Кто и как определяет эффективность бизнес-инкубаторов в мировом масштабе

Сразу три российских проекта получили мировое признание на всемирном саммите UBI Global по инкубации в Катаре. Постараемся разобраться, кто, как и по каким критериям оценивал участников и в каких номинациях победили российские команды.

В закладки

На прошлой неделе в Дохе, Катар, были оглашён список лучших бизнес-инкубаторов и акселераторов мира. В этом году Россия отметилась сразу в трёх номинациях:

  • Российская компания GVA признана первой в номинации Private Business Accelerator.

  • Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ занял первое место в рейтинге лучших университетских акселераторов мира.

  • А также российская платформа GenerationS вошла в пятёрку лучших государственных акселераторов.

Исследование UBI Global считается одним из самых авторитетных в этом направлении. Давайте посмотрим, по каким параметрам эксперты оценивают эффективность программ, и познакомимся с их методологией.

Общая информация

Исследование оценивает влияние и эффективность ключевых действующих игроков в глобальном предпринимательстве. В ходе исследования оцениваются три основных положения: воздействие на экосистему, ценность для клиентов и привлекательность программы.

В этом году количество исследуемых программ увеличилось с 259 до 364, во многом благодаря расширению исследования и участию частных и корпоративных программ. Собранные для анализа данные охватывают 82 страны, среди которых Россия, Дания, США, Мексика, ЮАР, Китай, Австралия, Швейцария, Великобритания, Япония и другие. Интересно, что при исследовании программ и оценки их эффективности учитывается местная экосистема.

География исследования​ UBI Global

Принципы классификации программ

Первый этап исследования — классификация участников по группам и подгруппам. В исследовании 2019–2020 годов были следующие группы:

  1. Бизнес-инкубаторы. Программы в этой группе в основном направлены на поддержку клиентских стартапов на ранних этапах становления жизнеспособных и масштабируемых предприятий. Они характеризуются контролируемым качеством приёма клиентских запусков и регулярными выходами с ограничением по времени. Такие программы обычно поддерживают запуск своих клиентов в течение от одного года до пяти лет.

  2. Бизнес-акселераторы. Программы в этой группе имеют ряд характеристик, которые отличают их от бизнес-инкубаторов и других форм программ. Их специфика заключается в предоставлении услуг по развитию стартапов в рамках акселератора. Фокусируясь на стадии роста стартапов, они обеспечивают интенсивное наставничество, обучение, налаживание связей и доступ к инвестициям.

  3. Гибриды. Ряд программ классифицируется как гибриды, объединяя многие из лучших аспектов инкубаторов и акселераторов. Однако для целей этого исследования гибридные программы классифицируются как бизнес-инкубаторы или бизнес-ускорители, в зависимости от основного направления их портфеля услуг.

  4. Инкубаторная и акселерационная группа. Она делится на четыре подгруппы:

    Университетские бизнес-инкубаторы и акселераторы — программы, решающие бизнес-цели одного или нескольких университетов. В основном имеют государственное финансирование.

    Общественные бизнес-инкубаторы — решают бизнес-цели одной или нескольких общественных организаций. Эти программы также зачастую имеют полное или частичное государственное финансирование.

    Частные бизнес-инкубаторы — программы, в которые частные инвесторы вкладывают денежные средства. Бизнес-цели таких программ независимы и автономны.

    Корпоративные — цель таких программ — поиск инвестиций в перспективные стартапы с целью получения прибыли в дальнейшем. В основном финансируется частными лицами и компаниями.

Методология исследования

В этом году финальных участников отобрали после оценки в общей сложности 1580 программ из 82 стран мира.

Для составления рейтинга отобрали и детально проанализировали 364 программы с использованием 21 ключевого показателя эффективности (KPI). Эти KPI составляют основу семи баллов подкатегории, которые, в свою очередь, формируют баллы в следующих трёх основных категориях, используемых для расчёта индивидуальных показателей воздействия и эффективности программы (PIPS) для всех инкубаторов с контрольными показателями и акселераторов:

  1. Воздействие на экосистему. Эта категория оценивает экономическое влияние и эффективность программ, их клиентов и выпускников, а также успех программ в сохранении человеческого капитала и стартапов в экосистеме. Подкатегории «Экономика» и «Талант» охватывают шесть идентифицированных KPI.

  2. Ценность для клиентов. Эта категория оценивает количество и эффективность услуг, предоставляемых программами. Многочисленные исследования показали, что количество и качество предоставляемых услуг — решающий показатель долгосрочного успеха стартапа. Подкатегории «Компетенция» и «Разработка», «Доступ к фондам» и «Доступ к сети» охватывают в общей сложности восемь ключевых показателей эффективности.

  3. Привлекательность программы. Эта категория оценивает успех программ в привлечении потока сделок и сторонней поддержки, а также их способность создавать жизнеспособные компании. Подкатегории «Привлекательность программы» и «Послевузовское развитие» охватывают в общей сложности семь ключевых показателей эффективности.

Распределение баллов

Каждая оценённая программа получает оценку результативности и эффективности программы (PIPS) на основе своих достижений по сравнению с выборкой.

Во-первых, показатели KPI умножаются на их соответствующие оценки (пятый столбец). Среднее значение процентных показателей (оценок) KPI в каждой подкатегории представляет оценка подкатегории (шестой столбец). Во-вторых, среднее значение соответствующих оценок подкатегорий создаёт оценки категории (седьмой столбец). Наконец, среднее из трёх баллов по категориям равно PIPS (восьмой столбец).

Программы с самым высоким PIPS, по сравнению с их глобальными, региональными или социально-экономическими аналогами, — те, которые признаются как наиболее эффективные программы в своих категориях.

О победителях UBI Global из России

Российская компания GVA была признана номером один в номинации «Лучший частный акселератор». GVA сделала значительную часть всех корпоративных программ по инновациям в РФ и СНГ. Через акселерационные программы прошли более 650 стартапов, а общая сумма инвестиций через венчурные фонды составила более $150 млн.

Победа в этой номинации означает, что мы смогли взять лучшие мировые практики и, адаптировав их на российскую экономическую модель, создать частную экосистему, способную генерировать продукт мирового уровня и развивать стартапы, которые готовы выходить на глобальные рынки.

Мы помогали крупным компаниям и молодым стартапам найти друг друга, запускать совместные пилотные проекты через акселераторы и дальше развивать сотрудничество в формате масштабирования либо инвестиций.

Замир Шухов
генеральный директор и партнёр GVA

Михаил Эрман, директор бизнес-инкубатора ВШЭ, отметил:

В 2015 году мы стали внедрять новые методики развития стартапов — прежде всего акселерационные программы. Это привело к росту ключевых показателей: наши выпускники за это время привлекли более миллиарда рублей инвестиций и создали больше тысячи рабочих мест.

Михаил Эрман
директор бизнес-инкубатора ВШЭ

В сегменте государственных акселераторов отметилась российская платформа GenerationS — она вошла в топ-5 лучших программ своей номинации.

Постоянно сталкиваясь с новыми вызовами и сложными задачами, мы наращиваем экспертизу и профессионализм, и это замечают даже международные эксперты. Для нас очень ценно получить признание лучшего мирового рейтинга.

Екатерина Петрова
директор корпоративного акселератора GenerationS

Статья написана на основе перевода отчёта о мировых рейтингах 19/20 UBI Global.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Новиков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 6, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 92634, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 Nov 2019 14:25:04 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 92634, "author_id": 375458, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/92634\/get","add":"\/comments\/92634\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/92634"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }