об этом событии сайт Hire a Genius, где разместили резюме сокращённых сотрудников.

В 2013 году начали искать новый пивот, им стал внутренний чат. Так началась история Slack. Название — сокращение фразы Search Log of All Communication and Knowledge.

Уже в 2015 году количество активных пользователей в день составляло 500 тысяч. Сегодня Slack активно используют в работе российские и зарубежные компании, среди которых Adobe, eBay, Airbnb, PayPal и другие.

Ключевые показатели Slack

У компании было несколько крупных инвестиционных раундов. Всего проект получил больше $1 млрд более чем в десяти раундах. Последний инвестраунд H состоялся в августе 2018 года, когда Slack получила $427 млн при оценке компании (pre money) в $6,7 млрд. Основные акционеры Slack — венчурные фонды Accel (23,8%), Andreessen Horowitz (13,2%).

Slack зарабатывает деньги на подписчиках, используя фримиум-модель (базовая функциональность предоставляется бесплатно).

В апреле компания представила в Комиссию по ценным бумагам и биржам США форму S-1, подтвердив своё желание выходить на фондовый рынок. Slack раскрыла свои данные по итогам 2018 финансового года:

  • 10 млн ежедневно активных пользователей.

  • 588 тысяч компаний используют Slack.
  • 95 тысяч платящих компаний (+49% к прошлому году).
  • Доходы составили $400 млн (+82% к прошлому году).
  • Компания до сих пор убыточна, что уже характерно для выходящих в последние годы на биржу компаний технологического сектора. Отрицательный результат больше $139 млн за последний год.
  • Наиболее впечатляющим выглядит показатель Net Dollar Retention в 143% — это доход по годам, который создают когорты покупателей прошлых периодов. То есть ежегодно Slack с каждым годом зарабатывает больше средств от прошлых пользователей, что дает опережение темпа роста доходов над темпом привлечения новых пользователей. Если Slack сможет сохранить этот показатель во времени, то это хоть как-то оправдывает высокий показатель его оценки.

Преимущества прямого листинга (DPO)

Прямой листинг — это новая процедура, которая исключает участие инвестбанков. До Slack из технологических компаний таким образом на биржу выходил музыкальный сервис Spotify. Смысл в том, что акции, находящиеся на рынке OTC (у менеджмента, сотрудников и венчурных инвесторов), просто начинают торговаться на бирже.

Отличия такой процедуры от IPO следующие:

Нет привлечения капитала в компанию

При прямом листинге компания не привлекает новые средства. Компании, выбирающие прямой листинг, привлекают капитал через механизм частных инвестиций в публичный акционерный капитал (private investment in public equity, PIPE).

Нет андеррайтеров

Андеррайтеры — обязательные участники процесса IPO. Это, как правило, инвестиционные банки, которые проводят сделку. Они тщательно изучают бизнес компании и её перспективы на фондовом рынке.

Андеррайтеры первыми покупают выпускаемые акции, чтобы дальше перепродать их на широком рынке. Соответственно, если в цепочке нет андеррайтеров — как при прямом листинге — компании не нужно ни с кем делиться деньгами.

Сокращение расходов

Процедура IPO считается дорогой: компания тратит деньги на выпуск, услуги консультантов и комиссии. Расходы на прямой листинг существенно ниже.

К примеру, Spotify, по сообщениям, заплатила банкирам $30 млн для проведения прямого листинга, тогда как Snapchat, проводивший IPO, потратил на процедуру около $100 млн.

Нет lock up периода

При IPO у владельцев «старых» акций есть так называемый полугодовой lock up период, в течение которого их владельцы не имеют права продавать активы. При прямом листинге сотрудники компании и венчурные инвесторы могут при желании сразу же выставить свои акции на продажу.

Здесь есть некоторый риск, что прежние владельцы решат сразу же избавиться от своих активов, а новых в достаточном количестве не найдётся.

Стоимость акций и капитализация компании после размещения

TradingView

В первый день торгов стоимость акций к закрытию торгового дня составила $38,6. С такой ценой капитализация была около $23,2 млрд. Теперь же, спустя три месяца, стоимость акции составляет $25,3, а капитализация компании — $13,8 млрд.

Какие выводы из этого напрашиваются

Технологический сектор меняет не только рынки, на которых работает, но и традиционные механизмы выхода на биржу.

Очевидно, что количество direct listing будет использоваться венчурными инвесторами для вывода в деньги их инвестиций. Количество непубличных компаний с капитализацией в несколько миллиардов за последние годы сформировалось большое количество.

Еще в прошлом году при последнем раунде оценка Slack была $6,7 млрд, а доли основателей в несколько процентов ничтожно малы на фоне Accel (23,8%), Andreessen Horowitz (13,2%). Последние даже написали свою оду их вложениям в Slack: "We’re profoundly grateful he gave us the opportunity to invest".

Рынок непубличных компаний в США законодательно закрыт для неквалифицированных инвесторов. Делается это для того, чтобы обезопасить их от рискованных вложений, но в действительности получается, что зарабатывают кратно те, кто продает свои акции, когда компания становится публичной.

Текущий пример, дополняющий Snapchat, Lyft, Uber, в очередной раз это подтверждает, потеряв больше $10 млрд капитализации за три месяца. Предполагаю, что предстоящие WeWork, Airbnb, Robinhood могут побить эти антирекорды.

Скорость, с которой венчурный капитал лоббирует упрощение процедур для выхода на публичный рынок и количество запланированных выходов на 2019 год, сигнализирует о «перегретости» оценок технологичных компаний и предстоящей коррекции.

Вложения в подобные компании стоит рассматривать, когда они только собирают раyнды, будучи непубличными, и, надеюсь, в этом направлении предстоят положительные изменения через токенизацию активов и изменение законодательства, что откроет доступ капиталу неквалифицированных инвесторов к equity ранних стадий.

Либо уже после того, как компания ощутимо потеряет от цены размещения, как Snapchat, который упал в пять раз после IPO.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Denis Kiselev

Чувствуется нормальный такой пузырь! Падение в десятки процентов или даже разы - признак неадекватной оценки. И сразу возникает вопрос к корелляции цены акций и параметров самого бизнеса - что связи особой нет, а оценки - раздуты

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Solovov

Яндекс за прошлую неделю без малого 10% потерял (ещё не известно как сегодня откроемся) - тоже пузырь?

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

российский рынок это то еще минное поле

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

для примера - Uber и явно Lyft раздуты просто неадекватно

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kislova

Так и оценки делает тот, кто впоследствии получит профит от продажи акций (я имею ввиду в глобальном смысле, а не конкретные компании). Время стричь баранов... 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Kogan

"Отрицательный результат больше $139M за последний год."

это имеется в виду доходы минус расходы? При указанных темпах роста получается что в следующем году компания станет прибыльной? Тогда самое время покупать недооценённый актив?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Толмачев

Может переоцененный?:) Это аналитика вся тупо для поднятия цен на акции, кто знает что там на самом деле внутри компании.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда