{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Экосистема наоборот

Тренд последних лет — построение банками экосистем. Но такие экосистемы ограничивают доход банка и неудобны для клиента, если он обслуживается в нескольких банках. Альтернативный взгляд директора по развитию Genplace на построение экосистемы вокруг онлайн-бухгалтерии.

Делюсь мыслями о модном словечке последних трех лет. Сейчас только ленивый его не использует, но понимают все по-разному. Экосистема в биологии — это совокупность живых организмов и среды их обитания. Живые и неживые элементы экосистемы взаимосвязаны. Это обеспечивает жизнедеятельность в системе. Например, экосистема — это пруд с рыбками. Рыбки поглощают кислород из воды и едят водоросли, а взамен удобряют дно, чтобы могли вырасти новые.

Концепция экосистемы в бизнесе подразумевает интеграцию нескольких сервисов, связанных общей ценностью для клиента, в единый пользовательский интерфейс. В России экосистемы для бизнеса активно создаются банками. Лидеры в этой сфере — «Тинькофф» и «Сбербанк». Последний потратил с 2016 года на развитие небанковской части своей экосистемы 3% от чистой прибыли — около $1 млрд.

Принципиальное отличие их экосистем в том, что «Тинькофф» разрабатывает сервисы самостоятельно, а «Сбербанк» покупает долю в независимых разработчиках или поглощает их.

В экосистему «Тинькофф» входят традиционные банковские сервисы, доступные в онлайн-режиме: расчетно-кассовое обслуживание, корпоративные карты, кредиты, депозиты, эквайринг, госзакупки. Их дополняют:

  • Регистрация бизнеса.
  • Конструктор сайтов.
  • Колл-центр.
  • Таргетированная реклама на клиентов банка.
  • Email- и SMS-рассылки.
  • Чат для сайта.
  • CRM-система.
  • Конструктор документов.
  • Бухгалтерское обслуживание.

В экосистему «Сбербанка» помимо традиционных банковских услуг входят:

  • Таргетированная реклама на онлайн- и офлайн-аудиторию (Segmento).
  • Облачная платформа для хранения данных (SberCloud).
  • Защита электронной почты (Bi.Zone).
  • Электронный документооборот, проверка контрагентов, электронные подписи и бизнес-аналитика («Корус Консалтинг»).
  • Решения для бизнеса в области распознавания лиц, объектов и речи (VisionLabs, ЦРТ).
  • Платформа знаний для бизнеса («Деловая среда»).
  • Бухгалтерское обслуживание и кадровый учет.
  • («Сбер Решения») стратегический консалтинг (Strategy Partners).
  • Краудлендинговая платформа («Сбер Кредо»).
  • Бизнес-решения на основе больших данных («Технологии отраслевой трансформации»).
  • Юридическое сопровождение (Sber Legal).
  • Техническое обслуживание ИТ-инфраструктуры («Сбербанк Сервис»).
  • Обслуживание инженерных систем зданий («Современные технологии»).

Обязательная часть банковских экосистем — онлайн-бухгалтерия. Однако не всегда за названием «бухгалтерия» на самом деле скрывается бухгалтерия. Чаще речь идет о сервисах для автоматического расчета суммы налога по специальным налоговым режимам для малого бизнеса (УСН 6%). Для ведения бухгалтерского учета они не предназначены. Например, так устроены якобы бухгалтерии в «Тинькофф», «Альфа-банке», «Райффайзенбанке».

Есть и примеры полноценного бухгалтерского обслуживания, встроенного в экосистему банка: «Сбербанк» и «Модульбанк», но эти решения сложно назвать онлайновыми. Обычно это традиционная бухгалтерская компания, которая коммуницирует с клиентом через банковский интерфейс, но не поставляет через него весь объем формируемой финансовой информации клиента.

Но банк — не лучший центр экосистемы. Этому есть две главные причины.

  1. Клиент может иметь счета в нескольких банках. Каждый банк строит экосистему вокруг себя. Движения по расчетным счетам в других банках для понимания финансового состояния всего бизнеса клиенту необходимо каким-то образом интегрировать в эту экосистему.
  2. Банк может оказаться в ситуации, когда он будет вынужден отказать клиенту в обслуживании по 115-ФЗ. В этом случае клиент не сможет пользоваться и другими сервисами экосистемы.

Полный массив финансовой информации о деятельности компании содержится в бухгалтерском учете. Решения о привлечении заемного финансирования, платежах, размещении временно свободных денежных излишков принимаются на основе анализа бухгалтерской информации. Управленческий учет большую часть информации черпает из бухгалтерского — я об этом уже писал в своем Telegram-канале «Переводчик с бухгалтерского». И в отличие от банка, бухгалтерия у компании всегда одна.

Поэтому логичнее совместить центр экосистемы с центром подготовки информации для принятия решений, чем с одним из многих возможных поставщиков ресурсов. Да и доверия к бухгалтерии, которая играет за предпринимателя, у него больше, чем к банку, который вынужден играть за ЦБ и Росфинмониторинг.

Технологичные аутсорсеры бухгалтерии уже сейчас интегрированы во многие банки. API для обмена данными создали «Альфа-банк», «Сбербанк», «Тинькофф», «Точка», «Модульбанк», «Открытие», ВТБ, «Промсвязьбанк», «Уралсиб». Но интеграция эта односторонняя: предприниматель видит движения по расчетным счетам из онлайн-бухгалтерии и в некоторых случаях может оплачивать счета.

Банк дает пользу клиенту и бухгалтерии, а для себя пользу извлекает лишь в виде повышения лояльности клиента и агентских платежей партнеров или прибыли от продажи дополнительных сервисов, если они принадлежат банку. И в модели экосистемы, развернутой вокруг банка, по-другому не будет.

Существенную часть себестоимости традиционных банковских продуктов составляют затраты на андеррайтинг — оценку рисков работы с клиентом. Чем полнее и надежнее финансовая информация клиента, тем дешевле это делать. Если банк просто встроится в экосистему онлайн-бухгалтерии, данным которой он доверяет, это позволит сэкономить на оценке рисков.

Но экосистема хороша тем, что при увеличении количества сервисов может возникать синергия между ними. Для этого классическую бухгалтерию нужно дополнить возможностью планировать будущие финансовые показатели.

Клиенту это даст возможность упорядочить свои финансы и контролировать достижение целей. А банку — делать таргетированные предложения своих продуктов. Не отапливать Вселенную рекламными бюджетами, а предлагать продукт под прогнозируемые потребности клиента. А это дешевые «теплые» лиды и новые продажи!

Пример.

Клиент запланировал поступления и выплаты на ближайший месяц. Выплат оказалось больше. В бюджете движения денежных средств прогнозируется кассовый разрыв. Система дает сигнал о предстоящем кассовом разрыве в банки-партнеры. Банки делают автоматический прескоринг бухгалтерской информации компании, оценивают риски и формируют кредитное предложение. Система выводит клиенту предложения банков и рекомендации по выбору. Та же история с размещением временно свободных остатков средств на расчетных счетах.

Другие элементы экосистемы могут быть интегрированы в нее аналогично банкоцентричному варианту. Если предприниматель привык получать финансовые сервисы из личного кабинета онлайн-бухгалтерии, то сюда же можно «навесить» любой сервис, востребованный бизнесом. От всего, что помогает продавать, до инженерных и технических решений.

Главный в финтехе — не банки, а предприниматель. И если он сможет не выбирать между банками, а автоматически получать наиболее выгодные и удобные сервисы от своей бухгалтерии, он так и сделает. Обсудим идею?

Алексей Иванов — директор по развитию Genplace, сервиса управления финансами компании.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Sandy Bell

Банки тоже разные, если торможуть и бюреры, то и экосистема не пруд с рыбками, а болото.
Если шустрый Тинькофф, или Револют, то и экосистема может взлететь...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Согласен, но 115-ФЗ заставляет предпринимателей иметь счета в разных банках. Конкретно Тинькофф, по-моему, воспринимает этот закон как возможность заработать на комиссиях за вывод остатков денег с заблокированного счета. Револют 115-ФЗ вряд ли волнует - это да :) А для клиента "перевернутая" экосистема - это возможность выбрать лучший продукт из предложений банков-партнеров.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Сысоев

Слушайте, ну если все вести по уму и ничего не утаивать, то бояться нечего. Проверки я так понял не так много дней занимают в банках, система устаканилась с момента принятия закона. То есть, если ты не сливаешь нал налево и направо, Тинькофф вполне себе норм

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nz

А мне не понравился. причём, тинькофф для физиков вполне устраивает, а т-бизнес - муть и разводилово в одном флаконе, ещё и недопиленное ддо конца как надо

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

На этом ресурсе нельзя положительно говорить о Тиньке, помидорами закидают и обвинят в том что ты бот Тинька)

Ответить
Развернуть ветку
Данил Дудник

У меня заблокировали за первую транзакцию, хотя в альфе был рко и все было ок. 

Ответить
Развернуть ветку
John Tinko

Тинькофф и без этого зарабатывает кучу бабок, зачем им брэнд губить если они его строят

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Мне тоже интересно зачем они так делают. Но я не хотел бы уйти в обсуждение Тинькофф банка - он здесь просто как пример банкоцентричной экосистемы.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Belyi

Брэнд Тинькова построен на фальшивом гербе. 

Ответить
Развернуть ветку
Данил Дудник

Крутая идея. Если вы это сами придумали — глубокий Респект. Если нет, то удачной реализации! Перспективы прекрасные. 

Да и 1С давно пора похоронить. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Спасибо! Идея наша, реализовать пытаемся. Главный вопрос - инвестиции. У банков ресурсов на порядок больше. 1С хоронить рано, хотя, как любой монополист они делают тот продукт, который считают нужным, а не тот, который просит рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Пожалуйста, попробуйте придумать более информативный заголовок, например указать, что речь пойдет о банках и их сервисах.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Так это сформулировано в подзаге, который в ленте виден.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Тем не менее.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сидоров

Здравая идея. Если попробовать ее развить, то бухгалтерский сервис должен быть дополнен не только планированием, но и другими возможностями, присущими ERP системе или BI системе. В этом смысле, центром экосистемы может быть цифровой аналог бизнеса - учетная база данных с аналитическим движком и витриной данных. Все остальное уже будет сервисами - платежи, экваэринг, СЭД, прочие интеграции и т. п. Кстати, про 1С. В этом смысле у 1С очень неплохие возможности стать такой экосистемой и сделать из 1С суперапп. Многие из свойств суперприложения у 1С уже есть. Другой вопрос, насколько менеджмент 1С готов быть "на острие атаки". Всё-таки Нуралиев не Тиньков, при всем уважении )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Да, Нуралиев не Тиньков. При всем уважении :) И он фактически монополизировал рынок, а Тиньков в очень красном океане плавает. Поэтому от 1С такого прорыва не жду.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Немного расскажем про бухгалтерские услуги в Тинькофф. У нас есть два бухгалтерских решения для бизнеса: бесплатная онлайн-бухгалтерия для ИП на УСН или ЕВНД, где предприниматель самостоятельно может рассчитать налоги и подготовить декларацию в налоговую, а также бухгалтерское обслуживание для ИП и ООО. 

Бухгалтерское обслуживание в Тинькофф - это штат опытных бухгалтеров, которые помогают с решением вопросов. За каждым клиентом закрепляем бухгалтера, который знакомится с бизнесом. Клиент всегда общается с одним человеком и в чате, и по телефону. Для примера можем привести такую ситуацию - бухгалтер проанализировал бизнес клиента, узнал, что для его вида деятельности в его регионе есть налоговые каникулы, при этом клиент два года платил налоги. Бухгалтер подготовил документы, и клиенту на расчетный счет вернули 400 000 рублей. Автоматические системы так пока не умеют.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Вот описание услуги с сайта Тинькофф: https://www.tinkoff.ru/business/accounting-service/. Нигде не сказано, что вы ведете бухгалтерский учет и сдаете бухгалтерскую отчетность. Значит, либо вы его не ведете, либо умалчиваете об этом во вред себе. Зарплату и налоги по спецрежимам можно считать и вне  системы бухучета, но кто будет формировать бухгалтерские регистры, баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств? А закон 402-ФЗ такую обязанность накладывает на организации. Поэтому я и говорю, что банки отлично научились подменять понятия, благо на обывательском уровне бухгалтер нужен чтобы считать налоги.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Мы сдаем всю необходимую в рамках законов отчетность. Детали, при необходимости, в любое время можно уточнить в чате или по телефону.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Ок. Тогда для вас не составит труда сделать скриншот выгрузки клиенту, например, оборотно-сальдовой ведомости в экосистеме Тинькофф банка? Это регистр, который в любой бухгалтерии обязательно формируется.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Похоже, затруднило :) 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nz

И часто такие наивные клиенты попадаются? Налоговые каникулы, имхо,  - это первое, о чём узнают бедолаги-лавочники.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

А вот, кстати, и честное описание функционала "бухгалтера": https://help.tinkoff.ru/accounting-service/personal-accounting/how-help/

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Rybin

". Но такие экосистемы ограничивают доход банка "
Как дополнительный источник дохода может ограничивать доход?
Если банк решил запилить/купить какой то сервис, значит с основных банковских сервисов - кредиты, рко уже больше ничего не взять,
акции слишком сложны для многих да и имеют ограничения от ЦБ,
а экосистема - неограниченный круг возможных пополнений дохода, 
для консерваторов можно не спешить ипокупать уже устоявшееся.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Он ограничивает доход банка доходом от продажи этих сервисов собственным клиентам. Т.е. огромные инвестиции в экосистему, чтобы залезть в те же карманы. Через бухгалтерию можно дешево привлекать новых клиентов, которым продавать основной сервис. Т.е. отсутствие инвестиций в экосистему при повышении рентабельности основных продуктов. Конечно, для этого у онлайн-бухгалтерии должно быть много клиентов. И это самая сложная часть в практической реализации "перевернутой" экосистемы. У лидера рынка годовая выручка около миллиарда, остальные гораздо меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чмиль

Алексей, согласно Вашего описания Вы предполагаете на партнерских началах сделать витрину банков для своих клиентов, по типу как сейчас это у бухгалтеров, которые работают в качестве агентов различных банков?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чмиль

Алексей, интеграцию Вы через API делаете/планируете?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Да. Но пока первую пилотную интеграцию сделали Host-to-Host.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

По сути - да. Но не банков как таковых, а их предложений.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Николаева

Тинькофф банк подал в суд на многодетную мать,которая взяла кредитную карту с лимитом 3000р.Не оповестил о судебном заседании,и через Сбербанк снял детские пособия на 48000р.Нормально так зарабатывают.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда