«Никто не читает 30-страничные бизнес-планы»: шаблон презентации, который принес 39,5 млн рублей инвестиций

Привет, предприниматели.

В закладки

Сегодня разбираем такую популярную тему, как презентация для поиска частных инвесторов в ваш бизнес.

В интернете куча разной информации, приводятся примеры из Российского венчура и какие-то западные/американские шаблоны презентаций для инвестора.

Хотелось бы пролить свет на вопрос и поделиться с вами методологией составления инвестиционных презентаций, которую мы используем в нашем Акселераторе по привлечению инвестиций “Народное IPO”.

Не претендую на абсолютную истину и единственный в мире верный подход, однако данный шаблон принес уже 39,5 млн ₽ привлеченных инвестиций нам и нашим партнерам.

Сразу оговорюсь, метод больше подойдет для реальных бизнесов, которые ищут себе “земных” частных инвесторов.

В чем в принципе нужно убедить частного инвестора, чтобы получить деньги?

Проведя > 4 000 переговоров с различными частными инвесторами, мы постарались исследовать процесс заключения/не заключения сделок и выявить закономерности: опытным путем выяснилось, что для того, чтобы частный инвестор вложил деньги в ваш бизнес, вы должны сложить у него в голове картину по 5 конкретным пунктам:

1. Вера в вашу бизнес-модель

Люди инвестируют в тот бизнес, который понимают.

2. Вера в вас и вашу команду

Инвестор, вкладывая деньги в бизнес, рассчитывает получать определенную доходность. И она будет определяться ТОЛЬКО результатами работы вас и вашей команды, которую вы смогли собрать.

3. Доверие к вам

Инвестор, вкладывая деньги, находится в зависимой позиции и должен быть уверен в том, что вы не кинете, не обманете его, не убежите с деньгами, не станете мухлевать с отчетностью (если позвали его в долю).

4. Инвестор увидел свои выгоды

Во-первых, вы должны на 1-2-3 объяснить инвестору как, сколько, когда и на чем он заработает. Во-вторых, а почему все-таки надо проинвестировать в вашу компанию, а не в другой бизнес/ купить коммерческую недвижимость/оставить деньги на депозите в банке.

5. Инвестор решил вложить деньги сейчас

Вам надо создать такую ситуацию, когда инвестор захочет инвестировать не “когда-нибудь потом, через полгодика”, а здесь и сейчас.

3 основных типа инвестиционных презентаций

Из своего опыта, я выделяю 3 основных вида презентаций для инвесторов в зависимости от контекста и ситуации:

  1. Презентация для публичного выступления, “инвестиционного питча” (история про массовые мероприятия — вы выходите на сцену, и вещаете о своем проекте 2-5 минут, далее отвечаете на вопросы из зала и ваша речь + презентация играют роль “лендинга” для потенциальных инвесторов — такие презентации содержат минимум текста, максимум картинок и графики и делаются по принципу “1 слайд — 1 мысль”, по объему не превышая 10 слайдов)
  2. Презентация для “первичного дистанционного ознакомления” (инвестор увидел ваше объявление в интернете, оставил свои контакты/позвонил и запросил подробности для самостоятельного ознакомления и презентация должна “продавать” ваше дальнейшее общение или встречу с инвестором)
  3. Презентация после общения или встречи с инвестором (вы подробно пообщались с инвестором по телефону или на личной встрече: выявили потребности, рассказали о своем предложении, ценности и после разговора отправляете ему набор документов, которые “закрепят” те впечатления, которые вы создавали в личном общении. Основная цель презентации — получить заполненную анкету потенциального инвестора. Обычно такие презентации состоят из 30-40 страниц А4)

Сегодня подробнее разберем второй тип презентации в виде чек-листа

8 ключевых пунктов презентации для инвестора, которая убедит его вложить деньги

! Картинки в статье приводятся исключительно в качестве визуализации и не являются полноценным документом. Рассматривайте их только в качестве примера.

1. Первый лист “продает” прочтение всей презентации

Пример первого листа презентации одного из наших клиентов​

За первые 1-3 секунды просмотра презентации инвестор уже примет решение — стоит ли тратить время на ее полное прочтение или нет. Что должно быть на 1 слайде, чтобы вашу презентацию не закрыли, а письмо — не отправили в СПАМ?

  • Сфера и стадия вашего бизнеса — чем занимаетесь, действующая ли компания или пока стадия идеи/прототипа
  • Уровень доходности, который вы предлагаете инвестору
  • Тип доходности (займ и %, доля — дивиденды или рост стоимости)
  • Минимальная сумма инвестиций
  • Ваши факторы инвестиционной привлекательности (почему среди десятков тысяч других предложений инвестору нужно выбрать вас)
  • Ключевые цифры и факты по компании

2. Бизнес-модель

Пример визуализации бизнес-модели​
  • Сфера и схема заработка денег (инвесторы вкладывают деньги в бизнесы, которые они понимают — опишите то, как вы зарабатываете деньги, чтобы было понятно даже 80-летней бабуле)
  • Рынок и его объем (большое количество инвесторов задает вопросы о рынке, поскольку это влияет на будущие бизнес-результаты — приведите подтвержденные данные, которые говорят о его размере и росте. Вам надо доказать инвестору, что тот рост, который вы запланировали — реален в рамках рынка)
  • Целевая аудитория (опишите ваших покупателей, приведите ABC-сегментацию клиентской базы, расскажите о их болях/потребностях, приведите своих ключевых конкурентов)
  • УТП и ценностное предложение (расскажите, почему ваши клиенты у вас покупают, покажите инвестору ваши конкурентные преимущества просто и ясно)

3. Текущие результаты, динамика и планы

​Пример слайда одного из наших клиентов
  • Ключевые цифры компании и их динамика (многим инвесторам важен так называемый traction — положительная динамика выручки, чистой прибыли и других ключевых цифр бизнеса в прошлом. Все хотят “подкидывать дровишки” в тот костер, который уже горит и разгорается сам по себе)
  • Прогнозы и цели бизнеса (в 2 словах расскажите о ваших планах в цифрах — к каким показателям стремитесь и в какие сроки)

4. Гарантии + риски

​Пример слайда по гарантиям

Трезво мыслящий инвестор понимает, что 100 % гарантий не существует — любой бизнес может закрыться и обанкротиться. И у человека, вкладывающего деньги в частную компанию, есть 3 основных риска:

  1. Потерять тело капитала “с концами” (компания прогорела или произошло что-то еще)
  2. Не получить заявленную доходность (обещали от 25 % с ежемесячными выплатами %, по факту платят раз в квартал с задержками)
  3. Отсутствие ликвидности (бизнес как-то работает, и может даже что-то приносить — но получить назад свои деньги проблематично)

Если у вас есть что предоставить в залог инвесторам или вы готовы давать им личное поручительство — круто, скажите об этом в презентации. И, помимо этих двух вещей, расскажите о косвенных гарантиях вашего бизнеса — почему он, условно говоря, не закроется завтра и инвесторы не потеряют свои деньги:

  • может быть, у вас есть постоянно платящие клиенты
  • высокая маржинальность бизнеса
  • низкий уровень постоянных расходов
  • зависимость расходов от доходов

Все это — свидетельства “прочности” вашей компании, и о них можно и нужно говорить потенциальным инвесторам.

5. Команда

Частая ошибка в большинстве инвестиционных презентаций — отсутствие информации о том, кто будет “делать дело”. А между тем команда бизнеса чрезвычайно важна — будущие успехи/провалы определяются именно результатами труда конкретных людей.

  • Инвестора не интересует оргструктура (кто из вас отвечает за маркетинг, кто за продажи, а кто, условно говоря, за производство)
  • Важен предыдущий опыт (где, в каких компаниях, на каких позициях работали люди из команды, что за проекты и с какими цифрами были ранее у предпринимателя)
  • Значимые достижения и компетенции (для того, чтобы выполнить декларируемый инвесторам финансовый план, в команде должен быть определенный набор компетенций — приведите конкретные доказательства, что он есть и расскажите о прошлых достижениях)

6. Что конкретно вам нужно

Пример слайда​ одного из наших клиентов

Вы будете смеяться, но часто соискатели инвестиций в презентации вообще не указывают свой запрос к инвесторам. А это нужно делать, инвесторы любят конкретику:

  • Сколько денег нужно и на что они пойдут (адекватный инвестор всегда смотрит на соотношение текущих результатов бизнеса, запрашиваемой общей суммы и целей привлечения — для него это маркер адекватности предпринимателя. Куча людей без выручки, ищущие сотни миллионов инвестиций, никогда их не получат)
  • Почему именно на это? (почему инвестиции планируется потратить именно на …., и как связаны эти траты и рост цифр в бизнес-плане)
  • Какой размер минимального входа для инвестора (супер важный момент, если вы готовы принимать деньги “траншами”, то укажите минимальный вход в проект. Если вы этого не сделаете, то “пропустите” мимо себя огромное количество потенциально заинтересованных инвесторов)

7. Распишите условия для инвесторов + их выгоды

Пример условий и выгод​

Сколько/как/когда заработает инвестор + ваши факторы инвестиционной привлекательности.

Во-первых, нужно указать конкретный способ заработка инвестора — если это займ, то какая % ставка, как часто выплачиваются %, когда возвращается сумма займа и на какой срок он оформляется.

Если доля, то на чем заработает инвестор — на дивидендах или перепродаже доли? Когда это произойдет? Какая оценка у бизнеса, как она посчитана?

Во-вторых, надо указать ваши факторы инвестиционной привлекательности — почему инвестору выгодно будет вложить деньги в вас, а не в тысячи других вариантов.

8. Контакты + призыв к действию

Пример последнего слайда​
  • На последнем слайде вы должны попросить потенциального инвестора сделать уместный следующий шаг, которым он подтвердит свой интерес к предложению (звонок, письмо с целью получения дополнительных сведений — финансового плана, консультации, ответов на вопросы и т.д.)
  • Не забудьте вставить контакты (почта, телефон, мессенджеры) для связи
  • Ну и конечно, обозначьте личность и статус человека, с которым инвестор будет общаться (для справки, большую часть инвесторов интересует общение НАПРЯМУЮ с собственником, человеком, который будет ему деньги ВОЗВРАЩАТЬ)

Спасибо за то, что выделили время и прочитали статью. Искренне надеюсь, что она была полезна.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Максим Серяков", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0439","\u043f\u0440\u0435\u0437\u0435\u043d\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f_\u0434\u043b\u044f_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430","\u043a\u0430\u043a_\u043d\u0430\u0439\u0442\u0438_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438_\u0432_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441_\u043f\u043b\u0430\u043d"], "comments": 18, "likes": 7, "favorites": 233, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 98090, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 19 Dec 2019 16:09:57 +0300", "is_special": false }
(function(d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = 'https://specials-f378ef5.gcdn.co/Covid19Quiz/all.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('covid-quiz'); if (container) { s.onload = function() { new Covid19Quiz.Special({ css: 'https://specials-f378ef5.gcdn.co/Covid19Quiz/all.min.css?' + ver, container: container, location: 'article', share: { url: '', title: '', } }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '445a6a75');
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Очень жаль инвесторов, которые вложились в этот проект. Деньги им вряд ли вернутся.

Ответить
1

Почему вы так считаете, Алексей? У этого проекта уже есть инвесторы и они уже начали получать первые выплаты по займам.

Ответить
18

В двух словах - из презентации очевидно, что в компании что-то идёт не так, но этот факт пытаются неуклюже скрыть. 

Теперь детали
Первый слайд - гарантированный пассивный доход 25%. Сразу ложь - в бизнесе не бывает гарантированного дохода, он есть только в банковском вкладе и то не всегда

Второй слайд - Бизнес модель вообще не объяснена, то есть не понятно чем вообще занимается компания и в чем конкурентное преимущество. Фраза «мы анализируем спрос, продаём, производим и обеспечиваем логистику» настолько общая, что подходит для любого бизнеса от Apple до Coca-Cola.

Слайд три - показали компании очень странные. Согласно открытым данным компания открыта в сентябре 2018 года и за 4 месяца получила доход 181 млн, а за весь 2019 год получила всего 219 млн. Значит в 2019 году начался резкий спад продаж, примерно в 2.5 раза в годовом выражении. Это очень плохо - видимо компания терпит крах и не понятно за счёт чего она планирует выйти в рост в следующие годы.

Слайд 4 - контрольный выстрел. Во-первых утверждается, что рентабельность такова, что без проблем позволяет обслуживать кредиты. В таком случае не ясно зачем привлекать капитал под 25-30%, если можно использовать кредит или ещё лучше факторинг. Далее вы пишите, что компания пережила кризис 2014-2017 годы, но как это возможно если юр. лицо зарегистрировано в конце 2018??? Что с прошлым юр. лицом?

Слайд 5 - представленная команда не совпадает с учредителями юр. лица. Это не то, что странно - это просто ужасно.

Дальше можно не продолжать. 

Ответить
0

Алексей, чтобы у вас сложилось верное понимание, это не все слайды презентации, а только малая часть, которая приведена в качестве примеров.

1) По поводу гарантий - полностью согласен, что 100% гарантий при инвестировании в бизнес никто не даст. Тут имеется ввиду, что гарантируется выплаты не ниже 25% по договору займа. Не 10, не 15, а именно от 25% до 30%.

2) Слайд про бизнес модель - повторюсь это просто скриншот части слайдов по бизнес модели(пример визуализации), естественно как написано в статье в полной версии презентации все важные моменты отражены.

3) Банки выдают кредит данный компании, но только 15 млн рублей. Для масштабирования и роста нужны дополнительные инвестиции, которые наши клиент привлекает от частных инвестиций.

4) На эти вопросы Сергей лично отвечает и поясняет в своей статье
https://vc.ru/life/96687-lichnyy-opyt-kak-ya-privlek-v-svoy-biznes-3-mln-rubley-chastnyh-investiciy-cherez-internet-bez-bankov-fondov-i-agentov

5) Аналогично, тоже скриншот примера оформления слайда. Это не вся команда, а лишь часть.

Алексей, если вы хотите ознакомится с полной версией презентации, то напишите на нашу почту, мы вам ее вышлем. По вопросам касающихся Зеленой Планеты, лучше всего задать их основателю компании - Сергею Агафонову. Он с удовольствием на них ответит и сможет предоставить всю необходимую документацию для проверки. Цель же данной статьи, поделиться нашим опытом составления презентаций, которые дали результат. Скриншоты же служат исключительно для примера визуализации и не являются полноценным документом, ввиду отсутствия большего количества слайдов в примерах.

Ответить
8

Окей. Информация не вся и все вопросы выше объяснены в более полной версии, так?

Но тогда зачем вы лично пишите про «шаблон, который привлёк ...». Это не шаблон, а выборка шести неудачных слайдов, которые вставляют вашего клиента в крайне не выгодном свете. 

Ответить
–2

Спасибо, Алексей за обратную связь - учтем на будущее. Наверное лучше было сделать вообще без картинок. Не думал, что это будет восприниматься как полноценный документ.

Да, ответы на большинство вопросов, есть в полной версии презентации.

Ответить
2

В пух и прах уже разносили предыдущую версию презентации.
Я комментарий на полметра даже нахреначил.
Нет там никаких ответов. Расчёт на долбоёбов без опыта ведения бизнеса с деньгами, которые жгут ляжку.

Планета эта израненная кризисами, страдающая от невыполнимых обязательств, которые на себя натащила видимо спасаясь от предыдущего фиаско меняет один клуб кредиторов на другой. 

Бизнес стандартный, высококонкурентный, с длинным циклом и высокими рисками.

Ответить

Комментарий удален

1

Согласен со всеми доводами.

Ответить
4

Везет же людям!

А тут  пишешь питч + полный бизнес план +  полную экономическую модель для целевого рынка и подкрепляешь это договорами о намерениях от потенциальных корпоративных клиентов, покупаешь "влазя в долги"  аудит целевого рынка. Юристы с аудиторами строят модель оптимизации налоговой нагрузки с запасом до 7% Создаешь нужный паттерн в глазах инвесторов чтоб у них не было сомнений в команде и в результате, гарантируешь на основе аргументированных доводов прибыльное размытие.  И тебе предлагают копейки под цыганские проценты. Прыгаешь  как обезьяна возле доски с проектором по часу   на каждой встрече )

А тут  пришли 4 колоритные дамы  и сразу всё получили!

 

Ответить
0

Paul, это просто пример визуализации на картинках. В этой компании работает более 12 человек и учредитель у них Сергей Агафонов.

Ответить
3

Очень сомнительные слайды. Я бы не купился (по меньшей мере сомнения перевешивают без доп инфы). И уж точно на шаблон-мастер-класс не годится. А уж поверьте я такого налистался. 

Удивляет порой доверчивость, казалось бы, матёрых, состоявшихся фладельцев бизнеса.

Пример из прошлых лет - Эдуард (основатель carprice) - влошился (sic) в крипто-банкстеров (bankex) хотя я ему лично говорил - это скам и приводил кучу аргументаций - но нет, человек встал на их защиту и мол да классные парни, все у них взлетит. По итогу фаундеры красиво "прожгли" все, прогнав бабло так, что отдыхают теперь в USA красивой жизнью )

Ответить
0

Korian, повторюсь - слайды в статье приводятся исключительно в качестве примера для визуализации. Полная версия состоит из 17-ти слайдов и в ней отражены все вещи описанные в статье. Поэтому судить о качестве предложения по 6 страничкам не имеет смысла. Если вас интересует полная версия, то мы можем вам ее выслать по запросу.

Ответить
2

Посмотрел я ваш сайт. У ваш бизнес план один. Тащи деньги мы тебе бумажки напишем ... А дальше? А дальше уже трава не растет. 

Ответить
2

на вид кэшбери

Ответить
1

Зря проводили аудит целевого рынка и рассчитывали модель налоговой нагрузки. Это лишнее. 

В питч-дэке главное суть идеи и трэкшн в доказательство, что она работает. 

Дальше все просто - либо инвесторы верят, либо нет. А поверят они скорее всего только в том случае, если знакомы с индустрией и решаемой проблемой. Большая иллюзия думать, что инвестора можно в чем-то убедить.

Ответить
1

Слайд с фразой - кто за все отвечает, меня просто убил, кто хоть раз создавал бизнес, прекрасно знает, что сотрудники потому и идут в найм, чтобы получать деньги и ни за что не отвечать, и разбегаються при первых же рисках для своего личного дохода, а отвечать перед инвестором будет только учредить и никто иначе, а он перекладывает свою ответственность на этих девиц. Лучше было бы написать - наша команда.

Ответить
0

Нет желания даже разбирать статью и аргументировано доказывать, что это полная дичь. Эта статья явный обман, который еще дико по рефералам распространяется .

Ответить
0

Я видел эту презентацию и ребят, которые её представляли в Инвест клубе. И лично я не стал бы вкладываться в этот проект или рекомендовать это делать другим.

Причём как раз по тем причинам, о которых вы пишете в статье. По сути их презентация лишь внешне имитирует деклариркемые вами принципы.

Об их бизнес модели не показано ничего конкретного, по факту был крупный провал - и они не внятно пытаются оправдываться, вместо того чтобы признать ошибки и объяснить чему их это научило.

Слайд от миллиона до надцати никоим образом не отвечает на вопрос на что пойдут эти деньги и сколько же их конкретно нужно и зачем... О том за счёт чего это будет возвращено тоже ничего сказано не было...

В общем возникало полное впечатление пирамиды - что ребята ищут деньги, чтобы закрыть дыры от предыдущих кредитов, потому как у них в товаре по их словам заморожены очень крупные суммы...

А в целом впечатление лохотрона - лезть с деньгами в бизнес в котором не разбираешься и в компанию в которой явно проблемы. Но деньги они наверняка нашли, ибо некоторым деньги карман жгут...

Ответить

Прямой эфир