{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Исследование: российский венчурный рынок растёт, но инвесторы разочарованы выходами из проектов Статьи редакции

Рост интереса к образовательным проектам, развитие отношений с западными компаниями, слабый отток инвесторов и другие выводы исследования «Венчурный барометр 2019».

Венчурный инвестор Алексей Соловьёв вместе с РВК провели ежегодное исследование «Венчурный барометр», посвящённое состоянию российского рынка венчурных инвестиций. Партнёрами исследования выступили корпоративный фонд MTS Corporate VC, компания EY и адвокатское бюро DS Law.

В 2019 году эксперты опросили 83 представителя венчурного рынка – частные фонды (49%), бизнес-ангелов (20%), представителей госфондов (15%), и корпоративных фондов (13%).

Авторы проанализировали инвестиционную активность венчурных инвесторов, ключевые события, оказавшие влияние на индустрию в 2019 году, интерес инвесторов к нишам для инвестиций, и спросили участников о необходимых условиях роста рынка.

Появление новых фондов и слабый отток инвесторов

В 2019 году новые фонды появились у 46% респондентов в сравнении с 30% в 2018.

По данным исследования, около 5% от всей базы потенциальных участников уехали из России и перестали заниматься венчурными инвестициями или перестали инвестировать в российские проекты.

Этот показатель вкупе с показателем количества российских сделок в портфеле говорит о том, что заявления о почти полном оттоке инвесторов из страны в последние годы сильно преувеличен.

из исследования «Венчурный барометр 2019»

Не получилось привлечь азиатских, арабских и государственных инвесторов

Если в 2018 привлекать новые средства были намерены 89% опрошенных, то в 2019 году планировали привлечь новых инвесторов 72% респондентов. 75% опрошенных привлекли новых инвесторов в 2019 году — по словам авторов исследования, «это показатели здорового состояния рынка».

Растет количество новых инвесторов: государственных фондов, корпоративных фондов. В 2020 году привлекать деньги планируют больше респондентов, чем в 2019 году – 86% против 72%.

Большинство инвесторов в фонды — «состоятельные люди и их family offices» (53%), на втором месте ИТ-предприниматели (43%), на третьем — российские частные компании (20%). В 2018 году эти же группы потенциальных инвесторов были самыми перспективными по мнению опрошенных.

В 2018 году в тройке самых перспективных инвесторов были азиатские и арабские страны (32%), но фактически таких инвесторов в 2019 году привлекли только 2% опрошенных.

12% удалось привлечь западные компании, а госкомпании и компании с государственным участием, институты развития и госфонды — по 6%.

Основные инвестиции — на ранних стадиях

Большинство респондентов инвестируют на посевной стадии и раунде A — 33% и 32%. На предпосевной стадии — 19%, а на поздних стадиях только 9% российских инвесторов.

Чаще всего инвестируют на сумму от $150 тысяч до $2 млн.

​Средний чек инвестиций

Больше половины инвесторов и фондов (53%) в России самостоятельно ищут и оценивают проекты для инвестиций. На втором месте — рекомендации коллег (31%).

Самым неэффективным способом найти проект для инвестиций опрошенные назвали знакомства на мероприятиях и акселераторы (по 3%)

Инвестирующие не только в России считают самыми привлекательными для инвестиций стартапы из США, Европы и Израиля.

​Наиболее перспективные страны для инвестиций по мнению российских инвесторов

Растёт интерес к образовательным проектам и SaaS

С 2017 года рейтинг самых привлекательных направлений для инвестиций возглавляют искусственный интеллект и машинное обучение, на втором и третьем местах — технологии в образовании (EdTech) и финтех.

С каждым годом популярность EdTech только растёт, также резкий рост интереса к SaaS-решениям и киберспорту, отмечают авторы исследования. Блокчейн выпал из рейтинга, так как уже сформировал свой рынок.

Интерес к решениям в образовании в 2019 году находится на пике. Интерес к сегменту питания остался на высоком уровне, в частности, из-за развития модели dark kitchen как в стартапах, так и в крупных компаниях («Кухня на районе», «Варламов есть», «Облачные рестораны Яндекса»).

Авторы опросили инвесторов о самых успешных сделках за последние два года — в лидерах AI/ML, SaaS, финтех и EdTech.

Финтех одновременно одна из самых востребованных ниш, но при этом наименее привлекательна для инвестиций

В 2019 году инвесторы назвали проекты в электронной коммерции, финтех и решения для производств самыми непривлекательными нишами для инвестирования.

При этом финтех находится на третьем месте по востребованности, но непривлекателен, так как стартапов в этой сфере слишком мало, а поглощений вообще нет, отмечают авторы.

Рынок инвестиций продолжает расти

В этом году более половины опрошенных (59%) подтвердили, что общая сумма инвестиций (в новые и существующие проекты без разбивки на российские и зарубежные) за последние 12 месяцев увеличилась. В 2020 году 76% респондентов также планируют увеличивать общую сумму инвестиций.

Структура вложений российских инвесторов меняется слабо. Так же, как и в прошлом году, не совершали никаких инвестиций 15% опрошенных. Инвестиции только в другие страны остались почти на прежнем уровне (21%).

Исключительно внутри страны инвестировали 28%. Этот показатель немного возрос по сравнению с прошлым годом (21%), но не достиг уровня 2017 года (34%).

Больше половины инвесторов (59%) считают, что уровень подготовленности российских проектов к инвестициям средний. 35% инвесторов считают, что большинство российских проектов не готовы для инвестиций. Это может быть связано с тем, что на российском рынке мало зрелых стартапов, большинство — на ранней стадии, отмечают авторы.

Самое большое разочарование выходами за шесть лет

В 2019 году инвесторы разочарованы количеством выходов — ожидания не оправдались у 46% опрошенных, оправданность ожиданий самая низкая за шесть лет исследований.

​Интегральный показатель оправданности ожиданий относительно выходов из портфельных компаний

Чаще всего покупателем у инвесторов становился зарубежный стратег (29%), на втором месте — фонды более поздних стадий (20%), а крупные российские ИТ-компании покупали проекты только в 12% случаев.

Результаты не совпали с ожиданиями инвесторов — в 2018 году 78% опрошенных назвали потенциальными стратегами российские ИТ-компании.

Несмотря на активность и покупки корпораций, ожидания инвесторов от российских покупателей не оправдываются.

Опрошенные считают, что отсутствие активности со стороны российских покупателей может быть преградой для развития рынка и заявляют о необходимости поддержки выходов, в том числе со стороны государства.

Успех HeadHunter и активность корпораций

Самым позитивным событием на российском инвестиционном рынке инвесторы называют успешное IPO HeadHunter. По мнению опрошенных, оно демонстрирует, что российские компании с основным местным рынком могут успешно выходить на зарубежные биржи и получать хорошие мультипликаторы.

По их мнению, HeadHunter продемонстрировал, к каким показателям выручки, прибыльности и доли рынка нужно стремиться, чтобы стать успешной публичной компанией на американской бирже.

Несмотря на то, что на втором месте — активность корпораций, инвесторы отдельно выделяют активность Mail.ru Group и «Сбербанка».

Главным негативным событием, повлиявшим на рынок, более 50% инвесторов назвали дело основателя Baring Vostok Майкла Калви.

Также негативными факторами развития рынка инвесторы назвали санкции, давление на «Яндекс» и завершение активной фазы инвестирования первого фонда ФРИИ. Авторы исследования отмечают, что участники рынка так же негативно относились и к запуску ФРИИ в 2013 году.

Стартапам важен бренд инвестора и его связи

По мнению инвесторов, при работе с фондом или инвестором предприниматели и стартапы ориентируются в первую очередь на условия сделки, затем на бренд и «личные отношения». Бренд нужен, чтобы улучшить репутацию компании, получить больше упоминаний в СМИ и заинтересовать потенциальных покупателей.

Основная помощь стартапам по мнению инвесторов — знакомства с нужными людьми и поиск новых партнеров, клиентов и каналов сбыта. Разработка стратегии развития, помощь в управлении и решение проблем в бизнесе отходят на второй план.

Почти треть предпринимателей ответили, что никакой помощи не получают и инвестор не вмешивается в их работу (29%).

Уже шестой год мы измеряем настроения игроков российского венчурного рынка. Сравнивая показатели предыдущих лет, можно сделать вывод, что российская венчурная индустрия продолжает оживать и расти.

Инвесторы увеличивают объемы вложений с каждым годом и готовы инвестировать больше, однако, рынку все еще не хватает стратегов. В условиях увеличения доли государства в отрасли, игроки рынка видят его роль в поддержке выходов и стимулировании корпораций к покупкам инноваций.

Вселяет позитив первый выход российской частной компании (HeadHunter) на международную биржу, что задает бенчмарк для российского рынка. В следующем году мы надеемся увидеть новые IPO российских технологических компаний.

Алексей Соловьев,, венчурный инвестор и автор исследования
0
3 комментария
Bulat Ziganshin

безусловно обыск и возможный арест Сысоева вышли на первое место в определении "инвестиционного" климата в IT России

Ответить
Развернуть ветку
LETS DO SMTH

дело банка восточный и другие сюда же. дорогие кредиты и отсутствие инфраструктуры сюда же.

мда.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zhikh
Активность корпораций

nginx

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда