Ошибка инженера стоимостью $5,3 млрд
Недавно из ролика одного YouTube блоггера я узнал историю известного строительного объекта в самом центре Европы, в проблемы которого я просто не мог поверить.
Ведь принято считать, что долгострои, превышение бюджетов и плохое качество строительства присущи России, поэтому я решил погрузиться в тему ошибок и то, как они исправлялись в самом центре Европе.
Новый аэропорт Берлина
После окончания войны и разделения Германии, в Берлине действовало три аэропорта, в зоне Западного Берлина Тегель и Темпельхоф, а Восточный Берлин обслуживал Шёнефельд.
В 1996 году было принято решение о строительстве нового, главного аэропорта Берлина, поэтому нерентабельный Темпельхоф 30 октября 2008 года был официально закрыт. Первоначально планировалось использовать бывший аэропорт в качестве культурного центра, а также частично застроить жилыми кварталами, но жители этот план не поддержали, и он не был реализован. Активные граждане отстояли аэропорт, и сейчас его территория используется как зона отдыха и уличной спортивной активности.
Тегель сейчас является главным аэропортом немецкой столицы, но он тоже должен быть закрыт после открытия нового главного аэропорта Берлина – Бранденбург (BER).
В 2006 году началось строительство, с планом на открытие аэропорта в конце 2011 года.
Первоначально планировалось, что строительство будет вести известный генподрядчик Hochtief, но в конце концов строительством занялась управляющая компания аэропорта, что, судя по всему, и стало главной ошибкой.
К запланированной дате сдачи аэропорта была проведена колоссальная подготовка: авиакомпании готовились перевести за один день все рейсы в Бранденбург, активно продавались билеты на первые полеты, были наняты новые сотрудники, арендаторы готовились начать свою деятельность в магазинах и ресторанах нового аэропорта, Lufthansa планировала выполнить первый рейс на гиганте А380, СМИ отвели место в вещательной сетке для этого знаменательного мероприятия, Ангела Меркель готовилась выступить на церемонии открытия.
… Однако, с тех пор прошло почти девять лет, но аэропорт так и не был открыт! Есть надежда, что он будет откроет в октябре 2020 года.
Что же послужило причиной такого невероятного переноса сроков? Финансовые проблемы Германии? Конечно нет, хотя 15-ти летнее строительство не могло не сказаться пагубно на бюджете строительства. Первоначальная смета в 1,7 миллиарда долларов энергично росла, пересекла границу 6,6 миллиардов и стремится к следующей отметке – 7 миллиардов.
Аэропорт в назначенную дату не смог пройти государственную приемку. Возможно, на недостатки, связанные с теми или иными неудобствами пассажиров можно было закрыть глаза, но главной проблемой стали противопожарные системы и противопожарные мероприятия.
В процессе приемки, при имитации пожара выяснилось, что противопожарные системы, как комплексная система, совершенно неработоспособны.
Несмотря на невероятное давление и накал ситуации вокруг сдачи аэропорта, Крис Халеке, глава надзорного ведомства, от подписи которого зависит согласование системы пожаротушения, говорит: «От меня все хотят, чтобы я пошел на риск и принял этот аэропорт, как есть. Но я этого делать не буду. Во-первых, от этого зависит мое доброе имя, благополучие и профессиональное будущее. А во-вторых, потому что на мне есть ответственность перед людьми, которые здесь живут. Я живу за счет их налогов, и у них есть, черт возьми, полное право требовать от меня добросовестного труда».
Работу всех противопожарных систем (пожарная сигнализация, пожаротушение, дымоудаление и т.п.) пытались наладить в течение пяти лет, но это оказалось невозможно выполнить, поскольку проектирование и монтаж систем вело множество разрозненных компаний, над которыми не было генподрядчика — от его услуг отказались.
Пока масштаб бедствия не был выявлен, управляющая компания, стремясь обойтись малыми затратами, предложила нанять 800 сотрудников на должность «наблюдатель за дымом». Эти молодые люди должны были послужить человеческим аналогом системы пожарной сигнализации и управления эвакуацией. Предполагалось, что в случае пожара они смогут вовремя обнаружить очаг и организовать эвакуацию.
Чтобы одним махом решить все проблемы, администрация аэропорта решила привлечь компанию Siemens, но концерн после ознакомления с этим клубком проблем, отказался от контракта. Этому последовали также и другие крупные подрядчики.
В итоге было принято радикальное решение – снимать тысячи квадратных метров отделки и реконструировать системы, не смотря на сроки и затраты.
Кроме оплаты этих крайне дорогостоящих работ, аэропорт несет другие расходы. Только содержание строений обходится в месяц в десять миллионов евро. Эти расходы включают оплату труда персонала и рабочих, охрану и коммунальные услуги. Также необходимо оплачивать поддержание в работоспособном состоянии железнодорожную ветку к аэропорту — для борьбы с плесенью в туннелях и с ржавчиной путей, несколько раз в день ездят пустые составы. Также приходится компенсировать потери оператору гостиницы, который вынужден поддерживать ее в работоспособном состоянии, не принимая ни одного посетителя.
Несмотря на все эти трудности и многочисленные заявления, что аэропорт проще снести и построить заново, строительные работы двигаются вперед и близятся к завершению. Хорошая новость пришла весной 2019 года — обновленная система дымоудаления была принята инспекторами без замечаний.
Мы очень рассчитываем, что уже через три месяца работы будут завершены и Берлин получит новый, светлый, современный аэропорт, и Ангеле Меркель все же понадобится заготовленная в 2011 году речь.
Многофункциональный комплекс Bridgewater Place, Лидс, Великобритания
Здание было сдано в эксплуатацию в 2007 году, став самым высоким зданием в городе, достигнув отметки 112 метров. Здание площадью 42 000 кв.м. имеет 32 этажа.
После строительства выяснилось, что преобладающий западный ветер, ударяясь о плоский фасад, заставляет поток воздуха двигаться вниз, и на уровне земли огибать закругленную, как передняя кромка крыла самолета, часть здания. При этом, в соответствии с законами аэродинамики, скорость воздуха резко увеличивается, сбивая с ног пешеходов.
К примеру, в тихий погожий день, когда скорость воздуха в других районах города составляет 6-7 км/ч, около здания он увеличивается до 40 км/ч.
В ветреный же день скорость ветра около здания достигает 120 км/ч. В 2011 году грузовик, который двигался со скоростью около 30 км/ч был перевернут потоком ветра.
После многочисленных инцидентов вокруг здания, был предпринят ряд шагов, чтобы защитить жителей от угроз. Тротуары окружили стеклянным забором. Вокруг здания установили конструкции, которые играют роль мощных аэродинамических тормозов. Также движение автомобилей перекрывается при увеличении ветра более 70 км/ч.
Было предложение разместить на наветренном фасаде ветровые турбины для выработки электричества, но до реализации эта идея не дошла.
20 Фенчерч-Стрит, Лондон
В 2014 году в самом центре Лондона появился новый 37-этажный небоскреб высотой 160 метров, который из-за своей необычной формы получил в народе прозвище «рация» или «уоки-токи».
В том же году выдалось очень жаркое лето, и на владельцев здания посыпались жалобы от автомобилистов, которые припарковались на соседней улице Истчип, а также владельцев заведений, расположенных на этой же улице.
Как оказалось, вогнутый стеклянный фасад здания был склонен концентрировать солнечные лучи и направлять их вниз, значительно повышая температуру предметов на земле. Это привело к тому, что пластиковые элементы автомобилей плавились и теряли свою форму. Журналисты поставили опыт, поджарив яйцо на сковородке, поставленной на каменную поверхность.
Уругвайский архитектор Рафаэль Виньоли сообщил, что при проектировании здания принимался во внимание фактор отражения солнца, но расчеты показали, что температура на уровне земли может подняться лишь до 36 градусов. В действительности она поднимались до 72 градусов и выше.
Как сказал архитектор, на этапе строительства с целью экономии бюджета от части мероприятий по борьбе с отражением солнце решили отказаться.
«Одна из проблем, которая наблюдается в этом городе, ¾ это сверхизбыточность консалтинговых услуг, которые разбавляют ответственность архитектора, ¾ сказал он, ¾ до такой степени, что вы просто не знаете, где вы находитесь.»
В качестве временного решения проблемы на верхней части здания была установлена своего рода «вуаль», а несколько «опасных» парковочных мест на улице были закрыты для автомобилей.
Постоянным решением стала установка горизонтальных алюминиевых пластин, которые хоть и ухудшают вид из окон, но защищают пешеходов от потока солнца.
Несмотря на обилие расчетных программ, высокопроизводительных компьютеров, наличие образованных инженеров, архитекторов и консультантов, а также современных технологий управления проектами, остается достаточно места для ошибок. Строительство перестает быть только технологическим процессом, ведь на фоне повышения сложности зданий и ужесточения требований нормативов, появляются другие ограничения — политические и общественные, бюджетные, а также сжимание сроков работ.
Поэтому, при таких рисках возможны промахи, которые, тем не менее, обычно исправляются. Если посмотреть на последние два объекта, описанные в журнале, при всех проблемах, они полностью заполнены арендаторами и функционируют.
Александр Иванов
Руководитель проектной мастерской «Траст инжиниринг»
затянуть поляризующей пленкой не?
Плёнка может дороже
пластиковая пленка ценой пару баксов за квадрат при закупе "нам небоскреб оклеить" против полноценных металлических конструкций с монтажом?
Если честно, я не понял в чем проблема с аэропортом. Датчиков дыма и пожара же превеликое множество?? Да и решается же вопрос в промышленных объектах и аэропортах. Вопрос же не в высоте датчика??
Система противопожарной защиты это не просто датчики. Это очень сложная инженерная система, взаимодействующая с другими системами здания: вентиляцией, лифтами, СКУД, оповещением, электро- и водоснабжением и т.п. Для разных сценариев пожара прописываются свои алгоритмы сработки. А управляться все это должно такой штукой, называемой BMS. И если даже Siemens отказался разгребать все это, то значит там действительно была жопа. Siemens все-таки один из лидеров по противопожарной автоматике и системам BMS, со своим Desigo Insight.
Интересно было бы узнать подробности.
Комментарий недоступен
Спасибо, любопытно было почитать. Кстати, когда я читал комментарии немцев к разным роликам про этот аэропорт, чаще всего они пишут про позор нации.
Подробнее с видео Discovery «Инженерные просчёты» и «Масштабные инженерные просчёты»
“Моё доброе имя» а уже потом потребность людей. Красава.
От коллег по цеху большой респект и уважительное отношение!
Спасибо, Дмитрий! Очень приятно!
Классная статья, спасибо большое! Ждем еще масштабные факапы из разных стран)
Спасибо, Артем! Для того, чтобы что-то написать приходится перерыть много информации, а ее не очень много ... Я прочитал как-то книгу про финансовые "факапы" в мегапроектах - во многих странах громадные проекты оказались намного-намного дороже, чем планировалось. Но расследование показалось мне однобоким, поэтому нужно еще покопаться... Но спасибо за интерес!
Зачем сначала строить такие красивые здания, а потом так уродовать их?
"Несмотря на обилие расчетных программ, высокопроизводительных компьютеров, наличие образованных инженеров, архитекторов и консультантов, а также современных технологий управления проектами, остается достаточно места для ошибок" - КАК ТАКОЕ ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО???
Все же хотят подешевле. А кроилово, как известно, ведет к попадалову...
А попадалово к нагибалову
Таких вопиющих провалов при строительстве в Европе все же в разы меньше. Причем 2 из 3 примеров пришли мне в голову пока читала первый абзац.
Мария, можете привести примеры, очень интересно...
Комментарий недоступен
Примеры чего?
Комментарий недоступен
Александр, хорошая новость! На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. На данный момент он занимает третье место в Германии по величине – после Франкфурта-на-Майне и Мюнхена. Начавшееся в 2008 строительство BER затянулось, причем проблемы возникли, как обычно, совсем не из-за архитекторов, а из-за политиков, решивших сэкономить и тем самым повысить свой рейтинг у избирателей. В результате, в готовом здании появились сложно устранимые проблемы, оно пустовало много лет, а между запланированным открытием в 2011 и нынешней датой прошло целых девять. Поэтому BER в 2010-е был наряду с «Эльбской филармонией» в Гамбурге крупнейшим и известнейшим долгостроем Германии, если не Европы. Есть надежда, что эта сложная история окончательно завершилась, несмотря на не слишком удачный из-за пандемии момент открытия, и новый аэропорт без проблем вступит в строй. Это произойдет 31 октября в 14 часов, когда там приземлятся два самолета – компаний Lufthansa и Easyjet, а 1 ноября аэропорт уже начнет отправлять рейсы.