Что происходит с рынком, пока мы сидим дома?

Страх перед пандемией значительно изменит потребительские привычки россиян. О том, что происходит сейчас на российском рынке и чего ожидать в будущем рассказали эксперты компании GVA.

Кто в минусе, кто в плюсе?

Не будем повторяться об известных всем многострадальных секторах HoReCa и Туризм. Они уже в глубоком посттравматическом шоке. Если в ближайшее время государство не окажет им серьёзную финансовую поддержку, то большая часть компаний обанкротится. На замену придут такие же, как и они, только более "цифровизованные". Сейчас выживают те, кто умеет работать с клиентом удаленно и через доставку, это тоже не секрет.

Поговорим о профессиях, которые сейчас точно в выигрыше, например, онлайн-психологии. Большей части населения нужна психологическая поддержка на фоне кризиса. В отличие от многих других сфер медицины, такую поддержку можно получать дистанционно и регулярно. Скорее всего такие сервисы, как например, ponimau.com, psysovet.ru, psyalter.ru, pskype.ru и многие другие сейчас будут чувствовать себя очень уверенно и расти.

Даниил Козлов, управляющий партнер GVA

В лучшем положении сейчас находится пищевая промышленность, но почему-то почти не говорят о других лидерах: медиа, индустрии развлечений (игры, фильмы, и тд), и образовании. Все эти отрасли давно уже начали переход или даже успешно перешли в онлайн. Школы, к примеру, вовсю используют такие платформы, как Учи.ру и Яндекс.Учебник для ежедневных занятий. «Нетология» предлагает курсы, вебинары, митапы и материалы от экспертов в области маркетинга, бизнеса и управления, программирования и тд. В будущем мы увидим большой рост этих направлений и много новых интересных продуктов как от устоявшихся брендов, так и от новых игроков рынка.

Что ждет регионы?

Жителям регионов будет вдвойне тяжело, у них небольшие запасы ликвидности (наличных) и совершенно непонятно, хватит ли этих запасов им и их бизнесам на 3-4 месяца. Тут нужно уже сейчас действовать, может быть, даже рисковать и инвестировать часть денег в "пересборку" своего бизнеса, так как у нас нет гарантий, что не будет новых волн вируса или в скором времени появится вакцина, которая сразу всех вылечит.

В регионах могут произойти изменения в лучшую сторону. Руководители московских компаний, которые сейчас перевели людей на удалённую работу, могут осознать, что в целом они располагают более широким рынком, чем рынок труда Москвы и Петербурга, и начнут нанимать удаленно сотрудников с регионов. Есть шанс, что регионы не сильно пострадают, туда может переместиться спрос работодателей из Москвы. В текущих условиях это может быть интересно.

Наталья Липкина, партнер GVA

Что будет дальше?

"Модус операнди" сейчас должен быть такой: действуй и адаптируйся быстро, не жди, что скоро станет легче, живи сегодняшним днем и не заморачивайся о том, что будет через полгода, так как сейчас никто не может сказать, что будет дальше.

На "круги своя" не вернется уже ничего именно в том формате, в котором оно было до вируса. Это огромное и сложное, экономическое, ценностное и психологическое испытание. Изменятся ценности людей (хотя бы частично), придут новые шаблоны поведения, переформатируется ряд отраслей. Поэтому в этом новом мире лучшее, что мы можем сделать, это учиться быть гибкими и адаптивными, легкими на подъем и очень приземленными, максимально приближенными к базовым общечеловеческим ценностям.

Сейчас мы уже видим, как некоторые недальновидные арендодатели пытаются "выжимать" из своих арендаторов МСП ту же арендную плату. Думаю, не надо объяснять, что это не только бесполезное, но и, с бизнесовой точки зрения, неразумное решение. Арендаторы просто переедут туда, где к ним отнесутся с пониманием и дадут каникулы, а может быть, вообще никуда не переедут. Многие неожиданно для себя открыли, что оказывается можно и в виртуальном офисе успешно работать.

Совет вместо эпилога

Сегодня же оставьте иллюзию, что это все получится переждать/перетерпеть. Единственные рекомендации - это меняться и объединяться.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда