Гримасы копирайта

Пока мы в нашей варварской стране наслаждаемся свободным прослушиванием всей музыки мира (кроме песен Сергея Лазарева), цивилизованный мир выводит защиту авторских прав на новый уровень. Сразу две удивительных истории, связанных с копирайтом, развернулись по разным сторонам Атлантики.



В США Microsoft подал мощнейшую патентную заявку: в ней предлагается продавать контент по человекопросмотрам, а затем следить, сколько человек его смотрит, с помощью камер (слово “Kinect” в патентной заявке не фигурирует, но, думаем, подразумевается). То есть если вы закупили три человекопросмотра “Аватара” и позвали в гости пятерых друзей, система распознает обман и совершит “remedial action” (страшно представить, что именно под этим имеется в виду).

Разумеется, большие компании патентуют все пришедшее им в голову (что само по себе тоже гримаса копирайта), и к реальной жизни многие их заявки не имеют никакого отношения. Разумеется, такая система защиты выглядит легкообходимой, пока она не выглядит как видеопросмотр в "Заводном апельсине" (см. кадр выше). Но сам факт, что кому-то подобное всерьез приходит в голову, нас уже пугает. С нас завтра не потребуют оплату миллиона человекопросмотров "Заводного апельсина" за то, что мы разместили один кадр и вы все его увидели?

dylan_copyright_collection

Другая история развернулась в Европе, и ее главный герой — Sony Music. Недавно в Евросоюзе решили продлить срок копирайта с 50 лет до 70 (в народе это получило название “Закон Клиффа”: благодаря нему рок-н-ролльщик Клифф Ричард не прекратит сейчас получать отчисления с продаж своих хитов начала 60-х). Однако это продление касается лишь записей, уже изданных к тому моменту, когда им исполнилось 50. А если что-то пролежало полвека на полке, оно автоматически становится общим. У Sony Music есть неизданные записи Боба Дилана 1962-го и 1963-го — там не что-то невероятное, а, наоборот, не самые удачные студийные дубли (поэтому в альбомы они и не попали), но в мире хватает преданных фанатов Дилана, которые заплатят и за такое. Поэтому руководство лейбла решило, что надо срочно издать записи, чтобы не потерять на них права — однако сделало это оригинальным способом.

Во-первых, тираж нового четырехдискового издания составил всего сотню копий, случайным образом разосланных по разным европейским магазинам (то есть оно было выпущено настолько для галочки “мы-издали-продлите-копирайт”, что о поклонниках, желающих прийти за этими дисками в магазин, никто не думал в принципе). А во-вторых, в Sony решили не скромничать: хотя официально бокс-сет называется “The 50th Anniversary Collection”, у него есть еще и не менее официальный подзаголовок “The Copyright Extension Collection Vol. 1”. Ну, то есть, примерно с тем же успехом можно было бы написать на обложке “На что только ни пойдешь ради бабла Vol. 1”. Фанаты, с одной стороны, негодуют из-за такого подхода, а с другой — хотят заполучить бокс-сет как жемчужину своей коллекции, поскольку из-за маленького тиража он тут же стал редкостью.

Нас, впрочем, удивляет другое. Хотя бокс-сет издан минимальным тиражом, все его содержимое, разумеется, уже попало в интернет и было скачано всеми фанатами, которым не досталось физической копии. И когда (через десять лет) Sony решит-таки издать то же с красивой обложкой большим тиражом, эти давно заслушанные всеми желающими записи будут уже куда менее привлекательной покупкой, чем сейчас. А с больших денег, за которые сейчас фанаты перекупают экземпляры друг у друга на eBay, Sony ничего не получает. Вопрос: не кажется ли вам, что уроборос копирайта наступил на грабли и в итоге получит куда меньше денег, чем если бы сразу издал записи в нормальном виде вместо издевательского?

tumblr_mftp3mv2jZ1qe1pmho3_250

Кстати, этот иллюстрирующий логику женщин и мейджор-лейблов GIF сделан из сцены сериала Community, которому еще нет 70 лет, так что из-за его использования мы, наверное, что-то нарушаем. Надеемся, это что-то из законов цивилизованного мира, а не России.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Евгений Трифонов", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043f\u0438\u0440\u0430\u0439\u0442","sony","microsoft"], "comments": 0, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 1084, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 08 Jan 2013 15:36:09 +0400", "is_special": false }
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }