{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес и его перспективы в условиях санкций

Проблема развития малого и среднего бизнеса давно являлась одной из ключевых проблем нашей страны, решение которой в строго необходимой степени требовалось для наращивания темпов экономического развития.

Уровень актуальности данной проблемы в высшей степени обострился в связи с введением санкций против России странами Запада и последовавшим за этим ответом в виде контрсанкций. Это привело к возникновению суровых условий ведения предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего бизнеса и замедлению экономического роста.

Вместе с тем, с самых высоких трибун регулярно звучали и продолжают звучать заявления о неминуемом оздоровительном эффекте подобных условий, потому что, по оценкам ряда экспертов, сложившаяся ситуация рынка заставит сектор МСП приспосабливаться и решать задачи по импортозамещению и диверсификации экономики страны.

Из интервью Д.Мантурова газете «Ведомости»

Таким образом, на малый и средний бизнес возложена фундаментальная роль в решении задач по ускорению темпов экономического развития страны. Каковы же перспективы этого развития? Что делать государству и как бизнесу помочь самому себе в условиях кризиса и «санкционных войн»?

Роль малого бизнеса в экономике

Малый бизнес является одним из основных элементов рыночного хозяйства. Он способен оживить экономику, формируя необходимый сегодня средний класс, который должен составлять значительную долю активного населения в экономике. Западные страны отводят ведущее место именно малому бизнесу. Рост экономики в западных странах связывают именно с возрастанием значимости МСП сектора, и там ему сознательно отводится ведущее место.

Развитие малого бизнеса способствует сокращению числа безработных, росту уровня доходов населения, развитию конкуренции, увеличению налоговых поступлений в бюджет, обеспечению благоприятных условий формирования потенциала в науке и производстве.

Тем не менее, российская и зарубежная практика свидетельствует о важности госвмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общественно значимых функций. Действующие условия кризиса и санкций, а также ограниченности бюджетных средств подталкивают к необходимости выбора эффективных механизмов и новых методов стимулирования развития предприятий.

​Основные инструменты господдержки малого бизнеса в США и странах Европы

Осуществление эффективных и действенных мер политики государства предполагает наличие реального представления об актуальном состоянии МСП сектора и особенностях его развития в стране.

Что с малым бизнесом сейчас?

Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних предприятий, являющихся участниками экономического рынка. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по состоянию на 10.09.2019 соответствующих субъектов насчитывается 5 813 278, при этом малых предприятий – 225 556, средних предприятий – 16 977, микропредприятий – 5 570 745. Сумма среднесписочной численности работников, занятых в данных субъектах составляет 15 428 476 человек.

​Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России согласно данным ФНС.

По сравнению с аналогичными данными годичной давности наблюдается резкая отрицательная динамика. Количество субъектов уменьшилось более чем на 100 000. За год прекратили свое существование около 80 000 микропредприятий, 25 000 малых предприятий и 2 000 средних. Общее количество работников сократилось на полмиллиона человек.

Вклад МСП сектора в ВВП России относительно развитых европейских стран минимальный.

​Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ за период 2012-2017 гг.

Как видно из предложенной выше статистики доля МСП в ВВП России снизилась до минимального уровня в 2014 году, во время усиления мирового экономического кризиса и введения экономических санкций против нашей страны. За представленный период показатель доли МСП не превышал 21,2%. В 2018 году он по-прежнему сохраняется на уровне 21%.

Роль малого бизнеса в экономике РФ остается довольно незначительной. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте России, точно также, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

Малый бизнес в западных странах является непосредственным источником роста экономики страны. Там существует настоящий культ малого предпринимательства, в результате чего преобладающая часть американского и европейского бизнеса относится именно к категориям «малого» и «среднего».

Государственная политика России, направленная на поддержку малых предприятий, неэффективна. Если мы обратим внимание на отраслевая структуру МСП, то увидим, что высокие темпы развития наблюдаются лишь в сфере оптовой и розничной торговли, которая составляет 37% от общей доли МСП, 21,7% принадлежит предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом, далее идут строительные организации.

​Структура малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2019 г.

Сложившееся положение требует реорганизации структуры МСП посредством разработки мероприятий, создания норм и реализации программ, направленных на увеличение доли малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики.

Что делать государству?

Основными направления повышения эффективности функционирования малого и среднего предпринимательства следует считать:

  • Улучшение условий кредитования. Понижение ставок и решение проблем залогового обеспечения.
  • Выработка новых кредитных программ. Долгосрочные займы для инновационных компаний с высокопроизводительными рабочими местами.
  • Предоставление грантов. Прежде всего для предприятий в сфере сельского хозяйства, промышленности, товарного производства, высоких технологий, социальных услуг.
  • Создание комплексной инфраструктуры объектов, оказывающих помощь предпринимателям.
  • Постоянный мониторинг эффективности предпринимаемых мер и их совершенствование.

Также важно отметить, что одной из ключевых причин, позволяющих успешно развиваться малому бизнесу, является целостное налоговое законодательство и налоговые льготы. Практика зарубежных стран в этой области и их опыт построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса не может не вызывать интереса.

Так, в большинстве развитых стран малому бизнесу на законодательном уровне присваивается статус особого субъекта госрегулирования. Социальная и экономическая значимость МСП сектора определяет особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.

Результатом такой политики экономически развитых стран является создание благоприятной макро- и микроэкономической среды в равной степени для предприятий любого размера.

Что делать бизнесу?

Кризис и санкции повлекли за собой возникновение массы проблем, большая часть которых остаются актуальными и сегодня:

  • недостаток оборотных средств;
  • снижение курса рубля / валютная нестабильность;
  • снижение спроса на продукцию;
  • недоступность заемных финансовых ресурсов;
  • ухудшение условий поставки сырья и комплектующих;
  • сокращение объемов производства компании;
  • сокращение инвестиционных программ компании / их перенос на более поздний срок;
  • невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг.

Без поддержки со стороны государства бизнес, конечно, не справиться со всей этой массой проблем, но, чтобы оставаться на плаву в текущих условиях, ему необходимо применять всевозможные уместные для конкретной компании антикризисные меры, среди которых наиболее распространены:

  • сокращение расходов;
  • реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
  • оптимизация затрат предприятия без снижения выпуска продукции;
  • продажа непрофильных активов;
  • повышение цен;
  • переориентация на выпуск иной продукции;
  • сохранение/увеличение инвестпрограмм;
  • сокращение производства/оказания услуг.

Несмотря на тяжелое положение, в котором оказался бизнес в результате введения санкций и влияния мирового экономического кризиса, у него появился ряд возможностей. К ним относят:

  • импортозамещение;
  • увеличение рынка сбыта продукции и услуг компаний внутри страны;
  • рост конкурентоспособности;
  • диверсификация бизнеса;
  • заключение новых госконтрактов;
  • рост экспорта.

Описанные выше пункты неоднозначны и носят дискуссионный характер. Позитивные оценки санкций со стороны государства не всецело разделяются бизнес-сообществом. Так, согласно статистике Российского союза промышленников и предпринимателей, влияние санкций на процесс импортозамещения рассматриваются позитивно только половиной опрошенных компаний.

​Опрос РСПП «ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА». В опросе принимали участие 55 компаний.

Заключение

В условиях экономического кризиса и санкций представители малого и среднего предпринимательство страдают одними из первых, поскольку менее всего защищены от внешних экономических воздействий. Предпринимаемые многочисленные попытки правительства обеспечить поддержку малого предпринимательства, выражающиеся в налоговых каникулах, грантах, кредитах, субсидиях, льготах и прочих мерах, не позволяют выйти ему на должный уровень развития. Государству необходимо выработать комплексный подход, который бы включал использование всех инструментов государственного регулирования и опирался на опыт ведущих европейских стран и США. Только с помощью грамотной поддержки со стороны государства МСП сектор сможет занять свое место в экономике РФ и стать решением ее современных проблем.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда