{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Где брать деньги на бизнес

История в трёх частях.

  • Часть первая, начало: на что делать бизнес. Рассказ через призму истории компании Мэдроботс.

  • Часть вторая: почему расти на свои — слишком дорого. Рассказ на примере Amazon, «Яндекса» и Mail.ru Group.

  • Часть третья: где брать деньги на рост — погружение в экосистему российских денег. Бонус: краткий экскурс в историю российского краудлендинга. Рекорды, антирекорды, выводы и тренды.

Часть первая, начало: на что делать бизнес. Рассказ через призму истории компании Мэдроботс

Александр Горный пообещал рассказать о моём Telegram-канале в обмен на рассказ о том, почему мы выбрали Karma в качестве платформы, на которой привлекаем заём.

К слову, если вы вдруг всё ещё не подписаны на «Стартап дня» и при этом имеете какое-то отношение к стартапам и предпринимательству, многое теряете.

Я начал писать и не смог остановиться, пока не изложил в словах свой опыт привлечения денег от старта бизнеса до поиска инструментов финансирования на годовой выручке более 500 млн рублей.

Рассказ построен на примере Мэдроботс — первого в рунете маркетплейса гаджетов с Kickstarter и Indiegogo.

Поиск денег для предпринимателя — ежедневная задача, сопоставимая по сложности с их зарабатыванием.

Недавно я прослушал книгу Тинькова «Как стать бизнесменом».

Книге восемь лет, но актуальность она не потеряла. Настоятельно её рекомендую — как одну из самых практичных для российского предпринимателя.

В ней Олег Юрьевич много рассуждает о деньгах. Какого бы размера ни был ваш бизнес, всегда найдутся идеи, которые требуют большего капитала. Если вы, конечно, не дед, которому ничего не нужно.

Послушал мудрые размышления Олега Юрьевича и пришёл к пониманию: пока ты активный предприниматель, твои обязательства всегда выше, чем активы.

Расти на свои — медленно, поэтому предприниматели проходят одну и ту же спираль: выбирают рынок, собирают вокруг себя команду, определяют стратегию, тестируют рынок на свои деньги, привлекают инвестиции на развитие и стараются придерживаться выбранного плана.

По пути выясняется, сильной ли была идея, велик ли рынок и достаточно ли хороши команда и сам основатель, чтобы дойти до намеченной цели.

Запуская Мэдроботс, я понятия не имел, куда иду. В понятии EBITDA я разобрался на третий год ведения бизнеса. Считать в уме рентабельность на вложенный капитал и маржинальность продуктов научился буквально на днях. Но это не помешало мне посмеяться над Дмитрием Портнягиным в интервью Евгению Черняку.

Как мы решали вопрос с финансированием бизнеса на старте

Мне повезло, у меня есть успешные друзья. Правило трёх F работает.

Три F: Friends, Fools, Family.

И вот почему это идеальные инвесторы, на мой взгляд:

  • Friends: если вам не дают в долг друзья, может, не стоит просить у незнакомых людей?
  • Fools: как можно назвать людей, отдающих свои кровные за картинки и графики?
  • Family: здорово, когда в семье есть тот, кто вместо ипотеки берёт деньги на бизнес.

На старте у меня были сбережения, партнёр (коллега по корпорации) и друзья.

С таймингом запуска бизнеса мне повезло. Когда я прощался с корпоративной карьерой, на дворе была осень 2013 года, ещё целых полгода доллара по 30 рублей. Мы успели привезти в Россию с десяток новинок краудфандинга и научились отрабатывать процесс по их продвижению и продаже до начала валютного кризиса.

Первого (и пока единственного внешнего) инвестора я нашёл банально — через Facebook. Я написал заметку о запуске бизнеса, и буквально сразу мне в личку постучался Максим Осипов (на тот момент CEO IMHO VI). Ему понравились мой боевой настрой и идея таскать гаджеты с Kickstarter. Так у проекта появился инвестор и партнёр.

Максим с тех пор стал для компании чем-то большим, чем первым инвестором. Не участвуя в операционном управлении компанией, он помогает нам в вопросах стратегии и управления на нашем внутреннем «собрании акционеров».

Максим также научил меня трезво оценивать свои силы. При проведении сделки мы привязали конечную оценку компании к годовым результатам.

KPI мы недовыполнили почти на 30%. В итоге доля в компании досталась Максиму на 30% дешевле. С тех пор я составляю четыре версии плана (оптимистичный, реалистичный, пессимистичный и наиболее вероятный). Наиболее вероятный ещё чуть хуже пессимистичного — и срабатывает почему-то обычно именно он.

Первоначальных инвестиций хватило, чтобы пройдя через серию испытаний, к 2016 году выйти на безубыточность, дважды сменить бизнес-модель и начать готовиться к кратному росту.

Рефлексируя о нашем пути, я вспоминаю колонку Джоша Пэйна (основателя сервиса StackCommerce, позволяющего медиа монетизировать аудиторию, запуская брендированные магазины) о том, как проходит путь предпринимателя. Пару лет назад я сформулировал свою версию похожих тезисов, но в чужом саду яблоки слаще.

Сама колонка Джоша полна инсайтов, я же хочу выделить твит, который Джош упомянул:

Year 1: you know nothing

Year 2: you are novel vendor

Year 3: you figure it out

Year 4: you scale

Year 5: market changes

Year 6: new game

Сверху вниз, с первого года по шестой: ты ничего не знаешь, новичок, кое-что понимаешь, растёшь, рынок меняется, новая игра

Ровно по такому пути, на мой взгляд, идут предприниматели. Рынок меняется, команде требуется мотивационная подпитка, а бизнес-процессы нужно чинить и перестраивать, ведь все нацелены на рост.

Бизнес сводится к структурированию Excel-табличек с PL-отчётом, анализирующим план и факт по параметрам:

  • Исторические данные (мы опираемся на них в прогнозах будущего).
  • Валовая маржинальность.
  • План продаж.
  • Финансовый цикл.
  • План расходов.

Внутри компании мы свели анализ и планирование к трём ключевым показателям:

  1. Валовая прибыль (сколько денег остаётся в бизнесе за вычетом себестоимости товаров и услуг).
  2. Операционная прибыль (EBITDA).
  3. Чистая прибыль (что остаётся акционерам после выплаты процентов по займам, мотивации сотрудников и менеджмента).

К 2017 году мы попали на радары банков и начали подключать небольшие кредитные линии, в первую очередь овердрафт (это короткий заём на срок до трёх месяцев, сумма которого высчитывается на основе среднего оборота компании).

Часть вторая, почему расти на свои — слишком дорого. Рассказ на примере Amazon, «Яндекса» и Mail.ru Group

Для меня остаётся загадкой причина низкой финансовой грамотности россиян, в том числе предпринимателей.

Многие мои знакомые не знают разницы между маржой и наценкой (особенно режет слух, когда в разговоре кто-то говорит, что маржа у него больше 100%), как рассчитываются налоги и почему товары с AliExpress дешевле товаров, продаваемых в России.

Я потратил массу сил, борясь в комментариях с интернет-троллями, объясняя им базовые принципы ценообразования. На эту тему есть множество полезных статей, но если вам всё же хочется увидеть расчёты для рынка электроники, отметьте это в комментариях.

Приступим к разбору вопроса, вынесенного в заголовок. Почему же расти на свои — слишком дорого?

В первую очередь потому, что единственный по-настоящему ограниченный ресурс — время.

Мы все знаем истории предпринимателей, начавших свою карьеру в 50 лет и старше (Рей Крок как один из самых ярких примеров).

О возрасте предпринимателей есть инфографика, давно ставшая вирусной.

На мой взгляд, подобные истории скорее исключение, большинство людей к 50 годам теряют связь с реальностью и перестают поспевать за изменениями, которые в условиях глобализации мира только ускоряются.

Повсеместно идёт охота за «единорогами», компаниями, способными за короткое время добиться оценки в $1 млрд. Всё чаще постулируется идея, что прав тот, кто быстрее растёт, или тот, кто привлёк больше инвестиций (обычно быстрый рост и объём привлекаемых инвестиций напрямую связаны).

Для бизнеса это означает, что в любой момент на рынке есть ещё несколько игроков, которые метят на ту же «поляну», что и ваша компания. Стоит дать слабину, замедлиться — и конкуренты вас обойдут. Соперничество в наши дни глобально, вашим конкурентом может легко оказаться стартап из Китая, Дании или Перми.

Скорость роста бизнеса — функция от амбиций и таланта предпринимателя, стоящего за бизнес-идеей. Надеюсь, вы поняли: в описанной мной парадигме не бывает полутонов. Кратный рост — мечта амбициозного предпринимателя. Что мешает достигать кратного роста на собственную прибыль?

С учётом особенностей налоговой системы в России, EBITDA Мэдроботс составляет около 8%, а норма чистой прибыли — около 5% от оборота. Для финансирования кратного роста таких параметров недостаточно, потолок роста показателей бизнеса — 50–60% год к году.

Мы инвестируем большую часть дохода в рост бизнеса, но этих средств хватает лишь на обеспечение роста объёма закупок существующих брендов.

Читаю в ваших глазах вопрос: а какого же уровня EBITDA достаточно для поддержания кратных темпов роста бизнеса без внешних заимствований? Короткий ответ — никакого.

Мне нравится одна из цитат Джеффа Безоса:

If everything you do needs to work on a three-year time horizon, then you’re competing against a lot of people. But if you’re willing to invest on a seven-year time horizon, you’re now competing against a fraction of those people, because very few companies are willing to do that.

At Amazon we like things to work in five to seven years. We’re willing to plant seeds, let them grow and we’re very stubborn. We say we’re stubborn on vision and flexible on details.

Джефф Безос, CEO Amazon

О стратегии и тактике Безоса написана масса книг, мне особенно понравилась “The Everything Store”.

Amazon упорно вкладывает все заработанные деньги в рост. В этом основатель компании видит стратегическую цель и условие сохранения конкурентоспособности компании на длительном промежутке времени.

У лидеров российского ИТ-рынка, Mail.ru Group и «Яндекса», EBITDA составляет более 30%, но и им не хватает денег для инвестиций в новые направления. Почему же?

Да потому, что эти ИТ-компании поставили перед собой цели по «подрыву» огромных индустрий, таких как такси, доставка еды, интернет-коммерция.

«Яндекс» и Mail.ru Group вкладывают миллиарды, чтобы изменить паттерны поведения людей, приучить их в будущем потреблять по-другому (мнение Бориса Добродеева может и вызвать у кого-то смешок, но оно точно отражает стратегию компании).

Их конкуренты — традиционные ритейлеры, диспетчерские службы такси, тысячи интернет-магазинов. Не только в России, но и за рубежом.

«Яндекс.Такси» проводит IPO в том числе и потому, что компании необходимы деньги на международное развитие. Амбиции определяют потребность в привлечении финансирования.

Вернёмся же к компании Мэдроботс. У меня товарный бизнес, где нужно сначала закупать что-то в Китае, везти это в контейнерах и, растаможив, расставлять по всей России.

Ритейлеры платят с отсрочкой, китайцам нужна предоплата. Денег всегда не хватает. Предоплата, логистика, перемещения товара за границей и по стране, отсрочки платежей — эти факторы влияют на доходность товарного бизнеса.

Какие варианты привлечения капитала есть у такого товарного бизнеса?

Отсортированы по примерной стоимости денег (на осень 2019 года):

  • Аккредитивы от иностранных партнёров (от 8% годовых).
  • Банковское финансирование (от 11% годовых).
  • Займы от частных лиц (от 15% годовых).
  • P2b-кредитование (от 20% годовых).
  • Инвестиции.

Часть третья: где брать деньги на рост — погружение в экосистему российских денег

Список используемых нами инструментов финансирования бизнеса:

  • Операционная прибыль бизнеса.
  • Аккредитивы от иностранных партнёров.
  • Займы от частных лиц.
  • Банковское финансирование.
  • P2b-кредитование.

Наш кредитный портфель состоит из займов акционеров и наших друзей. Есть небольшой овердрафт в «Промсвязьбанке» и кредитные заявки на рассмотрении в нём же и в «Сбербанке». Мы активно используем аккредитив от китайского банка, партнёра наших поставщиков.

Аккредитивы от иностранных партнёров

Мы активно используем этот инструмент, чтобы избежать проволочек с оплатой между российской и китайской сторонами сделки. Размер аккредитива пока ограничен $200 тысячами, но этого достаточно, чтобы быстро оплатить 40-футовый контейнер продукции.

Займы от частных лиц

Мы привлекаем по ставке 15–18% годовых. Банковские депозиты дают под 6–8% годовых, разница очевидна, но не то чтобы у нас была очередь из желающих дать денег на развитие продаж.

Диалог с потенциальными займодавцами часто заканчивается, когда меня просят в качестве залога указать недвижимость или другое ликвидное имущество.

Возможно, вы удивитесь, но у меня его нет. Я продал активы, чтобы вложить в бизнес. Мы с супругой владеем двухкомнатной квартирой, которую я не могу использовать в качестве залога, пока у меня есть несовершеннолетние дети.

Банковское финансирование

Мы начинали с получения овердрафта на 5 млн рублей, довели его до 12 млн рублей. С ростом бизнеса у нас появилась возможность претендовать на кредитные линии от банков. Появились крупные клиенты (вроде «М.Видео» и DNS) и стабильно растущие обороты — благодаря успеху отдельных проектов вроде «умных» весов Picooc.

История с займами пока закончилась тем, что наши заявки путешествуют от одного кредитного комитета к следующему. Ждём одобрения от «Промсвязьбанка» и «Сбербанка». Примерные условия: 11% годовых под товарные остатки по оценке в 70% от себестоимости.

P2b-кредитование

Люди кредитуют бизнес. Казалось бы, идеальная модель! Дисрапт банковской системы собственной персоной. На деле из-за низкого уровня прозрачности российского бизнеса и недальновидности архитекторов p2b-платформ крупнейшие игроки оказались в центре скандалов, связанных с дефолтом заёмщиков.

Неокрепшая индустрия получила под дых от действий мошенников вроде Алексея Бавыкина и Максима Фалдина. Если вы не следили за тем, как Footyball привлёк больше 1 млрд рублей, а Little Gentrys — 136 млн рублей, вас ждёт занятное чтиво. История Little Genrys.

Павел Гительман о Footyball в интервью с Алексеем Бавыкиным. C декабря 2018 года Алексей находится в СИЗО

P2b-платформ в России — с десяток. Во всяком случае, медиа так видят рынок. Самые успешные специализируются на коротких деньгах для обеспечения тендерных заявок и госконтрактов.

Заметных для бизнеса, можно сказать, два:

  1. Penenza — лидер рынка в обеспечении тендерных заявок.
  2. StarTrack — лидер рынка по объёму p2b-кредитования.

Перечислю остальные значимые p2b-площадки:

«Город Денег» — займы до 15 млн рублей, но сайт выглядит так, что я бы даже не стал пробовать. Комиссия от 3% до 6%, но есть ещё множество непонятных платежей.

Karma — займы до 10 млн рублей по ставке от 15% годовых, комиссия 3,5%.

Фандико — максимальный объём займа 3 млн рублей со ставкой от 16,67%, комиссия платформы 4,29%.

invest.ozon.ru — платформа для поставщиков Ozon.ru. Можно привлечь до 3 млн рублей под 18% годовых на срок до девяти месяцев. Комиссия платформы 2%.

«МодульДеньги» — платформа для кредитования участия в гостендерах. Сумма займа до 3 млн рублей, ставка от 25% годовых. Комиссия платформы 2%. На форумах инвесторы жалуются на просрочки и низкую доходность инвестиций.

«Поток» — сумма займа до 5 млн рублей, срок до шести месяцев, ставка в годовых 22,32%. Комиссия платформы 4%. «Альфа-банк» вышел из проекта, думаю, на этом можно ставить точку. От своих друзей и знакомых слышу жалобы на низкую доходность инвестиций из-за высокого процента дефолтов.

«Сберкредо» — p2b-платформа от «Сбербанка». Недавно совершила фальстарт с анонсом и вновь пропала с радаров.

Несколько месяцев мы общались со StarTrack, но взвесив все за и против, решили на эту платформу не выходить.

Для первого p2b-опыта я выбрал платформу Karma — новичка, выжившего после краха блокчейн-стартапов.

Почему после продолжительного общения со StarTrack мы не организовали сбор денег на платформе? Почему выбрали новичка на рынке, где институт репутации уничтожен? Ответ кроется в вопросах.

Стоимость услуг платформы — ключевой для нас параметр.

StarTrack берёт 7% от суммы займа в качестве комиссии. Помимо этого, согласно договору со StarTrack, любые новые внешние заимствования мы должны проводить через их платформу (платя им за это комиссию, разумеется). Так и вижу представителей площадки в комментариях, где они рассказывают, насколько они гибкие и что подобные пункты договора можно изменять. Все, кроме их комиссии.

Среди активных займов на платформе я не нашёл ни одного со ставкой ниже 20% годовых, в среднем 21–23%. Один из самых дешёвых для заёмщика займов привлекает компания Zigmund&Shtain, производящая мелкую бытовую технику, — 10 млн рублей под 20% годовых.

Как комиссия влияет на стоимость денег?

На 10 млн рублей вы сразу заплатите комиссии 0,7 млн рублей. На счёт поступят 9,3 млн рублей, за использование которых вы должны будете заплатить 2 млн рублей процентов.

Стоимость займа вырастает до 29% годовых (берём 9,3 млн, возвращаем 12 млн).

Опыта работы с платформой StarTrack как у инвестора у меня нет, но я готов поделиться опытом анонимного читателя vc.ru.

Karma изначально позиционировалась как глобальная p2p-платформа, где условные толстосумы из Южной Кореи могут дать кредит условному фермеру из Тулы. Позиционирование оставим для визионеров, пока платформа работает только с российскими деньгами.

Не рассчитываю, что кто-то из незнакомых с бизнесом Мэдроботс людей побежит заносить нам денег, чтобы помочь выполнить планы роста. Первый p2b-заём я планирую собрать из тех, кто давно следит за развитием компании (в октябре исполнилось шесть лет, как я строю из себя предпринимателя). Поэтому я выбрал платформу с прозрачной схемой работы и минимальной для бизнеса комиссией.

Я не готов предлагать инвесторам ставки больше 18% годовых, поэтому ребята из Karma предложили гибридную систему вознаграждения инвесторов: 18% годовых + кэшбек до 10% от инвестиций. Сумма кэшбека ограничена 30 тысячами мэдкойнов (валюта нашей программы лояльности). Мэдкойнами можно оплатить до 100% от стоимости товара, для нас это однозначно убыток.

Общие расходы на заём для моей компании (не включая стоимость времени сотрудников, занятых подготовкой отчётности для платформы) на сумме в 7 млн рублей:

3,5% комиссия — 245 тысяч рублей.

18% проценты на тело займа — 1 260 000 рублей.

Компенсация мэдкойнов (примерно) — 300 тысяч рублей.

Итого: 1 805 000 рублей (25,8% годовых).

В сравнении с нашими текущими ставками получается дорого, что ж, это моя плата за эксперимент.

Посчитаем доход инвестора на примере транша в 1 млн рублей:

180 тысяч рублей процентов (с которых нужно заплатить НДФЛ 13% или 6%, если инвестор ИП на упрощёнке) и 30 тысяч рублей кэшбека.

Чистый доход инвестора — 186 600 рублей (18,66% годовых) для физлица и 199 200 рублей (19,92% годовых) для ИП.

Какие выводы можно сделать из этого текста? Решать вам, но я бы суммировал так:

  • Можете занять у друзей — занимайте.
  • Можете взять кредит на себя как физическое лицо с обременением в виде страхования жизни? Берите, это зачастую дешевле, чем займы для компании.
  • Деньги на p2b-платформах дорогие и до прихода в этот сектор «Сбербанка» ниже 18% годовых стоить не будут.
  • На рынке денег однозначно существует гэп между запросом от банков и предложением от компаний. У современных бизнесов нет недвижимости и других активов, которые принято использовать в качестве залога. Компаниям остаётся только расти на относительно дорогих деньгах в надежде в какой-то момент пройти требования, запрашиваемые банками.

Жду вас в комментариях для жарких дискуссий и идей по тому, где ещё амбициозному бизнесу искать заёмные деньги! Читать в Telegram:

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Константин Гридчин

Может быть попробовать занять денег с помощью выпуска биржевых или коммерческих облигаций ?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Belousov
Автор

Облигации - довольно дорогой и сложный инструмент. Комиссии за выпуск сравнимы и часто выше, чем у P2B платформ.
Могу отдельно написать обзор по интересным российским облигациям, но их на пальцах двух рук.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Булыгин

Было бы круто, если бы поделились опытом по хорошим мусорным облигациям, на которые стоит обратить внимание.
Для меня этот вопрос сейчас очень актуальный) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Морозов

Я не видел на Мосбирже, чтобы компания выпускала облигации на сумму менее 50 млн.рублей. Наверное пока это не для вас, так как вы привлекаете меньшую сумму. Но при большем объеме займа (например, на 50 млн.руб.) неужто комиссии за выпуск облигаций больше чем конские комиссии P2B -платформ?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Belousov
Автор

Когда-то я был клиентом private banking в Промсвязьбанк и поинтересовался у своего менеджера возможностью выпуска облигаций. 
Он назвал минимальный объем эмиссии в 100 млн рублей и комиссию за выпуск в 5 %. И это точно не все расходы на выпуск.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Belousov
Автор

Нашел интересную новость о новой инициативе МЭР по субсидированию выпуска облигаций. Какая-то мутная схема: https://expert.ru/expert/2019/37/smotri-tut-deshevlei/

По оценкам МЭР, стоимость привлечения средств через биржу составляет 6% (от 3 млн рублей) объема размещения для выпусков от 50 млн до 200 млн рублей и 2,5% (от 7,5 млн рублей) при выпуске от 200 до 500 млн рублей. Субсидия будет предоставлена на 2% привлеченных средств, но не более 1,5 млн рублей

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новиков

Можно и за 3%

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда