Офтоп
Дарья Хохлова

Мария Лапук о PR-трендах 2016 года: «Ценить пиарщика будут не за то, что он рассказал, а за то, о чём он умолчал» Статьи редакции

Бывший руководитель пресс-службы ФРИИ Мария Лапук написала для vc.ru колонку, в которой поделилась своими мыслями о PR-тенденциях уходящего года и о том, как будут развиваться профессиональные коммуникации в 2016 году.

Ближе к Новому году принято подводить итоги уходящего, смотреть, сбылись ли старые предсказания и строить прогнозы на следующий деловой сезон. Этим и займемся.

Сначала о том, что сбылось. В конце 2014 года я выделила четыре основных тренда в профессиональных коммуникациях в интернете: расцвет GR, кризисный PR, смерть SMM (наконец-то) и люди-бренды. Можно назвать все эти прогнозы сбывшимися.

Количество предложений по регулированию интернета росло, специалистов, которые сражались в этой неравной битве, становилось больше. Вряд ли их станет существенно больше в 2016 году, но они точно увеличат свой вес внутри компаний.

Кризисный PR — тут даже рассказать особенно нечего. Мы стали свидетелями колоссального количества скандалов, как местного, так и вполне вселенского масштаба. Дальше будет хуже, пора уже учиться ими управлять.

SMM окончательно умер. Хочется сказать, наконец-то, наконец-то компании стали думать об интернете в разрезе трафика и решения проблем клиентов, а не картинок и количества постов. Думаю, что в 2016 году коммуникациями в интернете всерьёз озадачатся госкомпании, что станет вполне себе нишей для людей, которые научились делать это качественно.

Люди-бренды — просто скажу «Михаил Слободин». Олег Бармин делает бренд из всего, к чему прикасается — мёд, цветы, блогеры, генеральный директор «Билайна». Ждём только увеличения таких историй на рынке. Уж больно много эмоций эти люди вызывают у аудитории.

Что будет происходить на рынке в 2016 году

Безусловно, рынок станет ещё более усложненным и непредсказуемым, усилится борьба за ресурсы. Если раньше пиарщиков брали, чтобы они рассказывали, какие прекрасные цветы растут около офиса — в целом, это был скорее рынок предложения новостей компании, — то сейчас будут искать тех, кто умеет решать проблемы. В этом всё: связи, креативность, умение договариваться, умение видеть ситуацию. Ценить вас будут не только за то, что вышло в СМИ, но ещё больше за то, что не вышло и никогда не выйдет.

Результативность во всём и жесткие KPI. То есть в конце концов нужно научиться делать не 120 статей через релизообменники, а одну, но которая реально поможет бизнесу. Может быть, это всё же «почистит» рынок пиарщиков, хотя я очень в этом сомневаюсь.

Мне кажется, что в 2016 году в нашу жизнь вернутся политтехнологи. Может быть, под другим названием, но с привычной функциональностью. Скорее катализатором станут даже не предстоящие выборы, а в целом усиливающиеся войны внутри системы и уменьшающаяся база возможностей. Интернет тоже не останется без внимания. Думаю, что основные склоки и скандалы мы увидим именно здесь.

Где стоит искать работу пиарщикам в 2016 году

  • Госкомпании. Будет много всего интересного и на это будут бюджеты.
  • Стартапы, особенно те, кто уже вышел на иностранные рынки и имеют валютную выручку. Для них важно показывать результаты и привлекать новых инвесторов. А для этого нужно быть на слуху, поэтому пиарщики тут решают вполне конкретную репутационную задачу. Плюс, конечно, трафик. Людям нравится пользоваться модными штуками, технологиями, гаджетами.
  • Стартапы, которые собираются выйти на мировой рынок. Часто при выходе в новую страну нужен не только трафик, но и публичность, чтобы поддержать активность. Если вы имеете такой опыт, то вы будете востребованы на рынке.
  • Большие интернет-компании. В них всё стабильно хорошо, но много междоусобных войн при пристальном внимании прессы.
  • Традиционный офлайн-бизнес. Ему часто очень не хватает компетенций пиарщиков, работавших в интернет-бизнесе. Поэтому можно попробовать себя в этой стезе, но стоит заранее понять ожидания клиента.

В целом, год обещает быть сложным и интересным. Не забывайте, что главное — работать, работать и еще раз работать. И да, журналисты — наше всё, берегите их.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Egor Zolotukhin

"SMM окончательно умер."

И как это соответствует тому, что компании стали правильно воспринимать и работать подобающе с SMM? Или это так, для красивого словца да для активностей в комментах сказано?

Ответить
Развернуть ветку
FrostBite

Начали считать эффективность возврата инвестиций и ужаснулись.

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Понятно. Похоже Мария работу так и не нашла.

Ответить
Развернуть ветку
Лапук Мария

Почему всех так волнует моя работа? Если вы чего-то не знаете, это совсем не означает, что этого не существует

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Александр Школьников

Я бы НЕ считал, что в госкомпаниях в 2016 году будут бюджеты на PR. Их будут нещадно резать, госкомпании перейдут в режим "серых мышек": "вы нас не замечаете, и мы вам на глаза не попадаемся..."

Ответить
Развернуть ветку
Лапук Мария

госкомпании, работающие в сфере технологий и интернета

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Глеб Маркин

Фёдор справляется с колонкой Марии и комментариями, лучше самой Марии

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Маше просто надо работать, а я бездельничаю вместо того, чтобы рисовать презентацию!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Лапук Мария

Да, Федор крут

Ответить
Развернуть ветку
Ivashka Yushkov

Прочёл, что Машка равняет SMM с картинками и постами (работа обычного редактора) и не стал читать дальше. Этот человек явно не знаком с вещами, о которых говорит

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Маркин

А разве работа обычного редактора ограничивается постами и картинками?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Во-первых, фамильярность ни к чему .)
Во вторых, SMM в массовом понимании именно то, о чем речь. Можно переформулировать - роль контента в SMM снижается.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Лапук Мария

Машка?(

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Smirkin

Здраво. Все по делу. В контексте грядущих выборов в ГД и снижения потребительской активности населения очевидно, что градус информационной работы государства будет расти, отсюда и PR в госсекторе.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Одно дело - политика, и бюджет на выборы. Это про политтехнологов, а не про PR, мне кажется. И другое - бюджетные организации в условиях слабеющего рубля и дешевеющей нефти. С другой стороны, PR'ом могут затыкать дыры в виде сворачивающихся/буксующих программ, это возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Маша, привет. Я поддержу комменатора выше - почему ты думаешь, что у госсектора будет больше бюджетов? Он, конечно, верстался из расчета 50-60 долларов за баррель, но реальность вносит коррективы - мне кажется, вторая половина 16-го пройдет под знаком тотальных невыплат и судов.

По поводу стартапов, которые выходят за рубеж: не уверен. Общее качество проектов падает. Это недавно отмечали экс-сотрудники АСИ на ФБ, в том числе, это я вижу (это личное мнение). То есть, попытки выхода может и будут продолжаться, но вкупе с повысившимся порогом входа за счет курса рубля... мне кажется - нет.

Ответить
Развернуть ветку
FrostBite

Госсектор не равен бюджету. Они уже давно наладили потоки в обход учета.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Valentin Dombrovsky

АСИ и стартапы (ой)?
Насчёт порога входа ты чуть-чуть ошибаешься - раб. сила в РФ стала ещё дешевле, а заработок в валюте ещё ценней. И интерес у проектов к зарубежным рынкам, безусловно, есть, как и возможности на них.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Козуля

Федор, пиши статьи!

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Маркин

«Я думаю» мне и дедушка мой про пиар рассказать может, а привести примеры и обоснование — нет.

Понимаю, что Мария сама по себе специалист хороший. Но когда говорят о прогнозах следующего года и трендах уходящего, хочется видеть больше предметости — ссылок на конкретные события, акции, высказывания людей из тусовки.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Глеб, это колонка, а не аналитика. Жанр такой .) Маша тут сама как эксперт и "тусовка" выступает.

Ответить
Развернуть ветку
Лапук Мария

Ну Федор отлично справился

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Ты просто написала очень "обсуждабельный" материал .) Я тут не причем.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Это енот

О, вот и PRщики ФРИИ. Хотел спросить, как можно добиться вот такого восприятия организации в рунете?
https://vc.ru/p/what-a-storia#comment193821

Ответить
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Бездельники, ебашьте к станку на завод. SMM, охват, бюджеты. Тьфу, блять.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Хм, у GR уже сейчас бюджеты не сходятся, к 2017 они совсем станут дырявыми и опять пиар зарежут первыми (есть же полиция для отстаивания прав власти).
Наиболее разумно пиарщикам переквалифицироваться, а то места всем, на рынке труда из 9.5 крупных компаний, не хватит

Ответить
Развернуть ветку
Влад Филатов

Согласен, но слишком поверхностно и есть куда больше интересных, отлично работающих кейсов. Не смотря на то, что "SMM умер" ))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Smirkin

Если смотреть статистику, то почти каждый пятый читатель пошарил этот материал в ФБ, ВК и ТВИ не жалуют на VC.Ru. 5000 уников за пару часов жизни материала - круто! Маша, мне кажется данный ресурс должен тебе авторский гонорар с трафика отщипнуть :)

Ответить
Развернуть ветку
Amir Alnadi
Ответить
Развернуть ветку
Bach Hoosier

Во-вторых - зачем они повторили прошлогоднее фото?
Во-первых, прогнозы вполне разумные.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Габышев

Не забывайте, что главное — работать, работать и еще раз работать.
Сессию закрыл! Отдыхаю:smiley:

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Seliverstov

10 причин гибели smm
10 лучших гос. работодателей в 2016 году
10 стартапов ниочем

В общем котики довели smm, а "кровавый путинский режим" - стартапы :))

Ответить
Развернуть ветку
Visait Nunaev

А вообще, в принципе, какие есть еще места работы помимо госкомпаний, стартапов и традиционного оффлайн-бизнеса?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Filchakov

Мария, вернись!!!

Ответить
Развернуть ветку
Elena Quonova

похоронили смм..вот блин пичаль;=(

Ответить
Развернуть ветку
Roman Maslennikov

Смм качественный есть и будет. Это Залина Маршенкулова

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 59 комментариев
null