Тренд: На смену Growth Hackers приходят Retentioneer

Пользователь под ником Retentioneer опубликовал в своем блоге на Medium заметку о том, что на смену специалистам по росту продукта (Growth Hackers) приходят профессионалы, умеющие удерживать пользователей в продукте (Retentioneer).

В рубрике Growth Hacks — перевод заметки.

Сам термин — Retentioneer — зародился в Кремниевой долине, когда компании осознали проблему «дырявого ведра» и поняли, что для обеспечения реального роста клиентской базы им необходимо наладить процесс удержания пользователей.

Термин Retentioneer образован слиянием слов Retention (удержание) и Engineer (инженер).

Эти специалисты, как и Growth Hackes, должны сочетать технические навыки с глубоким пониманием маркетинга. Но, в отличие от Growth Hackers, Retentioneer фокусируются не на привлечении новых клиентов, а на том, как «привязать» их, заставить возвращаться вновь и вновь. Чтобы не потерять ни одного случайного посетителя сайта, Retentioneer постоянно задаёт себе два главных вопроса:

  1. Что ещё я могу попробовать, чтобы «подсадить» этого человека на наш продукт?
  2. Как я могу уменьшить скорость оттока?

Ответы на эти вопросы требуют от Retentioneer хитрости, нестандартных решений, дисциплинированного моделирования и точных измерений. Это настоящие эксперты, сопровождающие клиентов в первые дни эксплуатации продукта в поисках «aha»-моментов.

Всё начинается с тщательного изучения данных. Retentioneer должен быть профессионалом статистического анализа, чтобы выявлять, что именно предсказывают те или иные сигналы. Но и этого недостаточно: он должен уметь создавать алгоритмы сопровождения и организовывать капельные email-рассылки, подогревающие пользовательский интерес.

Если в вашей команде нет такого специалиста, вы впустую тратите свою энергию. Growth Hackers могут привести к вам целую орду жаждущих подписаться на ваш продукт, а уже через месяц всё снова превратится в безлюдную пустыню. Продвинутые команды понимают, насколько важны эти парни, и обеспечивают их самыми лучшими ресурсами. Или подписываются на Intercom.io — это тоже хорошо работает.

Каждому специалисту Growth Hacks известно, что если долго просить, то, в конце концов, вам удастся представить ваше приложение в Google Play и App Store. Одно это может привести к сотням тысяч скачиваний. А реклама в Facebook App Install сделает его почти таким же популярным, как дешёвые расширения или бесплатные ресурсы. Но не слишком ли много пользователей, скачав ваше приложение, так ни разу им и не воспользовались?

Retentioneer может радикально изменить траекторию роста, ведь он досконально знает, что делают ваши клиенты в 1-ый, 2-ой, 3-ий и 4-ый день, а также в дни под номером 2,5 и 3,75 (и в любой другой момент времени). Он понимает, кому, когда и какое сообщение следует отправить. Он знает, когда имеет смысл сделать звонок, а когда лучше ограничиться скромным email-уведомлением. Вы можете не иметь никакого понятия, какие дни и какое время суток идеальнее всего подходит для рассылки ваших сообщений, но ваш Retentioneer обязан это знать.

Retentioneer — фанат email-рассылок. Он поможет вам обнаружить тончайшие различия между MailChimp, MailGn, SendGrid, PostItNow и BlastOff и позаботится о том, чтобы ваш спам-рейтинг никогда не падал ниже 7,3. Он знает, как провести A/B-тестирование контента и как довести цикл «Открыть — Перейти — Активировать — Подписаться» до совершенства. Он просветит вас насчёт того, что пользователи младше 22 лет не проверяют электронную почту, и создаст альтернативные циклы для SMS, Kik, Snapchat, Instagram и Jott. Вы ничего не слышали про Jott? А ваш Retentioneer, скорее всего, слышал.

Специалист, не владеющий ретаргетингом, не может называться Retentioneer. Настоящий Retentioneer уверен, что когда пользователь, посетив ваш сайт и почти сделав заказ на крем для ног, покидает страницу, он совершает большую ошибку. Он даже может разработать рекламную стратегию удержания: всякий раз, зайдя в интернет, пользователь будет получать напоминания вернуться и купить этот крем для ног со всё возрастающей скидкой. Retentioneer будет соблазнять его, пока злосчастный крем не станет почти бесплатным.

Что в итоге

Retentioneer — это новый человек в вашей маркетинговой команде, причём гораздо более важный, чем хакеры роста. Кого волнует, сколько людей вы привлекаете в свой бизнес, если вы не можете их удержать? Retentioneer знает толк в активации и удержании клиентов и умеет так подробно рассуждать о маслобойках, словно целыми днями только и делает, что взбивает масло. Его конёк — капельные кампании с идеально рассчитанными по времени сообщениями.

Команда по развитию без Retentioneer — как дырявое ведро. Срочно бегите и наймите этого человека.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Свиблов

По моему - что Growth Hackers, что Retentioneer - это роли, а не профессии или должности. Эти роли (и не только эти) во-первых может совмещать один человек, во вторых этот человек имхо уже имеет должность продуктового менеджера.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Мирошников

В РФ может быть...
Видел "за бугром" вакансию в одной компании.
Так они именно Growth Hacker'а искали.
С описанием того, что он должен будет делать по должностным обязанностям.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Свиблов

А если не сложно скиньте линк, интересно посмотреть

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Прокопенко

Ну, у нас некоторые студии «джедаев» ищут, это же не значит, что это профессия такая =)

Всё верно, Growth Hacking — подвид маркетинга, просто специализированный и с модным названием.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Marchenko

Growth Hackers в европейских и американских стартапах уже давно выделились в самостоятельную должность. Вот на Angellist полно примеров: http://buff.ly/1HYAkWK

Другое дело, что когда это роль, а когда позиция, зависит скорее от масштабов, деятельности и маркетинговой стратегии компании.

PS в retentioneers как в отдельную профессию не верю

Ответить
Развернуть ветку
Victor Krylov

У хакеров роста сформировался устойчивый конкурентный рынок. Поэтому отдельные из них собрались, помозговали, почитали книжки по LTV, и пошли представлять миру новый тренд.
А, заодно, и новых, уникальных специалистов, которых нигде еще нет, кроме них самих. =)
"Команда по развитию без Retentioneer — как дырявое ведро. Срочно бегите и наймите этого человека."

Ответить
Развернуть ветку
Антон Петренко

Имею многолетний опыт удержания клиентов. Фото главного инструмента прикрепляю:

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

В маркетинге Retentioneer это Community Manager.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kolesnikov

Нет. КМ это специалист по связям с общественностью, он не принимает непосредственного участия в разработке проекта. А retentioner это подвид аналитика, который собирает статистику, отслеживает показатели и разрабатывает решения для удержания аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Это не так .) Вы очень узко подходите к роли КМа, я выше написал - это заблуждение, свойственное рынкам, где институт комьюнити-менеджмента находится в зачаточном состоянии, несмотря на то, что в России ему уже лет эдак 8.

КМ не принимает участия в разработке "руками", но он в очень многих случаях определяет вместе с product owner'ом (будь то продакт, продюсер или любая другая роль) что и в какой очередности делать.
С UGC-же продуктами все еще суровее .)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kolesnikov

То есть вы хотите сказать, что на рынке ММО институт комьюнити-менеджмента находится в зачаточном состоянии?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

А рынок ММО в России есть? :D
И да, на постсоветском пространстве институт КМов находится не в лучшей форме: мы буквально в прошлый четверг устраивали первый московский митап комьюнити-менеджеров, где это в том числе обсуждали.

Если интересно: https://www.facebook.com/groups/cmgrmeetup

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Добавлю, Мейл.ру сейчас, вместе с Варгеймингом, Плариумом и ГИ, единственные, где кмство в принципе есть, как подразделение, а не полтора человека в подчинении у пиарщика.

Я могу кого-то забыть, потому что из игровой индустрии давно ушел и сейчас только контакты поддерживаю, но тут вы меня вполне можете поправить.

И это не рынок, как вы сами понимаете, это несколько крупных игроков. "Институт" профессии не формируется таким малым количеством примеров.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Свиблов

Не совсем так. Community Manager работает только с комьюнити, обычно это общение с пользователями, донесение до отдела разработки фидбека итд.
Оптимизация продукта с целью удержания не ограничивается этим.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Не соглашусь. Это очень узкий взгляд на комьюнити-менеджмент, сформировавшийся в России.
Даже в Game Insight КМы это уже больше, чем вами сказанное, а на западе КМ - это social leader, евангелист, и brand voice.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Свиблов

Во всех компаниях, где я работал, и где работают друзья (в том числе и бывшая девушка, КМ в ГИ) - у комьюнити никогда не принимали продуктовых решений. Возможно это специфика игровой индустрии в России, спорить не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Скажем так, это сильно отличается от компании к компании и от отрасли к отрасли: допустим, в строительном секторе, особенно при работе с ИГ (инициативными группами), и ОСОБЕННО не при массовом строительстве, роль комьюнити-менеджера (он иногда называется менеджер по работе с ИГ) очень велика, и продуктовые решения в данном случае касаются многих аспектов, в первую очередь благоустройства территорий.

КМ может называться по разному и его участие в разработке разное. Опять же, низкая вовлеченность - проблема рынка и института КМства в России .)

Ответить
Развернуть ветку
Victor Krylov

Ага, да. А в природе птицы - это голуби, наверное.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Аналогия непонятна .)
reject
reject
reject
access denied

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Gleb Klimshin

Новое слово для старой работы. Опять нерусское )))

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Меня тут одолевает Growth Hacker одного сервиса, что на ЦП регулярно пиарится. Я не знаю, насколько этот человек разбирается в росте продукта, но он звонит уже неделю исключительно в полночь, забывая посмотреть в CRM что я далек от московского времени.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Khasanshin

Я вам не звонил. Другим регулярно пиариться не даем.

На самом деле, я даже не представляю о ком может быть речь, потому что из тех кого я признаю - вам звонить не могли.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Прокопенко

Да уж, вы явно не Retentioneer =)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Michael Babich

Все намного проще. Все это называется продать себя, не имея опыта. Growth Hacker (гросакеры - назовем это племя) - понятие человека, который не понимает рынок, не понимает пользователя, не понимает продукт, но пытается хакнуть систему, что дает только жиденький всплеск интереса и метрик. В отличие от гросакера нормальный маркетолог понимает что такое аудитория и как с ней работать. И вот теперь те самые сакеры пытаются переименовать себя в ретеншенеров, пытаясь себя продать второй раз тем же идиотам, которые не понимают, что для маркетинга надо иметь нормальную внутреннюю команду, а не клоунов из аутсорса. В итоге, есть маркетологи, а есть гросакеры и ретиноиды. Последние две категории пытаются хакнуть работодателя.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Zemskov

а я вот моментально форсирую закрытие таба с сайтом который внезапно пытается меня удержать

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда