Откуда не ждали: три финтех-стартапа из Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии

Привет, меня зовут Виталий Лавринец, я занимаюсь развитием digital-продуктов в одном из крупных российских банков. Недавно я начал вести Telegram-канал про финтех-рынок и самые интересные финтех-стартапы.

Я давно заметил, что часто действительно интересные проекты с неожиданной бизнес-моделью можно встретить на развивающихся рынках. Мы всегда смотрим на Запад и ждём прорывных решений оттуда. Конечно, ведь именно на западном рынке возникли Revolut, Klarna и TransferWise.

Мировая тенденция финансовой отрасли показывает, что финтех-рынок начинает активно развиваться там, где национальная банковская сфера далека от совершенства: население не имеет доступа к банковским услугам или банки взаимодействую только с крупными прогосударственными корпорациями, игнорируя малый и средний бизнес. Здесь в игру вступают Азия, Латинская Америка и Африка.

Подборка сервисов, которые точно заслуживают внимания.

Фиолетовая революция в Бразилии

За 2018 год число финтех-проектов в Латинской Америке увеличилось на 66%. Почему? Есть две причины.

  1. Тяжёлая и неповоротливая банковская система. Традиционно рынок банкинга Бразилии на 95% принадлежал пяти крупным банкам, при этом процентные ставки в стране — одни из самых больших в мире. Сектор не приветствует новые технологии и крайне медленно внедряет ИТ-решения. Здесь у половины взрослого населения просто-напросто нет доступа к банковским продуктам: 40% жителей находится в чёрном списке у банков. Для справки: общее население Бразилии — 209 млн человек. Это огромное количество потенциальных клиентов с незакрытыми потребностями, которые традиционная банковская система страны не хочет и не может удовлетворить.

  2. Недостаток финансирования малого бизнеса. На 2017 год объём недополученных малыми предприятиями средств McKinsey оценивало в $237 млрд.

Потребность в решении этого финансового вопроса назревала давно. Сервис, который первым предложил бы финансовые услуги в обход крупных банков, отхватил бы действительно огромный кусок пирога.

Так и случилось. В 2012 году в Бразилию приезжает колумбийский финансист Дэвид Велез. Как он рассказывал позже, по приезде он столкнулся со множеством типичных трудностей мигранта: поиск жилья, сферы деятельности, оформление документов, адаптация к языку, менталитету.

Больше всего вопросов и проблем у него вызвало именно взаимодействие с банками и финансовыми организациями. Он проанализировал состояние финансового рынка и понял, что у него есть решение, которое может стать очень перспективным. В 2013 году Велез создал Nubank и привлёк посевные $2 млн от фондов Kaszek Ventures и Sequoia Capital.

Nubank — олицетворение потенциала, скрывающегося в латиноамериканском рынке финтеха, и та самая история о быстром взлёте молодого стартапа до «единорога».

Компания через приложение выпускает виртуальные кредитные карты и берёт 1,5% комиссии с каждой покупки и конвертации валют, а также зарабатывает на процентах за задолженность по карте.

С учётом господства тяжеловесной, неповоротливой олигополии в сфере бразильского банкинга, решение Nubank называют настоящей фиолетовой революцией (фиолетовый — цвет фирменного стиля Nubank).

По состоянию на весну 2018 года, проект насчитывал 4 млн держателей карт. В декабре того же года компания, кстати, анонсировала запуск дебетовых карт. Сегодня Nubank оценивается более чем в $4 млрд. У банка 8,5 млн клиентов, и он готовится к экспансии в Мексику.

Спасение фермеров на Филиппинах

Для Филиппин сельское хозяйство, как и туризм, — один из главных сегментов экономики. За последние 20 лет страна столкнулась с нарастающим кризисом в отрасли: молодое население отказывается идти в отрасль, а фермеры часто оказываются в кредитных ловушках.

В 2016 году в стране появился проект Cropital — платформа для инвестиций в фермерские хозяйства страны. Сервис агрегирует частные хозяйства и предлагает инвестировать в них.

Полученные ресурсы фермеры направляют на повышение урожайности и эффективности своего хозяйства. При этом сервис управляет средствами владельцев ферм и следит за их расходами.

Сооснователи платформы говорят, что очень часто фермеры в Азии оказываются в кредитной ловушке. Сельское хозяйство — главный источник дохода для многих семей, и нередко фермеры берут кредиты у МФО со ставками до 50% в месяц (особенно после природных катаклизмов: тайфунов, ураганов). Поэтому миссия Cropital — помочь фермерам и поддержать отрасль, а также привлечь внимание к агрокультурной сфере.

История появления сервиса очень трогательна. Соосновательница проекта Рэйчел де Вилья задумала сервис после того, как её бабушка потеряла ананасовую ферму. Хозяйство пришлось продать, потому что периодически оно требовало вложений, которых у семьи не было.

Рэйчел считает, что цель её компании — не дать другим фермерам попасть в похожую ситуацию и сохранить сельское хозяйство как весомый сегмент экономики. Кстати, в 2016 году Рэйчел вошла в список 30 Under 30 Asia.

Cropital предлагает две опции для инвестирования:

  1. Краткосрочная. Она предлагает вкладывать в хозяйства, которые будут собирать урожай уже через 3–18 месяцев.
  2. Долгосрочная. В качестве долгосрочной инвестиции Cropital предлагает рассмотреть ферму Napier (Нейпир). Хозяйство выращивает траву, которая вырастает до четырёх метров в высоту и используется в качестве биотоплива. Ребята пишут, что мировой спрос на него составляет от 50 до 100 млн тонн в год и растёт на 15–25% ежегодно.

Cropital предупреждает инвесторов о том, что большинство культур устойчивы к непогоде и засухе, однако всегда стоит брать во внимание риск неурожая. При этом фермеры делают максимум, чтобы все были в плюсе. Прибыль инвесторов в среднем составляет от 3 до 30%.

Ананасовая ферма — тот ещё актив. Но то, как молодые предприниматели пытаются сохранить традиционную для страны отрасль, очень вдохновляет.

Кредиты через USSD-коды в Африке

Надо сказать, что вопреки вероятным иллюзиям финтех в Африке — такой же финтех, как и во всём мире. Борется с теми же проблемами и закрывает всё те же потребности населения, что и в Европе, Азии и Америке.

Проблема африканского рынка — очень маленькая глубина проникновения банковских услуг и отказ банков работать с заявками на совсем небольшие суммы кредитов.

В 2015 году в Лондоне (!) появилось решение этой проблемы. Финансист Эндрю Уоткинс-Боллом создал сервис Jumo. Jumo стал одним из самых крутых и прорывных проектов, который оказал большое влияние на весь финтех и банковский сектор континента.

Это онлайн-платформа, посредник между клиентом и банком, который предоставляет населению стран с развивающимися рынками оформление вкладов, платежей, услуги кредитования и другие финансовые опции. Все услуги проводятся через мобильный телефон посредством USSD-кодов.

Jumo использует нетрадиционную кредитную модель, которая не требует от клиентов наличия банковского счёта или кредитной истории. Достаточно электронного кошелька. Все решения по выдаче ссуды автоматизированы, заявка на кредит подаётся через мобильный без необходимости личного взаимодействия заёмщика с кредитором.

СЕО и основатель Jumo Эндрю Уоткинс-Болл говорит, что «cсуда в $20, которую можно получить без залога посреди ночи в сельской местности», в корне поменяла весь финансовый рынок в стране.

Сейчас сервис действует в Гане, Кении, Танзании, Уганде, Замбии и Пакистане. А в ближайшее время планирует выход в Кот-д'Ивуар, Бангладеш, Индию, Нигерию. Он также планирует экспансию на азиатский рынок и для этого привлёк инвестиции в размере $52 млн от разных инвесторов, включая Goldman Sachs.

Кстати говоря, в 2018 году Jumo создал Jumo Drive, сервис автокредитования для водителей.

В Африке 80% людей, живущих на континенте, подключены к сети мобильной связи, но только 20% имеют банковский счёт. Очевидно, что Jumo нашёл решение для рынка с гигантским потенциалом. На текущий момент Jumo выдал кредиты 14 млн физических лиц и маленьких компаний. Сейчас сумма выданных в заём средств — более $1 млрд.

Развивающиеся рынки интересно изучать в плане развития и становления их собственных финтех-решений. Они отталкиваются от экономических особенностей и проблем региона и предлагают решение. Ещё больше проектов я разбираю в своём канале, заходите под настроение.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Novitsky

40% населения в черном списке! Т.е. эти 40% не вернули кредит или возвращали крайне плохо. Теперь вопрос! Почему "волшебное" и "магическое" слово ФИНТЕХ должно сделать из этих 40% качественных заемщиков? Этот самый Фиолетовый цвет кроме публикаций о привлеченных средствах инвесторов, мог бы опубликовать данные о своей чистой прибыли или % безнадежной задолженности? Или убытки на инвесторов замкнут?..) 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вороненков

интересно, спасибо за статью. Неожиданные решения для финтеха. Мы привыкли думать, что финтех - это тиньков и все, надо погрузиться в вопрос 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

Пока выдавали кредиты без оценки кредитоспособности и залога направо и налево, охватывали рынок - веселились.
Когда начнут считать процент возвратов на таких безумных рынках (особенно, Бразилия и Африка) - начнут слезиться.

Любой микрофинансовый бизнес держится на честных людях, которые худо-бедно выплачивают сумасшедшие проценты. Долги остальных коллекторам сдают за копейки. А что возьмёшь с людей, у которых заведомо ничего нет, кроме жизни?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Тут уже были статьи про МФО в Африке. По ним, как раз, риски невозврата меньше чем у нас.
Подобный бизнес держится на необязательных людях, которые платят, но с опозданиями и перерывами.
Для банков они, часто, нежелательны.
Для МФО наоборот, если в итоге платят.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Букина

Ну ок, а в России какой есть финтех, кроме Рокета и Тинькофф? Что-то не похоже, что у нас от проблем региона отталкиваются 

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Любой банк развивающийся. 
Чем Сбер не финтех?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Букина

Ну Сбер с их громадной экосистемой, конечно, финтех; я скорее про вот такие нишевые предложения, как в посте. Это же стартапы и платформы, а не банки

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Manakov

По их меркам это чудо-решения. В коричневых и черных странах с банковским сервисом часто все совсем плохо, наш 95-й год часто.

Ответить
Развернуть ветку
Ким Мурашов

Интересная статья! Кстати, Brex — fintech-единорог — тоже родом из Бразилии :)

Ответить
Развернуть ветку
valeriya karnaukhova

Добрый день, ссылка на телеграм-канал не работает.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда