Финансы
Phystech Park
435

Как инвестору понять, выживет ли стартап?

unsplash.com
В закладки

Большая часть стартапов «гибнет» в течение одного года – это аксиома, которую знает любой инвестор. Но все-таки есть проекты, которые в итоге «выстреливают» – причем настолько мощно, что это с лихвой окупает все неудачные вложения. Есть ли способ уже на старте отличить стартап «с будущим» от того, у которого практически нет шансов? Директор по маркетингу технопарка в сфере высоких технологий «Физтехпарк» Ульяна Макшанова, которая занимается, в том числе, скаутингом перспективных проектов по России, рекомендует инвесторам обращать внимание на три ключевых параметра.

1. Личность основателя стартапа

Один из главных факторов, определяющих «выживаемость» стратапа – это не идея, не бизнес-план и даже не показатели продаж. Это, прежде всего, личность основателя. Самую простую идею может вытащить талантливый основатель и самую гениальную идею может погубить человек, который не понимает, что значит заниматься бизнесом. Примеров – сколько угодно. Например, бренд «Додо Пицца». Делать пиццу – что может быть проще? Но благодаря грамотному управлению «Додо Пицца» сегодня успешно завоевывает рынок разных стран, в том числе, таких, где исторически присутствуют сильные конкуренты, например, США.

Что значит сильный основатель? Первая характеристика – открытость. Сильный основатель открыт к внешнему миру, умеет слушать клиентов, задавать правильные вопросы, осознает, как меняется вокруг среда, видит перспективные тенденции. Ведь стартап – это не крупная корпорация, он должен очень быстро реагировать на мельчайшие изменения рынка.

Вторая черта сильного основателя стартапа – это умение брать на себя ответственность. Если во время разговора с вами основатель говорит – у меня не получилось запустить предыдущий проект, потому что на рынке нет денег, то скорее всего, и в этом стартапе у него не очень хорошо пойдут дела. А если он делает акцент на том, чего лично ему не хватило для успеха, то это означает, что он умеет искать ключевую причину, не ищет виноватых и готов совершенствовать свои компетенции.

Также для основателя стартапа очень важен опыт в той сфере, которой он собирается заниматься. Если стартап основан на какой-то чужой идее, просто потому что его инициатору кажется, что «это взлетит», то риски для инвестора очень высоки. А вот если основатель стартапа уже работал в этой сфере, например, в качестве наемного работника, знает ключевые параметры бизнеса, но хочет сделать что-то свое, реализовать свое видение, что-то усовершенстовать, то это практически идеальный вариант для старта.

2. Ориентация на результат

Еще один важный маркер для инвестора – основатель стартапа должен быть четко сфокусирован на том, что он хочет получить. Не очень хорошо, когда наряду с проектом, который он вам презентует, у руководителя стартапа есть еще несколько бизнесов, которыми он занимается параллельно. Человек не должен распыляться на разные направления, должен идти прямо к цели. И у него в голове всегда должен срабатывать «принцип Паретто»: какие 20% моих действий принесут мне 80% результата?

3. Правильная мотивация

Важно понять, что мотивирует человека, готового на такой «челлендж», как запуск стартапа. Потому что здесь есть нюансы. Например, человек хочет заработать денег: купить машину, квартиру. Это неплохая мотивация, выживаемость стартапа в этом случае составит 50Х50. Главный риск: как только основатель стартапа получит необходимую ему сумму, его мотивация может упасть и проект станет для него неинтересным. Инвестору придется постоянно находить способы мотивировать его дальше.

Второй тип мотивации условно называется «мне прикольно!». Это когда человек горит какой-то идеей, и решает запустить свой стартап, потому что ему действительно очень нравится процесс. Такой проект бывает успешным лишь в том случае, если у человека уже есть положительный опыт в бизнесе. Например, предприниматель «со стажем» вдруг решает купить себе виноградник в Италии «для души» - скорее всего, он сможет и из виноградника сделать бизнес. А вот если человек с нулевым опытом предпринимательства вдруг решает заняться таким проектом, потому что ему нравится пить хорошее вино или у него осталось очень приятное впечатление об Италии после туристических поездок, то вывести такой стартап в плюс будет очень непросто.

На самом деле, самая сильная и долгосрочная мотивация - это «покорить мир». Когда человек твердо уверен, что его продукт сможет изменить мир к лучшему, привнести в него что-то действительно важное и ценное, то для него не существует преград. Он пройдет через любые испытания и в его идею действительно стоит вкладываться.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Phystech Park", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 3, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 89526, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 24 Oct 2019 16:10:09 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89526, "author_id": 372346, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89526\/get","add":"\/comments\/89526\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89526"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
1

Вот возник у меня вопрос: допустим я гений, у меня гениальный стартап, в мой проект хотят вложить инвесторы это вводные.

Теперь начинаем:
1. пресиид, ангел, вложился 100000$. Создал мпв, протестировал гипотезы. Все ок, нужно маштабироваться, я продал 5% акций.

2. Seed продал 10% акций плюс 5% ангел, привлек 2 000 000$, ангел получил 500 000$, а 1500000 я потратил на расширение, ну и так далее.

Вопрос: где мои деньги? Я что то не слышал что приходишь к инвестору:

Я вот такой гений, сделал вот такую крутую хрень, хочешь вложись с меня продаю 10% моих акций, долей, но из них 10%, пойдут лично мне, за то, что я такой ахриненный.

Ответить
1

А кто вам сказал что, привлеченные 2 000 000 вы отдаете ангелу? У вас заранее есть договоренность о том, что ангел выйдет вот в такой-срок. По вашей модели видения, это выглядит как воровство.
Вы привлекли ангела который вложился 100к$
Вы привлекли фонд который вложился 2 000 000$. Думаете фонд позволит какому-то ангелу просто забрать 500 000$. Фонд знает больше чем ангел и у вас за ранее есть договоренности

Ответить
1

Ангел при выходе забирает свои 100 000$ и продает свои полученные 5%, либо получает свою прибыль с чистой прибыли компании в соответсвии со своими процентами.
Например: компания Artem заработала за 2020год 3 000 000 000$. Чистая прибыль компании составила 900 000 000$.
Ангел из этих 900лярдов забирает 5%= 45 000 000%. Так как у вас сохранились 85% доли компании, вы забираете 765 000 000$.

Ответить
0

И последнее. Венчурный фонд никогда не инвестирует в стартап где маржа 10%. 10% можно из депозитов выбивать.
Венчурный фонд берет не 1 кусок пирога, он берет сразу 4 куска и пихает все и сразу в рот.
Если говорить просто, они берут от 30% доли компании. Но контрольный пакет всегда у вас

Ответить
0

Спорить не буду, то, что я написал, это в результате разговоров с венчурами. То что вы пишите, ну хорошо бы чтоб было так.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }