{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Зеленый мир Греты: почему человечество откажется от нефти

Нефтяная отрасль встретилась с угрозой, способной ее похоронить. Эксперты предупреждают, что возобновляемые источники энергии постепенно вытеснят черное золото, если его стоимость не опустится в разы.

Кроме того, быстро растут продажи электрокаров: их цена падает вместе с ценой аккумуляторов. Кажется, что наступает эпоха великих экологических перемен. И мир действительно изменится, но не благодаря экоактивистам.

How dare you

«Мы стоим на пороге массового вымирания, и все, что вы можете обсуждать, — это деньги и вечный экономический рост», — с такими обвинениями на мировых лидеров обрушилась шведский экоактивист Грета Тунберг в конце сентября. Она выступает за сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу ради спасения планеты от климатических изменений. Поэтому, помимо политиков, от Тунберг свою порцию критики получают и нефтяные компании.

Считается, что достижение высоких целей, заявленных экоактивистами, потребует коренной перестройки или даже слома сложившихся экономических отношений. Тем не менее, процесс перехода от нефти к возобновляемым источникам энергии идет. Причем он слабо связан с обличительными речами и «зелеными» лозунгами. Скорее он вызван объективными экономическими причинами: «зеленая» экономика постепенно становится дешевле и выгоднее.

Достижение высоких целей, заявленных экоактивистами, потребует коренной перестройки или даже слома сложившихся экономических отношений

«Еще никогда в истории нефтяная промышленность не сталкивалась с угрозой наподобие той, что представляют возобновляемые источники энергии в тандеме с электромобилями», — пишут аналитики банка BNP Paribas в отчете для профессиональных инвесторов, опубликованном в августе. 36% спроса на сырую нефть обеспечивают транспортные средства, которые можно электрифицировать, поясняют они. Автомобильная промышленность сильно меняется: аккумуляторы дешевеют, возобновляемые источники энергии становятся доступнее. В итоге рынок нефти, связанный с автомобилями, находится в «неумолимом и необратимом» упадке, что «имеет далеко идущие последствия как для политиков, так и для нефтяных компаний».

По мнению экспертов BNP Paribas, нефть сможет конкурировать с возобновляемыми источниками только при ценах в 11 — 12 долларов за баррель. В середине октября стоимость эталонной марки Brent почти достигала 60 долларов за бочку. При этом, как ожидают в банке, к 2024 году стоимость электромобиля (полный жизненный цикл, включая топливо и техобслуживание) сравняется со стоимостью обычных легковых машин.

Выбросы и убытки

30 сентября начался один из самых крупных судебных процессов в истории Германии. 400 тысяч немецких автолюбителей выступили с коллективным иском против корпорации Volkswagen — это следующий акт в скандале под названием «дизельгейт».

Четыре года назад, осенью 2015-го, американское Агентство по охране окружающей среды благодаря исследователям из Университета Западной Виргинии вскрыло аферу Volkswagen. Оказалось, что немецкая компания устанавливала на дизельных автомобилях специальный софт, в десятки раз занижающий показатели выброса в атмосферу оксидов азота и других вредных газов. С 2008 по 2015 годы Volkswagen продал более 11 миллионов таких машин по всему миру, из них девять миллионов штук — в Европе.

Компания призналась в махинациях, после чего в течение короткого срока (с 18 сентября по 2 октября) ее акции подешевели со 162 до 92 евро, то есть на 43%. Топ-менеджер Volkswagen Мартин Винтеркорн ушел в отставку, а сам автоконцерн потратил около 30 миллиардов евро на выплату штрафов и другие юридические издержки. Кроме того, Volkswagen получил шуточную Шнобелевскую премию за решение проблем с выхлопами.

По иску немецких автовладельцев, который рассматривается в суде в настоящее время, компания может заплатить еще несколько сотен миллионов евро.

«Дизельгейт» ударил не только по конкретной корпорации. Он окончательно поменял отношение к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. На этом фоне, по прогнозам (https://www.bloomberg—.com/news/articles/2019-09-03/electric-car-sales-fall-for-first-time-after-china-cuts-subsidy) Sanford C. Bernstein, в 2019 году продажи электрокаров вырастут на 23 — 48%, до 2,4 — 2,9 миллиона штук. Для сравнения: в 2010 году во всем мире реализовали менее семи тысяч таких автомобилей.

Примечательно, что переход на электрокары не решает экологических проблем. Больше половины рынка приходится на Китай. А значительная часть генерации в стране обеспечивается сжиганием угля. Фактически электромобили работают на самом вредном виде топлива. Тем не менее, «дизельгейт» сильно подмочил репутацию классических авто и отправил их в разряд грязной и неэкологичной техники, повысив тем самым привлекательность электрокаров.

Фактор ответственности

К переменам на рынке нефти готовятся и на уровне правительств. Так, Минэнерго России впервые признало, что в долгосрочной перспективе замедление роста глобального спроса на нефть может перейти к падению потребления. Согласно обновленному проекту Энергетической стратегии РФ, пик спроса на черное золото придется на 2030 — 2040 годы, а снижение начнется после 2040-х.

Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко прогнозировал в беседе с «Ведомостями», что в будущем обострится конкуренция нефти с природным газом в электрогенерации. Это приведет к ограничению спроса на уголь и нефть.

Крупнейшие игроки, например Saudi Aramco или Statoil (обе компании — государственные) уже корректируют свои стратегии: первая с 2017 года занимается ветрогенерацией, вторая — сменила название на Equinor (equi — от слов equal, equality и equilibrium или равный, равноправие и сбалансированный, nor — указывает на норвежское происхождение компании) и вложила более шести миллиардов долларов в солнечные и ветряные электростанции.

Крупнейшие игроки, например Saudi Aramco или Statoil уже корректируют свои стратегии

Изменения касаются не только нефтяного сектора. Все более популярными становятся так называемые ESG-инвестиции. ESG — это environmental, social и governance (экологический, социальный и управленческий факторы). Они позволяют тщательно отбирать ценные бумаги, исходя из того, насколько ответственно конкретная компания ведет бизнес.

Согласно результатам опросов Ernst & Young, в 2018-м 97% инвесторов обращали внимание на ESG-критерии при принятии решений. Годом ранее доля таких респондентов составляла 78%. На данный момент в мире около 20 триллионов долларов управляются с учетом принципа ESG — это примерно четверть от всего объема средств под доверительным управлением.

Причем данный принцип работает не только для инвесторов. Он уже оказывает прямое воздействие на деятельности различных предприятий: энергетические компании в Австралии отказываются от инвестиций в уголь, европейские модные дома уходят от натуральных компонентов к синтетическим и так далее. Важную роль при этом играют не только этические или экологические факторы. Ответственный бизнес становится более рентабельным и прибыльным. Подробнее об ESG-инвестициях можно прочитать в нашем материале.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Ilyin

хочется сразу написать ответ, прочитав только заголовок: потому что нефть - почти невозобновляемый ресурс и она банально закончится!

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Рекомендую "всепропальщикам" чаще смотреть ролики на Ю-тубе на тему "альтернативная история" и т.д.
Есть мнение, что современная теория возникновения нефти и угля из древних деревьев неверна, потому что во многих "сухих" скважинах снова начинают выкачивать нефть.
А если нефть как-то возобновляется, то рано кричать "всё пропало !"

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Что-то давно неоргаников не слышно.  Хотя пока однозначно принятой теории образования нефти нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

У вас опечатка в комментарии, Олег Олегов ! Поскольку нефть - органическое соединение, нужно писать "Что-то давно ОРГАНИКОВ не слышно".

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Теорий происхождения нефти две: органическая из "динозавров" и неорганическая - недра Земли и тому подобное. 
Вот неоргаников давно не слышно, новых теорий нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Олег, вот здесь можно посмотреть:
https://www.youtube.com/watch?v=b3ZOoKMp--k

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

Человек слишком высокого о себе мнения, что может повлиять на будущее Земли. Максимум - на своё собственное существование на планете. А Земля как существовала несколько млрд лет ДО человечества, так простоит ещё несколько млрд лет и ПОСЛЕ.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Дмитрий, вы слишком прямолинейно повторяете догмы учебников истории.
На самом деле всё было не так.
Вопросы по теме: почему на территории России почти нет деревьев старше 200 лет? С кем на самом деле воевал Наполеон? Кем был на самом деле человек, известный под именем "Емельян Пугачёв" ? Ну и классика альтернативной истории - где на самом деле была Куликовская битва?
 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

я, смотрю, вы тоже активно читаете ленту ультракоротких псевдосенсаций в Яндекс.Дзен? ;)

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Хочется сразу написать ответ, прочитав только заголовки. К сожалению, для Гретты, "все на свете из пластмассы и вокруг пластмассовая жизнь." - сплин.  

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда