Оффтоп Philipp Kontsarenko
5 538

Решающие 250 граммов

Мнение юриста о законопроекте, регулирующем беспилотники

В закладки

Во вторник, 22 декабря, Государственная Дума РФ приняла сразу во втором и третьем чтении законопроект № 752189-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов». Роман Бузько, партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin, рассмотрел основные принципы, предлагаемые законопроектом для регулирования беспилотных воздушных судов и объяснил, какие беспилотники потребуют регистрации.

В мировом тренде

В первую очередь стоит отметить, что российский законодатель не увидел причин для создания некой особой регуляторной среды для российских беспилотников и в целом учел опыт других стран и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

К слову сказать, те 250 граммов, о которых упоминается в названии, используются и в других странах в качестве отсечки, превышения которой требует регистрации беспилотника. Такие правила, например, начали действовать в США буквально за день до рассмотрения законопроекта в третьем чтении.

Формирование понятийной базы

Законопроект вводит ряд важных определений. В первую очередь, дано определение «беспилотному воздушному судну», под которым понимается:

Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

До этого момента единственное упоминание беспилотного судна содержалось только в актах Правительства РФ, где давалось определение беспилотному летательному аппарату:

Беспилотный летательный аппарат — летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Невооруженным взглядом видно, что «новое» определение не включает в себя беспилотники, управление которыми осуществляется в автоматическом (автономном) режиме, то есть по заданным маршрутам без участия человека, в то время как «старое» определение однозначно распространяется на такие аппараты.

Является ли это противоречие преднамеренным — вопрос, с которым Правительству РФ и Государственной Думе РФ предстоит определиться.

Законопроект также вводит такие термины, как экипаж и командир беспилотника:

Экипаж […] состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.

Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.

Из буквального толкования законопроекта и изменений, вносимых в ст. 57 Воздушного кодекса РФ, следует, что командир беспилотника должен будет обладать свидетельством внешнего пилота.

Регистрация и учет

В соответствии с законопроектом все беспилотники, предназначенные для выполнения полетов, будут подлежать обязательной государственной регистрации, за исключением беспилотников с максимальной взлетной массой 0,25 кг и менее.

Для наглядности давайте посмотрим, какие беспилотники можно купить без превышения дозволенных 250 грамм:

Порядок и детали регистрации беспилотников еще предстоит установить Правительству РФ. По словам людей, участвовавших в разработке законопроекта, для «игрушечных» беспилотников планируется установить упрощенную регистрацию. В качестве примера можно опять же взглянуть на порядок регистрации в США: там пошлина составляет $5, регистрация осуществляется онлайн через сайт федерального ведомства, а каждый зарегистрированный беспилотник подлежит обязательной маркировке (нанесению номера).

Помимо регистрации, законопроект также предусматривает, что беспилотники, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету в порядке, который также еще предстоит Правительством РФ. В данном случае, по всей видимости, речь идет не просто о закреплении конкретного аппарата за пользователем (регистрация), а об учете в статистических целях всех имеющихся в обороте беспилотников.

Заключение

На сегодняшний день (до вступления в силу законопроекта) любые беспилотники приравнены к традиционным воздушным судам и подпадают под все административные требования, в том числе необходимость получения сертификата летной годности, плана полетов, разрешения на использование воздушного транспорта и прочее.

Законопроект, с одной стороны, выводит из под регулирования беспилотники массой менее 250 грамм и, с другой стороны, формирует принципы, на основании которых Правительству РФ предстоит в будущем урегулировать этот рынок.

В то же время законопроект уже вызвал неоднозначные отзывы в сообществе любителей авиамоделирования, которые боятся, что их обяжут регистрировать и сертифицировать даже небольшие модели, используемые для личных целей, а их самих — получать свидетельства внешних пилотов.

#Мнения #дроны #беспилотники #дроны_в_России

{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0434\u0440\u043e\u043d\u044b_\u0432_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","\u0434\u0440\u043e\u043d\u044b","\u0431\u0435\u0441\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0438"], "comments": 19, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 12720, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 12720, "author_id": 4, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/12720\/get","add":"\/comments\/12720\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/12720"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

19 комментариев 19 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
0

Кормушка открыта

Ответить
1

Ну, вроде и хорошо, только пока не очень продумано.

Ответить
1

Не, ну а че.
Вот взлетит такой аппарат над городом, упадет и повредит автомобиль или причинит вред здоровью. Кто сейчас за это отвечает? Никто. Выбросил пульт от дрона, убежал и все, чистенький. По дрону владельца очень трудно если вообще возможно найти.

Ответить
0

Как насчет "перед носом, а лучше - турбиной двигателя взлетающего самолета"? Кстати, DJI начиная с какой-то версии прошивки уже так не сможет — забили GPS-координаты известных ВПП и программно запретили направлять дроны туда. По ходу, решили не дожидаться законов — а скорее исков на 100500 миллионов из-за какого-нибудь даже не террориста, а охотника за эффектными фотками.

Ответить
1

Ну ок, напечатать несуществующий бланк регистрации, про который никто не знает, как он выглядит. Ментов заставить искать весы, если подойдут. Как и с телефонами было. У меня была бумажка, что это радиостанция портативная

Ответить
1

Ну охренеть теперь. Можно подумать, что на каждого человека в стране по дрону приходится, что их нужно контролировать.

Доллар по 70 рублей, самый дешевый дрон из серии DJI - $699, на наши это 49 000 рублей. Не самая дешевая игрушка, чтобы ее покупатель оказался полным дегенератом, не способным соблюдать технику безопасности при запуске.

Лучше бы вон запретили в городах запускать небесные фонарики, которые стоят 50 рублей и могут залететь в окно/на крышу и спалить к черту целый дом, были уже случаи.
Законопроекты ради законопроектов и имитация работы госдумы какие-то.

Ответить
0

чего только не делают депутаты, лишь бы не работать =)

Ответить
0

Некоторые дегенераты умудряются и на самолет наскрести (и успешно его разбить), про автомобили я вообще молчу.

Ответить

Комментарий удален

0

Так понятно уже, как будет проходить регистрация дрона? Нужно ли получать какие-то права пилоту? Можно ли все сделать он-лайн? И если возишь дрон с собой по разным странам, то на него нужно будет клеить несколько номеров? Я всегда беру коптер в путешествия. А разрешат ли официально летать на территории Москвы? После статьи больше вопросов, чем ответов. Или ответов пока нет?

Как владелец 3 кг DJI Inspire, могу точно сказать, что нормальная регистрация и регулирование дронов необходимо. И весы не нужны, чтобы определить, что дрон больше 250 гр. Очень часто аварийная посадка или падение не зависит от пилота, а может быть браком аккумулятора или перебоями сигнала.

В Европе почти нигде нельзя летать над городом. Во Франции штраф 80 000 евро и уголовное наказание за полеты над Парижем. В США летал свободно, как раз до недавно вышедшего закона.

Ответить
2

как владелец 5 кг коптера, считаю, что регистрироваться надо.
Но в качестве рекомендательной практики, как в США. Т.е. зашел на сайт, сделал регистрацию за 5 баксов, налепил стикеры на дроны и летай. Правда и там непонятно, будут ли эти 5 баксов раз в год, или на все время.

Могу поспорить, что у нас сделают все через такую жопу, что люди забьют и будут летать на авось.

Ответить
0

Ну в сша это сделали 2 дня назад) тоже регистрацию поддерживаю. Соблюдение мер безопасности все равно ничего не гарантирует. Но главное, чтобы не пришлось запрашивать за месяц через диспетчерскую выход в воздушное пространство на высоту в 70 метров.

В принципе, по опыту последних лет, хочу отметить, что контролирующие и карательные органы рф стали очень мобильными) так что может быть запрашивать полет будем через мобильное приложение, но за деньги.

Ответить
0

Вот в этом главная проблема. А то получится как с платоном, о котором много говорят. Будут по 5 баксов за минуту полета требовать. В итоге это станет очень дорого и не рентабельно для любителей.

"Ну в сша это сделали 2 дня назад) "
Я слежу за ними как только начали говорить о законе. Там крайней каплей стало, когда инспаир упал на провода, и отключил от электричества дофига народу)

Ответить
0

Кстати, говорят, что в Израиле воздушное пространство настолько успешно контролируется спецслужбами, что при любом несогласованном полете на дроне они просто берут управление на себя и автоматически его сажают.

Ответить
1

Не верьте, чушь говорят.
Без понятия о протоколе, частоте, кодировании... Прямо джедаи.

Ответить
0

Подскажите, вот у меня китайская копия dji фантома - я ей летаю по городу и снимаю видосы красивые. Так теперь что мне летать нельзя? Если вдруг кто прицепится, что какой-то штраф будет или что?

Ответить
0

Если я не ошибаюсь, то да, будет. Но это даже не связанно с этим законопроектом.

Ответить
0

не надо светиться
надо писать так "а у одного моего знакомого есть китайская копия..."

Ответить
0

Сделали как в штатах. Там тоже от 250 гр надо регистрировать.

Ответить
0

Можно делать дроны которые будут весить до 250г и при этом собираться в один большой. Прямо в воздухе.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления