Краудфандинг в кино: личный опыт

С чего все началось?

Моя главная любовь в жизни – кино. В 2018 году я попала в кайтшколу “Кайтбас” в поселке Межводное, недалеко от Евпатории (Крым). Влюбилась в кайтсерфинг и поняла, что хочу про него снимать фильм. Об этом я думала всю зиму. И весной появилась идея экспериментального фильма на стыке документалистики и художественного кино. В проекте нет актеров. Это кино про реальных людей, и поэтому оно во многом документальное. Почти сразу я договорилась с главной героиней и поняла, что фильму быть.

​Героиня фильма - Валентина Новикова Александр Волков

Кино называется “Между морем и небом”, потому что именно там располагается кайтсерфинг. Да и жизнь на споте происходит точно также: между морем и небом.

Первый трейлер фильма "Между морем и небом"

Про деньги

Все участники проекта отказались от своих гонораров. Для качественной съемки фильма было необходимо 365 тыс. рублей. Эту сумму я решила собирать с помощью краудфандинговой кампании.

Как выбрать платформу

Сейчас существует несколько площадок для привлечения средств на бизнес и стартапы. Но если мы говорим про творческие проекты, то для них в России работает две платформы: Вoomstarter и Planeta.

Отличаются они условиями работы, которые постоянно меняются, но всегда остаются различия. К моменту нашего запуска у них была разные длина кампании по сбору средств и минимальные пакеты.

Нам больше подходил сайтВoomstarter (2 месяца, 5000 рублей на запуск проекта и процент на вывод средств 4%) :

Надо заметить, все утверждают, что на Planeta лучше работает статистика и есть другие показатели проекта для автора, которых на бумстартере нет. Подтвердить не могу. Но на Вoomstarter все было достаточно понятно, так что даже я разобралась. Рассылка на обеих площадках платная.

Как правильно рассчитать сумму для сбора

Исходя из этого самого процента на вывод средств с платформы, нужно рассчитать сумму сбора правильно. Так если на проект необходимо 100 000 рублей, то авторы частенько запускают кампанию на эту сумму. Не учитывая, что с этих денег будет необходимо заплатить налог (физическое лицо - 13%, ИП и ООО - в зависимости от системы налогообложения). Я оформляла проект через свое ИП и платила 6% налога.

В нашем примере 6% от 100 000 - это 6000. Добавьте к ним еще процент вывода средств - 4000. И вместо 100 000, вы уже получаете 90 000. И по этой причине в итоге авторам не хватает средств на проект, если они не задумались об этом заранее. Поэтому не забудьте посчитать эти суммы сразу и запускать кампанию уже не на 100 000, а на 110 000 рублей.

Как подготовить проект

Чтобы запустить краудфандинговую кампанию нужно:

1. Подготовить понятное описание проекта, из которого будет понятно: о чем проект, зачем он нужен и какого результата хочет добиться автор.

2. Подготовить фото для обложки проекта. Особых требований нет, большое разрешение не потребяется.

3. Не обязательно, но лучше записать видеообращение автора. к личному обращению больше доверия, и эмпатии оно вызывает больше. А это важные параметры для краудфандинга.

4. Придумать акции (спонсоры проекта вкладывают в него деньги не просто так, а получают призы) - на разный кошелек и желательно с завлекательными подарками, которые захочется купить.

Я не хотела делать акции для больших взносов, потому что мне казалось, сейчас не тот период жизни у среднестатистического жителя России, чтобы у него было много свободных денег. Рассчитывала на маленькие взносы от представителей из мира кайтсерфинга, моих знакомых и просто людей, которые захотят поддержать проект. Ведь что такое 300 рублей? В Москве это чашка капучино в кофейне. Но меня уговорил менеджер проекта, за что ей огромное спасибо. Так как по итогам сбора: самые популярные взносы - 1000 и 5000 рублей. И всего три взноса по 300 и 500 рублей. Поэтому не ограничивайте выбор потенциальных спонсоров.

5. Расписать бюджет проекта по пунктам и на что конкретно будут потрачены деньги.

После этого нужно залить проект на площадку и ждать модерацию. Обычно она длится не больше 7 дней.

Как вести проект: личный опыт

Надо честно признаться, что для меня это первый опыт подобного сбора средств. Я слышала много разочарованных выводов от людей, у которых не получилось. И заранее не очень верила в краудфандинг. Наверное, поэтому первую часть кампании я по факту ничего не делала. Не повторяйте мой опыт. Это пример того, как делать не надо.

Когда говорят: надо рассказывать про сбор средств, имеют в виду буквально: рассказывать. Не парочке близких друзей, а всем вокруг и постоянно. И делать посты в социальных сетях с периодичностью в несколько дней правда надо. Рассказывать про вознаграждения, объяснять, как это важно для вас лично, напоминать, что сбор средств скоро подойдет к концу и вот это все. Нужно обращаться к знакомым людям лично, в сообщениях и при встречах. И не отказываться ни от какой помощи.

Обращение героини

Когда мне все это объяснили до запуска, я подумала: общаться и объяснять я умею, всю жизнь это делаю. И мне сначала казалось, что я все это делаю, но почему-то результат не очень. Но потом выяснилось, что мне так только кажется. Если честно, то я, как и многие, не умею просить. И говорить про деньги тоже не очень умею. Вылезло множество страхов и барьеров, я постоянно откладывала какие-то вещи, все планировала, собиралась и готовилась. И не делала, потому что на самом деле мне было трудно просить.

Новость о запуске краудфандинга я конечно написала, а потом молчала почти неделю. Что помогло все изменить? Помогло то, что несколько знакомых поддержали меня, и сами сделали репосты у себя в социальных сетях с искренними и вдохновляющими подписями от себя. Сначала я использовала эти тексты, потом благодаря им появились первые взносы, и я стала писать уже про них. А потом придумалось еще много других тем и действий, но это не значит, что дальше все шло гладко. Просто самый трудный первый шаг обычно. Когда я написала нескольким знакомым личные сообщения, в тот же вечер было сделано три взноса в общей сумме на 5000 рублей. И я продолжила писать.

Ожидания/реальность

Сбор средств идет медленно и, оказывается, довольно часто краудфандинг продлевают по этой причине. Платформа предлагает это сделать в случае необходимости бесплатно.

Несмотря на мои ожидания у нас почти нет взносов от кайтсерферов. От людей, которые как мне казалось заинтересованы, чтобы про них сняли кино. Основная часть взносов - это поддержка моих друзей и знакомых, а также друзей нашей героини, которые просто хотели поддержать именно нас. В общем, они скорее не про кино, а про нас. Как мне потом объяснили сотрудники платформы на кино сейчас деньги плохо собираются. Хотя есть несколько взносов от неизвестных нам людей. Есть и анонимные взносы, про которые мы ничего не знаем. Это может быть кто угодно.

Есть люди, которым бессмысленно объяснять, зачем нужно твое кино и почему это важно для тебя. Они в принципе не хотят давать денег, но не будут признаваться в этом. А начнут агрессивно убеждать, что есть более серьезные проблемы в мире, например, здоровье детей, и что ты занимаешься фигней. Я поняла, что на них не стоит тратить время и силы. Получаешь только разочарование и мысли о том, что наверное и правда надо прекратить бессмысленное занятие, когда столько важного вокруг.

Нужно приготовиться к игнору даже от друзей. И будет много знакомых, которые сначала сами напишут или позвонят и что-то предложат, а потом пропадут. Потому что не получилось, стало лень, они забыли или что-то еще. И поэтому они предпочтут просто пропасть. Перестанут выходить на связь даже по другим делам и договоренностям. Сначала это выбило меня из колеи. Но потом я поняла, люди не делятся на плохих и хороших, они просто такие, какие есть. Поэтому надо быть готовым к таким вещам. И еще надо быть готовым, что списки знакомых и друзей в социальных сетях сильно поредеют, а вы узнаете много нового о себе и них.

После сообщений о краудфанинге в моих социальных сетях у меня почти появился партнер и со-продюсер, который потратил много моего времени, а потом передумал участвовать. Такое бывает, и к этому тоже надо быть готовым.

Итог

Мы не собрали всю сумму, хотя и продлевали кампанию на месяц. И все же по правилам она признана успешной, так как собрано больше половины суммы. А мы с командой придумали, как удешевить производство, нашли одного классного партнера. И проект все-таки состоялся.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна Лобанова
Автор

Опыта положительного даже больше, чем один полный метр.
И в нашем случае проект успешен, больше половины собрано. Фильм снят. Так что все не так плохо)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна Лобанова
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

"Есть люди, которым бессмысленно объяснять, зачем нужно твое кино и почему это важно для тебя...надо быть готовым, что списки знакомых и друзей в социальных сетях сильно поредеют, а вы узнаете много нового о себе и них." - Сарик Андреасян - платиновые цитаты.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Игнатенко

Анна, поздравляю с успешным проектом и отличным опытом краудфандинга! Но должна заметить, что на Planeta.ru рассылка абсолютно бесплатная — только попадают туда, конечно, не все проекты из-за того, что их много. Но у хорошо оформленных кампаний, авторы которых активно занимаются своими проектами, большие шансы на включение в рассылки.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Лобанова
Автор

Я это прочитала в описании на самом портале. Возможно возникло недопонимание

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда