Пять мифов о деньгах

Михаил Смолянов о том, зачем ИТ-предпринимателю финансовая грамотность

Основатель сервиса для учета денег в малом бизнесе «Финолог» Михаил Смолянов начинает публиковать на vc.ru серию материалов о финансовой грамотности для ИТ-предпринимателей.

В первом тексте — объяснение, для чего основателю бизнеса вообще нужна финансовая грамотность, если в компании есть бухгалтер и финансовый директор.

Меня зовут Михаил Смолянов, я предприниматель. Последние восемь лет я занимаюсь софтом для малого и среднего бизнеса: я руководил «Мегапланом», обучаю предпринимателей в «Мегапрорыве» и сейчас делаю сервис «Финолог».

В «Мегаплане» я увидел, что постановка задач не самая больная тема для российских предпринимателей. Компании разваливаются не потому, что кто-то кому-то не поставил задачу. Главная проблема — управление деньгами. И эту проблему нельзя закрыть модным SaaS — нужно обучать людей. За последние два года мы запустили несколько обучающих инициатив в «Мегаплане», «Мегапрорыве» и «Финологе». Теперь я хочу популяризовать управление финансами.

Это статья для тех, кто занимается бизнесом или планирует им заняться. Если это не про вас — она вряд ли вас заинтересует. Мы начинаем небольшой цикл материалов по финансовой грамотности для предпринимателей в ИТ, и в первой статье хотим рассказать, зачем это вообще нужно.

Миф первый. Деньгами должен заниматься бухгалтер

Что думают: в компании должен работать бухгалтер, который будет отвечать за деньги: приход, расход, зарплаты, налоги, платежи и так далее.

На самом деле: в сферу ответственности бухгалтера входят только налоги и касса. Все остальное — это функции директоров.

Почему: бухгалтер в российской фирме — это налоговый агент государства. Его задача — чтобы государство получило от вас налоги. Если вам достался хороший бухгалтер, то он защитит вас от штрафов за неуплату налогов и разрулит проблемы с трудовыми комиссиями и прочими чиновниками. И все, на этом его работа окончена.

Но отчетность перед государством и уплата налогов — это крохотная часть бизнеса. А есть еще операционная эффективность, обязательства, учет движения денег, баланс, финансовое планирование и сценирование — это есть в любом бизнесе. И этим должен кто-то заниматься.

Бухгалтер — это малая часть управления деньгами. Если ваш бухгалтер может гораздо больше — это золотой человек, берегите его.

Миф второй. Главное — хороший продукт, а деньги будут

Что думают: управление деньгами налаживается само собой, как только появляются первые платящие клиенты. Сначала их будет мало, поэтому у нас будет время отладить учет.

На самом деле: никогда ни у кого не будет времени наладить учет. А когда появятся деньги, всегда будут более важные дела. И дальше хватит двух-трех дурных решений, чтобы компания разбилась о землю.

Почему: в бизнесе не бывает такого времени, когда можно сесть и сказать: «Ну, теперь пора заняться учетом». Всегда есть какие-то проблемы: клиенты жалуются, сервер упал, правительство ввело запрет и так далее. Из-за этого многие предприниматели начинают заниматься учетом тогда, когда уже поздно.

Другая опасность — чувство, что все под контролем. Когда у вас хороший продукт, денег поступает больше, чем необходимо для выживания. Появляется мысль: «Ага, денег хватает, мы молодцы, продолжаем в том же духе». Вы нанимаете новых людей — денег хватает. Вкладываетесь в рекламу — денег еще больше. Начинаете новую разработку, переезжаете в новый офис, ввязываетесь в дорогой редизайн. И однажды вы понимаете, что деньги вот-вот закончатся, а отказаться от лишних расходов вы уже не можете.

У вас может быть прекрасный продукт, отличная база лояльных клиентов, отлаженный маркетинг — но если никто не следит хотя бы за операционной эффективностью бизнеса, то все разрушится.

Миф третий. Всегда можно нанять финдиректора

Что думают: мы вырастем и наймем человека, который наладит нам финансовый учет за большие деньги. И все будет хорошо.

На самом деле: разве что финансовым директором станет кто-то из сооснователей, в противном случае вы хлебнете горя. Ну и дорого это.

Почему: потому что внешний финдиректор никогда не сможет понять ваш бизнес достаточно глубоко, чтобы его не сломать. Финансы — это ведь следствие того, как работает бизнес: почему и как покупают ваш продукт, что в сердцах ваших клиентов, почему они выбирают вас. Чтобы финдиректор ничего вам не сломал, нужно, чтобы он стоял у истоков бизнеса, понимал его культуру и ценности. Ведь ключевые решения в бизнесе исходят именно из этих ценностей. Это если забыть на секунду, что нормального внешнего финансового директора может позволить себе только крупный бизнес.

И еще один момент: нельзя ожидать, что вы сейчас наймете волшебного человека, который придет, сам все разберет, проанализирует и скажет, что вам делать. Даже при наличии финансового директора постановка задач и ключевые решения должны исходить от директора.

Вот вам случай. Компания тратит полтора миллиона рублей в месяц на рекламу. Как-то деньги стали кончаться — наняли финдиректора, чтобы он оптимизировал расходы. Он смотрит на рекламный бюджет:

  • 1 млн рублей — контекст;
  • 300 тысяч рублей — баннеры;
  • 200 тысяч рублей — конференции.

Финансовый директор отключает контекст. Молодец, оптимизировал. А потом посмотрели: у компании из контекста приходило 90% заказов. Чуть не убили бизнес.

В чем мораль: финдиректор может предоставить вам достоверную картину финансов, может предложить какие-то решения — но отвечает за решение именно генеральный директор. Поэтому он, как никто другой, должен понимать, как деньги работают в компании.

Миф четвертый. Фонды кидают, инвесторы кидают, банки кидают, денег взять негде

Что думают: получить внешнее финансирование настолько сложно, что лучше об этом забыть и жить на свои.

На самом деле: фонды и банки не могут помочь только тем, кто гарантированно эти деньги сольет. Если это не про вас, то деньги у вас будут.

Почему: представьте, что для фондов и банков деньги — это товар на складе. Если он просто лежит, то банк на нем не зарабатывает. Банки и фонды заинтересованы в том, чтобы зарабатывать на своих деньгах — то есть выдавать кредиты и инвестировать.

Но банки и фонды не могут просто так раздавать деньги направо и налево. Очень высокий риск, что вы их сольете. А они хотят видеть в вас нормальных вменяемых партнеров, которые эти деньги вернут и приумножат. Банкам и фондам Нужны бизнес-планы, финансовые модели, сценирование. Если этого нет, то нужен как минимум порядок в финансах. Никто не даст деньги тем, кто не умеет их считать.

Миф пятый. Деньги — это сложно

Что думают: чтобы заниматься финансовым и управленческим учетом, нужно получить MBA и потом много-много работать в корпорациях.

На самом деле: сложно только заставить себя этим заняться, дальше нужные знания есть в изобилии. Это как в спорте: не нужно заканчивать институт физкультуры, чтобы выходить на пробежку.

Почему: управленческий и финансовый учет вытекает из ежедневной практики. Пришло, ушло, дали в долг, распределили расходы и так далее — все это довольно простые вещи. Если знать, куда смотреть, это все по силам.

Проблема финансового учета не в том, что он сложный. Проблема в дисциплине. В природе не бывает учета, для человека это противоестественно. Человеку свойственно жить в кавардаке, реагировать на сиюминутные ахтунги и не думать о будущем. А учет — это всегда про будущее, порядок и дисциплину.

Для учета никогда не бывает подходящей ситуации, всегда будут более срочные дела. Но правда жизни в том, что у вас либо есть учет, либо нет бизнеса.

Мы планируем несколько статей по основным проблемам учета. Задача — дать общее представление о деньгах в бизнесе и помочь вам начать их считать. Эти же принципы полезны и в планировании личных финансов.

В следующий раз расскажем о долгах, обязательствах и операционной эффективности бизнеса. До встречи!

0
33 комментария
Написать комментарий...
Edward Brovchenko

Хороший материал, ждем следующих статей.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Oleg Tort

Вода вода, причем очевидная. Любой мало-мальски трезвый предприниматель, смотрящий xоть немного в будущее, все это прекрасно понимает.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Андреевич

это не вода, это пиар =)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Безпалько

Я сам себе противоречу: обозвал водой - подтвердил полезность.

Ответить
Развернуть ветку
Anya Ms

Жму руку и снимаю шляпу. Очень толковая статья и по делу каждое слово.
Именно эти объяснения я слышала, когда консультировала (а на самом деле разбирала бардак в деньгах). И еще один миф бы добавила - я продажами и маркетингом занимаюсь, деньги - это не главное (а ради чего тогда бизнес затевался?))) Не секрет, что бизнес открывают в основном люди с маркетингово-сейлзовым бекграундом, которые считают "счетоводство" ниже своего достоинства. В лучшем случае все кидается на бухгалтера, хотя он существует для 4х вещей - налоги, отчетность, документация и проведение текущих платежей (даже не планирования их).
В результате народ не знает, сколько денег и на что есть (худший случай), делает дурацко-опасные шаги (как в приведенном примере с "оптимизацией" самой эффективной рекламы) или просто поражается, что при наведении порядка только в расходах и планировании "вдруг ниоткуда" возникает 1-3-5-10 тысяч долларов свободных денег. И потом так же удивляется, когда оказывается, что есть всего несколько понятных и логичных формул, которые серьезно помогают контролировать финансы.
Если свести это все к финальной фразе - "Я и понятия не имел!!!"

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Чербижев

"Главная проблема — управление деньгами." Очень спорный тезис. У каждого предпринимателя, на каждом этапе своего роста, свои проблемы и пробелы. Которые он решает или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Anya Ms

Магомед, согласна. Но проблемы с деньгами порождают (или тянут за собой) все остальные проблемы. И наоборот - многие другие проблемы бизнеса можно решить, если грамотно управлять финансами (или эти проблемы сами частично или полностью отпадут).

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

Мегамифы и мегаплан по борьбе с ними

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

Ну а вообще статья супер)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

отличная статья!
Ну наконец-то дорогая редакция нашла хорошую тему, полезную буквально всем.
Как не хватает хорошего обсуждения на тему "Что выгоднее: ипотека или аренда?"
(просто подкидываю тему, которая с 2012 года не сходит с экрана компьютеров всей страны.
Краткое содержание статьи: вместо того, чтобы платить ипотеку в течение 20 лет, гораздо выгоднее просто арендовать квартиру. Через СЕМЬ ЛЕТ у вас скопится денег на покупку этой квартиры)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Далеко не всегда)

Зависит от стоимости аренды, инфляции и роста цен на жилье.

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Zagrutdinov

Согласен, Лев сейчас не учел много факторов прежде чем сделать такой вывод.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Вы еще не поняли, почему я написал "просто подкидываю тему" ?
Вы не понимаете принципов работы сайтов типа VC.ru
Здесь задача - не найти правильный ответ, а устроить сто тысяч просмотров заметки, чтобы показать статистику на сайте ALOHA рекламодателям.
Так что проверенные темы "веганы против мясоедов", "ипотека или аренда", "голубые против натуралов" - ещё ждут своей очереди попасть на этот сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Alek V. Orloff

не задавался этим вопросом, поэтому могу не учесть важные факторы, но для меня все выглядит так, что при сохранении стабильно-предсказуемой ситуации с доходами и инфляцией, накопления с годового дохода и депозита (вместо первоначального взноса в варианте с ипотекой), сумма которых меньше стоимости квартиры, будут только отодвигать от покупки, а экономия на аренде не даст серьезной выгоды.

скажем, ваш ежегодный доход = 2 млн
депозит в банке = 500 т.
экономия на аренде вместо ипотеки = 400 т.
квартира = 5 млн

грубо говоря, при равноценном влиянии инфляции на рост дохода (включая процент за депозит) и стоимость квартиры, она в абсолютном значении будет дорожать быстрее, чем расти ваш капитал

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Поищите в Яндексе оригинальную заметку 2012 года "Ипотека или аренда".
Там мужик на примере Мурманска привёл примерно в 25 раз больше цифр, чем вы.
Более миллиона просмотров. Очень горячая тема на тему финансовой грамотности 90% населения России.

Ответить
Развернуть ветку
Alek V. Orloff

Нашел заметку про мурманские расчеты на форуме о001оо...
Дело не в количестве цифр - таблицу с учетом основных факторов составить и школьник сможет)))
Там не учтена инфляция, а соответственно рост доходов, расходов и стоимости недвижимости. Если это та самая заметка, о которой говорите вы, то она скорее вредна, нежели полезна.

Могу проследить рост цен на недвижимость в СПб в рублевом эквиваленте за последние 17 лет.. Выросло все примерно в 37 раз... и даже если надеяться на бОльшую стабильность и равномерный рост цен в соответствии с инфляцией и рост доходов по тому же принципу, то цифр все равно много не надо, чтобы понять простую вещь:
Если в единицу времени ваши накопления увеличиваются на меньшую сумму, чем вырастает цена желаемой квартиры, то вы на нее никогда не накопите.

Ошибка той статьи про Мурманск как раз в том, что она рассматривает доходы и стоимость квартиры как константы, а потом упоминает про рост цен и инфляцию, "успокаивая" наивных читателей тем, что депозит в банке все это якобы скомпенсирует. Это профанация))

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Пушш

Если привести в 25 раз больше цифр, взятых с потолка, то легко задурить ими голову несмышлёнышам. А если таки продраться сквозь этот мусор, то вот эти три и останутся. Больше трёх там не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Denisov

Сами просчитывали это? У меня противоположное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Пушш

Вас это ипотечно-арендный Гондурас так сильно беспокоит? Попробуйте уже не чесать его.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Тарас Шабанов

Статья отличная, и я давно хочу повысить свою финансовую грамотность. Посоветуйте курсы, книги может еще что то.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Суздалев

Так в начале статьи ссылки на курсы и проекты Михаила. Финолог, вот это все.

Ответить
Развернуть ветку
FIT

А что тут обсуждать если это действительно так.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владислав Поляков

Генеральный директор для принятия решений, должен оперировать адекватной информацией от коммерческого и финансового директоров.
Под коммерческим директором: весь маркетинг, под финансовым: вся бухгалтерия. У нас за правило пренебрегать коммерческим директором, возьмут оопытного бухгалтера Марьюивановну и слушают ее, пока капец не настанет. А для нее главный приоритет: вовремя сданные закрывающие доки... А всякий там контекст для нее не сильно от абонентской платы за интернет отличается(

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Поляков

Вообщем правильная статья. Если уж начал бизнес создавать: или обучайся сам или создавай структуру компании, нанимая специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Alek V. Orloff

Главная проблема - неспособность системно мыслить. Что выливается в неспособность эффективно построить бизнес-процессы и коммуникации внутри компании. И приведенный пример с финдиром, отрубающим прибыльный контекст - хорошая тому иллюстрация.

Ну а финансами нужно управлять, да)) И кто-то приходит к этому через МВА и работу в корпорациях, а кто-то, поэтапно решая возникающие перед его бизнесом задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Бондарев

Дайте пожалуйста инвайт на финолога!

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Безпалько

Статью писал Ильяхов?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Merzlikin

В «Мегаплане» я увидел, что постановка задач не самая больная тема для российских предпринимателей. Компании разваливаются не потому, что кто-то кому-то не поставил задачу. Главная проблема — безграмотность сотрудников. И эту проблему нельзя закрыть модным SaaS — нужно обучать людей. За последние два года мы запустили несколько обучающих инициатив в «Мегаплане» и «Мегапрорыве», и сейчас я делаю сервис «Филолог».

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Meshchaninov

Классно, но эта статья нужна была мне раньше :) Ждем следующих, может там будет уже более актуальные советы.

И блин, я в очереди 8000+! А очень хочется посмотреть на сервис :(

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Нечаев

Подписан на финолога. Согласен плотностью с автором. Просьба - консолидируйте все уроки в 1 пачку. Тяжело каждую неделю вспоминать заново.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Арутюнов

Ребят, как подписаться ровно на этот заявленный цикл материалов? Любой способ годится — почта, рсс, кто-то в соцсетях, кто это будет репостить

Ответить
Развернуть ветку
Артур Чурилов

F5

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Bolkhovsky

Я сейчас дочитываю последние уроки из рассылки Финолога и считаю, что подписка на этот курс была чуть ли не лучшим решением с начала предпринимательской деятельности. Просто неоткуда получить такие структурированные и в то же время доступно изложенные знания.

Как это обычно происходит у мелкого бизнеса: либо вы получаете второе высшее в финансах, либо делаете всё по наитию в тетрадке. Если конечно учёт не отдаётся на откуп бухгалтеру, о последствиях чего Михаил уже написал в статье.

Мне вообще кажется, что большую часть материалов рассылки нужно было читать в старших классах школы на уроке экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 33 комментария
null