Офтоп
Mikhail Smolyanov

Пять мифов о деньгах

Михаил Смолянов о том, зачем ИТ-предпринимателю финансовая грамотность

Основатель сервиса для учета денег в малом бизнесе «Финолог» Михаил Смолянов начинает публиковать на vc.ru серию материалов о финансовой грамотности для ИТ-предпринимателей.

В первом тексте — объяснение, для чего основателю бизнеса вообще нужна финансовая грамотность, если в компании есть бухгалтер и финансовый директор.

Меня зовут Михаил Смолянов, я предприниматель. Последние восемь лет я занимаюсь софтом для малого и среднего бизнеса: я руководил «Мегапланом», обучаю предпринимателей в «Мегапрорыве» и сейчас делаю сервис «Финолог».

В «Мегаплане» я увидел, что постановка задач не самая больная тема для российских предпринимателей. Компании разваливаются не потому, что кто-то кому-то не поставил задачу. Главная проблема — управление деньгами. И эту проблему нельзя закрыть модным SaaS — нужно обучать людей. За последние два года мы запустили несколько обучающих инициатив в «Мегаплане», «Мегапрорыве» и «Финологе». Теперь я хочу популяризовать управление финансами.

Это статья для тех, кто занимается бизнесом или планирует им заняться. Если это не про вас — она вряд ли вас заинтересует. Мы начинаем небольшой цикл материалов по финансовой грамотности для предпринимателей в ИТ, и в первой статье хотим рассказать, зачем это вообще нужно.

Миф первый. Деньгами должен заниматься бухгалтер

Что думают: в компании должен работать бухгалтер, который будет отвечать за деньги: приход, расход, зарплаты, налоги, платежи и так далее.

На самом деле: в сферу ответственности бухгалтера входят только налоги и касса. Все остальное — это функции директоров.

Почему: бухгалтер в российской фирме — это налоговый агент государства. Его задача — чтобы государство получило от вас налоги. Если вам достался хороший бухгалтер, то он защитит вас от штрафов за неуплату налогов и разрулит проблемы с трудовыми комиссиями и прочими чиновниками. И все, на этом его работа окончена.

Но отчетность перед государством и уплата налогов — это крохотная часть бизнеса. А есть еще операционная эффективность, обязательства, учет движения денег, баланс, финансовое планирование и сценирование — это есть в любом бизнесе. И этим должен кто-то заниматься.

Бухгалтер — это малая часть управления деньгами. Если ваш бухгалтер может гораздо больше — это золотой человек, берегите его.

Миф второй. Главное — хороший продукт, а деньги будут

Что думают: управление деньгами налаживается само собой, как только появляются первые платящие клиенты. Сначала их будет мало, поэтому у нас будет время отладить учет.

На самом деле: никогда ни у кого не будет времени наладить учет. А когда появятся деньги, всегда будут более важные дела. И дальше хватит двух-трех дурных решений, чтобы компания разбилась о землю.

Почему: в бизнесе не бывает такого времени, когда можно сесть и сказать: «Ну, теперь пора заняться учетом». Всегда есть какие-то проблемы: клиенты жалуются, сервер упал, правительство ввело запрет и так далее. Из-за этого многие предприниматели начинают заниматься учетом тогда, когда уже поздно.

Другая опасность — чувство, что все под контролем. Когда у вас хороший продукт, денег поступает больше, чем необходимо для выживания. Появляется мысль: «Ага, денег хватает, мы молодцы, продолжаем в том же духе». Вы нанимаете новых людей — денег хватает. Вкладываетесь в рекламу — денег еще больше. Начинаете новую разработку, переезжаете в новый офис, ввязываетесь в дорогой редизайн. И однажды вы понимаете, что деньги вот-вот закончатся, а отказаться от лишних расходов вы уже не можете.

У вас может быть прекрасный продукт, отличная база лояльных клиентов, отлаженный маркетинг — но если никто не следит хотя бы за операционной эффективностью бизнеса, то все разрушится.

Миф третий. Всегда можно нанять финдиректора

Что думают: мы вырастем и наймем человека, который наладит нам финансовый учет за большие деньги. И все будет хорошо.

На самом деле: разве что финансовым директором станет кто-то из сооснователей, в противном случае вы хлебнете горя. Ну и дорого это.

Почему: потому что внешний финдиректор никогда не сможет понять ваш бизнес достаточно глубоко, чтобы его не сломать. Финансы — это ведь следствие того, как работает бизнес: почему и как покупают ваш продукт, что в сердцах ваших клиентов, почему они выбирают вас. Чтобы финдиректор ничего вам не сломал, нужно, чтобы он стоял у истоков бизнеса, понимал его культуру и ценности. Ведь ключевые решения в бизнесе исходят именно из этих ценностей. Это если забыть на секунду, что нормального внешнего финансового директора может позволить себе только крупный бизнес.

И еще один момент: нельзя ожидать, что вы сейчас наймете волшебного человека, который придет, сам все разберет, проанализирует и скажет, что вам делать. Даже при наличии финансового директора постановка задач и ключевые решения должны исходить от директора.

Вот вам случай. Компания тратит полтора миллиона рублей в месяц на рекламу. Как-то деньги стали кончаться — наняли финдиректора, чтобы он оптимизировал расходы. Он смотрит на рекламный бюджет:

  • 1 млн рублей — контекст;
  • 300 тысяч рублей — баннеры;
  • 200 тысяч рублей — конференции.

Финансовый директор отключает контекст. Молодец, оптимизировал. А потом посмотрели: у компании из контекста приходило 90% заказов. Чуть не убили бизнес.

В чем мораль: финдиректор может предоставить вам достоверную картину финансов, может предложить какие-то решения — но отвечает за решение именно генеральный директор. Поэтому он, как никто другой, должен понимать, как деньги работают в компании.

Миф четвертый. Фонды кидают, инвесторы кидают, банки кидают, денег взять негде

Что думают: получить внешнее финансирование настолько сложно, что лучше об этом забыть и жить на свои.

На самом деле: фонды и банки не могут помочь только тем, кто гарантированно эти деньги сольет. Если это не про вас, то деньги у вас будут.

Почему: представьте, что для фондов и банков деньги — это товар на складе. Если он просто лежит, то банк на нем не зарабатывает. Банки и фонды заинтересованы в том, чтобы зарабатывать на своих деньгах — то есть выдавать кредиты и инвестировать.

Но банки и фонды не могут просто так раздавать деньги направо и налево. Очень высокий риск, что вы их сольете. А они хотят видеть в вас нормальных вменяемых партнеров, которые эти деньги вернут и приумножат. Банкам и фондам Нужны бизнес-планы, финансовые модели, сценирование. Если этого нет, то нужен как минимум порядок в финансах. Никто не даст деньги тем, кто не умеет их считать.

Миф пятый. Деньги — это сложно

Что думают: чтобы заниматься финансовым и управленческим учетом, нужно получить MBA и потом много-много работать в корпорациях.

На самом деле: сложно только заставить себя этим заняться, дальше нужные знания есть в изобилии. Это как в спорте: не нужно заканчивать институт физкультуры, чтобы выходить на пробежку.

Почему: управленческий и финансовый учет вытекает из ежедневной практики. Пришло, ушло, дали в долг, распределили расходы и так далее — все это довольно простые вещи. Если знать, куда смотреть, это все по силам.

Проблема финансового учета не в том, что он сложный. Проблема в дисциплине. В природе не бывает учета, для человека это противоестественно. Человеку свойственно жить в кавардаке, реагировать на сиюминутные ахтунги и не думать о будущем. А учет — это всегда про будущее, порядок и дисциплину.

Для учета никогда не бывает подходящей ситуации, всегда будут более срочные дела. Но правда жизни в том, что у вас либо есть учет, либо нет бизнеса.

Мы планируем несколько статей по основным проблемам учета. Задача — дать общее представление о деньгах в бизнесе и помочь вам начать их считать. Эти же принципы полезны и в планировании личных финансов.

В следующий раз расскажем о долгах, обязательствах и операционной эффективности бизнеса. До встречи!

{ "author_name": "Mikhail Smolyanov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 33, "likes": 34, "favorites": 50, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 12143, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 30 Nov 2015 13:49:26 +0300", "is_special": false }
0
33 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
16

Хороший материал, ждем следующих статей.

Ответить

Комментарий удален

5

Вода вода, причем очевидная. Любой мало-мальски трезвый предприниматель, смотрящий xоть немного в будущее, все это прекрасно понимает.

Ответить
2

это не вода, это пиар =)

Ответить
0

Я сам себе противоречу: обозвал водой - подтвердил полезность.

Ответить
4

Жму руку и снимаю шляпу. Очень толковая статья и по делу каждое слово.
Именно эти объяснения я слышала, когда консультировала (а на самом деле разбирала бардак в деньгах). И еще один миф бы добавила - я продажами и маркетингом занимаюсь, деньги - это не главное (а ради чего тогда бизнес затевался?))) Не секрет, что бизнес открывают в основном люди с маркетингово-сейлзовым бекграундом, которые считают "счетоводство" ниже своего достоинства. В лучшем случае все кидается на бухгалтера, хотя он существует для 4х вещей - налоги, отчетность, документация и проведение текущих платежей (даже не планирования их).
В результате народ не знает, сколько денег и на что есть (худший случай), делает дурацко-опасные шаги (как в приведенном примере с "оптимизацией" самой эффективной рекламы) или просто поражается, что при наведении порядка только в расходах и планировании "вдруг ниоткуда" возникает 1-3-5-10 тысяч долларов свободных денег. И потом так же удивляется, когда оказывается, что есть всего несколько понятных и логичных формул, которые серьезно помогают контролировать финансы.
Если свести это все к финальной фразе - "Я и понятия не имел!!!"

Ответить
1

"Главная проблема — управление деньгами." Очень спорный тезис. У каждого предпринимателя, на каждом этапе своего роста, свои проблемы и пробелы. Которые он решает или нет.

Ответить
2

Магомед, согласна. Но проблемы с деньгами порождают (или тянут за собой) все остальные проблемы. И наоборот - многие другие проблемы бизнеса можно решить, если грамотно управлять финансами (или эти проблемы сами частично или полностью отпадут).

Ответить
1

Мегамифы и мегаплан по борьбе с ними

Ответить
2

Ну а вообще статья супер)

Ответить
1

отличная статья!
Ну наконец-то дорогая редакция нашла хорошую тему, полезную буквально всем.
Как не хватает хорошего обсуждения на тему "Что выгоднее: ипотека или аренда?"
(просто подкидываю тему, которая с 2012 года не сходит с экрана компьютеров всей страны.
Краткое содержание статьи: вместо того, чтобы платить ипотеку в течение 20 лет, гораздо выгоднее просто арендовать квартиру. Через СЕМЬ ЛЕТ у вас скопится денег на покупку этой квартиры)

Ответить
2

Далеко не всегда)

Зависит от стоимости аренды, инфляции и роста цен на жилье.

Ответить
0

Согласен, Лев сейчас не учел много факторов прежде чем сделать такой вывод.

Ответить
1

Вы еще не поняли, почему я написал "просто подкидываю тему" ?
Вы не понимаете принципов работы сайтов типа VC.ru
Здесь задача - не найти правильный ответ, а устроить сто тысяч просмотров заметки, чтобы показать статистику на сайте ALOHA рекламодателям.
Так что проверенные темы "веганы против мясоедов", "ипотека или аренда", "голубые против натуралов" - ещё ждут своей очереди попасть на этот сайт.

Ответить
0

не задавался этим вопросом, поэтому могу не учесть важные факторы, но для меня все выглядит так, что при сохранении стабильно-предсказуемой ситуации с доходами и инфляцией, накопления с годового дохода и депозита (вместо первоначального взноса в варианте с ипотекой), сумма которых меньше стоимости квартиры, будут только отодвигать от покупки, а экономия на аренде не даст серьезной выгоды.

скажем, ваш ежегодный доход = 2 млн
депозит в банке = 500 т.
экономия на аренде вместо ипотеки = 400 т.
квартира = 5 млн

грубо говоря, при равноценном влиянии инфляции на рост дохода (включая процент за депозит) и стоимость квартиры, она в абсолютном значении будет дорожать быстрее, чем расти ваш капитал

Ответить
0

Поищите в Яндексе оригинальную заметку 2012 года "Ипотека или аренда".
Там мужик на примере Мурманска привёл примерно в 25 раз больше цифр, чем вы.
Более миллиона просмотров. Очень горячая тема на тему финансовой грамотности 90% населения России.

Ответить
0

Нашел заметку про мурманские расчеты на форуме о001оо...
Дело не в количестве цифр - таблицу с учетом основных факторов составить и школьник сможет)))
Там не учтена инфляция, а соответственно рост доходов, расходов и стоимости недвижимости. Если это та самая заметка, о которой говорите вы, то она скорее вредна, нежели полезна.

Могу проследить рост цен на недвижимость в СПб в рублевом эквиваленте за последние 17 лет.. Выросло все примерно в 37 раз... и даже если надеяться на бОльшую стабильность и равномерный рост цен в соответствии с инфляцией и рост доходов по тому же принципу, то цифр все равно много не надо, чтобы понять простую вещь:
Если в единицу времени ваши накопления увеличиваются на меньшую сумму, чем вырастает цена желаемой квартиры, то вы на нее никогда не накопите.

Ошибка той статьи про Мурманск как раз в том, что она рассматривает доходы и стоимость квартиры как константы, а потом упоминает про рост цен и инфляцию, "успокаивая" наивных читателей тем, что депозит в банке все это якобы скомпенсирует. Это профанация))

Ответить
0

Если привести в 25 раз больше цифр, взятых с потолка, то легко задурить ими голову несмышлёнышам. А если таки продраться сквозь этот мусор, то вот эти три и останутся. Больше трёх там не надо.

Ответить
0

Сами просчитывали это? У меня противоположное мнение.

Ответить
0

Вас это ипотечно-арендный Гондурас так сильно беспокоит? Попробуйте уже не чесать его.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

1

Статья отличная, и я давно хочу повысить свою финансовую грамотность. Посоветуйте курсы, книги может еще что то.

Ответить
0

Так в начале статьи ссылки на курсы и проекты Михаила. Финолог, вот это все.

Ответить
1

А что тут обсуждать если это действительно так.

Ответить

Комментарий удален

0

Генеральный директор для принятия решений, должен оперировать адекватной информацией от коммерческого и финансового директоров.
Под коммерческим директором: весь маркетинг, под финансовым: вся бухгалтерия. У нас за правило пренебрегать коммерческим директором, возьмут оопытного бухгалтера Марьюивановну и слушают ее, пока капец не настанет. А для нее главный приоритет: вовремя сданные закрывающие доки... А всякий там контекст для нее не сильно от абонентской платы за интернет отличается(

Ответить
0

Вообщем правильная статья. Если уж начал бизнес создавать: или обучайся сам или создавай структуру компании, нанимая специалистов.

Ответить
0

Главная проблема - неспособность системно мыслить. Что выливается в неспособность эффективно построить бизнес-процессы и коммуникации внутри компании. И приведенный пример с финдиром, отрубающим прибыльный контекст - хорошая тому иллюстрация.

Ну а финансами нужно управлять, да)) И кто-то приходит к этому через МВА и работу в корпорациях, а кто-то, поэтапно решая возникающие перед его бизнесом задачи.

Ответить
0

Дайте пожалуйста инвайт на финолога!

Ответить
0

Статью писал Ильяхов?

Ответить
0

В «Мегаплане» я увидел, что постановка задач не самая больная тема для российских предпринимателей. Компании разваливаются не потому, что кто-то кому-то не поставил задачу. Главная проблема — безграмотность сотрудников. И эту проблему нельзя закрыть модным SaaS — нужно обучать людей. За последние два года мы запустили несколько обучающих инициатив в «Мегаплане» и «Мегапрорыве», и сейчас я делаю сервис «Филолог».

Ответить
0

Классно, но эта статья нужна была мне раньше :) Ждем следующих, может там будет уже более актуальные советы.

И блин, я в очереди 8000+! А очень хочется посмотреть на сервис :(

Ответить
0

Подписан на финолога. Согласен плотностью с автором. Просьба - консолидируйте все уроки в 1 пачку. Тяжело каждую неделю вспоминать заново.

Ответить
0

Ребят, как подписаться ровно на этот заявленный цикл материалов? Любой способ годится — почта, рсс, кто-то в соцсетях, кто это будет репостить

Ответить
0

Я сейчас дочитываю последние уроки из рассылки Финолога и считаю, что подписка на этот курс была чуть ли не лучшим решением с начала предпринимательской деятельности. Просто неоткуда получить такие структурированные и в то же время доступно изложенные знания.

Как это обычно происходит у мелкого бизнеса: либо вы получаете второе высшее в финансах, либо делаете всё по наитию в тетрадке. Если конечно учёт не отдаётся на откуп бухгалтеру, о последствиях чего Михаил уже написал в статье.

Мне вообще кажется, что большую часть материалов рассылки нужно было читать в старших классах школы на уроке экономики.

Ответить
Читать все 33 комментария
Как превратить юристов из бюрократов в опору компании

Бывает, что корпоративные юристы — люди, которые не показываются из кабинета и иногда вставляют палки в колёса другим отделам. Но в «Фоксфорде» они сами ходят к бизнес-заказчикам и предлагают идеи. Юрист онлайн-школы «Фоксфорд» Катя Кулакова рассказывает, как работает юридический отдел, который живёт интересами компании.

Катя Кулакова, юрист онлайн-школы "Фоксфорд"
Из-за шума животные уходят из городов и лесов, а у людей он вызывает стресс: как исследователи борются за тишину Статьи редакции

Организация Quiet Parks International открывает «тихие парки» по всему миру, пытается защитить леса от шума, привлечь туристов и инвестиции.

Директор QPI по диким паркам в Азии Лайла Чин-Хуэй Фань Wired
Сказ о том, как Авито собакенов обижает и на деньги кидает
С фокусом проблемы, сорян. @alpajessica

Если не интересно читать про мошенников, а хочется поднять себе настроение, то вам в конец статьи - там милейшие фотокарточки чудесных пёселей.

Жиросжигание и жирапотери — это разные вещи. Что важнее?

Что ты чувствуешь, сползая с элипса, велосипеда или дорожки, проделав часовую кардио работу в жиросжигающем пульсе 140? Покалывания внизу живота или на боках, как-будто прямо сейчас там плавится жир. Или мокрая майка, которая убедительно пахнет сгоревшими триглицеридами.

Как малому бизнесу понять свою «зону смерти»

Риск-менеджмент традиционно считается уделом крупных компаний. Кроме них просчитывают риски разве что стартапы, и те по требованию инвесторов. Малый и средний бизнес (МСБ) работает без подобной аналитики — ему не до этого. Предпринимателей можно понять, когда ты поднимаешься с нуля или масштабируешь проект, мысль идет в векторе достижения…

Как подготовиться к жизни без cookies: рекомендации маркетологам

О технологии Federated Learning of Cohorts (FLoC), которая заменит cookies, Google объявил еще в начале года. Недавно компания анонсировала перенос запуска технологии на 2023 год, и теперь у рынка интернет-маркетинга есть 2 года, чтобы найти альтернативу работе с данными. Как выглядит ситуация сейчас и что делать маркетологам — в обзоре от AiData.

«Подрядчики запустили рекламу и ‟потеряли” 350 млн рублей»: почему на digital-рынке врут, косячат и крадут

13 историй о том, какие иллюзии есть у заказчика онлайн-рекламы, когда он поручает маркетологам задачи.

Грущу из-за всего, что осознал
Как успешно пройти испытательный срок?

Свершилось – вы получили работу мечты! Но впереди еще три месяца испытательного срока. Это время дается вам и работодателю, чтобы определиться, насколько вы друг другу подходите. Как использовать это время с максимальной для себя пользой? Рассказывает главный специалист отдела подбора персонала Ольга Шабалина. Как всегда, упаковали полезные…

Duolingo: на чем зарабатывает сервис, весь контент которого доступен бесплатно

Несколько недель назад сервис, помогающий изучать иностранные языки, подал заявку на IPO в США. Давайте посмотрим, почему он так популярен, и на чем они вообще зарабатывают.

Альфа банк самовольно закрыл зарплатный счет

При трудоустройстве в организацию мне предложили открыл счет для перечисления заработной платы в Альфа Банке. Ну Альфа Банк так Альфа Банк, мне в целом было не принципиально на какой счет приходит зарплата.

31 июля завершается приём заявок в 1-й этап отбора программы B2C Future Solutions
null