Оффтоп Лена Очкова
6 930

«Киберспорт — будущее игровой монетизации»: Основатель NoobStars о том, какая модель может заменить free-to-play в ближайшем будущем

Основатель игрового сервиса NoobStars Сергей Сафронов написал для vc.ru колонку о том, как киберспорт может помочь монетизировать разработку игр, повысить LTV пользователя и что ждёт игровую индустрию в эпоху виртуальной реальности.

После прочтения статьи Алексея Мигитко из игровой студии Datcroft Games я решил поделиться своим видением ситуации в индустрии. Согласен, что «игроки понимают, когда из них хотят вытащить всё до копейки» и разработчикам надо двигаться дальше, осваивая новые модели монетизации и добавляя тем самым «новые уровни» в свои игры.

Киберспорт

Тем, кто следит за игровым сообществом и трендами в нём, известно, что киберспорт с каждым годом становится лишь популярнее среди компьютерных геймеров.

Свидетельством тому являются международные турниры с призовыми фондами в миллионы долларов, которые уже с уверенностью обходят традиционные виды спорта, огромные гонорары профессиональных геймеров, сравнимые с гонорарами звёзд футбола или NBA, активно появляющиеся киберспортивные онлайн-арены, позволяющие пользователям создавать свои турниры и управлять ими в таких играх, как League of Legends, и стартапы типа Kickback, на площадках которых даже любители таких игр, как Minecraft (лично я предполагал, что в неё играют только дети), могут соревноваться на реальные деньги в режиме онлайн.

Как это влияет на разработчиков игр и при чём тут LTV

Для пользователя интереснее всего соревновательная часть любой игры, будь то футбол, шахматы или Counter Strike. Причём именно та часть, которая позволяет соревноваться с себе подобными, а не просто с очередным встроенным в игру ботом. Вспомните свой первый сетевой deathmatch в Quake или подобной игре. Это было круто и незабываемо. И это заложено в природу человека. Мы, люди, соревнуемся везде и практически во всём.

В истории игр LTV (lifetime value, или, другими словами, CLV — customer lifetime value) пользователя увеличился с добавлением функции игры по сети. Следующий этап эволюции — матчи и турниры на реальные деньги.

Почему увеличивается LTV пользователей игр? Ранее игроки, заметно развившие свой игровой навык в одной конкретной игре, скучали, раскидывая нубов по углам карт, просто набирая игровые очки, а затем и вовсе покидали игру и удаляли её с компьютера. Сегодня геймеры уже имеют возможность использовать накопленный опыт, чтобы зарабатывать на нём, оставаясь при этом в самой игре и не покидая её, так как у них уже есть дополнительная мотивация.

Во-вторых, появляется новая модель монетизации для самих разработчиков и дополнительный стимул для создания соревновательных MMOG (massively multiplayer online games) площадок.

Где тут монетизация, спросите вы. В партнёрстве с подобными онлайн-аренами. Схема следующая: разработчик предоставляет необходимые инструменты (API) и техподдержку, получая взамен процент или фиксированную комиссию за каждый матч или турнир, проведённый на своём сервере. Сейчас пользователи играют бесплатно, сжигая ресурсы арен. И для владельцев арен, и для владельцев игр работает принцип win-win.

Не проще ли самому разработчику встроить эту функцию в игру

Нет. Помимо дополнительной нагрузки в виде затрат на маркетинг появляется юридическая сторона вопроса. Легально ли это? Если да, то в каких странах и как регулируется законодательно этот процесс?

К примеру, в США, где мы и зарегистрировали свою компанию и даже питчили местных инвесторов (свои рекомендации и видеоблог на эту тему я публиковал ранее), есть чёткое разделение по типу игр на game of chance и game of skill.

Владеющие английским языком читатели, думаю, сразу поняли разницу, для остальных поясню простыми словами, не углубляясь в юридическую составляющую: game of chance — игры, на результат которых влияет шанс. То есть рулетка, карточные игры, в том числе и покер, относятся к категории азартных игр (во французском языке 'jeu de hasard' буквально означает «игра случая»). Кстати, владельцы крупных покерных порталов давно пытаются изменить свой статус в США, и пока безуспешно.

Но вернёмся к нашей теме: game of skill — игры, на результат которых влияет навык игрока, ментальный либо физический.

Какова сегодня ситуация в России

У нас, как всегда, всё не так просто и однозначно. С одной стороны, данная деятельность попадает под понятие азартных игр, что имеет неправильную формулировку для нашего случая, с другой стороны, есть законодательное регулирование и специально выделенные игорные зоны.

Ситуацию можно изменить введением дополнительного определения, как это уже сделано в США, Индии и многих странах Азии, а также включением киберспорта во Всероссийский реестр видов спорта, из которого он был исключён в 2006 году.

Для этого, кстати, нужно, чтобы он соответствовал всего нескольким критериям: развитость более чем в половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения. И тогда киберспортсмены будут приравнены к спортсменам традиционных видов спорта, у разработчиков появится новый и вполне легальный инструмент монетизации игр, а государственный бюджет получит дополнительный канал для сбора налогов. И все вроде как в плюсе.

Будущее, VR и новый рынок

Тут я поддерживаю мнения игроков индустрии, упомянутое в предыдущей статье.

Виртуальная реальность, для которой сегодня на рынке уже достаточное количество гаджетов, несомненно, поспособствует развитию киберспорта, и очень серьёзно. Игрок уже не будет ограничен двумя манипуляторами — клавиатурой и мышью. На совершенно новом уровне, приближенном к реальному миру, будут использоваться органы чувств: с помощью слуха можно будет без визуального контакта определять дальность объекта и его приблизительное местоположение относительно игрока.

Кроме того, нужно будет ещё и быстро крутить головой из стороны в сторону. Так что, геймеры, развивайте мышцы шеи. Турниры и матчи с каждым годом будут всё зрелищнее и ближе к реальности.

Разработчики, сегодня включающиеся в гонку создания игр для VR, повторят судьбу успеха первопроходцев рынка мобильных приложений для платформ App Store и Play Store.

Причём это касается именно небольших команд, так как гиганты типа Ubisoft готовы включиться в эту гонку, как только количество проданных комплектов превысит миллион. А это значит, что у российских студий есть все шансы занять своё место на этом развивающемся и многообещающем рынке.

Желаю удачи нашим разработчикам и киберспортсменам.

#Рынок_игр #гаджеты #киберспорт #Oculus_Rift #рынок_игр #разработка_игр #league_of_legends #vr #Сергей_Сафронов #NoobStars #counter_strike

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439_\u0441\u0430\u0444\u0440\u043e\u043d\u043e\u0432","\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a_\u0438\u0433\u0440","\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430_\u0438\u0433\u0440","\u043a\u0438\u0431\u0435\u0440\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442","\u0433\u0430\u0434\u0436\u0435\u0442\u044b","vr","oculus_rift","noobstars","league_of_legends","gamedev","counter_strike"], "comments": 11, "likes": 15, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 10795, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15395' + '50799') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 10795, "author_id": 32927, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/10795\/get","add":"\/comments\/10795\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/10795"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

11 комментариев 11 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

izi katka

Ответить

Комментарий удален

1

Радует когда в статье есть пояснения типа LTV. Сначала хотел сказать что автор мудень, но ниже он все таки дал пояснения, молодец. А кто так не делает - мудень.

Ответить

Комментарий удален

0

Оу, спасибо. Возьму на заметку.

Ответить
0

Расскажите, откуда там столько бабла? Игроки скидываются или спонсоры?

Ответить
4

В основном игроки. В доте игроки покупают компендиумы. В лоле скины на персонажей. В WoT премиум танки. В КС:Го тоже самое что и в доте) По большому счёту весь киберспорт держат игроки. Поэтому разработчики и пыхтят, что бы доставить игрокам удовольствие, в следствие чего те будут заносить им бабло)
Возьмите например университетские гильдии в лоле. Каждый месяц компания бесплатно рассылает кучу всякой мелочи игрокам(флешки, кружки, футболки). Затраты относительно прибыли минимальные, но профит идет колоссальный. Они угодили игрокам, игроки любят такое отношение, и они охотнее покупают внутриигровые предметы.
Ну в общем как то так.

Ответить
0

Если коротко, то в Dota2 Valve продавали книжечку, где можно было делать предикшны, получать какие-то шмотки, etc. 25% от продаж клали в призовой фонд. Получилось 18кк :)

Ответить

Комментарий удален

0

Уже существует куча ресурсов, где желание играть на деньги монетизируется изо всех сил. И они создаются без издателей, так как у них с монетизацией все ок (Valve, Riot, Wargaming) и такой подход испортит существующую модель.
Не забывайте и про букмекеров, которые все чаще принимают ставки на киберспортивные события.

P.S. VR не взлетит.

Ответить
0

Очень интересная тема затронута в этой статье. В принципе, вышеописанный способ монетизации уже вовсю применяется в Daily Fantasy Sports (DFS) - возможно, самой быстроразвивающейся индустрии в мире. Такие компании как DraftKings и FanDuel имеют рекламные контракты с ведущими спортивными лигами Америки (НБА, НФЛ, НХЛ, МЛБ), а также рекламируются на национальном телевидении. Кстати, в скором времени они начнут проводить игры и по Daily Fantasy eSports (дэйли фэнтези киберспорт). На мой взгляд, это один из самых удачных способов монетизации многомиллионной зрительской аудитории киберспортивных турниров.

Но я не думаю, что такой способ монетизации обретет массовость. Потому что с точки зрения законодательства все действительно очень сложно.

В США и Канаде дэйли фэнтези спорт обрел невероятную популярность и имеет легальный статус. Но как долго это продлится - неизвестно. Ведь, по сути, UIGEA (Unlawful Internet Gambling Enforcement Act) разрешает традиционные сезонные фэнтези спорт турниры на деньги, а это не совсем то же самое, что и DFS. К тому же там есть ряд ограничений по условиям проведения турниров на деньги.

В России же и вправду все неоднозначно. И киберспорт, и DFS являются играми мастерства, но у нас часто действуют по принципу "В любой непонятной ситуации - запрещай". Игры на деньги госудраство может отнести в разряд азартных игр, а они у нас запрещены. Стоит ли в такой ситуации рисковать и начинать подобную деятельность в России? - большой вопрос.

В других странах ситуация поинтереснее. Многие из них выдают лицензии на проведение азартных игр онлайн. В некоторых случаях это может иметь смысл. Ведь выхлоп от проведения игр на деньги может быть огромным, и принести гораздо больше денег, чем стандартные методы монетизации.

Ответить
0

Насчет Kickback и подобных сервисов меня терзают смутные сомнения. Участники площадки очень быстро поймут, что срывать джекпоты будут в основном только задроты, а остальные вольют пару матчей и больше не станут там появляться.

Ответить
0

Soccer Stars (Miniclip) прекрасно объединяет в себе обе модели. Будущее - именно за такими гибридными моделями.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления