Офтоп
Лена Очкова

Как стать геймдизайнером: пособие для чайников

Колонка гендиректора Crystal Clear Soft

Михаил Харьковский, генеральный директор компании Crystal Clear Soft, поделился с vc.ru советами, как начать карьеру геймдизайнера.

Эта статья написана для тех, кто хочет ворваться в мир геймдизайна, но не знает, с чего начать и что вообще для этого нужно: школьники, студенты и не только они.

Недавно мы в нашей компании решили упростить жизнь главному геймдизайнеру и другим геймдизайнерам, наняв им помощника-джуниора, который снял бы с них рутинные задачи и другую мелочёвку.

После нескольких десятков резюме и такого же количества собеседований стало понятно, что называть себя геймдизайнером может любой, кто только захочет, даже не имея базовых знаний. Радует только то, что на рынке сейчас довольно большой выбор: буквально лет пять назад геймдизайнера днём с огнем было не найти. Зато сейчас их стало довольно много, пусть даже среди них почти нет реальных профессионалов.

После этого и появилась идея написать статью. Как же стать хотя бы джуниором-геймдизайнером, чтобы в дальнейшем можно было пойти работать в компанию, набраться опыта и стать уже полноценным специалистом?

Ещё раз напомню, что статья рассчитана на людей с нулевым опытом, поэтому, если некоторые вещи кажутся вам очевидными, не стоит писать это в комментариях.

1. Геймдизайн — это, в первую очередь, тяжёлый рутинный труд и только отчасти креатив. Поэтому, если вы думаете, что будете целыми днями весело играть в классные игры и творить что-то великое, — сразу забудьте. Рынком сейчас правит f2p, а он не про великое и не про творчество — он про деньги и только про них. Да, это жестоко, но это реалии рынка.

2. Нужен значительный игровой опыт в различных типах и жанрах игр — а не только в тех, что вам нравятся. Вы должны выбрать как минимум по десять игр каждого жанра и поиграть в них для ознакомления, даже если вам эти жанры неинтересны.

Вы должны быть знакомы с лучшими проектами на всех основных платформах: PC, мобайл, консоли, социальные сети, желательно даже для платформ виртуальной реальности. Чем больше и разнообразнее ваш игровой багаж, тем лучше. Вы же не знаете, что будете делать на будущей работе: может, это будет match-3 для социальных сетей, а может, и клиентский MMO shooter.

3. У вас должен быть хороший вкус. Наработать его можно, не только играя в качественные игры, но и просматривая качественные фильмы, сериалы, аниме, читая хорошие книги. Нужно обращать внимание на построение сюжета, на то, как устроен мир, как поданы и раскрыты персонажи, и вообще понимать, почему одно произведение качественное и интересное, а другое унылое и бездарное.

В будущем вам это пригодится для написания сюжета игры, создания персонажей, глобальных креативных идей.

4. Учите английский: он точно пригодится. У многих в резюме написано, что английский присутствует, но на деле он очень слабый.

5. В работе геймдизайнера вам придётся писать много текста. Различная документация, описание задач в таск-трекере, пояснения программистам и другим специалистам. Примеры готовой документации можно найти в интернете, в портфолио или LinkedIn-аккаунтах уже опытных геймдизайнеров. Но нужно быть готовым к тому, что обычно у каждой компании свои стандарты оформления документации (хотя есть и общепринятые).

Что очень важно, так это орфография и вообще правильность написания текста, доступность его для понимания. Да, текстовые редакторы вроде Word исправляют ошибки — но не грамотность и правильность построения предложений. Иногда читаешь текст — и хочется побить человека, который его написал. За корявые предложения, в которых к середине полностью теряется суть. За незнание орфографии и элементарных правил диалектики.

Вторая очень и очень нужная способность — это умение кратко и лаконично пояснить суть. Многие начинающие геймдизайнеры думают, что чем больше и подробнее они напишут, тем лучше — и растягивают на десять страниц пояснение, которое можно уместить на странице. Они не понимают, что крадут время программистов и других людей, которые будут работать по этим документам, — а вместе и своё рабочее время, понижают пользу от своей работы.

Чем лаконичнее и точнее вы сможете писать, тем лучше. Для этого нужно уметь анализировать написанное, структурировать его. Вообще, структурность мышления для геймдизайнера — это главное его достоинство и одновременно главный недостаток. Она помогает грамотно описывать, но разрушает креативность — поэтому тут важен баланс.

Иногда вместо слов полезно использовать схемы, сравнительные таблицы, скриншоты — любые визуальные пояснения.

6. Очень важно умение хорошо говорить и чётко выражать свои мысли. Иногда человек хорошо выполняет тестовое задание, но на собеседовании не может три слова связать воедино.

Вы должны понимать, что работа геймдизайнера напрямую связана с постоянным тесным общением в команде и созданием задач и комментариев, поэтому без навыка коммуникации не обойтись. В интернете множество развивающих уроков на эту тему. Если с общением проблемы, нужно просто начать их решать, и всё получится.

7. Читайте как можно больше статей на тему геймдизайна на русскоязычных и иностранных порталах: это будет весьма полезно для общего понимания работы и повышения уровня ваших знаний. Да и вообще читайте всё, что касается геймдева в целом.

8. Важно следить за новостями игровой индустрии, чтобы понимать общую ситуацию на рынке, быть в тренде индустрии и всех её новостей. К примеру, если вы не знаете, кто такой Маркус Перссон, то на собеседования пока лучше не ходить.

9. Весьма полезно, если кроме геймдизайна у вас есть дополнительные навыки. Например, программирование на каком-то из языков, навыки художника, владение различными редакторами (Unity3D, Unreal и так далее), хотя бы базовые навыки работы в Photoshop, в редакторах для макетирования.

Это позволит вам лучше понимать коллег-девелоперов или, например, накидывать скетчи персонажей для дизайнеров. Тут всё зависит от врожденных способностей. Если есть талант художника, но душа просит стать геймдизайнером, то почему бы не использовать рисование в геймдизайне? Это сделает вас только лучше.

10. В работе геймдизайнера очень важно умение анализировать и разбирать на мелкие составляющие — декомпозировать. Почти в любой компании анализируют работу конкурентов и выдвигают предложения, как улучшить продукт по сравнению с тем, что есть у них. Это обязательная составляющая работы.

Сам навык придёт с опытом — тут главное практика и ещё раз практика. Главное, если вы выбрали эту профессию, то обязательно тщательно проанализируйте все свои любимые игры и поймите, почему они вам так нравятся. Старайтесь фиксировать и записывать все свои идеи.

11. Где взять опыт, когда без опыта вас никуда не берут? Это весьма важный вопрос для человека, который решил стать гуру геймдизайна. Сейчас в СНГ поднялось инди-движение, начали проводить разные конкурсы и мини-конференции. Даже на больших конференциях часть внимания уделяется инди-разработчикам — можно присоединиться к нескольким инди-командам и набираться опыта там.

Но тут есть минусы.

  • Скорее всего, в инди-команде не будет людей, у которых можно перенять опыт.
  • Большинство инди-команд — это лодыри, которые что-то делают только на словах, им больше нравится тусить и трепать языком, чем работать над проектом. Поэтому важно не стать таким же тусовщиком, а найти ребят, которые реально трудятся.
  • Опыт в инди-командах в серьёзных компаниях не очень ценят, особенно если вы не доведёте свою игру до релиза и вам нечего будет показать. Так часто бывает в инди-разработке.
  • В инди не платят зарплаты.

12. Так где же взять опыт? Мой личный совет: идите в тестировщики игр. К тестерам требования гораздо ниже, чем к геймдизайнерам, поэтому попасть на работу джуниором более реально, даже без опыта.

В этом варианте целый ряд плюсов.

  • Вы будете получать зарплату. Пусть небольшую, но это всё же лучше, чем ноль в инди-разработке.
  • Вы будете вариться в настоящей кухне разработки игр.
  • Вы будете работать с профессиональными геймдизайнерами на коммерческих проектах и получать уже реальный опыт.
  • По ходу тестирования проектов вы сможете максимально глубоко изучать различные игры (их механики, монетизацию, иные ключевые составляющие) и стремительно расширять своё понимание геймдев-индустрии.
  • С позиции бета-тестировщика вы сможете перейти на позицию геймдизайнера внутри компании.
В общем, это самый лучший путь, если вы хотите набраться реального опыта и стать геймдизайнером. Очень многие успешные геймдизайнеры начинали именно с тестирования игр.

Если вы будете обладать навыками и знаниями, описанными выше, и сумеете получить нужный опыт, то сможете претендовать на работу джуниор-геймдизайнера. А в будущем, чтобы считать себя полноценным геймдизайнером, вам нужно будет создать коммерчески успешные проекты. Именно наличие успешных проектов — главное мерило профессионализма в геймдеве в целом и в геймдизайне в частности.


Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на games@vc.ru.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Getov Oleg

Спасибо) Теперь я понимаю, почему все великие игры делаются не у нас)

Ответить
Развернуть ветку
Lorenze Helmshiemidt

ИЛ-2, Блитцкриз/противостояние, Казаки, Тетрис, Танки, Вангеры

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Михаил Харьковский

В СНГ делают множество качественных игр, а вот на счет великих я как понимаю вы имеете ввиду ААА проекты. То сейчас экономическая ситуация в регионе не позволяет привлекать инвестиции на продукты такого уровня. Но люди которые могут делать как вы сказали великие игры в СНГ есть и их довольно много.

Ответить
Развернуть ветку
FrostBite

А Тетрис и Проклятые земли чем не великие?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Frost

Только вчера размышляли с другом на тему "где будущие геймдизайнеры могут получить опыт". Ответ нашли - игроджемы :)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Козуля

Можно и просто делать игры. Т.е. сесть и начать делать игры.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Konstantin Sakhnov

У меня прямо перед глазами опыт коллег, которые вышли в гейм-дизайнеры из тестировщиков. Такое и правда бывает нередко.

Михаил, спасибо за прекрасную статью.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Харьковский

Спасибо за теплые слова Константин!
думаю ваша статья:
https://vc.ru/p/7-games-sin
так же очень полезна, для людей которые хотят изучать геймдизайн

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Скай

1. ААА-инди, "вонаби-инди", вечные фрилансеры. Всему есть свое определение, чуть более конкретное и чуть менее плавающее.

2. Имхо нужно сразу расставлять точки над "i" и указывать, о какой платформе и каком жанре игры идет речь. Геймдизайнер для создания клонов ферм на мобилки и геймдизайнер для проработки концепции инновационного FPS на ПК - абсолютно разные люди, не говоря о том что я говорю об обычных гд, вы, похоже, - о сеньоре.

3. Конкретика все равно не помешала бы.

4. Это, конечно, придирка, но право - школьники и студенты на vc.ru опираются так же как и на хабр, разносят статьи по своим пабликам и рассказывают друзьям. Пошутили про Нотча - многие могут воспринять шутку всерьез.

5. Точно, это я проглазел про мододелов.

6. Я понимаю :) Но зачем призывать будущих гд в ряды тестеровщиков, а не толкать их в тот же мододел - не совсем понятно. Повариться в общем котле? Имхо, лучше все таки сначала прощупать игрострой своими руками, научиться вникать в документацию, фильтровать идеи и фантазии на "хорошая фантазия" и "это реально сделать" и "это реально сделать и будет интересно потом поиграть". Потом уже переходить к освоению "воркфлоу" и коммуникациям.

---

В общем, да, я вас понял. Разговор никуда не ведет, стоим на месте - наверное, пора расходиться.

Мое резюме статьи - больше конкретики, пожалуйста. "Общей" и "сжатой" информации полно, об этом пишут абсолютно везде и все кому не лень. Что-то подобное я читал еще лет 7 назад - и по своему опыту могу сказать что не очень сильно такие статьи помогают тем, кто рвется в гд. Слишком слабо очерчено поле работы, никаких конкретных тем от которых можно было бы оттолкнуться и хотя бы начать гуглить.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Харьковский

спасибо - подумаю над вашими комментариями

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Morevsky

"Рынком сейчас правит f2p, а он не про великое и не про творчество — он про деньги и только про них"
Как-то грустно сразу стало, надеюсь хоть консоли побудут еще последним оплотом.

Ответить
Развернуть ветку
appl3w0rm

Я могу быть и не прав, но это бред сказан про ф2п.
Конечно, есть куча, кхм, говна ради денег, а есть и игры вроде Monument Valley, хоть они и появляются не очень часто.
Так всегда и было, Активижн и Юбисофт не сразу построили империи хитов, а мобилки - очень новая платформа, они еще первую декаду не закрыли. На ПК значительно меньше ф2п, а на консолях я даже не видел, слава макаронному монстру!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Charnaus Vlad

Процесс уже запущен и на консолях :)

Другое дело, что в таком виде, как есть сейчас на мобильных платформах, ф2п на консолях не приживется.В силу даже технических факторов - купить что-то в PSN это значит продираться через десяток меню и подменю. Значит будут эксперименты, а это всегда лучше чем тотальный застой)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Харьковский

Не вижу повода грустить - это реалии рынка
Но никто не мешает делать f2p игры с душой, в которые игрок сам хочет платить, а не его выдавливают :) Особенно это видно в играх с соревновательным(киберспортивным) уклоном LOL, CS:GO, Dota 2 там игрок платит не потому что его заставили, а потому что он хочет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владимир Скай

Очередная статья "требуются студенты первого курса с опытом работы 7+ лет".

Автор описывает типичного инди-разработчика, который и в буржуйский язык может, и код пишет, и концепты рисует, и опыт релиза имеет...
но при этом в конце статьи опускает его мордой в грязь, заявляет что инди - говно, а место таких девелоперов у параши - "идите в тестировщики, если в Макдональдс не взяли".

Про "быть в курсе новостей" - это вообще бомба. Маркус Перссон, ну да... где мой 2013?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Харьковский

Сейчас в понятия инди разработчик всовывают все что угодно - я писал о человеке у которого ноль опыта и который просто имеет огромное желание делать игры и дал советы как по моему личному мнению лучше двигаться

на счет "быть в курсе новостей" конечно нужно следить за рынком и за его тенденциями и новостями, что бы понимать тренды и желательно предугадывать их, что бы понимать где будет серьезная конкуренция а где возможно появятся новые свободные ниши и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Чернов

Спасибо за статью!

Напишите, теперь статью "Как стать тестировщиком: пособие для чайников"))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Харьковский

пожалуйста :)

тестер - тут главное усидчивость, щепетильность и не ленится :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Глум

Не согласен с 7 пунктом - в Интернетах пишут такой Бред... ну начитаются его новички и придут руками махать....

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Харьковский

Количество перейдет в качество - чем больше будут поглощать информации, тем больше начнут понимать где качественная информация

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Заколюкин

Все нормально написал

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александров

Не знаю как на тестировании игр, а у меня получается зарабатывать на модерации форумов и новостей. Хорошая подработка и свободный график. Опыт не обязателен - научили. Платят 310 рублей в час. Неплохо? http://info-a.info/msn/vacancy.php

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 51 комментарий
null