{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Инвестор меняется с каждой сделкой»

Основатель площадки для синдикации венчурных сделок с большими чеками SmartHub и бизнес-ангел Богдан Яровой не так давно переехал развивать свой проект в Силиконовую Долину. Чем отличается инвестирование в США от инвестирования в России, какие особенности и тенденции американского рынка полезно учитывать и как не прогореть на венчуре, он рассказал Максиму Чеботареву, руководителю сообщества венчурных инвесторов (400+ участников), автору курса для продвинутых инвесторов "Венчурные фонды и бизнес-ангелы".

Богдан Яровой​

«Цените личные связи, если хотите добиться успеха»

Нам достаточно сложно было попасть на американский рынок – туда, где находится сердце инноваций и зарождаются качественные, перспективные бизнесы. Мы построили свое вхождение в рынок на формировании глубоких и устойчивых связей с коллегами в индустрии – венчурными фондами, индивидуальными инвесторами, технологическими предпринимателями. Эти каналы очень чувствительны к постоянному взаимодействию. До окончательного переезда в Долину я мог проводить здесь по 2-3 месяца, и это было время очень высокого КПД. Когда ты постоянно встречаешься с людьми, высока вероятность, что в каком-то разговоре ты можешь получить сделку, предложение, интересную информацию. Если находишься далеко, атмосфера и химия общения совершенно другая, в разговорах по телефону нет ощущения присутствия и близости.

У нас есть гипотеза о том, что мое присутствие в Долине позволяет формировать более качественную воронку стартапов для SmartHub. В условиях опережающего роста притока инвесторов нам важно растить не чек, а предложение, т.е. разнообразие проектов, которые мы предлагаем для потенциальных сделок. Инвестор ожидает, что мы будем предлагать качественные и разнообразные сделки. Каждый из 50 наших инвесторов может участвовать в 5-10 сделках в год, но потенциальных проектов должно быть намного больше, чтобы была возможность выбора.

Офлайн-площадка для синдикации сделок с большими чеками SmartHub была создана Богданом Яровым и Ольгой Алексеевой-Дорофеевой в 2014 году. Она объединяет, с одной стороны, пул инвесторов, отобранных по определенным критериям, включая происхождение капитала и историю предыдущих сделок, а с другой – качественную воронку проектов. Как правило, инвесторами площадки являются действующие предприниматели или топ-менеджеры, которым интересно инвестировать в технологические стартапы, но которые не хотят становиться ни профессиональными ангелами, ни партнерами фондов. На текущий момент у SmartHub 50 таких инвесторов, и их число продолжает расти. Все они могут видеть каждую сделку, принимать решение по каждой инвестиции, вести диалог с профессионалами, которые разбираются в продукте или рынке. SmartHub закрывает порядка 10-15 сделок в год. Средняя сумма сделки в каждую компанию составляет около 400 тыс. долл. США и объединяет чеки 5-10 инвесторов в размере от 20 до 100 тыс. долл. США.

«Долина – это огромный котел ценной информации и капиталов»

Когда мы только начинали инвестировать в России, там работала крутая венчурная площадка на Красном Октябре, сейчас нас привлекает Сколково. Однако, за пределами условного Сколково предпринимателям приходится довольно тяжело. Иностранный венчурный капитал, к сожалению, не идет в Россию, и я надеюсь, что эта тенденция рано или поздно изменится. В Кремниевой долине все по-другому. Это котел, в котором варится огромное количество ценной информации, и ты можешь получить ее с расстояния вытянутой руки. Здесь большая концентрация людей, с которыми можно договориться позавтракать и за одну такую встречу серьезно продвинуться в поиске, реализации гипотезы или строительстве продукта. Это колоссальная энергия и главное отличие Долины от российского рынка.

«Идеальная компания для инвестиций не обязательно показывает выручку, но непременно имеет выдающихся фаундеров»

Инвестор меняется с каждой сделкой. Я не знаю, это мое уникальное качество или же это в целом характерно для роли инвестора, но с каждой сделкой ты получаешь новые пласты опыта. У меня с каждой сделкой происходит глубокая проработка и укладка опыта в будущие решения. Это отличает меня от того, каким я был сделку назад. На настоящий момент я верю в то, что идеальная компания для инвестиций должна иметь выдающихся фаундеров, которые успели завалить пару компаний, а пару других бизнесов довели до IPO. В идеале это должен быть бизнес со стремительно растущей выручкой, понятным и востребованным продуктом, высоким коэффициентом удержания клиентов и высокой виральностью. Тем не менее, выручка – не обязательное условие, тут мы смотрим на стадии. Нам не подойдет проект, которому уже 3-4 года, выручки нет, а фаундеры продолжают «пилить» продукт. Однако, если компании полгода или полтора года и она делает что-то большое, есть свидетельства, что ее продукт уже востребован рынком, то она будет интересна и без выручки.

«Мы никогда не торгуемся за оценку компании»

Мне кажется, что на любом рынке проекты оцениваются от лукавого. В целом, нет никакой методики оценки. Мы никогда не торгуемся за оценку компании, потому что это не имеет никакого смысла. Если ты веришь, что компания, в которую тебе предлагают зайти по оценке 10 млн долл. США, станет единорогом и будет стоить 200 млн долл. США, то торговаться за 8 или 9 млн долл. США нет никакого смысла, и тебе никто не даст этого сделать. Если сравнивать оценку компаний в России и в США, то американские стартапы кажутся дороже. Однако, вопрос не в том, по какой оценке ты входишь, а в том, какой потенциал по росту есть у компании. Можно в России зайти в компанию при оценке 2 млн долл. США, а в Штатах – по оценке 10 млн долл. США. Цифры отличаются в 5 раз, и это кажется критически важно. Однако, мы смотрим на то, во сколько раз компания может вырасти на том рынке, который для нее является родным, и этот рост должен быть не меньше х10. Соответственно, вырастет компания с 2 до 20 млн долл. США или с 10 до 100 млн долл. США, нам все равно.

«Долина – не единственный венчурный хаб в Северной Америке»

У нас есть проекты из Миннесоты, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Как и все в Америке, монополия не имеет долгосрочной перспективы. Энергия Долины работает на всю Америку, очень активно идет эмиграция. Лет 5 назад, например, проходила активная эмиграция в Сан-Франциско. Молодым людям нужна энергия города, они не хотели ездить туда по два раза в неделю. Мэрия поддержала тренд и создала очень комфортные условия для этой когорты людей. Также по теме криптовалют началась активная миграция в Лос-Анджелес, где сформировался определенный кластер. Это не значит, что активность в Долине сойдет на нет, просто она распространится на другие штаты. Добавлю, что очень интересным регионом с точки зрения стартапов и инвестиций стала Канада, я бы рекомендовал изучить это направление.

«Если вы консервативный инвестор, вкладывайтесь не только в венчур»

Венчурный портфель для инвестора, который не видит себя очень глубоко в этой нише, должен составлять не больше 10% его капитала. Я называю это «ликвидными активами», которые реализуются в течении полугода, максимум года. Из них надо вычесть то, что используется для жизни: квартиры, дома, яхты, самолеты, а также стоимость бизнеса, которым ты владеешь, но который не является публичным. Я довольно консервативный инвестор, поэтому помимо венчурных инвестиций (около 20% портфеля) у меня есть депозиты и облигации. Переехав в Долину, я оценил другую природу рисков и потенциальной прибли на американском фондовом рынке, поэтому к своим консервативным депозитам и облигациям хочу добавить небольшие упражнения по инвестированию в акциях.

«Будущее – за солнечной энергетикой, автономным транспортом и космическими проектами»

Когда находишься здесь, в Америке, то видишь тренды иначе, чем в России. Здесь для меня гигантским открытием стали темпы и неизбежность перехода на возобновляемую энергетику. Нутром начинаешь понимать, что будущее в виде солнечной энергетики и автономности транспорта наступит неизбежно и очень быстро. Кроме того, здесь становится очевидно, насколько человечество приблизилось к реализации бизнес-проектов в космосе. Для нас слово «космос» – это что-то отдаленное. Здесь оно означает пространство, которое уже глубоко исследовано, и теперь идет обсуждение того, как он будет осваиваться, в каких целях, как это будет помогать экономике Земли и переходу человечества в статус не только земной цивилизации. Все эти ниши не ложатся в поле моего профессионального интереса, потому что они очень капиталоемкие и с нашими чеками там нечего делать. Однако, за такими проектами очень интересно наблюдать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда