История Stockmann

От первого магазина в Хельсинки до ухода из России

27 ноября стало известно, что до конца 2016 года Stockmann продаст все свои универмаги в России, чтобы выйти на прибыльность. Обозреватель vc.ru изучил историю финской компании.

В 1825 в семье лесника Франца Германа Стокманна родился сын Георг. Сын решил не идти по стопам отца, а заниматься торговлей. С 15 лет он начал работать в сфере торговли «колониальными товарами», а позже товарами химической промышленности. Георг не собирался останавливаться, и поиски дальнейшего развития карьеры привели его из немецкого Любека в Финляндию.

В городе Нуутаярви Георг устроился на работу кассиром и бухгалтером в стекольном заводе. За 7 лет работы он прошёл путь до начальника одного из цехов. В 1859 году завод, где работал Стокманн, открыл в Хельсинки свой магазин в здании рядом с Рыночной площадью. Управляющим магазина стал Георг и вёл торговлю от своего имени — на вывеске было написано «Г.Ф. Стокманн». В 1860 году Георг получил гражданство Финляндии.

К 1862 году Стокманн полностью выкупил магазин на свои деньги и основал компанию Stockmann. Ассортимент товаров в магазине начал расширяться — помимо товаров из стекла появилась продукция из хлопка, различные инструменты и многие другие товары, которые поставлялись из-за рубежа. Бизнес продолжал расти, к розничным продажам добавилась оптовая торговля. В 1880 году большой универмаг Stockmann открылся на Сенатской площади Хельсинки. В 1897 году Стокманн открыл ещё один магазин в Каллио.

Г.Ф. Стокманн

В 1902 году Stockmann стала G.F. Stockmann Aktiebolag — компанией с ограниченной ответственностью. Помимо самого Георга акционерами стали его сыновья Франц и Карл, которые продолжили дело отца после его смерти в 1906 году.

В 1918 году была основана Aktiebolaget Stockmann Osakeyhtiö. В собственность новой компании перешли все склады, недвижимость и бизнес акционерного общества Г.Ф. Стокманна. Акции были распределены между многочисленными держателями.

С 1919 года компания продолжила расти быстрыми темпами. Была приобретена деревообрабатывающая мастерская Keravan Puusepäntehdas, которая оставалась частью Stockmann до 1985 года.

Stockmann за 10 лет выкупила площадь в жилищном массиве, где до сих пор находится универмаг в центре Хельсинки. В 1922 году в двухэтажном здании на углу улиц Pohjoisesplanadi и Keskuskatu открылся спортивный магазин Stockmann.

Главным магазином по-прежнему оставался Stockmann на Сенатской площади, но в 1926 году было торжественно открыто новое четырёхэтажное здание универмага на углу улиц Keskuskatu и Aleksanterinkatu. Полностью строительство универмага было завершено в 1930 году. В просторном здании посетителей особенно впечатляла вращающаяся дверь, эскалаторы и стойка для продажи напитков Soda Fountain. В отделе прохладительных напитков продавалась Coca-Cola, впервые в Финляндии. В том же году Stockmann купила академический книжный магазин, расширив свой бизнес.

В 1942 году Stockmann вышла на Хельсинскую фондовую биржу. Во время войны здание центрального универмага было повреждено, особенно пострадала крыша. Во время бомбардировки в 1944 году в универмаг попали бомбы, начался пожар, но его удалось достаточно быстро ликвидировать.

После войны здание восстановили, но появились проблемы с набором персонала — осталось слишком мало опытных людей. Поэтому Stockmann основала Школу продавцов, которая существовала вплоть до 1977 года. На тот момент в Финляндии не было дневных муниципальных детских учреждений, поэтому компания открыла детский сад для детей своих сотрудников.

Телевидение в стране появилось в 1950 году, а первая трансляция прошла 18 ноября в универмаге Stockmann. В 1955 году в Stockmann появились автомобили — компания стала дилером Ford. Впоследствии в Stockmann также продавались автомобили Volkswagen, Audi и Skoda.

С 1957 года Stockmann начала расширяться за пределы Хельсинки — в Тампере открылся первый универмаг на улице Хамеенкату. В 1967 году Stockmann появился в Пиетарсаари, а в 1976 году новый универмаг открылся в городе Коувола. Для академического книжного магазина построили новое здание по проекту Алвара Аалто — в Книжный дворец магазин переехал в 1969 году.

В 80-е годы универмаги Stockmann продолжили расширяться или перемещались в более просторные помещения. В 1981 году открылся универмаг в Тапиола, а через год Stockmann появился в Турку. В 1985 году Stockmann приобрела компанию по продаже товаров из каталогов по почте — Hobby Hall.

С 1986 года в Финляндии появились кредитные карты, а Stockmann начала программу лояльности: клиенты могли получить карту постоянного покупателя. В апреле того же года универмаги Stockmann провели свою первую акцию — «Сумасшедшие дни». Распродажи имели большой успех и в дальнейшем проводились каждые полгода.

В 1988 году частью Stockmann стала сеть магазинов Seppälä, начавшая свою историю в 1930 году с продажи мужской одежды и аксессуаров, а к концу 80-х годов открывшая уже 54 магазина в Финляндии, Германии и США. После поглощения Seppälä продолжила расширяться и пришла в Швецию, Россию и страны Прибалтики.

В 1989 году главный универмаг Stockmann в Хельсинки открыл дополнительное крыло и по общей площади занял целый квартал. В то же время компания пришла в Россию, открыв первые магазины Stokmann в Москве.

В 1990 году Stockmann прекратила оптовые продажи, которыми занималась больше ста лет. В 1992 году новый универмаг открылся в Хельсинки в торговом центре Itäkeskus, а Hobby Hall начал работать в Эстонии. Через год в Таллинне открылся первый магазин Stockmann, а в 1996 году произошло открытие универмага, который к 2000 году после расширения стал самым крупным универмагом в странах Балтии.

В 1998 году Stockmann стала открытым обществом с ограниченной ответственностью и запустила большой универмаг в Москве. С 1999 года академический книжный магазин начал онлайн-продажи, а Seppälä открыла магазины в Эстонии.

В 2000 году начал свою работу Hobby Hall Online, ставший самым популярным сайтом для покупателей в Финляндии. К концу 2001 года Hobby Hall Online запустили в Эстонии и Латвии. Stockmann продолжила расширение в Финляндии и в сентябре 2001 года открыла универмаг в городе Оулу.

В 2002 году компания открыла первый магазин Zara в Хельсинки по договору франшизы. Также была запущена косметологическая сеть Stockmann Beauty cosmetics. В 2003 году универмаг Stockmann появился в Риге, а в Латвии открылись первые магазины Seppälä. В Москве компания открыла первый магазин Zara.

С 2004 года Stockmann взялась ещё серьёзнее за развитие в России. В апреле 2004 года в Москве открылся универмаг в торговом центре «Мега Теплый стан», также открылись первые магазины сети Seppälä. Ещё один универмаг в Москве открылся в торговом центре «Mega Химки» 15 декабря.

В Финляндии седьмой универмаг Stockmann открылся в торговом центре Jumbo 27 октября 2005 года. В 2006 году Stockmann продала свой автомобильный бизнес и дочернюю компанию, занимавшуюся развитием марки Zara, её владельцу — Inditex.

Магазины концерна продолжили открываться в России — Seppälä и Bestseller были запущены в Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске. Stockmann заключила договор о сотрудничестве с Nike и открыла пять магазинов этого бренда в России, начав с Санкт-Петербурга. Hobby Hall запустил дистанционную торговлю для России, но проработал только с 2007 по 2009 годы.

В 2007 году Stockmann приобрела шведскую компанию Lindex, одну из крупнейших сетей женской одежды в Северной Европе. В том же году открылся четвёртый торговый центр Stockmann в Москве в торгово-развлекательном комплексе «Мега Белая Дача».

В 2008 году из-за конфликта с арендодателем и отключения электроэнергии в арендуемых помещениях пришлось закрыть ТЦ «Калинка-Стокманн» несмотря на разрешение суда продлить договор аренды.

В августе 2008 года в России открылся первый магазин Lindex в Санкт-Петербурге. А в сентябре Lindex начала деятельность в Саудовской Аравии. Компания Delta по договору франшизы, открыла там 5 магазинов сети. Также партнёры Lindex открыли магазины в Дубае (ОАЭ) и Боснии и Герцеговине.

13 февраля 2009 года в ТРК «Метрополис» в Москве открылся ТЦ «Калинка-Стокманн», а в марте 2010 года в ТРЦ «Золотой Вавилон» был запущен пятый универмаг Stockmann в Москве. Кроме того, компания запустила свой интернет-магазин stockmann.com. В ноябре 2010 года в Санкт-Петербурге прошло открытие ТК «Невский Центр».

В 2011 году Lindex запустил интернет-магазин lindex.com для 28 стран мира. В марте того же года состоялось открытие магазина Lindex в Польше. А в России открылся ещё один универмаг Stockmann, на этот раз в Екатеринбурге. 1 февраля 2012 года Stockmann отпраздновала своё 150-летие.

К 2015 году компания подошла с финансовыми проблемами, особенно в России, поэтому концерну пришлось подготовить новый план по оптимизации своей сети универмагов и выходу на прибыльность. Компания продаст Seppälä, сеть Академических книжных магазинов и полностью откажется от электроники в каталоге товаров, чтобы к 2016 году улучшить своё положение.

0
4 комментария
Популярные
По порядку
Ваня Петровский

Можно было написать нормально,а не краткую хронологическую выжимку?

Ответить
6
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Это те магазины, где непонятные шмотки? Вроде, как-то случайно набрёл в один такой. Чем они вообще хороши/знамениты, что столько разговоров о них?

Ответить
1
Развернуть ветку
Алексей Городков

Вообще, мне кажется, сейчас есть отличная тенденция. Торговые центры становятся полноценной развлекательной площадкой для всей семьи. Почти в каждом ТЦ есть кинотеатры, фудкорт. Наталия Тишендорф на урбанистическом форуме (https://vk.com/wall-44359478_3416) рассказывала о том, что в Европе сейчас при ТЦ организуют и учебные классы для детей. По мне так отличная идея!

Ответить
0
Развернуть ветку
Evgeny Kruglov

Алвар Аалто, без мягкого знака.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
Что посмотреть про ИТ в TikTok? Рассказываем, как снимаются шутки про работу айтишников

Делимся кейсом: как найти свою аудиторию в TikTok и зачем это нужно крупной ИТ-компании.

Прямо в топ: 9 особенностей SEO-продвижения лендинга

Рассказываем, как получить максимум органики.

hh.ru усилил продуктовое направление новым составом топ-менеджеров

В hh.ru провели реорганизацию продуктового направления. В начале 2022 года на ведущие роли в продуктовый блок hh.ru вышли опытные российские менеджеры с богатой продуктовой экспертизой российских и зарубежных технологических компаний, а в ближайший год компания планирует нанять свыше 100 сотрудников разного уровня в продуктовое развитие и…

«Главное отличие любой компании – культура»: продуктовый маркетолог Picsart о работе и учебе в США

За 12 лет работы в маркетинге Анна Маикова успела рассказать поработать с Nestle, запустить яблочные дольки с McDonald’s и отучиться в США благодаря гранту. Сегодня 32-летняя девушка занимается продвижением технологического стартапа Picsart Ованнеса Авояна, ставшего единорогом с оценкой в $1.7 млрд. Об обучении в США, западном рынке и работе…

Ozon запустил сервис Ozon Profit — в нём можно заработать на выполнении простых задач для маркетплейса Статьи редакции

За 4-6 часов работы в день — около 20 тысяч рублей в месяц.

Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

Отступили новогодние праздники. Жена с детьми уехали к друзьям, я сижу на кухне своего дома среди рисовых полей Убуда, пью кофе, слушаю пластинку Bonobo и, не нарушая сон котов, могу, наконец, рассказать историю Радио.Mesto.

Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

Самые популярные направления доставки в 2021 году

Мы подвели первые итоги 2021 года и рассказываем, куда россияне чаще всего отправляли и откуда получали посылки и письма в ушедшем году.

Как открыть и продвигать «арт-панк-люкс» салон красоты в Москве

Известный стилист, преподаватель с мировым именем, автор техники окрашивания #HandTouch , владелец одного из самых необычных салонов красоты Спартак Киракосян рассказал о том, почему перевез свой бизнес в Москву, в чем заключается концепция «арт-панк-люкс» и как виртуальный маркетолог Макс помогает привлекать клиентов.

Apple добавила в бета-версию iOS 15.4 возможность разблокировать iPhone лицом в маске Статьи редакции

Устройство распознаёт пользователя по особенностям области вокруг глаз.

Как снизить стоимость за установку приложения с помощью тестирования креатива: кейс Joom и Aitarget Tech

Может ли цвет креатива или расположение цены влиять на стоимость установки приложения? Эти и другие гипотезы платформа Aitarget Tech позволяет тестировать для Joom, одного из крупнейших маркетплейсов в Европе и Азии. Делимся результатами тестирования гипотез и рассказываем о подходе, который позволяет автоматизировать процесс.

null