{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Марафон зарубежных EdTech-рынков: растущие инвестиции в Европе

Мы продолжаем «Марафон зарубежных EdTech-рынков» и публикуем материалы, посвященные рынкам образовательных технологий и онлайн-образования в Китае, США, Индии, Европе и Сингапуре.

Мы перевели результаты отчета “Edtech funding in Europe 2014–2018” от Brighteye Ventures, в котором приводится анализ изменений финансирования EdTech-компаний в Европе, и предлагаем вам познакомиться с основными цифрами и прогнозами.

Инвестиции в EdTech в Европе продолжают расти

​$1 млрд, вложенных в компании EdTech в ЕС с 2014 по 2018 годы Brighteye Ventures

Инвестиции в EdTech в Европе достигли рекордного уровня в $450 млн в 2018 году по 152 сделкам, а финансирование выросло на 62% по сравнению с 2017 годом. Это стало значительным шагом вперед для молодой отрасли, поскольку размер средней сделки вырос с $1,8 млн до $3 млн.

Хотя ЕС по-прежнему отстает от Китая и США по объему инвестиций в EdTech (и по венчурным инвестициям в целом), в Европе количество сделок с 2014 года удвоилось с 87 до 152, даже несмотря на то, что объем транзакций увеличился в 3,7 раза по сравнению с аналогичным периодом. При этом объем транзакций в США за тот же период времени сократился на 30%, размер транзакции увеличился в 2,2 раза.

Увеличение размера транзакций отражает общие тенденции венчурного рынка Европы, поскольку как размер европейских фондов, так и выходная стоимость наиболее ценных транзакций увеличились. Средний размер транзакций увеличился в 2,7 раза по всему европейскому сектору венчурного капитала за последние пять лет.

Европейские фонды теперь стремятся вложить больше капитала в работу на сделку в надежде достичь сверхбольшой прибыли, даже если за пределами EdTech объем сделок упал на треть с 2014 года.

Источники: Edsurge, 2019, Crunchbase, 2019 and Pitchbook, 2019.

Рост инвестиций в раундах A и более поздних

​Инвесторы делают больше ставок в серии А и более поздних Brighteye Ventures

Принимая во внимание, что инвестиции на посевной и предпосевной стадии и с 2014 года выросли более чем вдвое, финансирование серии А и последующих этапов увеличилось в восемь раз ($50 млн в 2014 против $396 млн в 2018 году).

Инвестиции на более поздних этапах происходят по мере развития рынка, и компании стремятся расширяться не только в ЕС, но и во всем мире. Например, OpenClassrooms (Франция) в 2018 году закрыла финансирование серии B в размере $60 млн на дальнейшую международную экспансию, особенно в Африке и США.

DataCamp (Бельгия) также привлекла в прошлом году в раунде B $25 млн для усиления своего глобального присутствия. Blinkist (Германия) собрала $18 млн для масштабирования и создания продуктов на нескольких новых языках.

Европейские EdTech-компании, как правило, собирают меньше на посевной и предпосевной стадиях по сравнению с другими индустриями. По данным Dealroom, средние размеры раунда Seed и раунда A в Европе во всех венчурных секторах в 2018 году были:

  • Seed во всех венчурных секторах в среднем по $1,7 млн против $1,2 млн (на 30% меньше) в EdTech.
  • Серия A в среднем для других ниш $6,6 млн против EdTech: 6 млн долларов (на 10% меньше).

Источники: Crunchbase, 2019, Pitchbook, 2019.

Лидируют EdTech-компании, создающие решения для потребителей и корпораций

Объем инвестиций, вложенных в ЕС по сегментам EdTech с 2014 по 2018 год Brighteye Ventures

В совокупности на эти два сегмента приходилось 78% всех инвестиций, совершенных в EdTech-компании по всему ЕС с 2014 года. Только 10% от общего объема инвестиций в ЕС было направлено на обучение в школах, 12% для компаний, работающих с университетами, за тот же период.

Инвесторы могут опасаться вкладывать средства в компании, обслуживающие школы и университеты, потому что циклы продаж могут быть длительными, а цифровизация начальных и средних школ все еще ограничена.

При этом в США две трети инвестиций в EdTech ориентированы на школу и университет **. Более высокий уровень использования цифровых технологий в школах (92% классных комнат в начальных и средних школах в США имеют широкополосную передачу данных по сети), а также более крупный и более финансируемый из частных источников университетский рынок привели к увеличению возможностей для EdTech в школах и университетах по всей территории США.

По мере расширения цифровизации школ и увеличения возможностей финансирования послешкольного образования в Европе мы ожидаем, что инвестиции в EdTech станут более ориентированными на школы и университеты.

*For the sake of simplicity, figures exclude deals that are pre-seed (<$0.5M), growth, private equity, grants and debt financing deals. There are some overlaps between categories as some companies are targeting two or more different customer segments.

**US sector distribution as measured by EdSurge 2019, some school and university oriented EdTech may derive revenue from consumers, creating overlap with the consumer category.

Источники: Crunchbase, 2019, Pitchbook, 2019, Education Superhighway 2018, EdSurge 2019

Великобритания сдает позиции лидера в Европе по инвестициям в EdTech

Лидирующие страны в ЕС по количеству и объему инвестиций ​с 2014 по 2018 год Brighteye Ventures

Исторически и репутационно Великобритания и северные европейские страны были сильными регионами с точки зрения инвестиций в EdTech.

Однако за последние пять лет появились три новых игрока: Германия, Франция и в некоторой степени Испания. Между 2014 и 2018 годами в этих трех странах наблюдался рост инвестиций в EdTech на 135%, 133% и 60% соответственно.

Удивительно, но Франция превзошла исторического лидера, Великобританию, впервые в 2018 году с рекордными инвестициями в размере $147 млн.

Некоторые ведущие страны, такие как Великобритания и страны Северной Европы, имеют высокую степень распространения широкополосной связи и использования устройств как дома, так и в школе, что создает благоприятную почву для тестирования и развертывания образовательных решений с течением времени.

В остальной Европе большая часть финансирования EdTech направлена на преодоление разрыва между навыками 21-го века, требуемыми рынком труда, и навыками, предоставляемыми традиционными академическими учреждениями.

OpenClassrooms, французский стартап, который позволяет получить степень в онлайне — по разработке программного обеспечения, data science и другим востребованным навыкам — возглавил список успешных компаний, подняв $60 млн прямых инвестиций от US PE fund General Atlantic.

И наряду с мобильным инструментом для обучения в корпорациях Klaxoon помог Франции сыграть ведущую роль в сборе средств в 2018 году.

Источники: Crunchbase, 2019, Pitchbook, 2019 — Figures exclude growth, private equity, grants and debt financing deals / *NO = Nordics

Распределение инвестиций по годам в топ-5 EdTech-компаний ЕС

Топ-5 крупных сделок по годам​ Brighteye Ventures

Каждый год пять лучших сделок EdTech в ЕС составляют около 40% от общего объема финансирования EdTech за год. За последние четыре года общее инвестиционное финансирование топ-5 сделок увеличилось на 124% ($74 млн в 2015 году против $165 млн в 2018 году), показывая, что компании ЕС теперь могут привлекать гораздо более крупные раунды и что индустрия EdTech становится более зрелой, поскольку инвесторы готовы делать более крупные ставки.

В среднем топ-5 компаний EdTech, как правило, собирают крупные раунды реже, чем их коллеги в США. В ЕС каждая компания в топ-5 полностью отличается от предыдущего года, тогда как в США стартапы чаще собирают крупные раунды (например, Littlebits, Duolingo, Altschool, Edmodo).

Время между раундами финансирования

Медианой время между стадиями финансирования​ Brighteye Ventures

20 месяцев — это медианное время от посевной стадии до раунда А*. По данным Dealroom, это число немного превышает медианное время для стартапов ЕС (по секторам), которое составляет 18 месяцев.

Неудивительно, что американские стартапы (в разных секторах) поднимают более быстрые раунды финансирования с временным интервалом в 15 месяцев (медианное время месяца) между их посевной стадией и раундом А на Crunchbase.

По общепринятой точке зрения предприниматели обычно поднимают деньги на посевной стадии, которая обеспечивает 18 месяцев взлетно-посадочной полосы.

Переход к серии B занимает больше времени (23 месяца), чем переход к серии A (20 месяцев). Это на семь месяцев больше, чем 16-месячное медианное время в США для перехода от Серии В к серии А, и частично отражает большое количество фондовв США, инвестирующих в этих стадиях, по сравнению с Европой.

Действительно, два из пяти крупнейших раундов в европейском EdTech (OpenClassrooms и Blinkist) были проведены американскими фондами (General Atlantic и Insight Ventures соответственно), что отражает еще одну растущую тенденцию — более 20% всех инвестиций венчурных капиталов в стартапы ЕС приходятся на Фонды США в 2018 году.

* На основе топ-50 EdTech-фандрайзингах в ЕС. Все компании собрали как минимум $5 млн в раунде серии А.

Источники: Pitchbook, 2019; Хрустальная база, 2019

Основные драйверы роста: цифровое проникновение в школах и спрос на навыки 21 века растут

Распределение трудовых ресурсов — ИКТ-специалистов в регионах​ Brighteye Ventures

Цифровой доступ в школах растет. Европейская комиссия выдвинула несколько инициатив, направленных на улучшение широкополосного доступа, особенно в школах.

Франция и Германия инициировали глубокие преобразования в образовании в 2016 году (включая оснащение школ более быстрой широкополосной связью, учебные платформы и устройства).

В более широком смысле широкополосный доступ в Европе быстро вырос за последние несколько лет, открыв доступ к онлайн-образованию. Эти факторы могут частично объяснить, почему Германия, Франция и весь ЕС сильно выросли с точки зрения инвестиций EdTech.

Между тем разрыв в навыках является реальным: в 2017 году ЕС заявил, что девять из десяти рабочих мест вскоре потребуют цифровых навыков, в то же время 169 млн европейцев в возрасте от 16 до 74 лет — 44% — не имеют базовых цифровых навыков.

По мере увеличения темпов инноваций увеличивается разрыв в квалификации и потребность в масштабируемых решениях для удовлетворения этой потребности.

Мы считаем, что эти две широкомасштабные тенденции стимулируют спрос на образовательные технологии и создают значительный долгосрочный рост готовности платить за решения, использующие технологии, чтобы помочь людям учиться.

Источник: Европейская Комиссия, Разрыв в цифровых навыках в Европе 2017

Долгосрочные тренды

1. Растущий разрыв между ожиданиями студентов, работодателей и тем, что дают традиционные академические учреждения

Потребность в цифровых и технических навыках (то есть в науке о данных, цифровом маркетинге, программировании и так далее) всегда высока, но между предложением квалифицированных людей и спросом существует большое несоответствие.

Кроме того, опыт сидения в классе и пассивного обучения резко контрастирует с интерактивным характером обучения, общения в интернете. Эти различия создают все новые возможности для компаний создавать решения, которые позволяют традиционным учреждениям адаптироваться и реагировать на сегодняшний рынок труда.

Мы видели очень интересных игроков из ЕС, которые решают эту проблему по-разному. Некоторые, такие как OpenClassrooms, WhiteHat, Le Wagon и Ironhack, предоставляют адаптированные онлайн- и персональные решения, дающие навыки 21-го века.

Другие, такие как Aula и Klaxoon, стремятся помочь более традиционным учебным заведениям и корпорациям улучшить опыт обучения. И то и другое — плодотворные возможности для создания решений EdTech в обозримом будущем.

2. Компании, работающие с потребителями и корпорациями, будут продолжать аккумулировать большинство средств, но в долгосрочной перспективе станут менее доминирующими

Эти компании показали более сильный рост, чем другие типы компаний EdTech в ЕС за последние несколько лет. Очень вероятно, что эта тенденция останется стабильной, так как развертывание цифровых технологий в классах в Европе неравномерно и длительно.

Более того, обучение на протяжении всей жизни и обучение на рабочем месте становятся все более необходимыми по мере увеличения темпов инноваций. В этом сегменте поставщики решений сосредоточатся на обучении навыкам в краткосрочной перспективе, например Pluralsight и Degreed, которые уже являются признанными игроками в этой области.

Директора по персоналу все больше ориентируются на метрики, а решения, которые могут продемонстрировать приобретение навыков, вовлеченность и удержание сотрудников, могут требовать дополнительного финансирования в долгосрочной перспективе: когда цифровое проникновение в школах возрастет, а университеты станут более ориентированными на рынок труда, появится больше возможностей для финансирования технологий в этих областях.

3. Сеть 5G и Европейская комиссия создают прочную основу для компаний EdTech

5G и крупные инициативы ЕС (например, изменения в области образования, мобильный широкополосный доступ, обучение цифровым навыкам и так далее) являются важнейшими частями головоломки, которая позволит людям в целом получить доступ к более высокому качественному контенту в более быстром темпе.

Например, в пространстве K12 благодаря более быстрым сетям и образовательным инициативам, которые расширяют возможности преподавателей, может быть проще построить «умные» классные комнаты. В них физические устройства смогут отслеживать, анализировать данные и предоставлять обратную связь в режиме реального времени.

Такая рабочая среда позволит учащимся повысить свою вовлеченность в учебный процесс, особенно по предметам STEM (например, программирование, робототехника и так далее).

Ожидается, что эти мегапроекты станут связующим звеном, благодаря которому множество различных компонентов объединятся и откроют образование для большей части населения. Это уже происходит, и некоторые компании уже работают на этой волне.

Прогнозы на 2019 год

1. Больше возможностей для финансирования послешкольного образования и обучения на протяжении всей жизни

Премия, которую рынок труда выделяет для тех, кто владеет цифровым и языковым навыкам (повышение заработной платы на 30–100%), велика по сравнению с количеством времени, которое требуется для приобретения этих навыков (3–12 месяцев).

Поскольку частные лица и корпорации надеются воспользоваться этой премией, мы увидим, как больше возможностей для финансирования студентов внедряются либо государственными, либо частными игроками. Brexit, безусловно, поможет поддержать эту тенденцию, поскольку плата за обучение для не британских студентов, вероятно, возрастет.

2. Новая группа игроков из США выйдет на рынок ЕС для масштабирования подрывных инноваций для обучения на протяжении всей жизни

Даже когда компании из ЕС, такие как OpenClassrooms и DataCamp, нацеливаются на рынок США, американские компании, обучающиеся в течение всей жизни (например, Lambda School, которая в этом месяце привлекла $ 30 млн от GGV Capital), будут стремиться расширить свое присутствие в ЕС.

Там безработица среди молодежи остается высокой и желание платить больше, чем в большинстве других регионов за пределами США.

3. Минимум пять транзакций на сумму более $20 млн в ЕС будут в EdTech-компании

Количество сделок EdTech останется на том же уровне (150–170 сделок) на 2019 год, но средний размер инвестиций будет продолжать расти, так как все больше инвесторов рассматривают сектор образовательных технологий как хороший способ заставить свой капитал работать. Мы увидим, что средний размер транзакции VC вырастет до $3,5–4 млн (в 2018 году — $3 млн).

4. Франция и Великобритания в совокупности превысят $350 млн инвестиций EdTech

Великобритания и Франция создают сильные экосистемы EdTech и в настоящее время набирают обороты. Есть много компаний, особенно в Великобритании (например, Memrise, Busuu, Touch Surgery, Fuse Universal), которые потенциально могут собрать крупные раунды (больше $20 млн) в этом году.

Даже если в настоящее время существует много неопределенностей в отношении будущих отношений Великобритании и ЕС, в Великобритания будет продолжать использовать свою репутацию и рыночные условия, чтобы позволить игрокам EdTech продолжать расти и зарабатывать деньги.

Серию публикаций подготовила команда, выпускающая исследования под брендом «Барометр», под руководством венчурного инвестора Алексея Соловьева.

Ссылки:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда