{"id":6322,"title":"\u042d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u044b Microsoft \u2014 \u043e \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u0430\u0445 \u0432 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=6322&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/292291-korotko-konferenciya-dlya-razrabotchikov-ot-vedushchih-ekspertov-microsoft&placeBit=1&hash=375c2d721b2d9852bb87139c0426790661017b1f7b417f646406981606618620","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Startup Jedi

Как венчурные инвесторы определяют оценку проектов

Если вы планируете привлекать венчурные инвестиции, скорее всего вы столкнетесь и с определением оценки вашей компании. Напомню, что оценка компании — это стоимость компании как имущественного комплекса, способного приносить прибыль акционерам или владельцам.

Про разницу между pre-money и post-money я уже писал раньше, теперь пришло время рассмотреть, как инвесторы определяют приемлемую для них оценку стартапа.

Но сначала давайте введем два базовых правила.

Во-первых, оценка стартапа отличается от оценки обычного бизнеса. Причиной этому является фундаментальное различие: традиционные бизнесы оцениваются по возможности принести прибыль за счет операционной деятельности, а стартапы — по возможности принести прибыль инвестору при экзите (выходе из инвестиции).

Во-вторых, на ранних стадиях оценка стартапа — не более чем условность и предмет договоренности между основателями и инвесторами. Виной всему — огромная неопределенность. Никто не знает заранее, будет ли проект успешен, и если будет, то насколько. Постепенно при продвижении по фандрейзинговой лестнице (pre-seed, seed, Series A и т.д.) стартап обрастает большей конкретикой для оценки (а именно клиентами, партнерствами, продуктовыми и, что самое важное, финансовыми метриками).

Основной способ оценки стартапа — это венчурный метод. Давайте разберемся, как он работает.

1. Инвестор начинает с определения стадии развития компании (seed, series A, B и т.д.). Для этого он смотрит на степень готовности продукта, количество клиентов, команду и выручку. Определение стадии устанавливает рамки и дает базу для дальнейшей оценки компании. К примеру, медианная pre-money оценка проектов на посевной стадии в США — около $7.5m и оценка таких проектов достаточно редко переваливает за $15m, а медианная pre-money американских проектов early-stage VC (Series A, B) — около $27m, и в каждом отдельном случае редко бывает меньше $10m. Хотя везде бывают исключения.

2. Затем анализируется финансовая модель компании — в частности, прогноз по входящим и исходящим денежным потокам. Анализ производится в разрезе базовой адекватности расчетов и прогнозов, их амбициозности и веры инвестора в то, что команда может их достичь.

3. Следующим шагом инвестор прикидывает, сколько времени может пройти с момента его инвестиции до момента получения ликвидности (поглощения компании или вывода акций на публичный рынок). Делается это на основе его личного опыта, а также анализа динамики развития и продажи похожих проектов.

​Команда Rocket DAO подготовила тест, помогающий определить стоимость стартапа: https://rocketdao.io/startup_test

4. Далее инвестор анализирует мультипликаторы, по которым оцениваются компании из схожих секторов при схожих метриках, а также при выходе. Наиболее часто таким мультипликатором в случае стартапов становится соотношение оценки компании к ее годовой выручке. Если существуют публичные аналоги, это сделать проще — можно посмотреть, по каким мультипликаторам оценивает компанию рынок. Если публичных аналогов нет — проводится анализ схожих венчурных и M&A сделок.

5. И наконец инвестор пытается сложить в голове всю информацию воедино — к каким показателям компания хочет прийти до выхода, насколько он в них верит, по какой оценке получится продать такую компанию и какую доходность обеспечит ему такой выход при разных вариантах текущей оценки. Напомню, что минимально приемлемая доходность для инвесторов ранних стадий — это 10х (но лучше, конечно, больше). Также инвестор учитывает дополнительные факторы, такие как:

  • структуру выручки. Если существенная часть клиентов компании не из развитого региона (США, Канады, ЕС), то инвестор также включает страновой дисконт (каждый американский клиент, например, стоит примерно как 1,5–2 российских);
  • используемые в продукте технологии;
  • устойчивость бизнес-модели;
  • размер и качество команды;
  • наличие стратегических партнерств и другие.

6. После проведения этого шаманского ритуала инвестор определяет для себя приемлемый диапазон оценки компании и делает первое предложение. Все, что происходит дальше, — это магия переговоров. И для успешного исхода основателям очень полезно понимать, что именно и как влияет на мнение инвестора.

Надеюсь, что статья пролила свет на этот процесс. Удачи!

Автор: Yury Shlaganov, Flint Capital associate, автор Telegram канала Born Global.

​Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO. Здесь вы можете изучить проект.
{ "author_name": "Startup Jedi", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 5, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 97019, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 12 Dec 2019 13:40:06 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Осталось всего 3 дня, чтобы подать заявку в Finlanding
Бренд спортивной одежды и обуви Under Armour вновь откроет магазины в России в 2022 году — «Ъ» Статьи редакции

Магазины бренда начали закрываться в 2019 году из-за высокой конкуренции.

В Москве стартовал прием заявок на соискание премий в области охраны окружающей среды

Победителям конкурса вручат  статуэтки с символом конкурса, нагрудные знаки и удостоверения, подписанные мэром Москвы.

фото: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Премия разделена на два блока и предусматривает финансовое вознаграждение. Один блок – конкурс в области охраны окружающей среды – включает 8 премий. Сумма награды составляет по 200 тысяч рублей и по 100 тысяч рублей в 4-х номинациях.

«Оптимальный портфель» – новая стратегия автоследования от «БКС Мир инвестиций»

«БКС Мир инвестиций» запустил новую стратегию «Оптимальный портфель» на площадке Fintarget – маркетплейсе инвестиционных стратегий.

Сервис для друзей: как зарабатывает Fixed.one — центр ремонта техники Apple, который растёт без рекламы Статьи редакции

Компания с оборотом 50 млн рублей и прибылью 4 млн рублей в год ремонтирует устройства от Apple и продаёт подержанную технику «Яндексу», «Арзамасу», Level Travel и другим.

Как успешно продавать кондиционеры с минимальными затратами на рекламу

Владелица магазина кондиционеров Светлана Исюк рассказала, как полезный контент и внимание к клиентам помогают выделиться на фоне конкурентов и как виртуальный маркетолог Макс помог продать 150 акционных моделей.

«Самокат» запустит доставку безрецептурных лекарств совместно со «Сбер Еаптекой» Статьи редакции

Благодаря партнёрству ритейлер планирует сократить время доставки с 1–2 часов до 15 минут.

Disney построил дом Винни-Пуха в английском лесу — его можно арендовать на ночь через Airbnb Статьи редакции

Ночь стоит от 7633 рублей.

Спальная зона Airbnb
Финт ушами от Тинькофф банка

Короче начали мне названивать операторы, типо возьмите кредитку, бла бла бла, вам предодобрена кредитная карта до 700к. Ну я их шлю, нах мне ваша кредитка, религия не позволяет. И тут один из операторов, с 10го звонка пробивает меня, а повелся я на то что можно с их кредитки без % оплатить другую кредитку. Ну я так подумал в целом 120 дней без %…

«Модульбанк» запустил сервис для анализа продаж на маркетплейсах (даже у конкурентов)

Он доступен бесплатно всем клиентам банка.

Brooke Cagle
null