Финансы Konstantin Panphilov
8 710

Основатель Alibaba Джек Ма дал интервью РБК: Об экспансии в России, отношении к деньгам и инвестировании

Основатель Alibaba Group Джек Ма дал первое интервью российской прессе — в беседе с РБК он рассказал о работе на российском рынке, сотрудничестве с «Почтой России» и конкуренции с JD.com, собственном отношении к деньгам и глобальных планах Alibaba.

Владимир Путин и Джек Ма

О российской экономике и кризисе

Когда другие думают, что всё идет хорошо, я всегда говорю: нужно немного подождать. А когда все паникуют, я считаю: нужно двигаться вперед. У любой экономики есть взлеты и падения. Когда рынок падает, это лучшее время, чтобы подготовиться. Не имеет значения, с какими проблемами нам придется столкнуться в текущей экономической ситуации, в будущем все сложится хорошо. Я никогда не строю план на год вперед — я думаю о ближайших 5-10 годах.

Экспансию в данный период Ма называет «не иррациональным решением» — компания изучала рынок несколько лет и поняла, что продукт нравится потребителям, а потенциал очень большой.

О причинах успеха в России

Я думаю, что люди покупают на AliExpress, несмотря на долгое время доставки, из-за хорошего сервиса и качества продукции.

<…>

Вообще наша цель не продавать китайские товары в России. Я мечтаю о сервисе, через который малый бизнес из России будет продавать всему миру. В российской экономике все плохо, так почему бы не продавать в Китай? У нас 2,5 млн человек среднего класса. Я думаю, через 15 лет их будет 500 млн. И у них есть запрос на хорошие продукты.

О работе с «Почтой России»

Я действительно встретился с гендиректором «Почты России» Дмитрием Страшновым. Я очень ценю проделанную ими за последние годы работу — сокращение времени доставки из Китая с 60 до 20 дней. Думаю, в следующие несколько месяцев мы сможем продвинуться до семидневного срока и значительно улучшить существующие сервис и инфраструктуру.

Мы также думаем об улучшении платежной системы. У нас есть AliPay — возможно, в будущем появится Russia Pay. Если мы начнем инвестировать — работать с «Почтой России» и финансовыми организациями — через 10 лет в России будет очень продвинутая онлайн-торговля и инфраструктура для нее.

О разнице с JD.com

Джек Ма отметил и разницу между Alibaba и конкурентом JD.com, также недавно пришедшим в Россию.

Мы отличаемся по бизнес-модели: Alibaba не занимается электронной коммерцией в чистом виде. Мы помогаем другим покупать и продавать. Наша цель — чтобы каждая компания могла работать как JD.com, то есть продавать вещи онлайн.

Наконец, нужно быть финансово устойчивой компанией, чтобы успешно развиваться на новых рынках и вкладывать в их развитие. Иначе это будет выглядеть так: «Я хочу выйти в Бразилию, но где же взять кэш?»

Об инвестициях в сторонние проекты

Мы ищем не основателей, а команды. Мы считаем, что очень важно, чтобы команда верила в то, что она делает. Например, много лет назад на китайском рынке мы сами начали конкуренцию с eBay. Мы как команда любили наш рынок и верили, что можем улучшить его в перспективе 10-20 лет. Более того, нам некуда было отступать — в отличие от eBay у нас был только китайский рынок. И мы победили.

Когда мы находим партнеров, в которых инвестируем, мы помогаем, но не мешаем им добиться успеха. Этим отличается наша модель глобализации от американской. Американцы хотят быть крупнейшими акционерами. Мы же ищем партнеров, вкладываем деньги и считаем, что они должны быть номер один в компании, а не мы.

О глобальном будущем Alibaba

Люди не понимают, куда мы движемся, потому что считают нас компанией. Мы себя считаем не компанией, а организацией, которая в будущем изменит мировую торговлю. Наша первоочередная задача — упростить работу небольших компаний. Мы строим платформу, которая даст им то, что, как мы рассчитываем, им нужно: финансовые инструменты, логистический сервис, сбор данных, возможности трансграничной торговли. Так мы себя видим в ближайшие 10 лет.

Также Джек Ма отметил фокусировку на двух "H" — health (здоровье) и happiness (счастье) — будущие инвестиции в здравоохранение, развлечения и средства коммуникации.

О планах роста

В Китае живут 1,3 млрд человек. В 2014 году наш объем продаж уже достиг уровня Walmart. Вообще при наших темпах роста только в Китае через 5 лет у нас будут продажи как у четырех Walmart.

Сейчас у нас примерно 800 млн пользователей в Китае, продажи составляют $0,5 трлн, потенциал — $2 трлн, причем без учета глобального рынка. А ведь спрос в развивающихся странах и в мире в целом огромен. Население США — более 300 млн человек, и если мы привлечем 100 млн клиентов там, это уже будет хорошо.

Меньше, чем через 5 лет, Джек Ма планирует достичь объёма в $1 трлн во всём мире — «такая у нас сумасшедшая мечта».

О личном

Я бы хотел иметь больше свободного времени. Этот месяц был сумасшедшим: я был в Нью-Йорке, Чикаго, в городах Японии, Бразилии, России. Только один месяц и пять перемещений.

<...>

Когда я был молод, я говорил своим сокурсникам, что однажды буду завтракать в Лондоне, обедать в Париже, а ужинать в Буэнос-Айресе. Я изучал английский и думал, что такая жизнь будет идеальна для меня. Теперь я знаю, как это ужасно. Пилот моего самолета — самый занятой в мире: мы путешествуем каждый день. Это происходит не потому, что нам нужно больше денег. У нас есть миссия. Я надеюсь, что смогу отойти от дел довольно рано.

Основатель Alibaba рассказал о реформах в компании: были уволены все топ-менеджеры, которые родились в 1960-х. Остались только те, кто родился позже 1970-х: «В нашей команде — 3 тысячи молодых людей, которые родились в 1990-х. В будущем я рассчитываю на них».

Об ошибках

Джек Ма вспомнил о множестве ошибок в финансах, найме, отношениях с государством, в операционной деятельности, но действительно крупных промахов, по его утверждению, у Alibaba не было — «Мы быстро учимся на своих промахах и меняемся».

Например, шесть лет назад мы решали, во что инвестировать в первую очередь — в облачные или мобильные технологии. Мы решили, что нужно начать с «облаков». Через два года начался мобильный бум, и нам пришлось догонять. Мы можем назвать то решение ошибкой, а можем — стратегическим выбором, который мы сделали в тот момент. Но мы спохватились и быстро изменили стратегию. Сейчас мы самая крупная в мире компания в сегменте мобильной онлайн-торговли.

По словам предпринимателя, ещё до того, как правительства разных стран начали интересоваться интернетом, Джек Ма и его коллеги принялись общаться с чиновниками и объяснять им, как работает сеть.

Я общался с руководством разных стран. Мне говорят: «Джек, ты со всеми поговорил, наверное, у тебя отличные связи». Но я не веду бизнес с государствами. Я всегда повторяю: можно любить власть, но жениться не надо. <…> Российская власть, возможно, волнуется, что мы выходим на рынок. Нужно пообщаться с ними: выслушать, о чем беспокоятся они, и рассказать, что волнует нас. Коммуникация в отношениях с властью очень важна.

Об отношении к деньгам

Джек Ма признался, что не заинтересован в покупке дорогих вещей, машин и яхт: «Да, у меня есть самолет, но он мне нужен для работы».

Из-за личного самолета у меня прибавилось работы: раньше я мог сказать, что у меня нет времени и возможности куда-то добраться. Теперь я все время путешествую, как вы поняли. А какую статусную вещь я купил? Даже не знаю. iPhone мне купила жена.

По собственному признанию, Ма не получал зарплату почти 12 лет, поэтому он «не знает, как тратить деньги».

Когда мне нужно что-то купить, я чаще всего даю кому-то деньги и прошу купить. А вообще смотрите, у меня даже нет часов и колец. Часы я не ношу уже около 30 лет: теперь просто не понимаю, зачем они нужны, ведь узнать время я могу на смартфоне.

<…>

Я решил, что до 50 лет я должен научиться делать деньги, а после 50 — тратить их разумно. Деньги, которые у меня есть, мне не принадлежат, эти деньги — моя ответственность. Когда у тебя $1 млн, ты богат и можешь потратить деньги. Когда у тебя $10 млн, ты начинаешь беспокоиться — о курсе доллара, о том, куда бы их выгодно вложить. Когда у тебя $1 млрд, это не твоя собственность: это средства, которые тебе доверили люди, чтобы ты смог ими воспользоваться лучше, чем они сами.

Ма рассказал, что у него есть фонд, в который он направил 2% акций Alibaba и вложил $4 млрд. Фонд фокусируется на поддержке окружающей среды, образовании и здравоохранении.

#IPO #Россия #инвестиции #китай #джек_ма #Alibaba

Статьи по теме
Джек Ма (Alibaba Group) дает советы про бизнес
Видео: Речь основателя Alibaba Group Джека Ма перед сотрудниками в 1999 году
Главные заявления основателя Alibaba Group Джека Ма на Петербургском экономическом форуме
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f","\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","\u0434\u0436\u0435\u043a_\u043c\u0430","ipo","alibaba"], "comments": 23, "likes": 17, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 8854, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 8854, "author_id": 3, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/8854\/get","add":"\/comments\/8854\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/8854"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119 }

23 комментария 23 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

"Я думаю, что люди покупают на AliExpress, несмотря на долгое время , из-за хорошего сервиса и качества продукции. "

Нет, чувак, не поэтому.
Просто потому что тупо дешевле (как раз сегодня получил посылку с Алиэкспрес с 2-мя телефонами).

А на самом деле все эти сервисы-площадки живут за счет наипалова продавцов, которых они прессуют со страшной силой.
И алиэкспресс здесь не исключение - такие же говнюки как Ебай и Амазон.

Ответить
0

Согласен, был бы айфон или сони дешевле, покупали бы их.
Но из-за хорошего сервиса и качества продукции (не всей, а той, что покупаем) тоже, согласитесь. Ведь раньше не было такого сервиса. И га*но, каким бы оно дешевым не было вы бы покупать не стали.

Ответить
3

Джек Ма позвонит?

Ответить
–5

>Я думаю, что люди покупают на AliExpress, несмотря на долгое время доставки, из-за хорошего сервиса и качества продукции

>качества

>продукции

Святая простота, производитель золотого дождя для хомяков

Not offencive but

Как же заебали статьи восторгания чужими, пардон, болтами. Если так нравятся Ма, Джобс, Маск, пойдите и отсосите у них, сколько можно постить мочу ни о чём?

Где в статьях реальный опыт, где разбор полётов?

Всё равно, что читать речь топ-модели победительницы конкурса красоты, блядь: "Мир во всём мире и чтоб дети не болели"

Ответить
11

Валерьянки и спатьки.

Ответить
0

Not offencive but

хаха, грамотей

Ответить
1

Тоже хочу в клуб трех запятых

Ответить
4

Тут у человека без малого четыре запятые уже почти

Ответить
1

Эээ.. ну хулиардеров то хватает.. Но вот до хулириона долларов пока еще всем далековато, вроде как. И по оценкам личного состояния и по капитализации компаний. Первый хулирионер появится, видимо, лет через 10... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_(2015)

Ответить
0

Видимо, Вы перепутали оборот компании с личными средствами Джека.

Ответить
1

Посылка за 7 дней, Почтой России!?
Ждёмс!

Ответить
2

Пойду взгляну, не выпал ли снег за окном.

Ответить
1

Продолжу про этих гавнюков - Алиэкспресс, Ебей, Амазон и других монстров в отрицательном смысле.
Вся их капитализация основана только на том что они подмяли (пока) все продажные площадки под себя и прессуют продавцов и издеваются над ними, забирая большую часть прибыли себе. В общем это - определенный сговор, точнее не сговор,а монополизация рынка. Мы видим, как компании, которые становятся большими, скатываются в гавно и начинают себя вести как в уже подзабытых анекдотах о новых русских - из грязи в князи - все эти вещи свойственны и таким компаниям.
Пример - тот же Гугл, Яндекс, Фейсбук, ВК и т.д.
Почему ими восторгаются все? В долгосрочной перспективе такие компании должны вымереть, как динозавры, потому как у них нет никакой идеи, кроме как заработать бабла, пользуясь своим монопольным положением на рынке. Все остальное - полная чушь.

Говорю это потому что имею опыт работы с ними - я продавец на Амазоне и на Ебее уже более 3 лет.

Эти гавнюки не несут никакой ответственности ни за что, если покупателю просто не понравился товар и он его возвращает - все расходы на продавце.

Если покупатель захочет обмануть продавца - она это сделает легко, эти площадки всегда на стороне покупателей. Если будет клайм и вы проиграете как продавец - эти говнюки не только возместят всю сумму ушлогану-покупателю за ваш счет, но и возьмут с вас деньги за их работу (за то время, которое они с вами провозились по доказыванию фрода например в компании, которая выпустила кредитную карту ).
Но самое главное - сколько они берут бабла за продажу с продавца. Самый маленький процент - у Амазона - 10%. Хитрожопый Ебай тоже берет 10%, но вы должны платить только с Пейпала, а он забирает еще 4-5%, итого 15%. И это без учета логистики!

Хитрый Ма хочет такую же хрень сделать, создав свою систему платежей Алипей или как там - и я уверен, потом вы будете обязаны платить только через эту систему,что опять им принесет несколько процентов прибыли.
Это капитализм и империализм в чистом виде :)
Продавцы не вякают, потому что не могут сделать такой же рынок и наверняка имеют меньше прибыли чем эти площадки, которые нихрена не производят (ну хрен с этим) но и никакой ответсвенности не несут, все переложено на плечи продавцов и производителей. Все эти Пейпалы с их 5% за каждый перевод, Ебеи, Амазоны и Алиэкспрессы - это просто настоящие жлобы.
Как говорится - не нравится - отключим газ.
А небольшая компания не может себе позволить раскрутится, и они ее прессуют - сделай скидки, заплати нам за то что мы вас в выдаче повысим и т.д.

Это то что вы можете наблюдать в работе с супермаркетами класса А - они также через губу с поставщиками разговаривают, они все великие.

И взлет этих всех компаний - результат админресурса, который они используют, принуждая других пользоваться только ими, бросая косточки-заманухи. Тот же Пейпал - без админресурса (в доле банки) нафиг не кому был бы не нужен. как только эти банкиры подключились - поперло.

Имхо - это первая поросль такого рода площадок и их успех обусловлен только тем что они были первыми и их админресурсам - в основном тем, что они работают с банками и всякими монстами в лице Виз и Мастеркард (котоые тоже в свою очередь повязаны с банками).

В долгосрочной перспективе альтернативные платежи, платежные системы и развитие инета перевернут и эту отрасль - площадок для продаж, потому как по большому счету такие площадки - обыкновенные, никому не нужные посредники.

Будет больше горизонтальных связей и роизводители будут напрямую взаимодействовать с покупателями.
Нахрена мне платить 10% какому-то Ма, если я могу купить напрямую?

Но пока все восторгаются "гениями" Алиэкспресса.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

А чем вы лучше этих площадок? Обычные перекупы, также ничего не создающие, пытающиеся пролезть выше других перекупов. Друг друга стоите.

Ответить
0

Это вы к чему и о чем?
Я вообще-то в торговле товарами и услугами ничего плохого не вижу.
Внимательно почитайте о чем речь.

Ответить
0

Вы пишите: "никому не нужные посредники". Но по сути, на этих сайтах куча других посредников. Продающие товары не напрямую. Поэтому они друг друга стоят.

если я могу купить напрямую

А кто вам сейчас не дает купить напрямую? Делаете сайт, группы в соц. сетях, компанию на кикстартере и т.д. И продвигаете свой продукт.

Другое дело, если это никому ненужно. То хоть запродвигайся.

И опять же, производителям проще отдать это на откуп посредникам, чем продавать напрямую.

Ответить
0

Чувак, ты выходишь на Ебэй и Амазон с целью охватить бОльшую аудиторию потребителей. Именно за это ты платишь 15% всех комиссий. Без Ебэй и Амазона ты торговал бы своим товаром на своем интернет-магазине с десятью посетителями в день, а на этих площадках тебе открывается гораздо более широкий канал сбыта. С их помощью ты зарабатываешь больше, это факт. Если тебя душит жаба платить комиссию, задуши в себе эту жабу.

Ответить
1

"У нас 2,5 млн человек среднего класса.".

В предыдущей статье было 300 млн.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

1

Что-то хорошее толкает

Ответить
1

"Я думаю, что люди покупают на AliExpress, несмотря на долгое время доставки, из-за хорошего сервиса и качества продукции" - На этом месте я запнулся, перечитал три раза, много думал, а точно ли он хорошо понимает менталитет России?

Ответить
0

Ну, качество все равно имеет не малый вес при покупке. В итоге покупают из-за того, что соотношение цены и качества очень хорошие. Ну и огромный ассортимент того, что здесь у нас просто не найти.

Ответить
0

Китаец повсюду, судя по последним топикам на ЦП и прочих ресурсах...

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

–1

Очень крутой мужик. Из простого интернет-магазина развил такого гиганта. Настоящий бизнесмен. Сейчас таких мало.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления