{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как запороть создание сайта. 8 вредных советов заказчикам

Статья из серии «накипело».

За годы работы команда студии «Волга-Веб» не раз сталкивалась с самыми разными заказчиками и спасала уже загубленные другими исполнителями проекты. Повидав всякого, мы решили, что этот специфический опыт не должен пропасть, и подготовили список наиболее распространенных ошибок клиентов при заказе сайтов у веб-студий. Все основано на реальных событиях.

Хотите, чтобы сайт был рожден в муках или не рожден вовсе — смело следуйте нашим вредным советам. Желаете, чтобы все прошло гладко и без ошибок — не забудьте прочитать сноску «А если серьезно» к каждому совету.

1. Ответственный за проект со стороны заказчика не должен разбираться в сайтостроении

А еще лучше, если он новичок в компании, толком не разбирающийся во всех ее тонкостях. Ну и высший пилотаж — если он не «дружит» с компьютерами и «этими вашими интернетами». Главное — инициативность, поставленный командный голос и умение настоять на своем. Такой и только такой человек сможет контролировать профессиональных разработчиков и давать им ценные указания!

А если серьезно: Жизненно необходимо, чтобы представитель компании-заказчика хотя бы немного разбирался в вебе или, по крайней мере, не воспринимал в штыки новую информацию в попытках скрыть некомпетентность. В процессе разработки от него потребуется внимание и ответы на вопросы, так что лучше смириться с этим в самом начале.

2. Не давайте четкого задания на проект

«Ну правда, может еще и сайт самому сделать?! По ходу дела разберемся, как и что делать. А если вдруг что-то не получится, быстро исправим, а то проект срочный, кота за хвост тянуть нельзя.» © Цитаты великих людей.

А если серьезно: Без внятного ТЗ — результат ХЗ. У вас свое видение проекта, соответствующее вашей точке зрения и картине мира, а у каждого члена команды — свое. И, что ужасно, они постоянно не совпадают. Во избежание лишних споров и необоснованных претензий, заранее оговорите все пожелания в соответствующем документе. Так вы обяжете исполнителя учесть их в работе. Ну а если составление четкого ТЗ — не ваш стиль, будьте готовы к разочарованиям и переплатам за доработки.

3. Готовьте материалы для сайта в последний момент или просто скопируйте у конкурентов

И правильно, утром деньги — вечером стулья. Зачем тексты, фотографии, карточки товаров и видео, если сайт еще не готов и их некуда заполнять?

А если серьезно: Контент — основа сайта. Пользователи приходят не оценить качество дизайна или проверить наличие адаптивной верстки, им интересно содержимое. Да и вообще, готовый контент служит огромным подспорьем для команды разработчиков. Специфика и формат материалов учитывается при создании сайта и позволяет органично встроить его в каждую страничку. И чем позже они будут предоставлены, тем топорнее войдут в структуру и дизайн сайта (скорее всего — просто будут вставлены в готовый сайт). Что касается использования неоригинального контента — даже думать об этом забудьте, более простого способа опустить себя в поисковой выдаче и представить трудно. В общем, рекомендуем уделить наполнению самое пристальное внимание, ведь от качества контента напрямую зависит посещаемость и конверсия сайта.

4. Всегда консультируйтесь с друзьями, коллегами, случайными знакомыми, своей кошкой и всеми, кто не имеет отношения к созданию сайтов

Одна голова хорошо, а две — лучше. Пусть все посмотрят и дадут максимум критики и правок, так сайт гарантированно получится идеальным. Да и у тети Люси, заслуженной уборщицы, внук вроде передумал быть космонавтом и решил стать дизайнером — уж он-то точно даст экспертный совет!

А если серьезно: Многие решения в разработке основаны на уже готовой и согласованной структуре, имеющихся материалах, целях сайта и разработанной стратегии продвижения. И они взяты не с потолка — это плод трудов целой команды: программистов, дизайнеров и маркетологов. Не знающие задачи и не заинтересованные в результате люди банально не способны дать дельный совет.

И не забывайте, большинство людей по умолчанию предвзяты. Простая психология: «Если попросили оценить, значит что-то тут не так». Именно с такими мыслями будут комментировать проект ваши знакомые, заранее выискивая исключительно негатив. А за неимением оного, его придется выдумать, чтобы не ударить в грязь лицом и сказать хоть что-то. Такие медвежьи услуги не принесут вам никакой пользы и лишь попортят крови разработчикам, ведь им по долгу службы приходится считаться с любой критикой.

Если вам действительно важно мнение обычных людей «с улицы» или вы хотите протестировать какие-то идеи, закажите массовый опрос на специальных сервисах или сформируйте фокус-группу из потенциальных клиентов. А еще лучше — поскорее запускайте сайт и начинайте наблюдать за живыми посетителями.

5. Не обращайте внимания на сроки согласования и оплаты

По-настоящему занятой человек никого не ждет — все ждут занятого человека. Если у вас и так очень много работы, принимать дизайн некогда. Обсудите работу команды разработчиков тогда, когда освободитесь. И не называйте точных сроков, ведь бизнес — штука непредсказуемая.

А если серьезно: Каждая задержка может существенно отсрочить момент завершения проекта. Да и внимание команды разработчиков к мелочам становится не столь пристальным, когда обратной связи приходится дожидаться сутками, неделями или месяцами. Банально пропадает вдохновение, а в творческой работе это очень важный фактор. Рекомендуем как можно раньше сообщать об отсутствии (например, отпуске) или предстоящем большом проекте, который может занять все ваше время. Только тогда исполнитель вовремя поставит проект на паузу или проработает необходимые вопросы заранее.

6. Всегда надиктовывайте правки по телефону или голосовыми сообщениями

Вот еще, заниматься писаниной и посылать правки электронным письмом в нормальном, структурированном и читабельном виде. Гораздо проще позвонить и выдать скороговоркой все свои мысли менеджеру, а уж он все должен запомнить — за это ему и платят. А еще лучше все надиктовать в WhatsApp.

А если серьезно: Время, потраченное на оформление своих пожеланий в электронном виде, окупается сторицей. Письменные замечания к проекту легче читать; время их отправки и получения четко фиксируется у обеих сторон; и на основании полноценного документа, а не транскрибации телефонного разговора, можно оперативно давать конкретные указания разработчикам.

Отдельного внимания заслуживают голосовые сообщения в мессенджерах. Они идеально подходят для обычной болтовни, когда вы за рулем или просто лень набирать текст. Но использовать их в работе — моветон. А ведь некоторые могут взять и надиктовать сумбурный поток мыслей, гордо назвав это Техническим Заданием. В идеале, приоритет общения в письменном виде должен быть закреплен еще на стадии заключения договора — только так получится избавиться от эффекта испорченного телефона раз и навсегда.

7. Требуйте сделать сайт идеальным “здесь и сейчас”

The best or nothing. Сайт должен быть идеальным с первой же попытки. И неважно, что до этого у вас был лишь устаревший или неработающий сайт, который до сих пор неприкаянно висит в интернете. Не слушайте про тестирование гипотез, доработку и дальнейшую поддержку для повышения эффективности — сайт просто должен быть идеальным. Сразу.

А если серьезно: Как и в любой IT-разработке, у сайтов тоже есть α и β-версии. И в полную силу он заработает только когда пройдет испытание практикой. Тогда слабые идеи будут отброшены, а наиболее продуктивные — развиты в полную мощь. Нельзя сделать максимально эффективный сайт основываясь только на гипотезах — это как учиться езде на велосипеде по книгам. Просто запускайте сайт в несколько итераций и внимательно смотрите: что работает, а что нет. Чем быстрее будет запущена первая версия, тем быстрее будет получена первая статистика и тем скорее будут внесены корректировки для улучшения результата.

8. Будьте уверены: стоит только запустить сайт, а клиенты сами придут

На хороший сайт клиенты слетаются, как пчелы на мед. Ну а если клиентов нет — виноват сайт и его создатели. Не отсутствие внятной рекламной стратегии. Не нулевой бюджет на поисковое продвижение. Только сайт.

А если серьезно: Конец разработки — лишь начало жизненного пути сайта. Чтобы люди о нем как-то узнали, он должен стать заметным. Первый и самый быстрый вариант — контекстная реклама. Второй — SMM или продвижение в соцсетях. Третий — продвижение в поисковых системах, оно же SEO (оптимизацию под поисковики лучше делать сразу при разработке, надеемся, вы не убрали её из сметы). Причем, в поиске сайт появится не сразу и уж точно не на первых позициях. Поисковым системам требуется время для его индексации — может пройти несколько недель или месяцев, прежде чем он начнет покорять вершины поисковой выдачи. Разумеется, если сделать оптимизацию заранее, то данный период значительно сокращается.

Но даже когда количество посетителей начнет стабильно расти, необходимо внимательно наблюдать за их поведением на сайте. Кто-то будет внимательно изучать контент, другие же уйдут сразу. Следует выяснить причину оттока посетителей и повысить уровень вовлечения пользователей. Грамотные разработчики знают модели поведения людей и закладывают определенные гипотезы касательно предпочтений целевой аудитории в оформление и наполнение сайта. Но все люди разные (в том числе и ваша ЦА), поэтому необходимо постоянно тестировать идеи и создавать на их основе рабочую маркетинговую стратегию. Как видите, даже после сдачи готового сайта, все веселье только начинается, но подробнее о рекламе и продвижении — в следующий раз.

0
3 комментария
Bond

А что такое четкое ТЗ по дизайну? Всегда интересовал этот вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Трофимов
Автор

Добрый день! Четкое ТЗ на дизайн сайта включает в себя назначение сайта (тип, для чего он создается, сведения о ЦА), список страниц, перечень сайтов, на которые он должен быть похож (если такие есть и если это вообще надо). Желательно набросать макет — с визуализированной информацией будет проще работать при обсуждениях. Как мы писали в статье, желательно иметь готовый контент еще до начала разработки. Эти материалы тоже нужно приложить к ТЗ. А еще следует указать предпочтительную цветовую гамму, наличие желаемых функций (например, комментирование новостей, чат или удобная загрузка фото/видео/файлов). В общем, чем подробнее — тем лучше.

 
Можно, конечно, полностью все доверить исполнителю, положившись на его опыт и вкус. Это нормально и иногда так действительно лучше, чем «выжимать» из себя требования в сфере, в которой не сильно разбираешься. Главное потом не жаловаться, что результат не соответствует неким смутным ожиданиям. Если в голове уже сформировалось видение будущего сайта, нужно максимально подробно описать это в ТЗ. 

Ну а «Сделайте по красоте!» или «Хочу что было как вот тут-то, только стильно-модно-молодежно» — это точно не ТЗ)  

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Получил хороший опыт сотрудничества со студией SMinion. Этапы сотрудничества расставлены по полочкам. Сейчас сделали за неделю и месяц поддержки. 

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда