{"id":13667,"url":"\/distributions\/13667\/click?bit=1&hash=08b723fd5b6b20735a01838d5b228b8b286b97c571c47007a7c7fdce2cc9f47a","title":"\u0421\u0442\u0435\u0441\u043d\u044f\u0435\u0442\u0435\u0441\u044c \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b \u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0437\u043e\u0432? \u0421\u0434\u0435\u043b\u0430\u0439\u0442\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0431\u043e\u0442\u0430","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"fc5a6ad1-9ae4-5518-98ff-c0ec32ccf64a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Phystech Park

Как инвестору понять, выживет ли стартап?

unsplash.com

Большая часть стартапов «гибнет» в течение одного года – это аксиома, которую знает любой инвестор. Но все-таки есть проекты, которые в итоге «выстреливают» – причем настолько мощно, что это с лихвой окупает все неудачные вложения. Есть ли способ уже на старте отличить стартап «с будущим» от того, у которого практически нет шансов? Директор по маркетингу технопарка в сфере высоких технологий «Физтехпарк» Ульяна Макшанова, которая занимается, в том числе, скаутингом перспективных проектов по России, рекомендует инвесторам обращать внимание на три ключевых параметра.

1. Личность основателя стартапа

Один из главных факторов, определяющих «выживаемость» стратапа – это не идея, не бизнес-план и даже не показатели продаж. Это, прежде всего, личность основателя. Самую простую идею может вытащить талантливый основатель и самую гениальную идею может погубить человек, который не понимает, что значит заниматься бизнесом. Примеров – сколько угодно. Например, бренд «Додо Пицца». Делать пиццу – что может быть проще? Но благодаря грамотному управлению «Додо Пицца» сегодня успешно завоевывает рынок разных стран, в том числе, таких, где исторически присутствуют сильные конкуренты, например, США.

Что значит сильный основатель? Первая характеристика – открытость. Сильный основатель открыт к внешнему миру, умеет слушать клиентов, задавать правильные вопросы, осознает, как меняется вокруг среда, видит перспективные тенденции. Ведь стартап – это не крупная корпорация, он должен очень быстро реагировать на мельчайшие изменения рынка.

Вторая черта сильного основателя стартапа – это умение брать на себя ответственность. Если во время разговора с вами основатель говорит – у меня не получилось запустить предыдущий проект, потому что на рынке нет денег, то скорее всего, и в этом стартапе у него не очень хорошо пойдут дела. А если он делает акцент на том, чего лично ему не хватило для успеха, то это означает, что он умеет искать ключевую причину, не ищет виноватых и готов совершенствовать свои компетенции.

Также для основателя стартапа очень важен опыт в той сфере, которой он собирается заниматься. Если стартап основан на какой-то чужой идее, просто потому что его инициатору кажется, что «это взлетит», то риски для инвестора очень высоки. А вот если основатель стартапа уже работал в этой сфере, например, в качестве наемного работника, знает ключевые параметры бизнеса, но хочет сделать что-то свое, реализовать свое видение, что-то усовершенстовать, то это практически идеальный вариант для старта.

2. Ориентация на результат

Еще один важный маркер для инвестора – основатель стартапа должен быть четко сфокусирован на том, что он хочет получить. Не очень хорошо, когда наряду с проектом, который он вам презентует, у руководителя стартапа есть еще несколько бизнесов, которыми он занимается параллельно. Человек не должен распыляться на разные направления, должен идти прямо к цели. И у него в голове всегда должен срабатывать «принцип Паретто»: какие 20% моих действий принесут мне 80% результата?

3. Правильная мотивация

Важно понять, что мотивирует человека, готового на такой «челлендж», как запуск стартапа. Потому что здесь есть нюансы. Например, человек хочет заработать денег: купить машину, квартиру. Это неплохая мотивация, выживаемость стартапа в этом случае составит 50Х50. Главный риск: как только основатель стартапа получит необходимую ему сумму, его мотивация может упасть и проект станет для него неинтересным. Инвестору придется постоянно находить способы мотивировать его дальше.

Второй тип мотивации условно называется «мне прикольно!». Это когда человек горит какой-то идеей, и решает запустить свой стартап, потому что ему действительно очень нравится процесс. Такой проект бывает успешным лишь в том случае, если у человека уже есть положительный опыт в бизнесе. Например, предприниматель «со стажем» вдруг решает купить себе виноградник в Италии «для души» - скорее всего, он сможет и из виноградника сделать бизнес. А вот если человек с нулевым опытом предпринимательства вдруг решает заняться таким проектом, потому что ему нравится пить хорошее вино или у него осталось очень приятное впечатление об Италии после туристических поездок, то вывести такой стартап в плюс будет очень непросто.

На самом деле, самая сильная и долгосрочная мотивация - это «покорить мир». Когда человек твердо уверен, что его продукт сможет изменить мир к лучшему, привнести в него что-то действительно важное и ценное, то для него не существует преград. Он пройдет через любые испытания и в его идею действительно стоит вкладываться.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Artem Borodinov

Вот возник у меня вопрос: допустим я гений, у меня гениальный стартап, в мой проект хотят вложить инвесторы это вводные.

Теперь начинаем:
1. пресиид, ангел, вложился 100000$. Создал мпв, протестировал гипотезы. Все ок, нужно маштабироваться, я продал 5% акций.

2. Seed продал 10% акций плюс 5% ангел, привлек 2 000 000$, ангел получил 500 000$, а 1500000 я потратил на расширение, ну и так далее.

Вопрос: где мои деньги? Я что то не слышал что приходишь к инвестору:

Я вот такой гений, сделал вот такую крутую хрень, хочешь вложись с меня продаю 10% моих акций, долей, но из них 10%, пойдут лично мне, за то, что я такой ахриненный.

Ответить
Развернуть ветку
Даулет Минутпек

А кто вам сказал что, привлеченные 2 000 000 вы отдаете ангелу? У вас заранее есть договоренность о том, что ангел выйдет вот в такой-срок. По вашей модели видения, это выглядит как воровство.
Вы привлекли ангела который вложился 100к$
Вы привлекли фонд который вложился 2 000 000$. Думаете фонд позволит какому-то ангелу просто забрать 500 000$. Фонд знает больше чем ангел и у вас за ранее есть договоренности

Ответить
Развернуть ветку
Даулет Минутпек

Ангел при выходе забирает свои 100 000$ и продает свои полученные 5%, либо получает свою прибыль с чистой прибыли компании в соответсвии со своими процентами.
Например: компания Artem заработала за 2020год 3 000 000 000$. Чистая прибыль компании составила 900 000 000$.
Ангел из этих 900лярдов забирает 5%= 45 000 000%. Так как у вас сохранились 85% доли компании, вы забираете 765 000 000$.

Ответить
Развернуть ветку
Даулет Минутпек

И последнее. Венчурный фонд никогда не инвестирует в стартап где маржа 10%. 10% можно из депозитов выбивать.
Венчурный фонд берет не 1 кусок пирога, он берет сразу 4 куска и пихает все и сразу в рот.
Если говорить просто, они берут от 30% доли компании. Но контрольный пакет всегда у вас

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

Спорить не буду, то, что я написал, это в результате разговоров с венчурами. То что вы пишите, ну хорошо бы чтоб было так.

Ответить
Развернуть ветку
Beryl Hardness

Статья неплохая. Но не соглашусь по поводу кол-ва проектов. Человек не должен ограничивать свой интеллектуальный потенциал. Наоборот: прогрессивность, всестороннее развитие координатора — гигантский плюс для каждого его проекта в отдельности.
Люди, что отлично разбираются в чём-то одном, немного похожи на медиков, которые резюмируют о состоянии тех или иных частей тела не зависимо от других, —потому, что разбираются только в определённых сферах. Но правда в том, что большинство сфер (если не все) взаимосвязаны, и целостный взгляд на вещи неоценимо полезен.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
null